© 2006 г. В.П. Гордейчук ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Уровень владения знаниями и информацией всегда определял и продолжает определять как социально-политический и экономический статус государств, так и отдельных людей. Для успешной работы обществу нужны квалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому качество образования превращается в источник самых ценных стратегических ресурсов - знаний, и определяет общий уровень развития общества. Его главным ускорителем становится информатизация.
Информатизация общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:
- быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды обитания -техносферы;
- истощение природных ресурсов планеты и как следствие необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития общества;
- возрастание экологической опасности и необходимость решения одной из самых актуальных и сложных проблем современности - проблемы выживания человечества как биологического вида.
Информатизация общества в свою очередь практически невозможна без компьютеризации системы образования. Диалектически они взаимозависимы и взаимообусловлены как соотношение общего и частного [1].
Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и их признаки, в том числе -существующие способы хранения и обработки информации. Поэтому компьютерная цивилизация вполне логично должна включать в себя компьютерную педагогику. Данная проблема по своей актуальности, значимости и востребованности выходит на передовые позиции в педагогической науке [2]. Президент РФ В.В. Путин на заседании Государственного Совета заявил следующее: «Развитие образования в стране -это далеко не только вопрос престижа нашего государства, хотя и это важно. Развитие образования - это задача общенациональной значимости... Она - залог успешного развития государства и общества...», а внедрение современ-
ных информационных технологий в учебный процесс - «жизненно необходимо» [3].
На современном этапе развития отечественного социума информатизация образования является одним из условий успешного развития процессов информатизации общества. Это обусловлено тем, что именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются новые поколения граждан, формирующие новую информационную среду жизнедеятельности общества.
Внедрение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс понимается как совокупность мероприятий направленных:
1) на техническое перевооружение школы и создание современной инфраструктуры компьютерных средств;
2) кардинальное обновление информационной базы образования и накопление банков электронной учебной информации;
3) внедрение новых образовательных и в том числе компьютерно-ориентированных технологий обучения;
4) соответствующую подготовку новых и переподготовку уже работающих педагогических кадров;
5) повышение творческого потенциала педагогических кадров в сочетании с улучшением роли педагогического менеджмента [4].
Приоритетность проблемы компьютеризации образования усиливается ее относительной но-виззной. Возникнув вместе с появлением компьютера, она не может использовать прошлый опыт и вынуждена развиваться «изнутри», формируя свою методологическую базу одновременно во всех смежных науках: философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство в сочетании с широкой практической востребованностью и своевременностью придает проблеме компьютеризации образования актуальность, и выводит ее в группу первоочередных задач современности.
Появление доступных и компактных персональных компьютеров (ПК) приблизило их к пользователю в целом и к обучаемым в частности. Все это сделало проблему широкого использования ИТ в соответствующих сферах деятельности очевидной и реальной. Способность современной компьютерной техники предъявлять и обрабатывать любую по виду и содержанию информацию естественным образом поста-
вила вопрос о возможности ее применения в общенациональной системе образования.
Общий подход к педагогическим возможностям ИТ был сформулирован еще в 1988 г. в докладе А.П. Ершова на Международном конгрессе по математическому образованию в Будапеште
[5]:
- компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим деятельностному подходу в учебном процессе;
- будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера (с динамическим сочетанием вызова и помощи) ПК стимулирует познавательную активность учащегося;
- программируемость в сочетании с динамической адаптируемостью ИТ и обучаемого содействует индивидуализации и целостности учебного процесса;
- компьютер - оптимальное средство для коррекции знаний и контролирования учебного процесса;
- внутренняя формализованность работы, строгость в соблюдении «правил игры» (в сочетании с познаваемостью этих правил) способствуют большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень;
- возможность строить визуальные и другие сложные образы, не доступные в реальной практике (например, движение фотона, электрона и др.) существенно повышают сенсорику учебного процесса;
- информационные технологии вносят в учебный процесс принципиально новые познавательные средства: вычислительный эксперимент, решение задач с помощью экспертных систем, конструирование алгоритмов и пополнение баз знаний, создание проектов и многое другое;
- свойства универсальности и программируе-мости, способность ПК к многоцелевому применению позволяют во многих случаях сократить затраты на сложные и дорогостоящие натуральные эксперименты, лабораторные работы и, создав относительно доступную программную настройку, осуществлять переход с одного его применения на другое.
Анализ современной научно-методической литературы и проведенные нами исследования
[6] свидетельствуют о тенденции все более широкого использования НИТ в педагогической практике. Образование - это сфера деятельности
человека, которая всегда адекватно адаптируется к различным способам подачи информации. Именно так в эту сферу вошли кино- и видеофильмы, кассеты с магнитофонными записями, слайды, а в настоящее время интенсивно внедряются НИТ [6]. Их применение в образовании вносит в развитие обучаемых множество различных изменений, которые относятся как к познавательным, так и к эмоционально-мотивационным процессам. При этом отмечается значительное усиление познавательной мотивации обучаемых в образовательных учреждениях различных уровней и типов [7].
Использование НИТ в обучении способствует: увеличению доли самостоятельной учебной и поисковой деятельности, активизации образовательного процесса; «формированию личности за счет развития его способности к образованию, самообучению, самовоспитанию, самоактуализации, самореализации». Так, например, в психологических исследованиях отмечается, что НИТ «влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления. Компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении. Образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти учащихся, обогащает восприятие изучаемого материала и содействует его научному пониманию» [8].
