ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 004 338 363 (338.24) с и СОЛОМОНОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ
На основании проведенных исследований выявлены контуры управления различных информационных продуктов с целью совмещения их в единую информационную систему для эффективного управления реструктуризацией и производственными процессами на машиностроительных предприятиях.
Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики России и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.
Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне.
Для России как одной из наиболее ресурсоемких стран мира проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.
В настоящее время машиностроительные предприятия большое внимание уделяют внедрению в производство значительных технологических, технических и конструкторских изменений, а следовательно, реструктуризации производственных процессов. Однако анализ развития машиностроительного производства показал, что допущены значительные диспропорции в совершенствовании различных технологических процессов производства изделий, что является серьезным тормозом на пути осуществления комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и повышения качества выпускаемых изделий.
В связи с этим особенно остро стоит вопрос о применении информационных технологий в реструкту-
ризации производственных и управленческих процессов машиностроительных предприятий.
Проблема эффективного применения информационных технологий в машиностроении имеет давнюю историю, началом которой можно считать книгу «Планирование дискретного производства в условиях АСУ» под общей редакцией академика В.М.Глушкова, 1975 года издания. Тем не менее сегодня в машиностроении методическое и прикладное программное обеспечение по оперативному управлению производством востребовано слабо. Перевод существующего процесса оперативного управления производством на новый ИТ фундамент сложен и требует порой инициирующего события (создания нового предприятия или крупной реорганизации, заключения крупного контракта).
Решение задачи повышения эффективности бизнес-процессов предприятия неразрывно связано с обеспечением информационной поддержки процессов. Под бизнес-процессом принято понимать цепь логически связанных повторяющихся действий, которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или цель предприятия. При этом максимально эффективной будет система, обеспечивающая непрерывное информационное сопровождение производственного цикла — от разработки нового изделия до выпуска готовой продукции.
Любое предприятие, приступающее к внедрению информационной системы, стремится осуществить этот процесс в минимальные сроки и с высоким качеством, предъявляя в связи с этим повышенные требования к организации процесса внедрения, Современные методы внедрения основаны на так называемом процессном подходе, а само такое внедрение принято называть процессно-ориентирован-ным или просто процессным. Сама возможность его применения предъявляет определенные требования к внедряемой системе. Прежде всего, в такой системе необходимы возможность воспроизводить бизнес-процессы предприятия и наличие инструментов для их совершенствования. Средй прочих требований ключевыми являются наличие единой информационной среды и возможность совместной работы пользователей с одними и теми же информационными объектами.
Современная процессно-ориентированная организация (рис. 1) — зто совокупность специализированных функциональных отделов, с одной стороны, и Совокупность бизнес-процессов - с другой. В каждом из отделов реализуются отдельные функции бизнес-процессов, а сотрудники таких организаций помимо классического функционального подчинения подчиняются в рамках выполняемых бизнес-процессов соответствующим владельцам этих процессов.
Приходится признать, что на сегодня многие машиностроительные предприятия России являются функционально-ориентированными организациями (рис. 2), структура которых в отличие от процессных организаций имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчиненность сверху вниз.
Недостатки такой организации — отсутствие владельцев процессов, ответственных за конечный результат, наличие непроизвольной разрушительной конкуренции между подразделениями, оторванность сотрудников от конечного результата. Бизнес-процессы таких предприятий существуют в рамках отдельно взятых функциональных подразделений,
процессы Ч Ф>нкци"
~" гл <"> ~
\ \ / /
Рис.1. Структура процессно-ориентированной организации
Рис.2. Структура функционально-ориентированной организации
а эффективность функций, выполняемых отдельными структурами, зачастую достигается в ущерб эффективности всего процесса. В такой организации чрезвычайно усложнены взаимодействие и обмен информацией между подразделениями, попытка внедрить на подобных предприятиях информационную систему путем последовательной автоматизации отдельных функций приводит в лучшем случае к невозможности интегрировать внедренную функциональность, а в худшем — к провалу проекта. Затратив значительные средства, предприятие не получает ожидаемой отдачи от инвестиций.
Функциональными или процессными могут быть и подходы к внедрению информационных систем (таблица 1). Если предприятие собирается автоматизировать деятельность отдельных сотрудников или служб предприятия, то налицо функциональный подход. При этом от системы обычно требуется обеспечить пользователям максимум удобства при выполнении соответствующих функций, а вопросы дальнейшего использования возникающей информации отодвигаются на второй план. Гораздо большего эффекта можно добиться, применив процессный подход и осуществив процессное внедрение. Выбранные бизнес-процессы подвергаются анализу и затем проектируются с точки зрения реализации в информационной системе. На основании спроектированных процессов определяется объем внедряемой функциональности, которая покрывает потребности процессов, и только после этого происходит реализация выбранных процессов в системе. Процессное внедрение обеспечивает результаты принципиально иного уровня, многократно превосходящие все возможные преимущества первого варианта.
