Научная статья на тему 'Информационный экстремизм в Интернете как средство манипулирования сознанием'

Информационный экстремизм в Интернете как средство манипулирования сознанием Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
754
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / МАНИПУЛЯЦИИ / ЦЕЛИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ / ENGINEERING PSYCHOLOGY / MAN AND TECHNOLOGY AS PARTS OF THE UNIFIED SYSTEM / TECHNOLOGY HOMINIZATION / MAN TECHNIFICATION / MAN AND TECHNOLOGY FUNCTIONS ALLOCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярушкин Николай Николаевич, Сатонина Неля Николаевна

В современном мире возрастает роль Интернета, объединяющего все человечество в единую социальную систему. В то же время предпринимаются попытки использования этого величайшего научного достижения для распространения различных экстремистских идей, используются различные спекулятивные манипулятивные приемы. Анализу этих попыток и средствам их профилактики посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN “MAN-MACHINE” SYSTEM EFFICIENCY

The development of modern techniques and technologies and their effective use is largely determined by the level of psychological support of operations. Engineering psychology is of importance in this aspect. Therefore, one of the important tasks of higher education is to prepare highly qualified specialists in engineering psychology.

Текст научной работы на тему «Информационный экстремизм в Интернете как средство манипулирования сознанием»

выполнения рабочих операций; способность принимать информацию по различным сенсорным каналам, легко переходить от одной модальности сигналов к другой; способность накапливать информацию и использовать накопленный опыт для совершенствования способов работы; возможность использовать для взаимодействия с техническими устройствами различные индикаторы и органы управления; возможность усиливать интерес к работе за счет наличия в трудовом процессе творческого, поискового компонента; способность сохранять готовность к действию в неожиданных ситуациях; способность находить новые пути в неожиданных (экстремальных) ситуациях.

В целом, можно констатировать, что человек может поддерживать относительно высокий и стабильный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного времени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. В отношении же длительной стабильности однообразной работы машина, бесспорно, превосходит человека, она способна при этом выполнять сотни тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных условиях, он обладает также колоссальными возможностями компенсации, может в течение короткого времени не только полностью восстанавливать работоспособность, но и выполнять работу на более высоком уровне. Поэтому в любой системе «человек-техника» функции между человеком и автоматическими устройствами должны распределяться таким образом, чтобы обеспечить возможность проявления преимуществ каждого звена для обеспечения наивысшей эффективности и надежности функционирования данной системы.

Таким образом, инженерно-психологическое обеспечение проектирования и эксплуатации новых систем «человек-техника» требует глубоких знаний в области инженерной психологии у проектировщиков и эксплуатационников данных систем. Решить эти сложные задачи можно лишь при участии в коллективах проектировщиков специалистов в области инженерной психологии и, одновременно, при повышении уровня профессиональной компетентности в этих вопросах самих инженеров (конструкторов, технологов, менеджеров и т. д.).

В связи с этим можно утверждать, что выпускники магистратуры по направлению «Инженерная психология» могут быть весьма востребованными в инженерно-проектировочной и производственной деятельности, так как при их непосредственном участии в разработке новой техники, и в то же время в подборе и обучении специалистов, работающих на этой технике, инженерные психологи смогут обеспечить наиболее оптимальное сочетание возможностей человека и техники и добиться высокой эффективности, надежности и безопасности разнообразных систем «человек-техника».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология : учебное пособие / под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979. 224 с.

2. Фугелова Т.А. Инженерная психология : учебник. Тюмень : Тюм ГНГУ, 2010. 291 с.

3. Адамчук В.В., Варна Т.П., Воротникова В.В. и др. Эргономика : учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.В. Адамчука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 254 с.

