Научная статья на тему 'Информационные технологии в профессиональной деятельности врача'

Информационные технологии в профессиональной деятельности врача Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Магомедова С. И.

В данной работе мы показали связь врачебной деятельности с информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в профессиональной деятельности врача»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6

Ю: 2017-06-27-А-14415 Краткое сообщение

Магомедова С.И.

Информационные технологии в профессиональной деятельности врача

ФГБУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: Живайкина А.А.

Резюме

В данной работе мы показали связь врачебной деятельности с информационными технологиями. Ключевые слова: информационные технологии в профессиональной деятельности врача

С давних пор работники медицинских учреждений сталкиваются с огромным количеством информации. На сегодняшний день их объемы многократно увеличиваются и продолжают расти. От эффективности использования данной информации медицинскими сотрудниками зависит уровень жизни и благосостояния населения, качество медицинской помощи, степень развитости как страны ,так и каждого ее субъекта.

Вплоть до последнего периода в российском здравоохранении практически целиком отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации, так как весь документооборот, а именно учет поступивших больных, амбулаторные карты, бюллетени, процедурные отчеты, происходил на бумажных носителях. Данные процедуры требовали трату большого количества времени, и это заметно сказывалось на качестве, количестве и скорости обслуживания больных.

Теперь бумажные носители информации заменяются современными информационными технологиями, которые выводят работу ЛПУ на качественно новый уровень, повышают работу врачей-специалистов. С каждым годом информатизация общества охватывает все большие масштабы и на сегодняшний день применяется не только в медицинском образовании и медицинских исследованиях, но и во врачебной практике.

Итак, давайте разберем поблемы, которые решаются с помощью информационных технологий:

1) Наблюдение и оценка физиологических параметров пациента. Данные о пациенте с полной историей обращений и перечнем оказанных медицинских услуг ,начиная с даты первого обращения к врачу, вносятся в электронную базу поступившего больного. Для решения данной проблемы применяются электронные амбулаторные карты, благодаря которым облегчается поиск любой необходимой информации о пациенте.

2) Оказание медицинских услуг группам населения, проживающим в географически удаленных районах, также людям с ОВЗ, имеющим недостатки в физическом или психическом развитии и пациентам, заключенным в замкнутые коллективы. Привести в пример можно практику за рубежом, где медицинская помощь осуществляется благодаря применению телекоммуникационных связей между медицинскими учреждениями, хосписами и тюрьмами.

3) Осуществляется послеоперационная реабилитация тяжелобольным, а также телемедицинские услуги для женщин в предродовой и послеродовой период. Примером могут послужить создание новейших технологий и методик реабилитации. Клиника имени Пирогова является лучшей в применении локомоторных ассистирующих роботов. Каждый год около 3 тысяч пациентов, страдающих тяжелыми двигательными нарушениями, развившимися по причине инсульта или травмы ЦНС, получают реабилитацию с применением метода роботизированной механотерапии.

4) Посредством аудиовизуального общения врач оказывает необходимую поддержку пациентам, нуждающимся в психологической или психиатрической помощи. Использование беспроводного интернета, микрокомпьютеров помогают вести актуальный список пострадавших, позволяют в кратчайшие сроки оказать помощь лицам, перенесшим физическое, а также психоэмоциональное воздействие в военных и чрезвычайных ситуациях (теракты, войны, экологические и техногенные катастрофы, и т.д.).

5) Создание электронных очередей, электронной записи к специалистам, применение электронного табло. Данная специфика облегчает работу с большим количеством посетителей: решает проблему многочасового ожидания, повышает производительность и эффективность работы, исключает конфликты в приемном отделении.

6) Автоматизируется написание рецептов, назначений, больничных листов. Давайте разберем, каким образом осуществляется данное нововведение.

Начнем с того, что врач принимает пациента и приступает к заполнению электронного рецепта. В систему ЭН интегрированы различные программы и базы данных, предупреждающие врача в случае ошибки. Оформив рецепт официально, подтвердив электронной подписью, врач отправит его через сеть ЭПР в репозиторий — хранилище назначений и рецепторных листов.