Внедрение систем управления производством — жизненно важный этап реализации общей стратегии бизнеса как с организационно-хозяйственной, так и с технической точек зрения. Эти системы способны стать одним из основных элементов повышения конкурентоспособности производственного предприятия и устранить разрыв между производственными и административными уровнями управления. Внедрение систем управления производством может многократно возместить расходы на их разработку и дать весьма ощутимые результаты с
Внедрение ИС
Функциональный подход Процессный подход
Объект автоматизации Отдельные функции предприятия Сквозные бизнес-процессы
Подготовка проекта внедрения Непродолжительное время Более продолжительное врем;, и более существенные затрата
Результат внедрения Сокращение времени выполнения и повышение качества отдельных функций Синергический эффект от автоматизации отдельных функций и повышение эффективности процесса в целом
точки зрения рентабельности и возможностей дальнейшего развития, а также гарантирует более высокую конкурентоспособность и эффективность предприятия, поскольку принимаемые решения в этом случае будут более своевременными и обоснованными.
Система управления производством, или MES (Manufacturing Execution System), связывает воедино все бизнес-процессы предприятия с производственными процессами, оперативно поставляет объективную и подробную информацию руководству. Кроме того, система MES проводит анализ и определяет наиболее эффективное решение любой проблемы.
По определению APICS (American Production and Inventory Control Society) MES — это информационная и коммуникационная система производственной среды предприятия. Более развернутым является определение, принятое в некоммерческой ассоциации MESA (Manufacturing Enterprise Solutions Association), объединяющей производителей и кон-сультантов-внедренцев MES-систем: MES — это автоматизированная система управления производственной деятельностью предприятия, которая в режиме реального времени планирует, оптимизирует, контролирует, документирует производственные процессы от начала формирования заказа до выпуска готовой продукции.
Системы оперативного управления производством (MES) определяются как совокупность программных функций, отличающихся от функций систем планирования ресурсов предприятия (ERP), автоматизированного проектирования и программирования (CAD/CAM) и автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУТП).
Система управления производством — это связующее звено между ориентированными на хозяйственные операции ERP-системами, системами планирования цепочки поставок и деятельностью в реальном масштабе времени на уровне производства.
Некоторые функции MES в определенной степени перекрываются с другими системами (управления производством, управления сбытом и обслуживанием, управления цепочкой поставок, планирования ресурсов производства, проектирования производственных процессов и продукции и т.д.), которые, в свою очередь, перекрываются между собой. Степень их перекрытия зависит от конкретной задачи, вида отрасли и способа реализации системы.
Интегрированную автоматизированную систему управления промышленным предприятием можно представить в виде трех взаимосвязанных уровней управления. При этом каждый уровень выполняет свою основную управленческую функцию:
1. Верхний уровень управления предприятием (административно-хозяйственный) решает страте-
гические задачи, а соответствующая ERP-система обеспечивает управление ресурсами в масштабе предприятия в целом, включая часть функций поддержки произЕОдства (долгосрочное планирование и стратегическое управление в масштабе: годовое, квартальное, месячное).
2. Средний уровень управления (производственный) решает задачи оперативного управления процессом производства, а соответствующая автоматизированная система обеспечивает эффективное использование ресурсов (сырья, энергоносителей, производственных средств, персонала), а также оптимальное исполнение плановых заданий (сменное, суточное, декадное, месячное) на уровне участка, цеха, предприятия.
3. Низшие уровни технологического управления решают классические задачи управления технологическими процессами.
Выбор ERP-решения — крайне сложная и комплексная задача, требующая серьезного обследования организации и четкой формулировки требований к корпоративной информационной системе. ERP-системы классифицируют по многим признакам. Это и функциональные возможности, и стоимость проекта внедрения (существенное значение имеет отношение стоимости лицензии к стоимости услуги по внедрению). Различают программно-аппаратные платформы, на которых реализована ERP. Некоторые эксперты делают попытку классификации систем управления ресурсами предприятия по наличию или отсутствию у продукта отраслевого решения.
На сегодняшний день на российском рынке представлены все значимые в мире разработчики ERP (таблица 2).