УДК 159.9:62

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN "MAN-MACHINE" SYSTEM EFFICIENCY

©2014

N.N. Yarushkin, Doctor of psychological sciences, professor of Department of General and Social Psychology Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

N.N. Satonina, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Economics and

Corporate Governance

Samara State Technical University, Samara (Russia)

Annotation: The development of modern techniques and technologies and their effective use is largely determined by the level of psychological support of operations. Engineering psychology is of importance in this aspect. Therefore, one of the important tasks of higher education is to prepare highly qualified specialists in engineering psychology.

Keywords: engineering psychology; man and technology as parts of the unified system; technology hominization; man technification; man and technology functions allocation.

УДК 159.9.072.42

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В ИНТЕРНЕТЕ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ

©2014

Н.Н. Ярушкин, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия) Н.Н. Сатонина, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и

управления организацией

Самарский государственный технический университет, Самара (Россия)

Аннотация: В современном мире возрастает роль Интернета, объединяющего все человечество в единую социальную систему. В то же время предпринимаются попытки использования этого величайшего научного достижения для распространения различных экстремистских идей, используются различные спекулятивные манипулятивные приемы. Анализу этих попыток и средствам их профилактики посвящена данная статья.

Ключевые слова: информационный экстремизм; манипуляции; цели манипулятивного воздействия на сознание; составляющие манипулятивного воздействия; манипулятивные приемы.

В настоящее время Интернет занимает важное всемирная библиотека и кладовая знаний, накопленных

место в жизни многих людей как средство связи человечеством, как средство, отражающее и

с другими людьми, как информационный канал распространяющее мировую культуру. Можно

о событиях, происходящих в разных странах, как долго перечислять и другие функции Интернета,

который стал мощным катализатором многих важных прогрессивных тенденций современного мира. В то же время нельзя забывать, что любые научные открытия, сделанные человеком, не всегда и не во всем шли ему на благо. Например, общество бьет тревогу относительно все возрастающей интернет-зависимости, игровой зависимости среди современной молодежи. Но есть и иная опасность, которая заключается в том, что это мощное информационное средство, для которого не существует границ, может использоваться для психологического «зомбирования» части населения с помощью различных приемов манипулирования сознанием людей.

Е.Л. Доценко в своей известной монографии [1, с. 44] отмечает, что в Оксфордском словаре английского языка манипуляция определяется как акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка. Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллианизм». Данный автор дает свое определение этому понятию: «манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [1, с. 58]. Опасной особенностью манипуляции является то, что она характеризуется скрытым воздействием на людей с опорой на их автоматизмы и стереотипы. При этом широко используются такие ее формы, как провокация, обман, интрига.

Выделяют основные составляющие

манипулятивного воздействия: 1) оперирование информацией; 2) сокрытие манипулятивного воздействия; 3) степень и средства принуждения, применения силы; 4) мишени воздействия и 5) роботообразность, машиноподобие адресата воздействия [1, с. 109].

Столкновение интересов различных стран все чаще вызывает так называемые «информационные войны», в которых информация используется в качестве эффективного средства воздействия на противоположную сторону. При этом информация препарируется по нескольким параметрам. Со ссылкой на ряд зарубежных авторов Е.Л. Доценко [1] отмечает некоторые из этих параметров.

Наиболее часто используется искажение информации, которое варьируется от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства. Другой параметр - утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании - сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала [2, с. 142].

Следует учитывать, что сам способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла» [3, с. 45].

Важную роль играет момент подачи информации. Например, самый известный прием - показ в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время.

Еще один распространенный прием - подпороговая подача информации, что встречается в рекламной продукции.

При рассмотрении психологических механизмов используется понятие «мишень» для обозначения тех психических структур, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия независимо от того, имел ли он такое намерение или нет [1, с. 114]. При этом воздействие строится в расчете на низменные влечения человека или его агрессивные устремления. Такими могут быть, например, секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас (него), неустойчивость перед искушениями власти, денег, славы, роскоши и т. п. Отмечается, что, как правило, манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т. п.

Логика манипуляторов при этом очевидна и закономерность просматривается однозначно: чем шире аудитория, на которую требуется оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые мишени. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможна тогда, когда организатору воздействия известны специфические качества интересующего его слоя населения или группы людей.

