Научная статья на тему 'Информационный фундамент образования'

Информационный фундамент образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дик Павел

Современное образование прочно связано с ИТ, позволяющими существенно улучшить качество преподавания, открыть новые возможности для обучения студентов и проведения научных исследований. О том, что представляет собой электронный базис ведущего классического университета нашей страны, дающего образование в сфере ИТ, рассказывает директор Центра информационных технологий БГУ, кандидат физико-математических наук, доцент Юрий ВОРОТНИЦКИЙ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational Foundation of education

Modern education is closely connected with information technologies to significantly improve the quality of teaching and to open up new opportunities for training students and conducting research. That is a e-basis of the leading classical University of our country, giving education in the field of it, the Director of the Center for information technology, Belarusian state University, candidate of physico-mathematical Sciences, associate Professor Yuriy VOROTNITSKY.

Текст научной работы на тему «Информационный фундамент образования»

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

Информационный ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Современное образование прочно связано с ИТ, позволяющими существенно улучшить качество преподавания, открыть новые возможности для обучения студентов и проведения научных исследований. О том, что представляет собой электронный базис ведущего классического университета нашей страны, дающего образование в сфере ИТ, рассказывает директор Центра информационных технологий БГУ, кандидат физико-математических наук, доцент Юрий ВОРОТНИЦКИЙ.

\

- Юрий Иосифович, когда начала формироваться информационная инфраструктура в БГУ, что можно считать точкой ее отсчета?

- ИТ в университете развивались задолго до появления персональных компьютеров - еще в 70-х гг. активно создавались

и эксплуатировались базы данных студентов, сотрудников, различные автоматизированные информационные системы: «Абитуриент», «Зарплата» и др. Что же касается сетей передачи данных, то потребность в них, естественно, была обусловлена запросами сотрудников и обучающихся. Первая сеть была создана в 1990 г. на факультете радиофизики на базе компьютеров ЕС-1840. Она успешно

эксплуатировалась в общеуниверситетском компьютерном классе.

Создание информационной инфраструктуры в современном ее виде началось в 1993 г.: были введены в эксплуатацию первые сегменты сети для обслуживания приемной кампании, система «Абитуриент», обрабатывающая информацию о поступающих в вуз на персональных компьютерах, и электронный каталог библиотеки. Дальше развитие пошло весьма быстро: уже в 1994 г. пользователи впервые получили доступ к электронной почте и Интернету, а в 1999 г. началось строительство ведомственной телефонной сети БГУ.

- Сегодня трудно себе представить плодотворную работу без компьютера, многие пользуются ноутбуками, коммуникаторами. Насколько успешно БГУ создает свое внутреннее электронное пространство, что представляет собой современная информационная сеть университета?

- Она объединяет 29 учебных и административных корпусов, в ней функционирует более 4,2 тыс. рабочих станций и зарегистрировано свыше 22 тыс. пользователей. Созданы серверные платформы университета и факультетов, в электронном виде доступны учебные материалы по более чем 1,2 тыс. учебных курсов, ресурсы библиотеки, автоматизированная

информационная система, включающая базы данных о сотрудниках, студентах, научно-исследовательских проектах и т.д. Для обеспечения выхода в Интернет мы закупаем 250 мегабит/с канал доступа, что приблизительно в 20 раз выше, чем в других университетах. Надо отметить, что все студенты и сотрудники имеют реквизиты для входа в сеть с любой рабочей станции.

В основе концепции построения такой масштабной и разветвленной структуры лежит ряд подходов. Среди них можно выделить наиболее важные: единство сети, обеспечивающее потребности учебного процесса, научных исследований, управления университетом; мультисер-висные возможности - передача данных, голоса, видеоконференции; интеграция в глобальные сети; свободный доступ к информационным ресурсам.

- Современные ИТ развиваются быстро, постоянно внедряются новые разработки, стандарты. Какие из технологических направлений являются наиболее актуальными для БГУ?

