ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 343.1 ББК 67.311
© 2016 г. М. О. Медведева,
адъюнкт Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В статье проводится анализ нормативных определений, рассматриваются примеры несоответствия законодательного регулирования фактическому положению дел в сфере информационных технологий. По мнению автора, произошедшие изменения в современном информационном обществе требуют разработки уголовно-процессуальных норм, регламентирующих копирование, изъятие, сохранение, обработку, передачу и представление в суде электронной информации, имеющей доказательственное значение, а также модернизации уголовно-процессуальных форм с учетом информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, уголовно-процессуальное регулирование, информационно-телекоммуникационные средства, инновационные тенденции.
M. O. Medvedeva - Adjunct, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot.
INFORMATION TECHNOLOGY IN THE CRIMINAL PROCESS: SOME NORMATIVE DEFINITION
The author conducts the analysis of the normative definitions, consides the examples of compliance with the legal regulation and the actual situation in the field of the information technologies. According to the author, the changes in the modern information society need to develop rules of criminal procedure governing the copying, removal, preservation, processing, transfer and presentation in court of electronic information, has probative value, and the modernization of criminal procedure forms, taking into account information technologies.
Key words: information technologies, criminal procedure regulation, information and telecommunication means, innovative trends.
Первоначально понятие информации исследовалось античными философами, так, в рамках атрибутивной концепции она рассматривалась как всеобщее свойство (атрибут) материи [1], далее, в теории информации К. Шеннона, - как содержание, заложенное в знаковые (сигнальные) последовательности [3, с. 243]. В настоящее время технические науки изучают информацию как содержание сигналов, передаваемых по каналам связи в системах управления [4, с. 8]. Е. Г. Кравец под информацией в уголовно-процессуальном смысле понимает сведения об объектах (предметах), которые непосредственно относятся к преступлению, и (или) сведения, которые подлежат доказыванию в рамках уголовного дела [5, с. 73].
Исходя из общего понятия технологий, толкуемого как мастерство, умение, то есть процессы, под таковыми следует подразумевать совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели, определяемую выбранной человеком стратегией и реа-
лизуемую с помощью совокупности различных средств и методов [6, с. 24], будет целесообразным рассмотреть основное понятие -«информационные технологии».
Понятие информационных технологий было разработано В. М. Глушковым и рассматривалось, прежде всего, как методы взаимодействия с информацией, а именно: а) как способ сбора информации; б) обработка информации; в) передача информации для получения новых сведений об изучаемом объекте [7, с. 89].
Несмотря на распространенность указанного понятия, единого мнения относительно данной дефиниции нет. Так, первый обзор его трактовок представлен в работе И. А. Мизи-на и др. [8, с. 4]. По мнению авторов, «термин "информационные технологии" появился в конце 70-х годов ХХ века и стал широко применяться в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации». Существуют и иные толкования рассматриваемого понятия, например: «Информационной технологией является лю-
бая технология, используемая для обработки информации как таковой», или современный вариант, который отличается более детальным характером: «Информационные технологии -совокупность программных, технических, документальных средств для выполнения информационных процессов» [6, с. 25].
Близким к понятию информационных технологий является категория IT-технологий. Итак, аббревиатура IT (Ай-Ти) является сокращением от фразы Information Technology, в переводе на русский язык - «информационные технологии». К IT-технологиям можно отнести процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки информации, а также ее предоставления и распространения. В связи с этим в целях нашего исследования мы будем использовать понятия информационных технологий и IT-технологий как синонимичные.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит следующее понятие информации: «Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (ст. 2). Закон предусматривает также буквальное толкование понятия информационных технологий [2] - «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Ю. Г. Коротен-ков под информационными технологиями понимает комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих информационный процесс, который является совокупностью последовательных действий (операций), производимых над информацией для получения какого-либо результата [16, с. 98-106].
Термин «высокие информационные технологии» (или «информационно-коммуникационные технологии») с точки зрения естественнонаучных дисциплин трактуется как «системно организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации» [7, с. 121]. Высокие информационные технологии, являясь подвидом информационных технологий, используют более сложные средства и методы работы с данными, что и позволяет им развиваться на современном этапе. Представляется возможным дать следующее определение высоких информационных технологий: это - процессы, методы поиска, сбора, формирования, хранения, обработки, передачи, распространения информации и способы осуществления
таких процессов и методов с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
В уголовном процессе понятие информации как таковое появилось с принятием Уголовно-процессуального кодекса РФ. Так, ч. 2 ст. 84 УПК РФ относит к традиционным видам документов и «иные носители информации» при соблюдении требований ст. 86 УПК РФ [3].
