Научная статья на тему 'Информационный фактор в современном массовом сознании: культурологический подход'

Информационный фактор в современном массовом сознании: культурологический подход Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный фактор в современном массовом сознании: культурологический подход»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Л. В. Скворцов

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ СОЗНАНИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

События последнего времени остро поставили проблему роли информационного фактора в массовом сознании.

«Оранжевые революции» в странах СНГ, феномены так называемой «арабской весны» подталкивают к постановке вопроса: не становится ли информационный фактор движущей силой в политике?

У нас в стране мы почувствовали влияние информационного фактора во время кампании по выборам президента. Информационное давление на Россию нарастает и нарастает в определенном заранее заданном направлении. Это очевидно.

Какую оценку с позиций культурологии следует дать возрастающей роли фактора информации в общественной жизни?

Сегодня можно говорить о качественном изменении характера информационных механизмов воздействия на общественное сознание. Это определяется доступностью сознания любого человека в любой стране мира, допускающей у себя свободное функционирование сети Интернет. Это создает совершенно новую ситуацию.

Другой ключевой момент - это изменение «субстанции» информации. Информация сегодня - это не только и даже не столько идеологическое послание; это - сконструированная реальность, создающая нужное общественное мнение. Профессионал,

обладающий знанием возможностей информации и техническими средствами, открывающими доступ к сознанию масс, может оказать решающее воздействие на политическую, экономическую ситуацию в стране, а значит, на ее безопасность. Информационные механизмы влияния превратились в ключевой фактор жизни наряду с экономическими и политическими факторами.

При этом, как оказывается, с помощью информационного фактора можно даже разрушать вооруженные силы государства, не прибегая к танковым атакам и бомбардировкам. Эффективность этого фактора Россия испытала на себе, и это признано на самом высоком уровне.

С позиций опыта минувших двух десятилетий сегодня можно с уверенностью утверждать, что в объявленной во времена перестройки гласности не было серьезной политики, и даже самой идеи построения информации в соответствии с требованиями политической стратегии. Следует также признать, что и гуманитарное знание не всегда адекватно реагировало на новую ситуацию.

Здесь нам мешали две застарелые болезни. Это - отождествление гуманитарного знания либо с идеологическим сервилизмом, угодничеством существующей власти, либо с элитарным эстетизмом, эстетикой духа, переживанием ценностей мира, далекого от реалий современной жизни.

Между тем ключевая функция гуманитарного знания - это расшифровка того, что составляет сущность, субстанцию современной цивилизационной жизни и что обеспечивает ее сохранность, способность к самовоспроизведению в деятельности и образе жизни человека.

Если с этой точки зрения подойти к современному информационному обществу, то грамотное управление его процессами требует теоретического ответа на три вопроса, а именно:

- Что такое информация и как она относится к ИСТИНЕ?

- Что такое информационное поле и как оно влияет на современное массовое сознание?

- Существует ли информационная культура и если да, то каковы ее составляющие?

Если мы даем адекватные ответы на поставленные вопросы, то подходим к пониманию сущности современной цивилиза-

ционной жизни. Но какой практический результат может дать разработка фундаментальных (не прикладных, а именно фундаментальных) проблем информационной культуры?

Разработка этих проблем позволяет правильно осмыслить очевидные парадоксы современного массового сознания.

Среди этих парадоксов прежде всего следует выделить феномен возврата к мифологическому типу массового мышления в условиях небывалых темпов научного и технического прогресса.

Чем это обусловлено?

Во-первых, прогресс естественно-научного знания подорвал основания безоговорочного влияния традиционных форм общего миропонимания.

Во-вторых, исторический опыт XX в. подорвал основания философии истории, обосновывающей ее конечные цели. Но эта философия истории составляла исходный пункт социальных теоретических построений.

Соответственно, в общественном сознании происходит сдвиг в направлении ситуационного мышления, определения механизмов удачи в решении жизненных вопросов, выходящих из-под духовного контроля общего миропонимания и законов социального развития.

Происходит возрождение эзотерических форм определения судьбы человека, достижения удачи в решении жизненно важных проблем.