Особо следует выделить лейтмотив роботоподобности, состоящий в том, что люди -объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток, управляемых власть имущими с помощью «ниточек» - средств массовой информации [1, с. 115].

В период «холодной войны» весь перечисленный арсенал широко использовался западными странами против СССР. А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский в своей книге приводят высказывание А. Даллеса, директора ЦРУ США, который весьма откровенно и цинично определил цели и последствия информационно-психологической войны: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей... Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и подымать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство

и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство. национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» [4, с. 175].

«Специфика новой информационной войны заключается в ее комбинированном характере. Первое направление - воздействие на сознание человека, в результате которого он совершал бы нужные действия. Реализация его осуществляется через предназначенные именно для этой цели организации, через средства массовой информации и др. Второе направление -использование оружия точного поражения, основанного на информационных, компьютерных технологиях. Данное оружие может действовать издалека, без потерь со своей стороны, с помощью простого нажатия кнопки, внушая чувство беззащитности и страха. Третье направление - использование в разрушительных целях огромных финансовых средств, сосредоточенных в США. Обычно в таких случаях деньги становятся удобным средством не только для решения задачи достижения экономической зависимости того или иного государства, но и средством порождения иждивенчества, желания «дороже продаться» у политических элит и даже граждан» [4, с. 177].

В настоящее время в политических целях используются все три направления. Можно отметить, что в стране существуют некоторые организации, спонсируемые зарубежными странами, которые стремятся формировать общественное мнение в российском обществе, выгодное этим странам.

Безусловно, и третье направление играет важную роль в дестабилизации общественного сознания российского общества. Используются так называемые «методы незаметного проникновения», пропагандирующие ценности, чуждые отечественному менталитету.

В то же время обратим особое внимание на содержание второго направления. В настоящее время наиболее активно используются интернет-ресурсы. Действительно, это современное достижение человечества, интегрирующее знания, накопленные человечеством, и обеспечивающее их доступность каждому человеку на планете, позволяющее быть косвенным участником любых событий на Земле и предоставляющее неограниченные межличностные связи людей разных народов, обладает в числе других еще некоторыми другими уникальными возможностями: оказывать избирательное влияние на конкретную группу лиц и даже на конкретных отдельных лиц с целью изменения их взглядов, мнений, установок, системы ценностей и даже мировоззренческих позиций.

Анализ современной ситуации показывает, что интернет-ресурсы в настоящее время становятся

решающим фактором в борьбе за умы людей. Существуют несколько ведущих направлений, по которым идет воздействие на сознание россиян. Одно из них связано с так называемой правозащитнической деятельностью, в рамках которой под видом отстаивания нарушаемых прав людей, делается попытка дискредитации всех ветвей государственной власти, создания недоверия к ним со стороны широких народных масс и побуждение к массовым несанкционированным выступлениям. Опыт «цветных революций», прокатившихся за последние годы по разным странам, несмотря на некоторые национальные особенности, указывает на их концептуальную схожесть в плане подготовки и проведении. Алгоритм этих революций примерно одинаков, причем, начальное звено непосредственно связано с целенаправленным манипулятивным воздействием на сознание читателей сайтов интернета. Как правило, такое воздействие направлено на молодежную аудиторию, не имеющую жизненного опыта и четких жизненных ориентиров.

При этом, учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения России, упор делается на наиболее «живучие» стереотипы и предрассудки: этнические, националистические, религиозные и т. д. Зачастую используется сочетание таких предрассудков. Этому способствует ряд обстоятельств, таких как: проблемы постперестроечного процесса в стране; экономические трудности, испытываемые населением; миграция населения, вызванная этими трудностями и осложняемая столкновением разных этнокультур; выраженная поляризация населения по уровню доходов; проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности простого человека и другие социально-экономические проблемы.

