Научная статья на тему 'Информационные технологии в преподавании делового английского языка'

Информационные технологии в преподавании делового английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в преподавании делового английского языка»

И.Б.Ревич

Информационные технологии в преподавании делового английского языка

Изучение языка делового общения (Business English) является сегодня одним из приоритетных направлений обучения английскому языку. Современные требования предопределяют наличие в программе таких компонентов, как чтение, перевод и реферирование специальных текстов, написание деловых писем различного назначения, составление контрактов и договоров, создание презентаций, инструкций пользователя, текстов справочного и рекламного характера на английском языке.

Всё большее значение приобретает умение студента старших курсов, выпускника вуза, молодого специалиста создать пакет документов, необходимых для успешного трудоустройства, участия в международных образовательных проектах, в т.ч. последипломного образования, профессиональных конкурсах. Это, прежде всего, навыки написания резюме (résumé, CV). письма-заявления о приёме на работу (application letter, cover letter), эссе (essay, statement), описания проекта (summary, project description). Также является жизненно значимым умение успешно пройти на иностранном языке (в большинстве случаев,— английском) собеседование по приёму на работу (стажировку) в международную компанию.

В условиях современного вуза обучение перечисленным умениям возможно осуществить с помощью интегрированной информационно-лингвистической среды. В ней сочетаются традиционные для коммуникативной методики обучения [1,2], учебно-методические комплексы, мультимедийные программы [3], профессиональные программные продукты и ресурсы сети Интернет.

УМК состоит из учебного пособия на бумажной основе (Student's book), рабочей тетради студента (Workbook, Practice file), справочно-ресурсного пособия для преподавателя (Teacher's book) , набора кассет или аудио-CD для аудиторной и самостоятельной работы, сборника тестов. Учебники последнего поколения сопровождаются материалами для индивидуальной и групповой проектной работы (Workshops, Case studies), тематическими видеокурсами, видео CD и DVD-ROM, дополнительными ресурсами для преподавателей и студентов , доступными на веб-сайтах издательств и разработчиков мультимедиа [6].

Необходимо отметить, что обучение профессиональным умениям делового общения на английском языке требует от студента (и преподавателя иностранного языка) знания информационных технологий и прочных навыков поиска информации в сети Интернет, редактирования текста, знания

© Ревич И.Б., 2006

офисных программ (например, Microsoft Word, Excel, PowerPoint), опыта работы с тестами в формате HTML.

Рассмотрим типичную схему учебного модуля "Jobs and Careers" (Работа и карьера) курса Business English (уровень Upper-Intermediate; по классификации Европейского Совета В2—Independent User -Независимый пользователь)

Тема: "Поиск работы, анализ документов и прохождение интервью"

(Jobhunting, preparing and sitting a job interview)

Интегрированное обобщающее занятие с использованием информационных технологий и элементами ролевой игры. [4,с. 125-133] 2-4 часа

Ход занятия:

1. Введение, актуальность темы занятия. Ознакомление с англоязычными ресурсами Интернет по поиску работы

■ http://www.monster.co.uk/

- http://www.reed.co.uk7

•• http://www.eurojobs.com/ http://www.jobsearch.co.uk/

2. Поиск вакансии на веб-сайте www.jobs.telegraph.co.uk (см. инструкцию Г).

Инструкция 1 предлагается преподавателем для пошагового выбора релевантной вакансии в соответствии с профилем, образованием, квалификацией, стажем, профессиональными навыками, уровнем притязаний и т.п.

Instruction 1 для потенциального кандидата на вакансию

1. Find the Internet Explorer icon on you desktop

2. Open Internet Explorer

3. Insert http://www.jobs.telegraph.co.uk in the address line

4. Open the web-site

5. Go to the menu

6. Follow the teacher's instructions to choose Industry, Job Type, Location ,Salary, etc.

7. When the list of vacancies opens, choose one you would like to apply to

8. Click the button VIEW to see the details of the job offer

9. Tailor your resume to adapt it to the job requirements

10. Concentrate and prepare for a job interview

Good luck!

