Научная статья на тему 'Информационные технологии в проведении мониторинговых сравнений педагогических вузов'

Информационные технологии в проведении мониторинговых сравнений педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / RATING / РЕЙТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / RATING RESEARCH / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриншкун Вадим Валерьевич

В статье описываются различные подходы к использованию информационных технологий при проведении мониторинговых исследований высших учебных заведений. Результаты исследований рассматриваются на примере показателей педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in carrying out monitoring comparisons of pedagogical higher education institutions

In article various approaches to use of information technologies when carrying out monitoring researches of higher educational institutions are described. Results of researches are considered on the example of indicators of pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в проведении мониторинговых сравнений педагогических вузов»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГОВЫХ СРАВНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В.В. Гриншкун

Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

В статье описываются различные подходы к использованию информационных технологий при проведении мониторинговых исследований высших учебных заведений. Результаты исследований рассматриваются на примере показателей педагогического университета.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговое исследование, показатели, информационные технологии.

Системы показателей, которые традиционно используются для определения отдельных видов деятельности вузов, являются сложными и многогранными. Оперативное выявление таких показателей и их учет позволяют направлять деятельность учебного заедения в нужное русло, способствуя в конечном итоге повышению качества подготовки обучающихся. Во многих случаях автоматизации такой работы способствует использовние средств информатизации.

Выявление и сбор тех или иных характеристик, осуществляемые в том числе и с применением информационных технологий, могут являться основой не только для принятия корректных решений по совершенстивованию работы вуза. Очень часто подобные покзатели используются для проведения сравнений отдельных направлений деятельности различных вузов или интегральных сравнений вузов между собой. Наличие необходимых средств информатизации и возможности интеграции получаемых данных с помощью глобальных телекоммуни-каионных систем порождет развитие исследований, нацеленных на проведение сравнений показателей деятельности вузов и формулирование рекомендаций по дальнейшему развитию систем подготовки обучающихся [1; 2]. Все чаще такие исследования получают название рейтиновых, а формируемые в ходе этих исследований сравнение и ранжирование вузов — рейтингами.

Учет тенденций развития международных и отечественных систем оценки и сравнения показателей деятельности высших учебных заведений, а также анализ динамики позиционирования вуза в результатах подобных рейтинговых исследований является значимым фактором развития вуза, способствующим повышению общественного мнения о его деятельности, привлечению в учебное заведение заинтересованных обучающихся и наиболее профессиональных педагогов.

В основе большинства современных рейтинговых исследований лежат различные критерии, так или иначе относящиеся к одной из следующих основных групп показателей оценки деятельности вуза:

— количественные и качественные показатели образовательной деятельности;

— количественные и качественные показатели научно-исследовательской деятельности;

— показатели, характеризующие социальную деятельность;

— данные об абитуриентах и показатели формирования студенческого контингента;

— данные о выпускниках и их трудоустройстве;

— данные о международной деятельности и академической мобильности педагогов и обучающихся;

— показатели, характеризующие инновационную деятельность и предпринимательство;

— показатели, характеризующие репутацию и известность вуза в обществе.

Количество рейтинговых исследований вузов, проводимых в мире, неуклонно растет. Благодаря сети Интернет в рейтинговых исследованиях анализируются показтели деяетельности все большего числа вузов, а результаты этих исследований становятся доступными любому заинтересованному человеку. Неслучайно с каждым годом увеличивается количество российских вузов, входящих в ведущие международные рейтинги, такие как «Академический рейтинг университетов (Academic Ranking of World Universities)», «Всемирный университетский рейтинг (QS World University Rankings)», «Рейтинг университетов «Таймс» (The Times Higher Education World University Rankings)». В числе таких вузов МГУ им. М.В. Ломоносова, СпБГУ, МИФИ, НГУ, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и другие вузы.

