Научная статья на тему 'Информационный аспект роста эффективности оперативного управления производством'

Информационный аспект роста эффективности оперативного управления производством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УРОВНИ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ / INFORMATION AND MANAGEMENT / INFORMATION LEVELS / QUALITY OF THE INFORMATION / INFORMATION EXPLOSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удалов Ф. Е., Губанов Д. Н.

В статье рассмотрен информационный аспект управления производством на крупных промышленных предприятиях. Определена роль информации в этом процессе. Предложен принцип передачи информации в системе оперативного управления на цеховом и заводском уровнях. Показано уменьшение информационного потока по мере его движения снизу вверх в иерархической организационной структуре управления. Предложен принцип информационного обмена между должностными лицами в процессе оперативного управления производством, позволяющий разгрузить каналы информации, упорядочить ее, исключить параллельные потоки однозначной информации, повысить ответственность за ее обработку и выдачу, оградить руководящий управленческий персонал от получения малоценной и, по существу, ненужной информации, что будет способствовать его концентрации на решении важных проблем преимущественно перспективной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ASPECT OF EFFICIENCY IMPROVEMENT OF PRODUCTION OPERATIONAL MANAGEMENT

The paper considers an information aspect of production management at large industrial enterprises. The authors define the role of information in this process and suggest a principle of information transfer in the system of operational control on the shop floor and factory levels. The paper contains schematic representation of reduction of the flow of information as it moves upward in the hierarchical organizational structure of management. The principle of information exchange between officials in the operational management of production is described that will offload channels of information, organize it, remove parallel repeating streams of information, increase the responsibility for its processing and delivery, protect managerial personnel from getting unnecessary information of little value all of which will contribute to its concentration for the solution of important problems in the most promising direction.

Текст научной работы на тему «Информационный аспект роста эффективности оперативного управления производством»

Из этого видно, какую роль должно играть стратегическое планирование для создания и развития кластерных систем. Именно стратегия (стратегический план) должна стать стержнем, который определяет функционирование и развитие кластера, поскольку другие средства консолидации интересов субъектов и координации их действий малоэффективны в условиях организационной свободы субъектов. Стратегический план играет роль центростремительной силы, обеспечивающей согласованность «орбит» движения субъектов во внутреннем пространстве кластера. Это предъявляет свои требования: а) к составу стратегии; б) к ее содержанию; в) к механизмам ее составления, утверждения и реализации.

Комплексная стратегия, всесторонне описывающая основные характеристики функционирования экономической системы, не может базироваться на односторонних теориях фирмы. Чтобы приблизиться к ответу на основной вопрос стратегического планирования - как сделать предприятие успешным и конкурентоспособным, необходимо, чтобы стратегическое планирование опиралось на системный синтез, системную интеграцию различных направлений экономической теории. Представляется, что теоретической базой стратегического планирования и управления на микроуровне должна стать системноинтеграционная теория предприятия.

Специальным предметом планирования стандартизации должны стать «стыки» и взаимосвязи подсистем, которые влияют друг на друга непосредственно и опосредованно. Для методологии планирования стандартизации кластеров необходимо учитывать следующее. Во-первых, каждая из подсистем является «производственной» в том смысле, что производит некоторый «продукт», потребляемый как внутри кластера, так и за его пределами. Так, ментальная подсистема порождает специфическую для данного объекта модификацию мышления участников деятельности предприятий и организаций кластера; культурная подсистема производит культурные образцы и ценности, формирует культурную среду; институциональная подсистема генерирует новые институты, другие изменения в институциональной системе; когнитивная подсистема создает совокупность знаний и навыков; продуктом совместного применения технологий, средств и предметов труда, входящих в

УДК 004:338.24

активы, является товарная продукция; «историческая» и имитационная подсистема формируют запас знаний, сведений и эмоциональных впечатлений относительно образцов поведения данного (историческая подсистема) и других (имитационная подсистема) предприятий.