Одновременно с электронным рецептом, от руки заполняется и подписывается бумажный бланк, снабженный уникальным штрихкодом для идентифицирования ЭН.

Получив такой бумажно-электронный рецепт, пациент отправляется в любую аптеку на свой выбор. Штрихкод рецепта сканируется фармацевтом, в результате открывается доступ к его электронной форме. Отчет об отпуске отправляется обратно в хранилище репрозитория.

Еще один плюс электронной системы состоит в том, что, если пациент по какой-то причине уклоняется от приобретения лекарства, это не скроешь от лечащего врача.

7) Созданы единые информационные сети, как в пределах клиники, так и для работы с другими учреждениями и аптеками. Медицинские программы и системы избавляют работников ЛПУ от шаблонной работы по заполнению бланков.

8) Медицинские работники устанавливают профессиональные связи с коллегами: онлайн-конференции, симпозиумы и пр. Такая телеконсультативная помощь позволяет посоветоваться с более опытными коллегами в уточнении диагноза, метода лечения, услышать мнение профессиональных врачей на сложную проблему.

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017

www.medconfer.com

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2017. Volume 7. Issue 6

9) Решается проблема снижения расходов на штат сотрудников, занятых работой с бумажными документами. И это лишь некоторая часть очевидных преимуществ применения телекоммуникаций.

В заключении хотелось бы отметить, что благодаря информатизации обеспечивается право гражданина на высококвалифицированное медицинское обслуживание, вне зависимости от его социального положения и места проживания. Решить подобную задачу возможно при внедрении телемедицинских технологий в практику работы медицинских учреждений. Данный вопрос очень актуален для нашей страны с её необъятной территорией, неравномерным распределением населения и концентрацией ведущих врачей-специалистов в развитых городах. Телемедицина реорганизовывает и интенсифицирует системы управления здравоохранением на каждом уровне. При этом все ЭС и базы данных должны быть ориентированы на пациента: в какое бы очреждение он не обратился, специалист сможет получить всю медицинскую информацию.

Литература

1. Аленин П.Н., Андриянова Е.А., Живайкина А.А., Масляков В.В. Факторы профессионализации фтизиатрии на современном этапе развития отечественного здравоохранения // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1-3. - С. 449-452.

2. Андриянова Е.А., Гришечкина Н.В. Проблемы формирования системы электронного здравоохранения в России // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 6. - С. 27-30.

3. Андриянова Е.А., Пушкарева Н.В. Электронное здравоохранение в России: правовые и этические аспекты регулирования. - Саратов, 2014.

4. Гасников В.К. Основы научного управления информатизации в здравоохранении: учеб. пособие / В.К. Гасников; под ред. Н.В. Савельева, В.Ф. Мартыненко. - Ижевск, 1997.

5. Горнов Д., Ермолаева Е.В. Социальные сети как пространство взаимодействия субъектов медицины // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2016. - Т. 6.- № 1. - С. 125.

6. Живайкина А.А., Кузнецова М.Н. Интеракция больных с нарушениями психического здоровья на платформе Интернета // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 184-186.

7. Медведев О.С. Международная конференция «Современные информационные технологии в медицине» // Медицинская визуализация. - 1997. - №3. - С. 59-61.

8. Назаренко Г.И. Медицинские информационные системы: теория и практика /Г.И. Назаренко, Я.И. Гулиев, Д.Е. Ермаков; под ред. Г.И. Назаренко, Г.С. Осипова. - М., 2005.

9. Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Потребление медицинских услуг пожилыми людьми в контексте социального неравенства (на примере Саратовской области) // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2011. - Т. 7. - № 1. - С. 138-141.

10. Юрова И.Ю., Андриянова Е.А., Федорова Л.М., Масляков В.В. Проблема здоровьесбережения сельского населения современного российского общества // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 7-5. - С. 1065-1069.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.