Одним из ярких примеров могут служить события на Украине. Первоначальными причинами этих событий было обнищание простых людей, неограниченная власть олигархов, коррумпированные властные структуры, непоследовательное политическое и экономическое руководство страной. На этом фоне было достаточно легко спровоцировать недовольство в массах и канализировать его в желаемом для Запада и местных националистов направлении.

Вполне убедительным является мнение многих российских политологов о том, что основной мишенью при этом является Россия, в которой прослеживаются некоторые весьма схожие тенденции, характерные для всех стран на постсоветском пространстве: помимо упомянутой поляризации населения по уровню доходов и коррупции, неравномерное экономическое развитие регионов страны, упадок местной промышленности, приводящий к достаточно выраженной миграции населения в центральные российские города с более крепкой экономикой и развитой социально-культурной инфраструктурой, проблема трудовых мигрантов из соседних республик. Все это сопровождается трудностями взаимной адаптации коренного населения и приезжих людей. Трудности обусловлены культурными, языковыми, межконфессиональными барьерами, различиями в традициях и обычаях. Отсутствие взаимопонимания, обусловленное этими барьерами, порождает межличностные и межгрупповые конфликты, проявления экстремизма в различных его формах, что может, в свою очередь, способствовать повышению социальной напряженности в обществе.

В настоящее время появление некоторых форм

информационного экстремизма можно отметить в интернет-ресурсах. Среди этих форм следует, прежде всего, отметить проявление национализма и религиозной нетерпимости, что может способствовать формированию негативных чувств и побуждений к деструктивному поведению у части аудитории интернет-ресурсов.

Действительно, анализируя содержание некоторых сайтов, можно прийти к выводу, что наиболее деструктивными являются сайты, отражающие ультранационалистические и воинствующе религиозные взгляды авторов. Эксплуатируя естественные патриотические чувства читателей, содержание этих сайтов, по сути, способствует возникновению межнациональных конфликтов в многонациональном обществе. При этом используются разнообразные средства психологического воздействия и манипуляции с целью создания нетерпимого и неприязненного отношения к некоторым этническим группам в виде оскорбительных высказываний, порочащих фотографий, фашистской символики и оскорбительных рисунков, что может способствовать возбуждению неприязни и страха по отношению к представителям конкретных этнических групп и формированию на этой почве установок на насильственные действия по отношению к ним.

В свою очередь, учитывая всеобщую доступность интернет-материалов, подобного рода информация может глубоко задевать человеческое и национальное достоинство у представителей некоторых этнических групп и поэтому способна вызывать у них ответные реакции неприязни и агрессии, что создает условия возникновения межэтнических конфликтов.

В не меньшей степени представляет собой угрозу для общества стремление играть на религиозных чувствах людей, противопоставлять их по религиозным убеждениям и создавать из некоторых из них образы «мучеников за веру». Информация некоторых сайтов обладает четко выраженной избирательной направленностью, то есть способна оказывать воздействие на поведенческие реакции человека в зависимости от уровня его интеллектуального развития (человек с невысоким уровнем интеллекта обладает менее выраженным критическим мышлением и более подвержен внушению и эмоциональному поведению), половой принадлежности (женщины более эмоциональны и внушаемы), возраста (молодежь более эмоциональна, категорична, не обладает жизненным опытом, склонна к максимализму), уровня религиозности и принадлежности к религиозным течениям, характеризующимися религиозной нетерпимостью. Учитывая, что Россия является многоконфессиональным государством, такие интернет-ресурсы могут подталкивать к религиозному радикализму и экстремизму.

В целях более значимого воздействия на психику воспринимающей аудитории интернет-информации авторы некоторых сайтов используют ряд приемов комбинированного психологического воздействия: не только вербальные, но и невербальные средства, то есть мимику, пантомимику, интонацию, а также музыку, пение, шумовые и световые эффекты, остросюжетные кадры и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящем противоречивом и по-прежнему разделенном мире продолжается ожесточенная борьба за умы людей. Для современных информационных технологий не существует внешних границ. Есть Самарский научный вестник. 2014. № 2(7)

границы внутренние, то есть в сознании людей. Поэтому у некоторых заинтересованных сил возникает большой соблазн переформатировать эти границы в свою пользу, используя при этом любые средства, в том числе интернет-ресурсы, и самые изощренные приемы, к которым относятся манипулятивные приемы.

