106 "Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (40), 2011
О. А. ВЕРТИЕВЕЦ
информационный менеджмент в структуре управления
библиотечным и книжным делом: опыт библиографического исследования
Анализируется опыт библиографического исследования информационного менеджмента в системе управления библиотечным и книжным делом, дается обоснование информационного менеджмента как самостоятельного направления и вида профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационный менеджмент, управление библиотечным, книжным делом, библиографирование, профессиональные образовательные программы.
Отраслевой менеджмент и маркетинг востребованы в профессиональных образовательных учреждениях как перспективные учебные дисциплины. Информационное общество предъявляет повышенный спрос на такое профилирование работников библиотечного и книжного дела, поскольку наряду с материальными, энергетическими, финансовыми и интеллектуальными используются информационные ресурсы. Информационный менеджмент выделился в самостоятельное направление. В библиотечной, книготорговой и книгоиздательской сферах оно приобретает специфические особенности. С течением времени информационный менеджмент усложняется и дифференцируется как особый вид профессиональной деятельности [1].
Среди задач информационного менеджмента -разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих продуктивную деятельность предприятий (организаций), их взаимодействие с внешним информационным миром: базами данных, издательствами, типографиями и т. д.
В связи с ростом объемов библиографической, фактографической и концептографической информации (и соответственно - усложнением профессиональных потребностей специалистов) изменяется отношение к информационным службам. Информация превращается в стратегический ресурс управления, осознается недостаточность ориентации информационных служб лишь на входящий информационный поток. Колоссальные объемы информации требуют постоянного обновления, переработки и сортировки, отвечающей потребностям книготорговой и библиотечной деятельности [2].
Информационный менеджмент превращается в базовую технологию управления библиотечным и книжным делом. Специалисты связывают формирующиеся отраслевые и региональные информационные системы менеджмента (ИСМ) с информационно-библиографическим обеспечением управления. На страницах специальных отраслевых изданий идет обсуждение проблем консалтинга, применения современных информационных и коммуникационных технологий, их моделирования и развития, принятия обоснованных управленческих решений [3]. Расширяется
круг публикаций по вопросам взаимодействия библиотекарей, книгоиздателей и книготорговцев при создании электронных библиотек, книжных интернет-магазинов, использовании цифровой информации [4].
Анализ сформированного массива отраслевых изданий позволил нам выявить следующую актуальную проблему. Информационный менеджмент и маркетинг как направление и особый вид профессиональной деятельности не обеспечены библиографическими и методико-библиографически-ми продуктами. В связи с этим на кафедре общего библиографоведения и книговедения Краснодарского государственного университета культуры и искусств разрабатываются информационно-библиографические продукты по проблемам информационного менеджмента и маркетинга в книжном и библиотечном деле. Исследуется видовое многообразие отраслевых изданий. Выявляются особенности методики библиографирования, связанные с отбором изданий, редактированием, группировкой литературы по разделам и рубрикам, ее систематизацией [5].
Информационно-библиографические продукты создаются на основе сформированных массивов отраслевых изданий и разработанной автором библиографической базы данных в Мiсrosoft Access [6]. По этим источникам специалисты книжного дела, преподаватели и студенты имеют возможность проводить многоаспектный поиск традиционных и электронных изданий за 2005-2009 годы, исследователи - изучать производственные, справочные, учебные и иные издания в хронологической последовательности.
2005-2009 годы отличались значительным увеличением публикаций научного содержания. Вышли в свет книги Ф. Котлера, И. И. Герчико-вой, Б. И. Кузина, В. И. Юрьева и др. Было много публикаций в отраслевых периодических изданиях: «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления», «Маркетинг в России и за рубежом». На основе анализа специальных отраслевых изданий можно сделать вывод о том, что уже сложилась определенная термино-система в научной литературе (О. С. Виханский, И. Н. Герчикова, Е. И. Комаров, М. Д. Эриашвили). Наше исследование подтвердило эту тенденцию и
№ 2 (40), 2011
жизнь Юга России"
в специальных периодических изданиях («Книжное дело», «Полиграфия», «Университетская книга», «Книжное обозрение»). Наблюдался и незначительный рост публикаций в межотраслевых изданиях («КомпьютерПресс», «Мир библиографии», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Библиография»).
