Научная статья на тему 'Информационные технологии в таможенном декларировании'

Информационные технологии в таможенном декларировании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1250
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Радивоник Дмитрий, Самсонов Виктор

В статье рассматривается использование ИКТ таможенными органами Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Радивоник Дмитрий, Самсонов Виктор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT in the customs declarating

The article deals with the ICT use by the customs agencies of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в таможенном декларировании»

Информационные технологии

в таможенном декларировании

Т

аможенные органы Республики Беларусь играют большую роль в обеспечении экономической безопасности и стабильного развития государства. Это обусловлено тем, что за счет таможенных платежей формируется существенная доля доходной части бюджета, ставятся барьеры, препятствующие проникновению на внутренний рынок недоброкачественной, вредной и опасной продукции. Успешные показатели таможенных органов в существенной мере определяются качеством и эффективностью управления деятельностью службы. Во многом это достигается за счет использования информационных и коммуникационных технологий.

В таможенных органах Республики Беларусь в рамках единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) функционирует более 40 информационных систем, обеспечивающих автоматизацию различных технологических процессов. Среди них Национальная автоматизированная система электронного декларирования (НАСЭД), созданная совместно с Национальной академией наук в рамках заданий Государственных программ «Электронная Беларусь» и «Электронная таможня». Она предназначена для автоматизации таможенных процессов путем электронного декларирования,

а также для обеспечения межведомственного обмена необходимой информацией при таможенном оформлении.

НАСЭД предоставляет возможности создания в таможенных органах Республики Беларусь единого информационного пространства на основе электронного представления таможенных документов и сведений, формирования электронного документа в соответствии с Законом об электронном документе и электронной цифровой подписи, взаимодействия с другими информационными системами.

Основными целями НАСЭД являются:

■ развитие перспективных технологий таможенного оформления товаров и транспортных средств с использованием электронного декларирования на основе «одного окна»;

■ повышение результативности функционирования таможенной службы Республики Беларусь;

■ создание условий для разработки и полномасштабного внедрения НАСЭД с обеспечением защиты информации, в том числе с применением электронной цифровой подписи; увеличение эффективности администрирования таможенных органов Республики Беларусь, сокращение времени и повышение качества обработки таможенных документов;

■ формирование благоприятных условий для субъектов хозяйствования - участников внешнеэкономической деятельности на территории нашей страны.

Достижение этих целей осуществляется путем разработки и использования:

■ единых форматов представления данных при обмене и способах описания этих форматов;

■ единого способа описания документов и других информационных объектов для поиска, каталогизации, агрегации данных;

■ гарантированного технологического уровня доступа пользователей и операторов к системам и сервисам;

■ унифицированных интерфейсов для межсистемного взаимодействия;

■ типовых требований к компонентной структуре и вычислительным платформам.

Решение перечисленных задач реализовано на основе следующих международных стандартов ИТ:

■ Extensible Markup Language (XML) - расширяемый язык разметки информации. Запрос

на получение каких-либо данных или выполнение определенных действий другим приложением требует наличия способов передачи параметров и получения обратно определенных результатов. При использовании веб-служб эта информация описывается с помощью языка XML, являющегося международным общепринятым стандартом для обозначения произвольных данных, которыми, в свою очередь, могут обмениваться информационные системы;

■ Simple Object Access Protocol (SOAP) - простой протокол доступа к объекту. Этот стандарт описывает протокол вызова веб-службы (удаленный процесс доступа к услугам или информации некоторой

прикладной системы). То есть передаваемые параметры описываются с помощью языка WSDL, а сам процесс вызова - с помощью SOAP. Запрос, который обычно содержит ту или иную форму документа, посылается инициатором к запрашиваемой информационной системе. Она принимает их, обрабатывает и генерирует ответ, который возвращается инициатору взаимодействия. Последний также информируется о статусе запроса (успешный или нет). Протокол SOAP основан на стандарте XML и состоит из следующих частей: формат конверта, который описывает содержимое сообщения и то, как оно должно обрабатываться, набор правил кодирования для определения типов данных конкретного приложения и соглашения по выполнению удаленных вызовов процедур;

■ Web Services Description Language (WSDL) - язык описания веб-служб, основанный на стандарте XML, который определяет способ доступа к веб-службам и их функциональные возможности;

■ Universal Description, Discovery and Integration (UDDI) - универсальный метод описания, обнаружения и интеграции, предоставляющий средства, с помощью которых любые приложения или услуги, описанные в терминах веб-служб, распознаются другими приложениями. То есть это стандарт создания реестра, используя который можно описать услуги в виде, доступном для динамического обнаружения и взаимодействия. Спецификацией UDDI предусматривается произвольное множество методов обращения к каждой веб-услуге, для описания которых служит связующий шаблон.