Учитывая, что в качестве реальной аудитории Интернета, как правило, выступает молодежь, необходимо психологическое обеспечение профилактической работы, в первую очередь, в образовательных системах. Целью такой работы должно быть формирование у молодежи понимания, что именно она является объектом психологического воздействия и манипуляций, поэтому она должна не только осознавать целенаправленную адресную направленность некоторых материалов интернет-ресурсов и их экстремистское содержание, но и обладать определенными навыками противостояния используемым манипулятивным приемам воздействия на ее сознание с целью изменения психологических установок, системы ценностей и убеждений.

Для выявления реальности проявлений информационного экстремизма в Интернете и отношения к этому явлению со стороны учащейся молодежи был проведен опрос 30 студентов. Разумеется, результаты небольшого опроса отражают лишь некоторые тенденции, которые необходимо проверять на репрезентативной выборке:

1. Сталкиваетесь ли Вы в Интернете с сайтами экстремистского содержания?

A) с пропагандой религиозной нетерпимости - 14%

Б) с пропагандой этнической и расовой ненависти -

20%

B) с пропагандой фашизма - 10%

2. Как Вы реагируете на них?

A) возмущаюсь материалами этих сайтов -10%

Б) соглашаюсь с некоторыми из них - 0%

B) не обращаю внимания - 27%

3. В чем Вы видите причину появления таких сайтов?

A) в существовании реальных проблем - 13%

Б) в появлении экстремистски настроенных людей в нашей стране - 30%

B) во внешних попытках дестабилизировать ситуацию в стране - 40%

4. Что нужно делать?

A) закрывать эти сайты - 37%

Б) применять уголовное наказание к авторам этих сайтов - 27%

B) вести более активную воспитательную работу с молодежью в системе образования - 27%

Г) совершенствовать работу СМИ - 10%

Д) решать реальные проблемы в стране - 33%

Полученные результаты показывают, что определенная часть студенческой молодежи периодически сталкивается в Интернете с сайтами экстремистского содержания, но весьма пассивно реагирует на них. В то же время многие из них достаточно отчетливо представляют причины появления таких сайтов и пути решения обозначенной проблемы.

Однако более глубокий анализ причин информационного экстремизма и опасности, которую он несет для общества, возможен при самом активном участии педагогов высшей школы. Именно квалифицированная профилактическая работа с молодежью поможет сформировать у нее социально-психологические установки, способствующие не только адекватному восприятию всех попыток манипулятивного влияния на их сознание, но и реализации активной позиции молодежи по его противодействию

Н.Н. Ярушкин, Н.Н. Сатонина

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В ИНТЕРНЕТЕ ... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. 344 с.

2. Goodin R.E. Manipulatory politics. Yale U.Pr. N. Haven; L., 1980. 250 p.

3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. М. : Мысль, 1980. 326 с.

4. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб. : Питер, 2005. 288 с.

INFORMATION EXTREMISM IN THE INTERNET AS A MEANS OF CONSCIENCE

MANIPULATION

©2014

N.N. Yarushkin, Doctor of psychological sciences, professor of Department of General and Social Psychology Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia) N.N. Satonina, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Economics

and Corporate Governance

Samara State Technical University, Samara (Russia)

Annotation: Today the role of the Internet as a means of shrinking the world is evidently growing. At the same time, it is sometimes used to employ false manipulative methods for sharing various extremist ideas. The article dwells upon such attempts and means of their prevention.

Keywords: information extremism; manipulation; manipulative influence on conscience; constituents of manipulative influence; manipulative methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.