К настоящему моменту доминирующее количество ERP-систем имеет в своем портфеле определенное количество отраслевых решений. В первую очередь это касается хорошо распространенных на российском рынке решений Microsoft Business Solution — Axapta и Navision. В отличие от большинства других поставщиков ERP-систем (например, SAP, который предпочитает самостоятельно дорабатывать свои решения) MBS отдает продукты на откуп партнерам, чем и обусловлено наличие у Axapta и Navision большого количества отраслевых решений.
В России внедрение ERP-системы на предприятии нередко занимает несколько лет. По оценкам экспертов, не более 20% всех проектов по внедрению ERP-решений заканчивается в оговоренное контрактом время и с сохранением бюджетов. Часто дополнительные факторы (например, незапланированные финансовые издержки) приводят к тому, что ограничивается функциональность решения либо проект завершается досрочно, когда внедрена только часть модулей.
Поставщики ИС в России
HCyn Класс Поставщик в России
R/3 ERP SAP СНГ
Baan ERP Альфа-Интегратор Baan Евразия
Oracle Applications ERP Oracle CIS
OneWorld J.D.Edwards ERP Robertson & Blums
SyteLine (Symix) CSRP Socap
[renaissance (Ross Systems) ERP Socap
Mfg/Pro (OAD) ERP BMS
MAX ERP ICL-КПО ВС
Таблица 3
Контуры управления (КУ)
КУ ERP КУ MES КУАСУТП
Характеристика стратегический оперативно-производственный технологический
Интенсивность потока информации минимальная средняя максимальная
Времена цикла декада,месяц, квартал минуты, часы, смена, сутки секунды и доли секунды
На любом предприятии перед внедрением ERP-системы проводится обязательная фаза, называемая реинжинирингом бизнес-процессов. Эта стадия крайне важна, но в России ей зачастую не уделяется должного внимания, вследствие чего множество проектов оказывается провальным.
По оценкам экспертов, наибольшую долю российского рынка занимает немецкий SAP AG, за ним идут продукты Microsoft Business Solution и компания Oracle (диаграмма 1). Столь значительный отрыв SAP можно объяснить отчасти тем, что немецкий концерн первым вышел на российский рынок, открыв свое представительство еще в 1992 году. На мировом рынке ситуация несколько иная — борьба за лидерство разворачивается между SAP и Oracle.
Решения немецкого концерна широко применяются в различных областях промышленности России. Одним из наиболее масштабных проектов стало внедрение SAP R/3 на Омском нефтеперерабатывающем заводе.
SAP R/3 — крупная интегрированная система, обладающая очень широкой функциональностью. К ее плюсам можно отнести модульность систем, большую функциональную гибкость, наличие интегрированных систем производства и системы проектов. Большое преимущество данному решению дает наличие модулей инвестиционного и финансового менеджмента. К минусам отнесем сложную документацию, высокие требования к аппаратной части, значительную стоимость техподдержки.
В настоящее время SAP предлагает свое новое решение - интеграционную платформу NetWeaver, которая позиционируется концерном как платформа управления бизнесом. SAP NetWeaver уже внедрена на российском концерне «Силовые машины». В основе идеологии новой платформы лежит процессно-ориентированный подход, что значительно упрощает внедрение и уменьшает стоимость проекта.
Другие 28%
11% MBS 13%
Диаграмма 1
Главный конкурент SAP — компания Oracle — также имеет значительный список проектов, реализованных на российском рынке. Большое количество продуктов Oracle внедрено на отечественных металлургических предприятиях.
Решения Oracle и SAP — мировые лидеры в сегменте систем управления предприятием. Продукты обоих поставщиков относятся к классу крупных интегрированных систем и обладают широкой функциональностью, позволяющей удовлетворить потребности бизнеса практически в любой отрасли. Тем не менее высокая стоимость лицензий, консалтинговых услуг и поддержки решений Oracle и SAP нередко является ключевой проблемой при выборе ERP-системы. По этой причине предпочтение часто отдается другим поставщикам. Весьма сильны позиции шведской компании IFS, которая входит в пятерку мировых лидеров. IFS успешно конкурирует с SAP в автоматизации фондоемких отраслей, особенно там, где востребованы техобслуживание и ремонт. По данным ARC Advisory Group, IFS является мировым лидером по объему продаж «ремонтных» (ЕАМ) систем.