Таким образом, это стало особенно важным периодом книгоиздания научной литературы по менеджменту и маркетингу. Все более значительное место в специальной периодике отводилось особенностям и распространению электронных изданий, проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в книжном и библиотечном деле. Уделялось внимание вопросам использования самостоятельных электронных изданий, электронных аналогов печатных изданий, посвященных результатам интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки). Считается, что успех маркетологов и менеджеров зависит от умения создавать, защищать и продвигать торговые марки (свидетельства на товарный знак, патент на промышленный образец, на изобретение и полезную модель) [7].
Поскольку тема «Информационный менеджмент и маркетинг в библиотечном и книжном деле» библиографически недостаточно обеспечена, мы сочли возможным акцентировать в структуре информационных продуктов следующие проблемы и направления:
- современный менеджмент и маркетинг (общие теоретические основы, проблемы, перспективы);
- управленческий консалтинг;
- информационный менеджмент и маркетинг, информационно-библиографическое обеспечение управления;
- менеджмент и маркетинг в России и за рубежом;
- информационный менеджмент и маркетинг в книготорговой, книгоиздательской и библиотечной деятельности;
- менеджмент в электронных библиотеках, книготорговых Интернет-магазинах.
В соответствии с принятой методикой деления на разделы и рубрики, литература систематизируется в прямой хронологической последовательности. Разрабатывается научно-справочный аппарат, включающий именной указатель, указатель издательств, издающих предприятий (организаций) и список использованных источников. Для отбора отраслевых изданий привлечены библиографические указатели всероссийских информационных центров (ИНИОН, ВИНИТИ и др.),
специальные отраслевые и межотраслевые периодические и продолжающиеся издания («Книжное дело», «Книжное обозрение», «Книжный бизнес», «Полиграфия», «Университетская книга» и пр.). Для корректировки библиографических разработок используются информационные ресурсы Интернет-сети.
В перспективе считаем целесообразным расширять круг отраслевых изданий в процессе их библиографирования с учетом профессиональных информационных потребностей специалистов и проблем книготорговой, книгоиздательской и библиотечной деятельности в информационном обществе. Проблемы и особенности информационного менеджмента, его роль в управлении библиотечным и книжным делом должны быть освещены в профессиональных образовательных программах вузов (специальности и направления: «Библиотеч-но-информационная деятельность», «Книгорас-пространение», «Книгоиздательское дело»).
Литература
1. Клюев В. К. Менеджер информационных ресурсов / В. К. Клюев, И. М. Суслова, А. И. Пашин, Н. Ю. Дементьева, И. И. Макарова. М., 2008; Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-инфор-мационной деятельности. М., 2009; Костров А. В. Основы информационного менеджмента. М., 2004.
2. Информационный менеджмент: место и роль в обеспечении науки, техники, производства // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2009. № 8. С. 23-35.
3. Пазухина В. Н. Специальные виды изданий отраслевой патентной документации на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки научно-технического профиля: информ.-библи-огр. аспект / В. Н. Пазухина, С. Н. Криворотенко, Н. В. Абрамова, В. И. Довгалева // Библиотечное дело: традиции и инновации развития в информ. о-ве: в 2 ч. Ч. 1. М., 2009. С. 87-90 и др.
4. Шрайберг Я. Л. «Крым-2010»: новации и традиции // Книжная индустрия. 2010. № 5. С.34-36.
5. Жилинская М. Информационный менеджмент и маркетинг в книжном деле: особенности библиогр. анализа и синтеза // Alma Mater. 2009. С. 145-149; Пазухина В. Н. Специальные виды изданий отраслевой патентной документации ... и др.
6. Менеджмент в сфере бизнеса: библиогр. база данных по товарным знакам, заявленным в 2008-2009 гг. (электр. оптич. диск; загл. с этикетки диска) / сост. О. А. Вертиевец, науч. ред. В. Н. Пазухина. Краснодар, 2009.
7. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. СПб., 2006 и др.
o. a. vertievets. informational management in the structure of control of the LIBRARY system AND Book publishing: experience of bibliographic REsEARCH
The article analyzes experience of bibliographic research of informational management in structure of control of the library system and book publishing. Basis of the informational management as an independent trend and type of professional work is given.
Key words: informational management, control of the library system and book publishing, bibliographication, professional educational programs.