Во-вторых, каждая подсистема участвует в «производственном» процессе расположенного выше слоя путем предоставления результатов своей деятельности как своеобразных средств производства: ментальный капитал служит фактором формирования культурной среды; культурный влияет на формирование институтов; те, в свою очередь, вместе с перечисленными факторами определяют особенности когнитивных механизмов и социально-экономического генотипа; когнитивные механизмы позволяют осмыслить чужой опыт, который необходим для анализа собственного пути.

В-третьих, каждый из слоев, кроме первого снизу, участвует в процессе воспроизводства лежащего ниже слоя (так, социально-экономический геном позволяет воспроизводить основу национальной институциональной системы). При этом результаты влияния верхнего слоя на функционирование нижнего проявляются обычно в виде кумулятивного лагового процесса с удлинением лага по мере перехода от верхних к нижним уровням.

Можно видеть, что взаимодействие подсистем образует своеобразную петлю - воспроизводственный цикл: стрелки идут сверху вниз и снизу вверх.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: в сферу планирования стандартизации кластера должны войти производимые предприятиями кластера не только рыночные, т.е. пользующиеся платежеспособным спросом на рынке товары, но и нерыночные продукты - менталитет, культура, знания и т.д. Соответственно возникает ряд новых разделов стандартизации и иных процессов системы менеджмента качества.

1. Терехин В.А. Возможный подход к построению системы менеджмента качества для предприятий промышленно-строительного комплекса // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2010. № 11 (25).

2. Терехин В.А. Методология менеджмента качества в производстве строительных материалов. Саратов, 2008.

Ф.Е. Удалов, Д.Н. Губанов

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

В статье рассмотрен информационный аспект управления производством на крупных промышленных предприятиях. Определена роль информации в этом процессе. Предложен принцип передачи информации в системе оперативного управления на цеховом и заводском уровнях. Показано уменьшение информационного потока по мере его движения снизу вверх в иерархической организационной структуре управления. Предложен принцип информационного обмена между должностными лицами в процессе оперативного управления производством, позволяющий разгрузить каналы информации, упорядочить ее, исключить параллельные потоки однозначной информации, повысить ответственность за ее обработку и выдачу, оградить руководящий управленческий персонал от получения малоценной и, по существу, ненужной информации, что будет способствовать его концентрации на решении важных проблем преимущественно перспективной направленности.

Ключевые слова: информация и управление, информационные уровни, качество информации, информационный взрыв.

F.Ye. Udalov, D.N. Gubanov

INFORMATION ASPECT OF EFFICIENCY IMPROVEMENT OF PRODUCTION OPERATIONAL MANAGEMENT

The paper considers an information aspect of production management at large industrial enterprises. The authors define the role of information in this process and suggest a principle of information transfer in the system of operational control on the shop floor and factory levels. The paper contains schematic representation of reduction of the flow of information as it moves upward in the hierarchical organizational structure of management. The principle of information exchange between officials in the operational management of production is described that will offload channels of information, organize it, remove parallel repeating streams of information, increase the responsibility for its processing and delivery, protect managerial personnel from getting unnecessary information of little value all of which will contribute to its concentration for the solution of important problems in the most promising direction.

Key words: information and management, information levels, quality of the information, information explosion.

Информация в системе управления является его важнейшим фактором, без которого бессмысленно говорить о каком-либо управлении вообще. Поэтому вопросам, связанным с ее сбором, обработкой и передачей и проблемам исследования и определения информационных потоков уделяется пристальное внимание у нас в стране и за рубежом.

Рост объема информации, связанный с быстрым развитием всех отраслей производства, можно характеризовать как лавину информации или, по-другому как информационный взрыв. Полнота и быстрота ее обработки, своевременность и правильность принятых по ней решений являются важнейшими факторами, обеспечивающими развитие производства, рост производительности труда и повышение эффективности функционирования экономики.