При передаче части функций управления от систем ERP в MES-системы на производственный уровень (руководству производства, цеха, производственного участка, технологу, начальнику службы эксплуатации и т.д.) происходит рациональная сегмен-
Автоматизация предприятий
Отсутствие автоматизации Локальная автоматизация Автоматизированная система управления
Носители информации Бумажные документы Бумажные документы и электронные файлы Централизованное хранилище (база данных); сводные документы (бумажные)
Обработка информации Последовательная, длительная Последовательная, быстрая; дублирование информации и функций Последовательная; база данных отделена от источника и потребителя информации
тация контуров управления предприятием в целом (таблица 3). При этом каждый контур управления характеризуется своим уровнем интенсивности циркулирующей в нем информации, своим масштабом времени и своим набором функций:
1. Контур управления уровня ERP освобождается в этом случае от решения оперативных задач производства и обеспечивает поддержку бизнес-процессов предприятия в целом. Поток информации от производственного блока включает в себя агрегированную управляющую и отчетную информацию по стандартам ERP, а также «алармовые» сигналы, требующие немедленного вмешательства высшего менеджмента предприятия.
2. Контур управления уровня MES опирается на отфильтрованную и обработанную информацию, поступающую как от АСУТП, так и от других служб производства. Оперативное управление производством в этом контуре управления осуществляется специалистами, которые более детально, чем высший менеджмент, владеют производственной ситуацией (руководители производственных цехов, участков, главные технологи, энергетики, механики и др.). В связи с этим должны повышаться качество и эффективность принимаемых решений в пределах делегированных сверху полномочий.
3. В контуре управления уровня АСУТП происходят накопление и обработка большого числа технологических параметров и создается информационная база исходных данных для MES-уровня.
Очевидно, что при комплексной автоматизации практически любого предприятия есть потребности в покрытии того или иного набора MES-функций средствами автоматизации.
Рассмотрим несколько типичных случаев автоматизации на производственном предприятии (таблица 4).
На многих машиностроительных предприятиях на производственном уровне в настоящее время доминирует локальная автоматизация. Здесь отсутствует единая информационная среда, которая смогла бы стать основой системы оперативного учета и управления ресурсами производства на уровне участка, цеха да и предприятия в целом.
Принципиально иной способ работы с конструкторской и технологической информацией заложен в системе Technologies (а в дальнейшем речь пойдет именно о ней) и представляет собой прежде всего централизованное хранилище информации об изделиях (базу данных). Technologies предоставляет владельцам информации — конструкторам и технологам — возможность непосредственной работы с базой данных. При этом доступ к базе осуществляется через удобный интерфейс, в каждом конкретном случае ориентированный на выполнение определенной функции (аналогично АРМ); предусмот-
рены и все необходимые средства автоматизации для решения инженерных задач.
Система Alfa московской компании «Инфомкон-такт», представляющая собой комплекс бизнес-приложений для управления машиностроительным предприятием, — это набор полностью интегрированных программных модулей, каждый из которых в отдельности представляет полнофункциональное решение в своей предметной области. Снабжение, сбыт, управление запасами, транспортная логистика, планирование производства, управление проектами, взаимодействие с клиентами и т.д. — все эти составляющие находят свое решение среди компонентов системы. Таким образом, использование модулей системы Alfa позволяет строить на предприятии единую взаимосвязанную систему управления. Все приложения системы Alfa построены на единой технологической платформе Alfa-Enterprise Service Platform (Alfa-ESP). Заложенные в ней сервисы позволяют создавать и быстро адаптировать под меняющиеся запросы бизнеса единую среду обработки данных, интегрирующую стандартные компоненты системы Alfa и уже существующие или разрабатываемые на предприятии информационные системы.
В то время как на административно-хозяйственном уровне в рамках ERP-системы осуществляется учет каждой финансовой операции и каждого документа, на уровне производства подобного детального контроля не обеспечивается. Но именно на этом уровне рождается прибавочная стоимость, осуществляются основные затраты и скрыты главные источники экономии, обеспечиваются производственный план и требуемое качество продукции, а также работают многие другие факторы, определяющие эффективность и рентабельность предприятия в целом. Таким образом, из контура автоматизированного контроля и управления предприятием выпадает основное звено — производственный блок. Производство в этом случае представляет собой непрозрачный (сточки зрения контроля и мониторинга, а значит, и управления) «черный ящик». Его внутренние процессы информационно и логически не взаимосвязаны и не синхронизированы по времени с процессами административно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в целом.
Для решения таких проблем необходима система оперативного управления производственными процессами с учетом фактической ситуации, которая в настоящих условиях подвержена значительным и быстрым изменениям. Без такой системы управлять производством приходится интуитивно и с помощью голоса на фоне большого числа текущих проблем.