Этот сдвиг оказывает влияние и на формы массового социального поведения.

Массовое социальное поведение все чаще обретает ритуальные формы. Здесь важно участие, демонстрация себя в качестве члена сообщества, несущего некий сакральный смысл. Желание сохранить это ощущение сопричастности к особой правде объясняет устойчивость массовых мероприятий, часто не имеющих конкретной социальной цели. Социальное поведение начинает складываться под воздействием резонансных фактов и примера сакральных лидеров. Смена сакральной личности и смена процедур полагаются достаточным условием достижения «счастливого социального состояния». Для мифологического типа мышления характерно отождествление сакральной личности с первопричиной,

влияющей на ход естественных процессов. В политику начинают включаться элементы «шаманизма». Другой важной чертой мифологического типа мышления является необходимость строгого соблюдения правильного имени. Ошибка здесь влечет за собой полную неэффективность, и система перестает работать.

Сегодня в механизмах влияния на массовое движение правильное использование имени также становится ключевым фактором эффективности воздействия. При этом можно радикально менять смысл социальных явлений, что было подмечено в свое время Джорджем Оруэллом, сформулировавшим известные тезисы новояза, такие, например, как «мир - это война», «война - это мир». Информационное давление и коллекционирование специально подобранных фактов позволяют создать видимость истинности ок-сюморонным суждениям. Сегодня гражданские войны в арабских странах называются «арабской весной», т.е. время глубочайшего социального кризиса позиционируется как время всеобщего расцвета. Совещание, нацеленное на вмешательство во внутренние дела Сирии и физическое устранение ее государственного руководства, называлось совещанием «сирийских друзей». Управление информационными процессами позволяет добиваться того, что нужное наименование в массовом сознании начинает совпадать с реальной сущностью социальных явлений.

Это объясняет, почему семантика занимает значительное место в обосновании современной политики. С помощью семантики реальная истина вытесняется «нужным» с точки зрения политики наименованием социальных явлений.

В эпоху мифологического сознания можно было наблюдать превращение естественных явлений в сверхъестественные, т. е. в нечто совсем иное, что как раз и считалось подлинной истиной. Этот механизм может действовать и сегодня. Мартин Хайдег-гер, когда он посетил один из островов Греции, воспроизвел эту возможность, когда увидел над горной вершиной молнию и услышал гром. Он воскликнул: «Зевс».

Если философы в Афинах выступали против такого толкования истины, то их подвергали остракизму или смертной казни.

Сегодня также нарушающие семантический консенсус подвергаются различным видимым и невидимым преследованиям.

Вместе с тем закономерно возникает вопрос: как в наше просвещенное время возможно превращение в «истину» сконструированного информационными средствами заблуждения?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какие формы имеет информация и как эти формы относятся к истине.

Обычно считается, что информация заключена либо в базах данных библиотек и научных институтов, либо на страницах газет и журналов, либо на экранах телевизоров, либо в Интернете.

Но это - ограниченный взгляд на информацию. Информация может существовать и в материальной, технологически реализуемой форме. Именно в этой форме информация кажется совпадающей непосредственным образом с реальностью истины.

Такой подход к истолкованию информации кажется особенно продуктивным применительно к прояснению феномена информации в мире живых организмов.

Фред Адамс, сотрудник кафедры лингвистики и когнитивной науки университета штата Делавер (США) в своей статье «Информация и знание» считает информацию естественно возникающим продуктом, который существует независимо от ума, создается и недодается в соответствии с регулярностью происходящих событий1. Но если информационные функции может выполнять естественно возникающий продукт, то это значит, что можно создавать и искусственно такую реальную среду, которая будет выполнять информационные функции, а значит, влиять на поведение людей.

Это обстоятельство позволило Лучиано Флориди создать концепцию «четвертой революции». Если аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество изменяют явления природы и технологию материального производства, то «четвертая революция» изменяет не природу и технологии производства, а когнитологический образ человека как партнера взаимодействия. Человек в итоге «четвертой революции» получает для себя искусственного агента, своего рода «спутника жизни», постоянного его партнера, без которого он уже не может полноценно

1 Adams F. Information and knowledge a la Floridi // Metaphilosophy. - Oxford, 2010. - Vol. 41.- N 3. - P. 331-344. 228

существовать. Это - во-первых. Во-вторых, человек с помощью информационных средств создает свой искусственный дубликат.