Структура НАСЭД разработана на основе трехзвенной клиент-серверной технологии и состоит из следующих компонентов:

■ узел информационного взаимодействия (УИВ), который обеспечивает реализацию уровня данных и уровня приложений;

■ автоматизированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие реализацию уровня представления данных (рис. 1).

Автоматизированные рабочие места дают возможность пользователям системы (инспекторам ПТО и другим должностным лицам таможенных органов) получить доступ к информации, содержащейся в БД ЭД НАСЭД, и расширяют функциональные возможности существующих рабочих мест ЕАИС ТО в процессе таможенного оформления при использовании электронной формы декларирования товаров.

Каждое АРМ имеет свое клиентское программное обеспечение и подключено к локальной вычислительной сети (ЛВС) соответствующего пункта таможенного оформления (ПТО) или таможни. УИВ обеспечивает централизованное хранение информации (сервер БД) и выполнение запрашиваемых сервисов (сервер приложений) для реализации требуемых функций системы при запуске клиентских приложений, расположенных на рабочих местах сотрудников таможенных органов. К тому же с помощью узла осуществляется информационное взаимодействие с другими информационными системами (сервер взаимодействия), которое реализовано на основе интернет-технологии путем использования веб-сервисов, базирующихся на применении спецификации XML для представления документов. В рамках ЕАИС ТО взаимодействие происходит путем обмена данными на основе ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети передачи данных таможенных

органов, построенной на базе государственных каналов связи.

Основными автоматизируемыми функциями, реализуемыми в НАСЭД, являются:

■ авторизация и идентификация пользователей системы;

■ осуществление входного контроля электронных документов, их прием в систему;

■ формирование и отправка результатов адресату;

■ оформление полного пакета таможенных электронных документов, сообщение о его наличии;

■ контроль достоверности представленных документов и сведений, сроков их представления и действия;

■ предоставление интерфейса для приема и передачи электронных сообщений, их обработка;

■ маршрутизация и гарантированная доставка адресатам;

■ конвертирование форматов электронных документов;

■ обмен необходимыми сведениями с подсистемами ЕАИС ТО или ЕАИС ТКСГ;

проверка подлинности электронной цифровой подписи (ЭЦП), подписание ею документов;

отображение электронных документов на экране монитора АРМ;

Рис. 1.

Структура НАСЭД

УЗЕЛ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1

Сервер БД

Сервер приложений

Сервер взаимодействия

Ведомственная интегрированная телекоммуникационная се передачи данных таможенных органов

Автоматизированные рабочие места

i

Автоматизированные рабочие места

Рис. 2.

Структура межведомственного взаимодействия

получение копии электронного документа на бумажном носителе; ■ регистрация основных событий, связанных с приемом, обработкой ЭД и сведений и действиями пользователя; осуществление мониторинга работы системы.

Реализация функций поддержки и автоматизации процесса таможенного оформления и таможенного контроля при использовании электронной формы декларирования товаров обеспечивает аппаратно-программный комплекс.

Структура комплекса технических средств соответствует общей структуре НАСЭД и включает в себя рабочие станции на уровне ПТО (таможни) и функциональные серверы узла информационного взаимодействия на уровне Минской центральной таможни.

В соответствии с функциональными задачами общая структура НАСЭД состоит из следующих уровней: взаимодействия, приложений, пользователей.

Выполнение функциональных задач в НАСЭД, связанных с приемом, хранением, обработкой и отправкой таможенных документов в виде ЭД, на соответствующих уровнях обеспечивается рабочими станциями и следующими функциональными серверами:

■ сервер взаимодействия;

■ сервер БД;

■ сервер приложений;

■ сервер обмена;

■ веб-сервер.

Рабочие станции предназначены для предоставления доступа сотрудникам таможенного органа (пользователям и администраторам) к информационным ресурсам НАСЭД в соответствии с их полномочиями.

Сервер приложений выполняет требуемые функции, инициируемые непосредственно системой в автоматическом режиме, а также при запуске клиентских приложений, расположенных на рабочих станциях пользователя.

Основной информацией для НАСЭД от других ведомств являются сведения о выданных лицензиях и разрешительных документах на ввоз/вывоз товаров субъектам хозяйствования, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Такие данные из локальных баз данных передаются на сервер ЦБД лицензий и разрешений. Информационный обмен может осуществляться как через общедоступную открытую среду доставки электронных сообщений Интернет, так и по выделенным каналам связи. В качестве основного стандарта обмена данными выступает электронный

Информационно-вычислительный центр Минской центральной таможни

. Мониторинг

Администратор функционирования

О.