Информационные технологии, а также технические устройства, используемые в целях раскрытия и расследования преступлений, с точки зрения криминалистики называют «технико-криминалистическими средствами» [9, с. 34]. При этом в рамках уголовно-процессуальной и криминалистической наук существуют иные определения института информационных технологий, например «технические средства, приемы и методы, которые используются на основе и в строгих рамках процессуальных норм и представляют собой приемы наиболее эффективного осуществления процессуальных действий» [10, с. 23].
На наш взгляд, названная дефиниция рассматривает сферу применения технических средств в уголовном процессе как необоснованно узкую, ограничивая ее рамками процессуальных действий, совершаемых на основании уголовно-процессуальных норм. Здесь можно выявить некое противоречие между теорией и реально существующей действительностью. Так, если в уголовном процессе к информационным технологиям относить только те методы и технические устройства, которые используются в строго ограниченных процессуальной формой действиях, то при производстве предварительного исследования (непроцессуальных действий) применяются не указанные средства, а какие-либо другие. Таким образом, будет отличаться процессуальная форма и статус лиц, а правовая природа средств останется неизменной [11, с. 189]. В связи с этим такой сущностный признак данного определения, как процессуальный характер деятельности, является несостоятельным.
Помимо приведенного выше узкого подхода к определению сущности информационных технологий в научной литературе представлен и расширительный подход, рассматривающий в качестве технико-криминалистического средства любое средство или предмет, «если он используется в уголовном судопроизводстве для собирания и исследования доказательств, а в оперативно-розыскной деятельности - для выявления фактических данных, которые мо-
гут быть использованы для обнаружения преступлений и лиц, их совершивших» [12, с. 113]. Справедливой представляется критика данной точки зрения В. А. Панюшкиным, который отмечал, что при использовании обычных «бытовых» технических средств могут быть применены криминалистические приемы и методы, причем техническое средство из-за этого не становится криминалистическим или уголовно-процессуальным, криминалистическим являются лишь тактические приемы его использования с соблюдением определенной уголовно-процессуальной формы [13, с. 70].
Следует признать, что конкретные информационные технологии пока редко находят свое отражение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. При этом, понимая неизбежность и эффективность использования информационных технологий в уголовном процессе, необходимо уделить внимание разработке правовых аспектов, которые обеспечивали бы неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод граждан. В действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ (ст. 5 - основные понятия, используемые в УПК РФ) отсутствует законодательное определение категории «технические средства». Несмотря на это, в контексте закона неоднократно упоминаются технические средства, иллюстрацией к чему является наличие данных упоминаний в ряде норм Уголовно-процессуального кодекса РФ. Таким образом, по текстуальному оформлению применения информационных технологий можно выделить следующие группы:
1. В общепринятом смысле технические средства воспринимаются как средства фиксации - «в случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов...» (ст. 170 УПК РФ).
2. Как средства протоколирования - «протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств» (ст. 166 УПК РФ).
3. Как средства, изначально структурно предназначенные для установления необходимых сведений - «применение технических средств в исследовании материалов уголовного дела» (ст. 58 УПК РФ).
4. Как средства проверки - «в целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля» (ст. 107 УПК РФ).
5. Как технические средства коммуника-
ции - средства видеоконференцсвязи, как и любые средства коммуникации (п. 14.1 ст. 5 УПК РФ), средства связи и информационно-телекоммуникационная сеть Интернет (п. 4 ч. 7 ст. 107 УПК РФ). Основным признаком каждого из отмеченных средств для дифференциации в настоящую группу является их конструктивное предназначение для работы с информацией вне зависимости от ее формы, количества ретрансляционных источников и радиуса их удаленности.
Наряду с изложенным в Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся другие положения об использовании технических, информационных, коммуникационных и иных средств без установления их понятийного значения. Такой подход не позволяет комплексно определить необходимые, то есть основные, существенные признаки технических средств для их доказательственного обозначения. Наличие процессуальных проблем в вопросах о возможности использования технических средств при производстве следственных действий находит должное отражение в работах многих ученых-процессуалистов [14]. По мнению А. Е. Федюнина, отсутствие единообразного понимания сущности информационных технологий и технических средств в уголовно-процессуальной деятельности, недостаточное правовое регулирование их правового статуса, с одной стороны, детерминированы, а с другой стороны, влекут за собой дальнейшую неясность нормативно-правовых формулировок для правоприменителя, помимо этого, указанные проблемы негативно сказываются на качестве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовных дел [15].