Российские педагогические вузы, включая Московский городской педагогический университет (МГПУ), в ведущих международных рейтингах, как правило, не представлены. Этому есть много причин, в числе которых неоднозначность сравнения педагогических и классических университетов, невозможность полноценного сравнения российских и зарубежных вузов, ведущих подготовку педагогов, специфика критериев, по которым проводятся сравнения.

В то же время наличие таких рейтингов может оказать косвенное влияние на работу отечественных вузов, поскольку указанные рейтинги послужили основной при формировании Перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации, утвержденного и дополненного Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 1694-р и от 13 марта 2014 г. № 365. Перечень составлен на основании списка вузов, входящих в Топ-300 ведущих международных рейтингов. Выпускники более чем 200 иностранных вузов, входящих в Перечень, могут продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре российских вузов на основании имеющихся документов о высшем образовании. В свою очередь, студенты и выпускники российских вузов, осваивающие различные образовательные программы в иностранных вузах, включенных в Перечень, смогут без ограничений использовать полученные документы об образовании и степенях при работе или продолжении обучения в России. Этот аспект использования результатов рейтинговых исследований открывает дополнительные возможности для расшиения сотрудничества российских и зарубежных вузов.

Если говорить о МГПУ и его участии в международных рейтинговых исследованиях, то следует отметить аспекты, связанные с информатизацией университета и его представительством в глобальных телекоммуникационных сетях. Существуют рейтинговые исследования, направленные на выявление популярности и частоты использования интернет-сайтов вузов. Такие рейтинги основаны на анализе обращений к интернет-сайтам вузов и случаев их применения для навигации по сайтам сети Интернет. Следует подчеркнуть, что в этом случае информационные технологии и средства информатизации играют двойную роль: с одной стороны, они ирают роль технологической основы для проведения таких сравнений, с другой стороны, они сами становятся объектом рассмотрения и формуирования критериев для определения рейтингов.

По данным международного рейтинга Ranking Web of Universities МГПУ по указанным позициям занимает 4324-е место в мире, 1227-е место в Европе, 115-е место в России. Другой аналогичный международный рейтинг 4ICU — 4 International Colleges & Universities определяет для университета 5944-е место в мире и 142-е место в России. При этом, по данным рейтинговой системы «Яндекс», МГПУ и его сайт занимают 109-е место в России среди всех вузов, лидируя в числе отечественных педагогических университетов, занимая 2-е место после РГПУ (для сравнения: МПГУ в этом рейтинге занимает 7-е место). Устойчивое вхождение университета в подобных рейтингах в число 100—150 вузов России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития его интернет-сайта и придания публикуемым материалам международного статуса.

Существует несколько российских рейтингов вузов, выстраиваемых в соответствии с различными наборами критериев из вышеописанных групп. Практически все эти рейтинговые исследования опираются на активное использование телекоммуникационных сетей. Национальный рейтинг университетов, составленный информационной группой Интерфакс, распространяется на национальные и исследовательские университеты, но имеет отдельный раздел, посвященный сравнению педагогических и лингвистических университетов. Согласно этому рейтингу МГПУ занимает 10-е место (первые три места в рейтинге — РГПУ, Томский государственный педагогический университет, МПГУ соответственно).

Ежегодный анализ средних баллов ЕГЭ поступивших абитуриентов, проводимый Высшей школой экономики для большинства вузов, по сути является одним из отечественных рейтинговых исследований. В этом рейтинге Университет ежегодно улучшает свои позиции, являясь вторым после МПГУ педагогическим вузом страны. Для сравнения: в 2011 г. в этом же рейтинге Университет находился на 10-м месте. В настоящем учебном году по указанному параметру Университет находится на 120-м месте в числе всех вузов России (средний балл ЕГЭ — 71,9). Следует отметить, что на динамику этого показателя с течением времени сильное влияние оказывают и объективные факторы, не всегда зависящие от деятельности университета, в числе которых изменение демографической ситуации, переориентация систем подготовки с бакалавриата на магистратуру, изменения, происходящие в самом ЕГЭ, и другие факторы. Следует отметить, что определение позиции МГПУ в рамках этого рейтинга является относительно

объективным, но не отражающим многих зачимых аспектов и направлений деятельности университета.