- Можно выделить два приоритета. Первое- потоковое видео и конференции для образовательных и информационных целей. У нас есть успешный опыт внедрения этой технологии: мы вели 1Р-трансляцию церемонии открытия корпуса Института журналистики Главой государства, ряда менее значимых мероприятий. Образовательные возможности этой технологии также очень важны: например, с помощью многоточечной видеоконференции преподаватель может читать лекции для 5-6 потоков студентов или даже нескольких факультетов одновременно. При этом будет обеспечиваться обратная связь - лектор будет видеть реакцию аудитории, а студенты получат возможность задавать вопросы.

54 НАУКА И ИННОВАЦИИ №5(99) Май 2011

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Не менее актуальное направление - развитие инфраструктуры беспроводных сетей, без которых невозможно представить современный университет. Во-первых, это необходимо студентам. У многих есть ноутбуки, и они должны иметь возможность подключаться к информационным ресурсам БГУ, находясь в любом месте - холле, библиотеке, аудитории и т.д. Вторая часть этого направления - обеспечение доступа к сети гостей университета, приезжих. За рубежом такая услуга широко распространена, но мы хотим пойти дальше и планируем применять технологию роуминговой аутентификации в рамках объединения EduRoam. Его члены могут использовать свои данные для входа в университетах-участниках по всему миру без дополнительной регистрации. В этой области мы собираемся активно сотрудничать с Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси.

- Многие научные работы требуют объемных вычислений, для чего ученые часто используют ресурсы суперкомпьютеров, грид-сетей. Насколько активно в БГУ ведется такая работа, есть ли возможности для этого?

- Тема распределенных и суперкомпьютерных вычислений очень интересна для

Суперкомпьютер СКИФ

университета, и не в последнюю очередь за счет появлениея суперкомпьютера СКИФ. Его 288 процессоров обеспечивают выполнение 1,2 триллиона операций в секунду, объем оперативной памяти -500 Гб, винчестеров - 11 Тб. Однако, обсуждая СКИФ, стоит говорить не столько о его вычислительной мощности, сколько о целях и задачах, которые он позволяет решать. Он стал катализатором развития суперкомпьютерных вычислений: студенты учатся работать с ним, писать приложения и т.д. Кроме того, СКИФ - это возможность предоставить свой ресурс в грид-сетях и получить доступ к чужим. Совместно с Объединенным институтом энергетических и ядерных исследований мы запустили полнофункциональный грид-сайт, уже стартовали отдельные сервисы для вычислительных задач. К концу года планируется интеграция нашего кластера в национальную грид-сеть и, соответственно, в международные сети, такие как Baltic GRID.

- Появляются ли в университете новые информационные технологии для обеспечения образовательного процесса?

- Безусловно. Возьмем, например, электронные источники информации.

Они уже давно прописались и играют важную роль в обучении на естественных факультетах, чего еще несколько лет назад нельзя было сказать о других факультетах. Поэтому возникла необходимость интегрального развития этого направления. Ввод в эксплуатацию образовательной платформы e-University дал существенный толчок к созданию и использованию образовательных и информационных ресурсов, в том числе для обеспечения контролируемой самостоятельной работы студентов. Сейчас уже можно сказать, что большинство преподавателей положительно восприняли идею электронных версий лекций, материалов для семинаров и практических занятий - у учащихся появляется возможность оперативно получать информацию, подготовленную квалифицированными преподавателями вуза. Это особенно важно, ведь в Интернете, в той же Википедии, данные могут быть неполными, искаженными или вовсе не корректными. На сегодняшний день e-University активно развивается: мы сотрудничаем с компанией IBA, которая для нас ее безвозмездно разрабатывала и постоянно совершенствует.

- Находясь в глобальной информационной среде, такая крупная структура, как БГУ, несомненно, сталкивается с вопросами защиты информации. Насколько эта проблема актуальна для университета?

- Мы постоянно регистрируем атаки на наши серверы - как извне, так и изнутри университета. Если говорить про последние, то, как правило, достаточно просто вычисляем нарушителей, проводим профилактические беседы, иногда наказываем. Кроме того, у нас есть положительный опыт сотрудничества с государственными организациями, занимающимися информационной безопасностью. Наше законодательство в этом отношении очень эффективно и позволяет решать проблемы на ранних этапах их возникновения. Информационная система БГУ всегда работала устойчиво, благодаря постоянному развитию мер безопасности взломать внутренние базы данных очень трудно.

Павел ДИК

№5(99) Май 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.