Все эти важнейшие обстоятельства способствуют необходимому внедрению ИТ в различных системах образования. С целью подтверждения эффективности НИТ автором была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой служили ГОУ НПО ПУ № 5, 11, 58 и воскресная школа г. Армавира. В качестве респондентов выступали более 150 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет. Основной задачей исследования являлось выявление количественных уровней использования НИТ в учебной деятельности.
Анализ результатов статистической обработки полученных данных показали следующее (табл.1). Многие учащиеся используют ПК для выполнения домашних заданий, поиска информации в сети интернет, которая способствует их учебной деятельности, а также печатают доклады, рефераты и т.д. Средний процент использования ИТ учащимися составлял от 27 до 56 %. Более высокий результат был отмечен в воскресной школе (41 %) и ПУ № 5 (56 %).
Таблица 1
Количественные уровни использования НИТ в учебной деятельности
Учебная группа Кол-во учащихся, участвующих в эксперименте, чел. Время использования ПК в учебном процессе за 1 неделю, % Владение ПК (%) Целевое использование ПК, % Средний процент использования ПК
ПУ № 5 гр.43 29 21 43 20 28
ПУ № 5 гр.44 30 30 79 60 56
ПУ № 11 32 20 48 28 32
ПУ № 58 31 5 51 26 27
Воскресная школа. 1 курс 28 10 64 48 41
С целью подтверждения гипотезы о положительном влиянии НИТ на успеваемость учащихся и на процесс обучения в целом был выполнен
Сравнительный анализ установленных данных показал, что в группах из ПУ № 58 и ПУ № 5 (43) результаты успеваемости совпали, и составили 3,2 балла, процент использования ПК здесь тоже примерно одинаковый - 27 и 28. В ПУ № 11 процент использования ИТ равен 32, средняя успеваемость тоже повысилась и составила 3,6 балла. Самый высокий результат зафиксирован в воскресной школе и 44 группе ПУ № 5, средняя успеваемость равна здесь 4 и 4,1 балла, а средний процент использования ПК составляет 41 и 56 соответственно.
Из вышеизложенного следует, что с повышением использования НИТ в учебном процессе наблюдается устойчивая тенденция повышения успеваемости учащихся. Для усиления валидно-сти итогов опытно-экспериментальной работы была проведена целая серия индивидуальных бесед как с педагогами, так и обучаемыми. По их мнению, ПК дал им возможность более глубоко осознать и освоить изучаемый материал. Кроме того, использование НИТ в обучении в ряде случаев помогает учащимся детально вникнуть даже в те процессы и явления, которые визуально не видимы. К ним можно отнести, например, такие изучаемые физикой явления, как движение электронов по проводникам, взаимное гравитационное тяготение тел, силовые линии полей и многое другое [9, 10].
Для нахождения логической связи между количественными результатами, представленными
репрезентативный анализ продуктов деятельности учителей и результаты успеваемости учащихся в каждой группе (табл. 2).
в двух таблицах, они были сконцентрированы в обобщенной презентации (рисунок).
Зависимость успеваемости обучаемых от интенсивности использования НИТ в учебном процессе
Таким образом, анализ проведенных исследований подтвердил гипотезу о положительном влиянии НИТ на продуктивность учебного процесса. С учетом вышесказанного мы можем осуществить следующий прогноз: с увеличением оптимизированной доли использования компьютерно-ориентированных технологий в учебном процессе успеваемость обучаемых будет повышаться.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа успеваемости и внедрения НИТ в учебный процесс
Учебная группа Кол-во учащихся, участвующих в эксперименте, чел. Среднее время, отведенное занятиям с ПК в неделю, ч Средний процент использования ПК Средняя успеваемость, балл
ПУ №58 31 2 27 3,2
ПУ №5 гр.43 29 8 28 3,2
ПУ №11 32 8 32 3,6
Воскресная школа. I курс 28 8 41 4,0
ПУ№5 гр.44 30 12 56 4,1
Средняя успеваемость.
□ -Пу58 0-Пу11 -Пу 5 гр.44
Д - Пу 5 гр 43 0° - Воскресная школа
Литература
ъ
1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанов О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий: методологические аспекты. М., 1995.
2. Христочевский С.А. // Информатика и образование, 1994. № 1.
3. http://2002.kremlin.ru
4. Концепция информатизации сферы образования, утвержденная министром образования РФ 10.07.98 и Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»
5. См.: Лапшина И.В. Виртуальная информационно-образовательная лаборатория в профессиональной подготовке студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
6. Гордейчук В.П., Ащепков В.Т. Особенности компьютеризации учебного процесса // Образование в России: история, опыт, проблемы: Научно-методический сб. Армавир, 2004. С. 56 - 65; Гордейчук В.П., Ащепков
В. Т. Активизация познавательной деятельности учащихся как средство повышения качества обучения // Развитие внутриву-зовских систем качества образования: Сб. статей межрегион. конф. Армавир. 2004. С. 5 - 11; Гордейчук В.П. Зависимость успеваемости обучаемых от внедрения НИТ в учебный процесс // Молодые ученые: Сб. статей Армавир, 2005. С. 181 - 185.
7. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М., 1998.
8. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986.
9. Львовская Г.Ф. Использование программной среды «Живая физика» в 9 классах // Опыт использования современных технических средств обучения в средней школе. М., 1996. С. 24 - 30.
10. Шапошникова Т.Л. Обучение физике с использованием современных компьютерных технологий: перспективы, достижения и проблемы. Краснодар, 2000.
Армавирский государственный педагогический университет
8 декабря 2006 г.