Сравнение показателей публикационной активности сотрудников педагогических университетов позволяет провести рейтинговое исследование, базирующееся на основании данных Российского индекса научнго цитирования (РИНЦ). Интегральный показатель, введенный этой системой, рассчитывается по публикациям сотрудников вуза за последние пять лет. Учитываются все типы публикаций, в том числе монографии, материалы конференций, сборники статей, патенты, диссертации. Среди всех вузов России лидирует МГУ (показатель — 74503). МГПУ занимает 221-е место (показатель — 465). При этом важно учитывать, что существующая система учета публикаций в РИНЦ не полна, во многом носит случайный характер и не отражает реальной публикационной активности авторов. Следует отметить, что проведние подобного анализа, так же как и определение самого интегрального показателя немыслимо без использования соответствующих информационных и телекомуникационных технологий.

Говоря о рейтингах и возможности их базирования на использовании средств информатизации, нельзя не отметить, что существуют инициативные рейтинговые исследования, связанные с учетом общественного мнения (отзывов о вузах). Такие исследования, как правило, не являются достаточно объективными и проводятся в рамках интернет-проектов по привлечению абитуриентов в вузы и формированию коллекций учебных материалов. Положение вуза в этих рейтингах часто зависит от многих случайных обстоятельств, однако при этом заслуживает внимания факт, что МГПУ занимает 5-е место в рейтинге педагогических и лингвистических вузов проекта www.instetut.ru и аналогичное 5-е место в рейтинге педагогических вузов проекта «5 баллов», что позволяет говорить о наличии устойчивого положительного общественного мнения об университете. Следует подчеркнуть, что данный вид рейтингов благодаря базированию на средствах телекоммуникаций является одним из самых динамичных: данные изменяются в режиме онлайн, предоставляя ранжирование вузов, актуальное в каждый момент времени.

Определенные аналитические данные могут быть получены на основе изучения результатов федерального мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Несмотря на то, что официальных рейтинговых сравнений вузов на основе этого мониторинга не проводилось, опора на опубликованные результаты позволяет, например, выявить роль МГПУ в подготовке студентов по различным специальностям среди вузов, работающих в городе Москве. В частности, в 2013 г. доля приведенного контингента студентов университета по укрупненной группе специальностей «050000 — Образование и педагогика» составляла 24,76% от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной группе специальностей в вузах г. Москвы. При этом в городе функционируют 46 вузов (в том числе 38 вузов, признанных эффективными), реализующих образовательные программы данной группы специальностей.

Очевидно, что изучение ситуации с результатами рейтинговых исследований для каждого педагогического вуза может иметь существенное значение с точки

зрения понимания возможностей совершенствования его работы. Однако наибольший эффект такая аналитическая деятельность будет иметь только при наличии возможности отслеживания тех или иных показателей в динамике. И в этой области информационные технологии также могут оказаться достаточно полезными.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. — 2007. — № 8. — С. 86—89.

[2] Гриншкун В.В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. — 2013. — № 1. — С. 79—81.

LITERATURA

[1] Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol'zovaniju jelektronnyh izdanij i resursov // Vys-shee obrazovanie v Rossii. — 2007. — № 8. — S. 86—89.

[2] Grinshkun V. V. Kachestvo informacionnyh resursov i professional'nye kachestva pedagogov. Vzaimosvjaz' i problemy // Informatika i obrazovanie. — 2013. — № 1. — S. 79—81.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN CARRYING OUT MONITORING COMPARISONS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

V.V. Grinshkun

Moscow City Pedagogical University 2-y Selskohozaystvenniy str., 4, Moscow, Russia, 129226

In article various approaches to use of information technologies when carrying out monitoring researches of higher educational institutions are described. Results of researches are considered on the example of indicators of pedagogical university.

Key words: rating, rating research, indicators, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.