СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
Информационный ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Современное образование прочно связано с ИТ, позволяющими существенно улучшить качество преподавания, открыть новые возможности для обучения студентов и проведения научных исследований. О том, что представляет собой электронный базис ведущего классического университета нашей страны, дающего образование в сфере ИТ, рассказывает директор Центра информационных технологий БГУ, кандидат физико-математических наук, доцент Юрий ВОРОТНИЦКИЙ.
\
- Юрий Иосифович, когда начала формироваться информационная инфраструктура в БГУ, что можно считать точкой ее отсчета?
- ИТ в университете развивались задолго до появления персональных компьютеров - еще в 70-х гг. активно создавались
и эксплуатировались базы данных студентов, сотрудников, различные автоматизированные информационные системы: «Абитуриент», «Зарплата» и др. Что же касается сетей передачи данных, то потребность в них, естественно, была обусловлена запросами сотрудников и обучающихся. Первая сеть была создана в 1990 г. на факультете радиофизики на базе компьютеров ЕС-1840. Она успешно
эксплуатировалась в общеуниверситетском компьютерном классе.
Создание информационной инфраструктуры в современном ее виде началось в 1993 г.: были введены в эксплуатацию первые сегменты сети для обслуживания приемной кампании, система «Абитуриент», обрабатывающая информацию о поступающих в вуз на персональных компьютерах, и электронный каталог библиотеки. Дальше развитие пошло весьма быстро: уже в 1994 г. пользователи впервые получили доступ к электронной почте и Интернету, а в 1999 г. началось строительство ведомственной телефонной сети БГУ.
- Сегодня трудно себе представить плодотворную работу без компьютера, многие пользуются ноутбуками, коммуникаторами. Насколько успешно БГУ создает свое внутреннее электронное пространство, что представляет собой современная информационная сеть университета?
- Она объединяет 29 учебных и административных корпусов, в ней функционирует более 4,2 тыс. рабочих станций и зарегистрировано свыше 22 тыс. пользователей. Созданы серверные платформы университета и факультетов, в электронном виде доступны учебные материалы по более чем 1,2 тыс. учебных курсов, ресурсы библиотеки, автоматизированная
информационная система, включающая базы данных о сотрудниках, студентах, научно-исследовательских проектах и т.д. Для обеспечения выхода в Интернет мы закупаем 250 мегабит/с канал доступа, что приблизительно в 20 раз выше, чем в других университетах. Надо отметить, что все студенты и сотрудники имеют реквизиты для входа в сеть с любой рабочей станции.
В основе концепции построения такой масштабной и разветвленной структуры лежит ряд подходов. Среди них можно выделить наиболее важные: единство сети, обеспечивающее потребности учебного процесса, научных исследований, управления университетом; мультисер-висные возможности - передача данных, голоса, видеоконференции; интеграция в глобальные сети; свободный доступ к информационным ресурсам.
- Современные ИТ развиваются быстро, постоянно внедряются новые разработки, стандарты. Какие из технологических направлений являются наиболее актуальными для БГУ?
- Можно выделить два приоритета. Первое- потоковое видео и конференции для образовательных и информационных целей. У нас есть успешный опыт внедрения этой технологии: мы вели 1Р-трансляцию церемонии открытия корпуса Института журналистики Главой государства, ряда менее значимых мероприятий. Образовательные возможности этой технологии также очень важны: например, с помощью многоточечной видеоконференции преподаватель может читать лекции для 5-6 потоков студентов или даже нескольких факультетов одновременно. При этом будет обеспечиваться обратная связь - лектор будет видеть реакцию аудитории, а студенты получат возможность задавать вопросы.
54 НАУКА И ИННОВАЦИИ №5(99) Май 2011
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Не менее актуальное направление - развитие инфраструктуры беспроводных сетей, без которых невозможно представить современный университет. Во-первых, это необходимо студентам. У многих есть ноутбуки, и они должны иметь возможность подключаться к информационным ресурсам БГУ, находясь в любом месте - холле, библиотеке, аудитории и т.д. Вторая часть этого направления - обеспечение доступа к сети гостей университета, приезжих. За рубежом такая услуга широко распространена, но мы хотим пойти дальше и планируем применять технологию роуминговой аутентификации в рамках объединения EduRoam. Его члены могут использовать свои данные для входа в университетах-участниках по всему миру без дополнительной регистрации. В этой области мы собираемся активно сотрудничать с Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси.
- Многие научные работы требуют объемных вычислений, для чего ученые часто используют ресурсы суперкомпьютеров, грид-сетей. Насколько активно в БГУ ведется такая работа, есть ли возможности для этого?
- Тема распределенных и суперкомпьютерных вычислений очень интересна для
Суперкомпьютер СКИФ
университета, и не в последнюю очередь за счет появлениея суперкомпьютера СКИФ. Его 288 процессоров обеспечивают выполнение 1,2 триллиона операций в секунду, объем оперативной памяти -500 Гб, винчестеров - 11 Тб. Однако, обсуждая СКИФ, стоит говорить не столько о его вычислительной мощности, сколько о целях и задачах, которые он позволяет решать. Он стал катализатором развития суперкомпьютерных вычислений: студенты учатся работать с ним, писать приложения и т.д. Кроме того, СКИФ - это возможность предоставить свой ресурс в грид-сетях и получить доступ к чужим. Совместно с Объединенным институтом энергетических и ядерных исследований мы запустили полнофункциональный грид-сайт, уже стартовали отдельные сервисы для вычислительных задач. К концу года планируется интеграция нашего кластера в национальную грид-сеть и, соответственно, в международные сети, такие как Baltic GRID.
- Появляются ли в университете новые информационные технологии для обеспечения образовательного процесса?
- Безусловно. Возьмем, например, электронные источники информации.
Они уже давно прописались и играют важную роль в обучении на естественных факультетах, чего еще несколько лет назад нельзя было сказать о других факультетах. Поэтому возникла необходимость интегрального развития этого направления. Ввод в эксплуатацию образовательной платформы e-University дал существенный толчок к созданию и использованию образовательных и информационных ресурсов, в том числе для обеспечения контролируемой самостоятельной работы студентов. Сейчас уже можно сказать, что большинство преподавателей положительно восприняли идею электронных версий лекций, материалов для семинаров и практических занятий - у учащихся появляется возможность оперативно получать информацию, подготовленную квалифицированными преподавателями вуза. Это особенно важно, ведь в Интернете, в той же Википедии, данные могут быть неполными, искаженными или вовсе не корректными. На сегодняшний день e-University активно развивается: мы сотрудничаем с компанией IBA, которая для нас ее безвозмездно разрабатывала и постоянно совершенствует.
- Находясь в глобальной информационной среде, такая крупная структура, как БГУ, несомненно, сталкивается с вопросами защиты информации. Насколько эта проблема актуальна для университета?
- Мы постоянно регистрируем атаки на наши серверы - как извне, так и изнутри университета. Если говорить про последние, то, как правило, достаточно просто вычисляем нарушителей, проводим профилактические беседы, иногда наказываем. Кроме того, у нас есть положительный опыт сотрудничества с государственными организациями, занимающимися информационной безопасностью. Наше законодательство в этом отношении очень эффективно и позволяет решать проблемы на ранних этапах их возникновения. Информационная система БГУ всегда работала устойчиво, благодаря постоянному развитию мер безопасности взломать внутренние базы данных очень трудно.
Павел ДИК
№5(99) Май 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 55