ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 004
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Раджабалиев Г.П.
ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»
Аннотация. В статье рассмотрены кейс-технологии, как современные активные технологии повышающие эффективность учебных занятий.
Ключевые слова: активный, интерактивный, качество обучения, кейс-метод, метод обучения, пассивный.
INFORMATION TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL TRAINING
Rajabaliyev G. P.
ChOO VO «Socialno-pedagogicheskiy institut», Derbent
Abstract. The article describes the case-technology as a modern active technology for enhancing the effectiveness of training sessions.
Keywords: active, interactive, quality learning, case method, learning method, passive
Ныне обучение устремлено на формирование познавательной возможности обучаемого, повышение его способности к обучению, овладение новейшими системами знания, вместе с тем на расширение творческого потенциала и развитие его креативных способностей. Тогда на плечи преподавателя ложится колоссальная ответственность. Он в этом случае обязан найти результативный вектор для улучшения программы обучения, наравне с этим также предопределить наилучшие приемы и методы обучения.
Любое обучение основывается на получении и усвоении обучающимися учебных знаний, действий, овладев которыми, они смогли бы получить знания самостоятельно, используя при этом всевозможные источники учебной информации. Стержневой задачей деятельностного подхода к обучению является научить учиться, самостоятельно приобретать знания, понимать, усваивать и надлежащим образом перерабатывать данную информацию.
Одной из последних результативных технологий обучения является обучение с применением кейсов. Нынче внедрение учебных кейсов в практику российского образования является чрезвычайно актуальной задачей. Кейс-технологии - это технологии, которые основаны на комплектовании наборов (кейсов), учебно-методических материалов и предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения. Данная технология заключается в осмыслении, критическом анализе
и решении конкретных проблем, ситуаций, случаев (cases). Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике, а также содержит в себе некоторую проблему, которая требует разрешения. Это своего рода инструмент, с помощью которого в учебную аудиторию представляется случай из реальной жизни, то есть практическая ситуация, которую необходимо обсудить, проанализировать также, найти и предоставить определенное аргументированное решение.
Обычно кейсы подготовлены в электронной форме и составлены, исходя из опыта известных людей в образовательной деятельности. Данную технологию можно отнести к проблемному обучению и игровым методам.
Идеи кейс-технологии весьма элементарны:
• технология предназначена для обучения дисциплинам, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько вариантов ответов, которые могут соперничать между собой по степени истинности; задача преподавания направлена на получение не единственного ответа, а многих вариантов ответов и ориентацию их в проблемном поле. И с этих позиций, кейс-технология используется в образовательном процессе обучающихся технологическим дисциплинам, так как технологические решения многих производственных задач многова-риантны;
• акцент обучения делается не на овладение готовыми знаниями, умениями, а на их поиск, анализ, на совместную деятельность обучающегося и преподавателя;
• результатом использования кейс-технологии выступают знания, умения и навыки, опыт деятельности, а также развитие системы ценностей, жизненных установок, взглядов, мироощущения и миропонимания;
• при использовании кейс-технологии преодолевается пассивное отношение обучающихся, происходит столкновение взглядов, защита своей точки зрения, отрабатываются умения высказывать, аргументировать, анализировать, доказывать, строить диалог.
Рассмотрим сущность данной технологии и приведем несколько распространенных определений кейса как дидактической категории:
• кейс - это описание реального случая, ситуации;
• кейс - это событие, которое реально произошло в той или иной сфере деятельности и описано автором для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, стимулировать обучающихся к обсуждению, анализу ситуации и принятию верного решения;
• кейс - это практическая конкретная ситуация, в котором рассказывается о случае, событии, в ней можно обнаружить проблему, описывающую конкретных людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.
В перечисленных выше определениях кейс рассматривается как ситуация, случай.
Ситуация (перевод от фр. situation- «обстановка, положение») - это совокупность обстоятельств, условий, противоречий развития какой-либо деятельности, которые требуют конкретного разрешения с учетом многовариантного выхода из создавшейся проблемы.
Анализ ситуации - это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и эффективного разрешения.
Кейс-технологию, таким образом, можно рассматривать как совокупность действий по созданию кейсов и их использованию в образовательном процессе, которые обеспечивают достижение запланированных целей обучения.
Суть данной технологии состоит в том, что получение знаний и формирование умений становится результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся в поиске способов, путей по разрешению противоречий, непосредственно, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями, а также развитие мыслительных способностей.
Кейс-технология относится к активным методам обучения. К его преимуществам можно отнести:
• использование принципов проблемного обучения;
• получение навыков решения частных проблем, возможность работы группы в единой проблемной ситуации, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, высказывать и аргументировать свое мнение;
• развитие навыков работы в группе;
• развитие коммуникативных навыков (умения слушать, вести диалог, задавать вопросы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, презентации и т.д.).