Обмен данными

Сервер взаимодействия

1 Центральная база \ данных выданных

лицензий ■ и разрешений

Пункт таможенного оформления (ПТО)

Ведомство 1

Локальная база данных, содержащая информацию о выданных

лицензиях/разрешениях

Ведомство N

Инспектор ПТО Инспектор ПТО

ХМЬ-документ. Его формирование осуществляется должностным лицом соответствующего ведомства с помощью программных средств, которые являются едиными для всех структур. Сведения, передающиеся в ЦБД, заверяются электронной цифровой подписью уполномоченного лица.

Процесс информационного обмена данными между НАСЭД и ЦБД выданных лицензий и разрешений производится с помощью программных средств сервера взаимодействия НАСЭД, который размещается в информационно-вычислительном центре Минской центральной таможни и веб-сервиса сервера ЦБД. Этот процесс регламентируется нормативными документами таможенного органа и осуществляется через выделенный канал связи посредством предоставления доступа к ЦБД, содержащей сведения обо всех выданных лицензиях и разрешениях (рис. 2).

Информационное взаимодействие между НАСЭД и информационными системами таможенных органов государств -участников Таможенного союза должно обеспечивать осуществление таможенного контроля с использованием ИКТ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и определяется концепцией единого информационного пространства таможенных служб.

Эффективное решение задачи взаимодействия в этом сегменте основано на создании интеграционных образований, поддерживающих процессы передачи данных и представляющих собой совокупность мер по их защите и формированию интеграционных шлюзов. Все необходимые программно-технические средства в НАСЭД для этого предусмотрены.

Общая структурная схема организации информационных

систем таможенных органов государств ТС на примере обмена информацией о выданных лицензиях и разрешениях на ввоз/вывоз товаров представлена на рис. 3.

Интеграционные шлюзы обеспечивают взаимодействие между различными сервисами, в том числе аутентификацию и маршрутизацию информации/документов, а также могут поддерживать работу со специфическими адаптерами к веб-службам, различным СУБД и API для приложений.

Информационные системы таможенных органов взаимодействуют между собой путем направления запросов в соответствующий веб-ресурс на электронные документы или сведения, необходимые для осуществления процедуры таможенного оформления и таможенного контроля товаров, и получения результатов по ним.

Интеграция услуг и сервисов организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры с использованием ИТ, включающих XML как универсальный формат документов и обмена ими, а также среду гарантированной доставки и маршрутизации на базе стандартных интернет-протоколов.

Системообразующим компонентом во всех автоматизированных процессах электронного декларирования выступает электронный документ, неотъемлемой частью которого является электронная цифровая подпись (ЭЦП). В НАСЭД применяются специальные средства ЭЦП инфраструктуры открытых ключей (ИОК), использующихся в ведомственном удостоверяющем центре Государственного таможенного комитета (ВУЦ). Он функционирует в рамках таможенных органов Республики Беларусь, и выпускаемые им сертификаты ограничены внутренними нуждами. Их пространство определяется политикой безопасности,

Инспектор ПТО

Инспектор ПТО

Информационные системы ведомств Республики Беларусь

действующей внутри ведомства. Деятельность ВУЦ регламентируется внутренними нормативными документами Государственного таможенного комитета. В настоящее время ИОК таможенных органов является частью Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

Использование современных информационных технологий позволило создать в таможенных органах нашей страны высокоэффективную автоматизированную систему электронного декларирования. Ее основные преимущества состоят в сокращении времени выпуска товаров, упрощении данной процедуры, прозрачности процесса совершения таможенных операций, экономии денежных средств, затрачиваемых на представление таможенных деклараций, минимизации влияния субъективного фактора.

Об эффективности Национальной автоматизированной системы электронного декларирования в прошлом году свидетельствуют такие данные: ■ с применением электронной декларации оформлено около 99%

всех экспортных и 95% импортных поставок;

■ 97% всех таможенных документов электронные;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ время выпуска товаров в таможенной процедуре экспорта составило от 3 до 5 минут;

■ регистрация деклараций на товары сократилась более чем

в 3 раза. Таким образом, функционирование Национальной автоматизированной системы электронного декларирования имеет большой потенциал для дальнейшего развития и будет способствовать результативной работе таможенных органов. СИ

Дмитрий Радивоник,

начальник управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Виктор Самсонов,

старший научный сотрудник Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси

Рис. 3.

Схема организации информационного взаимодействия в Таможенном союзе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.