Таким образом, приходится констатировать, что современное разнообразие в обозначении технических средств в Уголовно-процессуальном кодексе РФ диктует необходимость теоретической разработки и формулирования соответствующих законодательных новелл. Произошедшие изменения в современном информационном обществе нуждаются в разработке уголовно-процессуальных норм, регламентирующих копирование, изъятие, сохранение, обработку, передачу и представление в суде электронной информации, имеющей доказательственное значение, а также, что наиболее важно, модернизацию уголовно-процессуальных форм с учетом информационных технологий таким образом, чтобы они отвечали классическим требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
3. Шеннон К. Математическая теория связи. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963.
4. Колин К. К. Информатика как фундаментальная наука. Методы и технологии информатизации управленческой деятельности: сб. ст. / под общ. ред. А. Н. Данчула. М., 2007.
5. Кравец Е. Г. Современные возможности накопления, передачи и анализа информации, значимой для расследования преступлений // Вестн. Волгоград. акад. МВД России / под ред. В. И. Третьякова. Волгоград, 2010.
6. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2009.
7. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М., 1987.
8. Мизин И. А., Синицын И. Н., Доступов Б. Г. и др. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии» / под ред. И. А. Мизина. М., 1991.
9. Ищенко Е. П., Топорков А. А. Криминалистика: учеб. / под ред. Е. П. Ищенко. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2010.
10. Криминалистика: учеб. / отв. ред. А. Н. Васильев. М., 1963.
11. Зайцева Е. А., Садовский А. И. Формирование доказательств следователем с использованием специальных познаний и научно-технических средств: моногр. Волгоград, 2013.
12. Криминалистика: учеб. / отв. ред. Р. С. Белкин, Г. Г. Зуйков. М., 1969. Т. 1.
13. Панюшкин В. А. Научно-технический прогресс и уголовное судопроизводство (правовые аспекты). Воронеж, 1985.
14. Цомая С. Д. Правовое регулирование и доказательственное значение применения научно-технических средств в уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
15. Федюнин А. Е. Правовое регулирование технических средств в уголовном процессе: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.
16. Коротенков Ю. Г. Информационные процессы и технологии как объекты информатики и обучения информатике // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер.: Информатика и информатизация образования. М., 2004. № 3.
Bibliography
1. Criminal and Procedural Code of the Russian Federation, 18.12.2001 № 174-FZ (ed. 06.07.2016) // Set of legislations of Russian Federation. 2001. № 52 (p. I). Art. 4921.
2. Federal Law, 27.07.2006 № 149-FZ (ed. 06.07.2016) «On information, information technologies and information defense» // Set of legislations of Russian Federation. 2006. № 31 (1 p.). Art. 3448.
3. Shennon K. Mathematic theory of communications. Papers on theory of information and cybernetics. Moscow, 1963.
4. Kolin K. K. Informatics as fundamental science. Methods and technology of Informatization of management: collection of articles / ed. by A. N. Danchu-la. Moscow, 2007.
5. Kravets E. G. Modern opportunities of accumulation, transferring and analysis of information, significant for crime detection: Bulletin of Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia / ed. by V. I. Tretyakov. Volgograd, 2010.
6. Explanatary Dictionary of terms of notions of education Informatization. Moscow, 2009.
7. Glushkov V. M. The basis of paperless Informatics. Moscow, 1987.
8. Mizin I. A., Sinitsin I. N., Dostupov B. G., etc. Development of notions «Informatics» and «Information technologies» / ed. by I. A. Mizin. Moscow, 1991.
9. Ishchenko E. P., Toporkov A. A. Criminalistics: textbook / ed. by E. P. Ishchenko. 2nd issue, cor., add. and rewrite. Moscow, 2010.
10. Criminalistics: textbook / chief ed. A. N. Va-siliev. Moscow, 1963.
11. Zaitseva E. A., Sadovsky A. I. The formation of evidence by the investigation using special knowledge and scientific-technical equipment: monograph. Volgograd, 2013.
12. Criminalistics: textbook / chief ed. R. S. Bel-kin, G. G. Zuikov. Moscow, 1969. Vol. 1.
13. Panyushkin V. A. Scientific-technical Progress and Criminal Legal Procedure (legal aspects). Voronezh, 1985.
14. Tsomaya S. D. Legal regulation and evidence meaning of application of scientific-technical means in criminal legal proceedings: dis. ... PhD in Law. Moscow, 2007.
15. Fedunin A. E. Legal regulation of technical meanings in criminal procedure: dis. ... Doctor of Law. Saratov, 2008.
16. Korotenkov Yu. G. Information process and technology as objects of Informatics and teaching to Informatics // Bulletin of Moscow Municipal pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of education. 2004. № 3.