Применение средств электронной техники позволяет резко ускорить обработку информации, систематизировать ее по определенным признакам, выдавать информацию в определенное время и по нужным каналам, четко определяя кому, когда и в каком объеме эта информация должна предоставляться. Избыток информации вреден, так как приводит к перегрузке управленческого звена и значительно снижает эффективность его деятельности, а недостаток не позволяет иметь представление о точном состоянии экономической системы, и следовательно, решение как реакция на эту информацию либо не может быть принято, либо затрачивается дополнительное время для ее получения в требуемом объеме.

Поэтому необходимо определить четкие границы объема информации, представляемой каждому работнику в сфере управления. Обозначим предварительно источники увеличения информации в настоящее время. Их, по меньшей мере, два. Первый источник - расширение производства, рост его номенклатуры, усложнение структуры предприятий и, как следствие этого, усложнение их внутренних связей.

Рост сложности техники вызывает специализацию предприятий в определенных областях производства, так как изготовление всего состава выпускаемого изделия на одном предприятии экономически неэффективно и практически невозможно. Поэтому выпуск новой техники автоматически ведет к установлению дополнительных связей с поставщиками с заключением

договоров поставки, определением лимитов, системы санкций за неисполнение принятых обязательств и т.д.

Это объективный источник увеличения информации. Уменьшить ее объем - значит не получить каких-либо важных сведений, необходимых для управления производством. Выход здесь в ускорении обработки информации, достаточном ее представлении для выработки и принятия решения.

Вторая причина роста объемов информации - не-упорядочность внутри производства: несовершенство структуры управления, системы сбора, обработки и передачи информации, отсутствие четких границ обязанностей и ответственности персонала, несоответствие принятой системы оперативно-производственного планирования характеру производства, сложность внутренних связей, недостаточная технологическая проработка (специализация) отдельных подразделений предприятия и т.д. Устранение этих причин позволит значительно сократить поток информации.

Проработка этих вопросов требует глубокого исследования, позволившего бы выявить обусловленность объема информации каждой из указанных причин. Но уже проведенные исследования реальных процессов показали, что для упорядочения информационных потоков, порожденных вторым источником, с целью сделать их менее интенсивными, не превышающими некоторой допустимой величины, необходимо выделить определенные уровни информации, которые соответствовали бы конкретным ступеням управления производством с запрещением выхода на более высокий иерархический уровень информации, не прошедшей обработку на низшем уровне, и одновременно с запрещением перехода информации с более высокого уровня на более низкий и пропуска промежуточных уровней.

Определим схему информационных уровней крупного цеха и крупного предприятия, необходимую для оперативного управления производством: первый уровень - для начальника цеха; второй - для заместителей начальника цеха; третий - для начальника диспетчерской группы и экономиста; четвертый - для мастеров и технологов; пятый - для диспетчеров.

Таким образом, в системе цеха образуются пять четко очерченных информационных уровней. Причем объем информации при движении ее снизу вверх от уровня к уровню должен непрерывно сокращаться и

до высшего уровня доходить только информация в укрупненном масштабе, необходимая для принятия стратегически важных решений.

Наши исследования показали, что информация для начальника цеха должна содержать:

- сведения об общем выполнении технико-экономических показателей плана цехом и отдельными участками;

- сведения об общем техническом состоянии цеха;

- сведения об обеспечении плана материальными, трудовыми и техническими ресурсами.

При этом если нет каких-либо отклонений, то должно быть краткое сообщение типа: «Для Вас информации нет». Мы это называем случаем «нулевой информации».

Информационные уровни завода таковы: первый -для директора завода; второй - для главного инженера и заместителей директора завода; третий - для начальника производства; четвертый - для начальников цехов. Здесь четыре информационных уровня и тот же принцип сокращения объема информации от уровня к уровню.

Информация для директора завода, например, должна содержать сведения:

- об общем соответствии технико-экономических показателей плану завода;

- об общем техническом состоянии завода;

- об обеспеченности плана материалами, техническими и трудовыми ресурсами (в укрупненном масштабе);

- об общем состоянии снабжения и сбыта;

- о финансовом состоянии предприятия.