Чтобы процесс производства стал контролируемым и управляемым, нужно, по крайней мере, решить две задачи. Во-первых, необходимо создать систему «измерения», обеспечивающую объективный
и оперативный контроль текущего состояния технологических и производственных процессов и имеющихся в распоряжении производственных ресурсов. Во-вторых, нужен адекватный инструмент управления производственными процессами и ресурсами.
Для высокой эффективности управления производством необходимо обеспечить соответствующее качество выбранных средств измерения и управления, качество производственной информации, адекватность системы управления целевой функции управления и, конечно, качество управленческих решений. Игнорирование любого из этих факторов неизбежно приведет к потере эффективности управления. Естественно, все это справедливо и для других элементов АСУП, однако для производственного уровня такой подход особенно актуален. Именно здесь можно получить действительно качественную информацию, необходимую и достаточную для принятия управленческих решений. Показателями качества этой информации являются ее оперативность и объективность.
При серьезном («целевом») подходе к созданию действительно интегрированной АСУП промышленного предприятия без решения проблем производства уже не обойтись. Производственные исполнительные системы (MES) — необходимый элемент эффективного управления предприятием.
Среди множества представленных на рынке инструментальных средств внедрения И С наиболее эффективным на основании исследований, опубликованных Gartner Group в январе 2004 г., признан программный продукт ARIS. ARIS (Architecture of integrated Information Systems — архитектура интегрированных информационных систем) представляет собой методологию и базирующееся на ней семейство программных продуктов, разработанных компанией IDS Scheer. Основные преимущества ARIS:
• представление бизнес-процессов в виде графических моделей;
• наличие единого стандарта моделирования;
• ориентация на процессный подход;
• наличие единого репозитория (базы данных), позволяющего использовать в разных диаграммах одни и те же объекты, совмещая различные точки зрения на организацию;
■ возможность генерации разнообразных отчетов по разработанной модели, в том числе и отчетов, специально разработанных пользователем;
• возможность организации совместной работы в сетях Internet и Intranet.
Единая информационная среда источников и потребителей информации (например, системы Technologies) прежде всего позволяет кардинально изменить назначение бумажного документа и рассматривать его не как носитель информации, а как отчет, сформированный на основе соответствующего информационного объекта базы данных. Создатели информации (конструкторы, технологи) и ее потребители работают с соответствующим информационным объектом напрямую, имея при этом доступ к электронным документам в рамкахправ, предоставленных им системой.
Основные преимущества рассматриваемого способа работы с точки зрения организации процессов на предприятии:
1. Реальная совместная работа с информацией в большинстве случаев позволяет перейти от последовательного способа обработки информации к параллельному.
2. Работа в единой информационной среде делает процесс прозрачным и управляемым. Подобная организация работы позволяет выстроить в рамках процесса цепочки взаимодействия функциональных подразделений и отдельных сотрудников.
3. При проектировании процессов с учетом использования информационной системы, как правило, выявляется ряд документов, полностью или частично дублирующих друг друга, а также документы, которые вообще могут быть выведены из употребления, поскольку содержащаяся в них информация может быть получена гораздо более эффективным способом.
4. Документ, получаемый в виде отчета из базы данных и сохраненный в архиве, становится частью информационной базы предприятия и его интеллектуальной собственностью.
Принципы, на которых базируются современные информационные системы, предполагают организацию совместной деятельности сотрудников предприятия и являются выражением процессного подхода.
При внедрении система Technologies накладывает некоторые ограничения на способы реализации процессов, поэтому проектирование процессов «как должно быть» оказывается неизбежным компромиссом между требованиями процесса и возможностями системы. Тем не менее Technologies способен обеспечить сквозную, несегментированную реализацию процессов конструкторской и технологической подготовки производства, а также эффективное использование данных для решения задач производственного планирования и учета, таким образом обеспечивая автоматизацию процесса в целом.
В общем случае проект процессного внедрения информационной системы включает следующие этапы: подготовка проекта; концептуальное проектирование; реализация; заключительная подготовка; ввод в эксплуатацию и поддержка.'
На этапе подготовки определяются стандарты проекта (в том числе стандарты моделирования бизнес-процессов), выполняется моделирование бизнес-процессов «как есть». Детальность проработки модели и необходимые для этого ресурсы в значительной мере определяются состоянием предприятия.