Он при этом оказывается перед проблемой - что относить к своей подлинности: свое физически действующее существо или его идеальный образ, созданный информационными средствами?

В зависимости от ответа на этот вопрос может меняться тип поведения человека.

В силу возникающего «раздвоения личности» может меняться и характер общественного отношения к человеку.

Как мы должны относиться к человеку? Как мы видим его в анкетных данных, на экране телевизора, через сведения в сети Интернет? Или же истина заключена в физической реальности человека, в его действительной социальной жизни от рождения и до смерти? Но кто знает эту жизнь? Сегодня мир живет образами, которые возникают через посредство механизмов информации.

Фред Адамс отмечает, что Флориди задается вопросом, может ли информация быть натурализованной? Фред Адамс считает, что может, т. е. она может быть независимой от сознания человека вообще. Это и обнажает сущность информации. Конечно, когнитивная репрезентация высокого уровня, т. е. мыслительная деятельность человека, может создавать, распространять и кодировать информацию. Но она действует так же, как существует и действует информация в естественных событиях.

Информация, превращенная в естественный продукт, начинает играть роль моста между человеком и миром и поэтому воспринимается в качестве носителя истины. Это - ключевой момент. Дело в том, что с помощью определенным образом построенной информационной реальности можно вызвать поведение масс вопреки их собственным действительным интересам и осмысленным представлениям.

В таких ситуациях возникает очевидная аналогия поведения людей и использования информации некогнитивными организмами. Например, пишет Фред Адамс, деревья используют информацию относительно сокращения количества получаемого солнечного света, когда они прекращают свой рост и сбрасывают листву. Этот процесс можно представить как последовательную

цепь причин и следствий, так что здесь нет необходимости в наличии сознания как фактора информационного влияния.

Еще более разительным является пример информационного влияния как естественного процесса, когда рассматривается влияние поедания антилопой куду верхушек акации. Такое поедание вызывает значительное увеличение выхода фенольных соединений, танина, разносимого ветром, что отталкивает антилоп от кустов акаций.

Вопрос: эта информация обманывает антилоп или не обманывает? Акация остается такой, какой она и была, т.е. съедобной для антилоп. Но активный выход танина заставляет антилопу считать, что акация перестала быть съедобной. Но ведь выход танина - это объективная реальность! Значит, знание о ней - это истинное знание. То есть мы имеем дело с истинным знанием, которое вводит в заблуждение.

Теоретический взгляд на эту сущность информации позволяет увидеть ее новые возможности. С чего и как начинаются «оранжевые революции»? Вспомним известные события в Вильнюсе в районе Телевизионного центра. Там бывшие «зеленые братья» стреляли по своим согражданам. Это и есть выпуск «танина», который привел к выходу Литвы из состава СССР.

В Сирии наемники-боевики с помощью отдельных террористических актов порождают обвал обостряющихся противоречий между мусульманскими течениями, мусульманами и православными христианами. Так создается общая ситуация, благоприятствующая внешнему военному вмешательству и изменению характера политического режима.

Конструирование информационной реальности действует по законам натуральной, естественной реальности, создавая эффект принудительности массового поведения за пределами самосознания. Для получения желаемого эффекта может быть достаточно одного яркого факта, такого, например, как самосожжение в знак протеста. Но при этом этот факт должен вызвать глобальный резонанс средств массовой информации с соответствующим нравственным инвективным сопровождением. Проблема истины в сфере информации таким образом упирается в проблему иерархии фактов. Информация может дать новое видение иерархии фак-

тов. И это изменяет ситуацию в целом. В этом смысле информация вносит элемент темпоральности в процесс: «до» информации и «после» информации. В этом контексте информация может быть определена как событие, которое изменяет состояние системы.

Видимо, можно считать правомерным суждение, согласно которому современные функции информации приводят к сужению действенной роли веры и идеологического убеждения в формировании мотивов социального поведения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.