Здесь также должен соблюдаться принцип передачи «нулевой информации».

В связи с тем, что поступающая информация является исходным материалом для принятия решений, принципиальную важность представляет оценка информации по следующим показателям:

- объективная - необъективная;

- важная - неважная;

- достаточная - недостаточная;

- нужная - ненужная.

Так как самый большой объем информации относится к самому низкому уровню, то именно здесь должна решаться довольно сложная задача правильной ее оценки по вышеприведенным показателям, т.е. звенья, отвечающие за обработку и оценку информации на этом уровне, должны обладать достаточной квалификацией, правами и ответственностью, что позволило бы не только исключить случаи неправильной оценки и дезинформации вышестоящих уровней, но и давало бы возможность принятия по этой информации соответствующих решений.

Чем выше уровень информации, а следовательно, и управления, тем дороже стоит время руководителей, тем большую важность представляет принятое решение и тем дороже цена ошибки, допущенной из-за неправильно оцененной информации. Поэтому необъективная, неважная, ненужная информация должна исключаться на самом низком уровне. Недостаточная же информация должна попадать на следующий уровень только по факту ее доработки или пополнения на предыдущем уровне, если это представляется возможным.

При этом вовсе не означает, что объективная, важная и достаточная информация полностью переходит на следующий уровень. Оценка на низшем уровне производится и по объему информации, подлежащей передаче на следующий уровень. Кроме того, подавляющая часть ее должна использоваться на низшим уровнем как руководство к практической деятельности.

Наши исследования показали, что подавляющее большинство объективной, важной и нужной информации, полученной низшими уровнями управления непосредственно с производственных участков или из внешней среды, не представляет практической ценности для последующих уровней и решения по ней принимаются именно здесь. Если же она на эти уровни попадает, то это лишь увеличивает загрузку управленческого персонала более высоких уровней, снижая тем самым эффективность процессов управления на предприятии в целом.

Многое в передаче информации зависит от квалификации исполнителей. Она должна излагаться четко, кратко, без лишних пояснений и выкладок, если это ничего не прибавляет к существу освещаемого вопроса. Исследования показали, что в этом процессе много неупорядоченного. Например, начальнику цеха докладывают о перечне изготовленной и выпущенной цехом продукции за смену, а в конце доклада - о нескольких ее видах, которые цехом по каким-либо причинам не изготовлены. Что важнее для начальника цеха с точки зрения оперативного управления производством - то, что выпущено, или то, что задержалось, и почему? Очевидно, то, что задержалось.

Неверен и сам принцип передачи информации в приведенном примере. Всегда следует начинать с перечня отклонений от установленного графика и с тех вопросов, которые требуют принятия решения на данном уровне (т.е. на уровне начальника цеха), направленного на ликвидацию возникших отклонений. В нашем примере это должно выглядеть следующим образом: «Не выпущено т-е количество продукции, из которой п-е количество требует вашего решения по к-м вопросам».

Пока к такой форме подачи информации не готовы ни высшие, ни низшие звенья. Не исключено, что так поступают, ориентируясь на принцип «Мало сказал -мало работал».

Большое значение имеет установление ответственности за необоснованный выход информации на следующий, более высокий уровень. Мы считаем, что лицом, определяющим эту необходимость, должен быть руководитель данного подразделения: за пределы цеха

- начальник цеха; за пределы завода - директор завода.

Такое построение информационной системы вместе со значительным расширением прав соответствующих уровней в принятии и исполнении решений должно разгрузить каналы информации, упорядочить ее, исключить параллельные потоки однозначной информации, повысить ответственность за ее обработку и выдачу, освободить руководящий управленческий персонал от получения малоценной и, по существу, ненужной информации, сосредоточить внимание руководителей всех иерархических уровней организационной структуры управления на решении важных проблем преимущественно перспективной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.