Следующий этап предполагает проектирование бизнес-процессов «как должно быть» с точки зрения реализации процессов в информационной системе. Получить оптимальный результат при минимальных трудозатратах позволяет применение референтных моделей, также называемых ссылочными моделями или моделями-прототипами. Они представляют собой модели бизнес-процессов, разработанные на основе наиболее успешного опыта внедрения проектов на предприятиях данной отрасли.На этом же этапе уточняется детальный объем проекта, определяются роли конечных пользователей в привязке к выполняемым функциям бизнес-процесса.
Этап реализации включает выполнение соответствующей настройки системы на основе модели бизнес-процессов «как должно быть», а также создание процессно-ориентированных учебных курсов и пользовательской документации.
В ходе заключительной подготовки производятся процессно-ориентированное обучение пользователей и тестирование бизнес-процессов, реализованных в системе.
Ввод в эксплуатацию и последующая поддержка сопровождаются постоянным мониторингом внедренных бизнес-процессов. Анализируются «узкие»
места, осуществляются поддержка пользователей и непрерывное совершенствование процессов.
Библиографический список
1. Аншина М. Предприятие как единый объект автоматизации. Размышления на тему / Сектор разработок и системной поддержки отдела корпоративных информационных систем lhttp://www.asutp.ru).
2. Внедрение информационной системы как способ совершенствования бизнес-процессов предприятия // Дмитрий Докучаев, Мария Каменнова, Олег Новожилов // CADmaster, опубликовано 21 апреля 2005.
3. Гайфуллин Б.И., Обухов. Современные системы управления предприятием // КомпьютерПресс. — 2001. № 9.
4. Горнев В.Ф., Емельянов В.В., Овсянников М.В. Оперативное управление в ГПС. — М.: Машиностроение, 1990. — 256 с.
5. Леньшин В.Н., Куминов В В. Производственные исполнительные системы (MES) — путь к эффективному предприятию // ЗАО «РТСофт» (http://www.asutp.ru).
6. Марка Д., Мак-Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. — М.: 1996. — 224 с.
7. Нестерова А. МЕБ-системы управления производством. Воспользуйтесь явными преимуществами // ЗАО
8. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.
9. ОАО «ВНИПИгаэдобыча»: на пути создания комплексной информационной системы // Елена Горбачева, Дмитрий Кудасов // САОша5(ег, опубликовано 7 июня 2006.
10. Омский областной статистический ежегодник, 20032005 гг.
11. Синенко О., Куцевич Н., Леньшин В. Современные технологии и информационное обеспечение в задачах интеграции промышленных предприятий // ЗАО «РТСофт» (http://www.asutp.rul.
СОЛОМОНОВА Светлана Ивановна, аспирант кафедры «Экономика, налоги и налогообложение».
Статья поступила в редакцию 24.11.06 г. © Соломонова С. И.
Мв I |г II ■
В. Г. ШАХОВ
Омский государственный технический университет
Омский государственный университет путей сообщения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ WINDOWS ПРИ РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМ IP-ТЕЛЕФОНИИ, ЗАЩИЩЕННЫХ
ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА
В статье рассматриваются возможности использования криптографических интерфейсов операционной системы (ОС) Windows при разработке систем передачи речи через сеть Internet/Ethernet в сжатом и защищенном от несанкционированного доступа (НС Д) виде.
С развитием современных информационных и телекоммуникационных технологий все большее распространение получают компьютерные сети. Увеличение производительности стандартных персональных компьютеров позволяет эффективно обрабатывать потоки аудиоинформации в реальном масштабе времени, а пропускная способность сетей становится достаточной для передачи больших объемов данных с высокой скоростью. Стремительный рост масштабов сетей, как локальных, так и глобальных по пропускной способности и по числу пользователей, приводит к большому росту интереса к подобного рода услугам. По мнению аналитиков западной консалтинговой компании IDC (7), государст-
ва Европы вступают в эру IP-телефонии. Анализ состояния этого сегмента телекоммуникационного рынка свидетельствуют о более чем пятикратном увеличении измеренного в минутах VoIP-трафика в 2005 году по сравнению с предыдущим. Ожидается, что в 2006 годутрафик возрастет еще втри раза. Возможность потенциальной экономии делает IP-телефонию более привлекательной как для крупных компаний, так и для частных домохозяйств. По прогнозам исследовательской фирмы Forrester Research [6], полный переход отрасли связи европейских стран на технологию IP займет 14—15 лет и завершится примерно в 2020 г. Использование открытых IP-сетей для передачи конфиденциальных данных предъ-