Данная технология способствует развитию у обучаемых самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою. С помощью этой технологии обучающимся предоставляется возможность проявить и усовершенствовать свои аналитические и оценочные навыки, научиться работать в группе, находить наиболее правильное решение поставленной проблемы.
Для эффективного использования кейс-технологии в образовательном процессе необходим учет следующих двух условий:
• соответствующие требования кейсу;
• правильная методика его использования в образовательном процессе.
Что касается требований, предъявляемых к качественному кейсу, то к ним относятся:
• содержание в себе четких дидактических целей, которые должны соответствовать особенностям обучающихся;
• содержание ситуации и материалы, которые должны быть достоверными, актуальными, показывать различные аспекты реальной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;
• не устаревать слишком быстро;
• развитие аналитического мышления;
• провоцирование дискуссии.
Методика использования кейс-технологии в образовательном процессе заключается в следующем: разрабатывается структура конкретной ситуации по определенным правилам, которая произошла или возможна в реальной жизни, определяется комплекс знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить; преподаватель при этом выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли главного в процессе сотворчества;
Суть обучения с помощью данной технологии состоит в том, что каждая группа или каждый из участников, исходя из приобретенных знаний, практического опыта и интуиции предъявляют различные варианты разрешения ситуации. Так как любая ситуация, случай имеет несколько вариантов решения, в группе участников происходят поиск, обсуждение, анализ оптимального и эффективного варианта разрешения данной ситуации.
Кейс-технология, будучи интерактивным методом обучения, завоевывает со стороны обучающихся позитивное отношение, обеспечивая при этом освоение и овладение теоретическим материалом, также практическим использованием материала; формирует у обучаемых интерес и позитивное мотивационное отношение к учебе. Также одновременно данная технология выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, которая позволяет ему по-иному мыслить и действовать, совершенствовать свой творческий потенциал.
Как показывает практика, при использовании кейс-технологий в образовательном процессе преодолевается классический дефект традиционного обучения, непосредственно связанный не эмоциональностью изложения учебного материала.
От профессиональной компетентности преподавателей зависят дидактические возможности применения кейс-технологий и его использование в образовательном процессе. Изучение и внедрение кейс-технологий в образовательный процесс позволяет не только стимулировать обучаемых на получение необходимых знаний и умений, также учит использовать эти знания и умения в своей жизнедеятельности.
Литература:
1. Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский: науч.-метод, пособие. - М., 2007. - 104 с.
2. Долгоруков, A. Case-study как способ (стратегия) понимания /А. Долгоруков. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий /под ред. А.Долгорукова. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 22-44.
3. Раджабалиев Г.П. Внедрение прогрессивных технологий обучения/ «Актуальные проблемы науки». Международная заочная научно-практическая конференция 27 сентября 2011 г.: ч.2. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком» 2011, с. 106-107.
4. Раджабалиев Г.П., Гаджикурбанова Г.М. Обзор классификаций кейсов/ «Информационные технологии в профессиональном образовании». I Международная заочная научно-практическая конференция/ Под общей редакцией Хайбу-лаева М.Х, Раджабалиева Г.П. - Махачкала: ДГПУ, 2014. - С. 106-114.
Literature:
1. Argunova, T. G. the Use of case-method in the educational process and methodical work of COLLEGE / T. H. Argunova, V. N. Andreev, V. A. Podvoisky: nauch.-a method manual. - M., 2007. - 104 p.
2. Dolgorukov, A. Case study as a method (strategy) understanding /A. Dol-gorukov. A practical guide for the tutor system of Open education based on distance learning technologies, ed. by A. Dolgorukov. - M.: Center of intensive technologies of education, 2002. - S. 22-44.
3. Rajabaliyev G. P. the Introduction of advanced technologies training/ "Actual problems of science". International correspondence scientific-practical conference September 27, 2011: part 2. - Tambov: OOO "Consulting company Ucom" 2011, pp. 106107.
4. Rajabaliyev G. P., G. M. Hadzhikurbanova an overview of the classifications of the cases/ "Information technologies in professional education". I international correspondence scientific-practical conference/ Under the General editorship of M. haybula-yev's X, Rajabaliyev G. P. - Makhachkala: DSPU, 2014. - S. 106-114.
УДК: 37.057
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Хайбулаев М.Х., Джамалудинов Г.М.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
Махачкала
Аннотация. В статье характеризуется сельская школа Дагестана, дана оценка ее количественным и качественным параметрам, определены причины создавшейся ситуации в сельской школе РД, предложены меры по развитию сельской школы.
Ключевые слова: сельская школа; малокомплектная школа; материальная база сельских школ; программа развития сельской школы; инклюзивные класса; инфраструктура
PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Khaibulaev M.H, Djamaludinov G.M.
FGBOU VO «Dagestan state pedagogical university», Makhachkala
Annotation. The article is characterized the rural schools of Dagestan with their qualitative and quantitative parameters, identified the reasons of current situation in rural schools of Dagestan, and proposed measures for the development of the rural schools