1. Найдите на рабочем столе значок Internet Explorer

2. Откройте Internet Explorer

3. Внесите в адресную строку http://www.jobs.telegraph.co.uk

4. Откройте веб-сайт

5. Перейдите к меню

6. Следуйте указаниям преподавателя, чтобы выбрать Отрасль, Тип занятости, Местоположение, Зарплату, и т.п.

7. Когда откроется список вакансий, выберите желаемую

8. Нажмите на клавишу VIEW, чтобы просмотреть детали предложения

9. Отредактируйте своё резюме, чтобы адаптировать его к требованиям вакансии

10. Сосредоточьтесь и подготовьтесь к собеседованию по приёму на работу

Желаю успеха!

3. Анализ полученного материала по группам "консультант-кандидат", редактирование резюме. Для составления и редактирования резюме используются шаблоны программы MS Word. [5]; образец из основного учебного пособия [4, с. 125-133]; возможно использование схемы CV из аутентичных электронных ресурсов:

• http://jobsearch.about.com/library/blcv.htm

• http://www.e-r.co.uk/about/cvguide.cfm

• http://www.itweek.co.uk/Careers/Features/CVwriting/index.jsp

4. Чтение: знакомство с критериями оценки кандидата на собеседовании по приёму на работу (job interview) [4, с. 130], типичными вопросами [4, с.131].

Типичные вопросы на собеседовании по приёму на работу:

1. Tell me about yourself

2. What do you think are your strengths and weaknesses?

3. We have a lot of applicants. Why should we appoint you?

4. Which is more important to you: status or money?

5. How long do you think you'd stay with us?

6. Why do you want to leave your present job?

7. What would you like to be doing ten years from now?

8. What are you most proud of having done recently?

9. What is your worst fault and what is your best quality?

10. Don't you think you are a little young/old for this job?

11. What are your long-range goals?

12. What excites you about the job you are doing now?

13. How would you rate your present boss? и т.п.

1. Расскажите о себе

2. Каковы Ваши сильные и слабые стороны?

3. У нас большой список кандидатов. Почему мы должны выбрать Вас?

4. Что для вас важнее: статус или деньги?

5. Как долго Вы собираетесь у нас работать?

6. Почему вы хотите уйти с Вашей работы?

7. Что бы Вы хотели делать через десять лет?

8. Какими достижениями за последнее время Вы гордитесь?

9. Какой у Вас самый неприятный недостаток? Какое лучшее качество?

10. Не кажется ли Вам, что Вы слишком молоды/ стары для этой работы?

11. Каковы Ваши цели в перспективе?

12. Что Вас привлекает в работе, которую Вы выполняете в настоящее время?

13. Как бы Вы оценили Вашего начальника? и т.п.

fi. Ролевая игра: прохождение собеседования по приёму на работу (job interview).

Кандидаты и группа интервьюеров.

Возможно для менее подготовленных групп использование на данном этапе как вспомогательного материала раздела "The Interview " видеокурса Big City [7J на DVD , в котором представлена ситуация прохождения интервью с опцией субтитров на английском языке и возможностью выбора из контекстного меню отдельных эпизодов и их фрагментов.

6. Анализ интервью кандидатов; выступление интервьюеров по работе со схемой оценки (см. схему оценки).

Форма оценки кандидата на вакансию: Assessment form [4, с.130]

applicant 1 applicant 2

qualifications

confidence

reliability

personality

work experience

overall impression

кандидат 1 кандидат 2

квалификация (подтвержденная документами)

уверенность

надёжность

личные качества

опыт работы

общее впечатление

7. Выполнение теста в формате HTML (создан автором статьи к данному занятию с помощью программы TestMaker 1.3) на тему "Jobs", с целью оценки сформированности компетенций (см. инструкцию 2, а также текст теста (Final Test).

Пошаговое руководство действиями студента по выполнению теста на множественный выбор пр теме "Поиск работы и прохождение интервью".

Автором теста предусмотрено две попытки ответа на каждый вопрос.

В конце тестирования у студента есть возможность оценить свои знания и обсудить результат с другими членами группы и с преподавателем

Программа TestMaker 1.3.

Данная программа позволяет вводить исходные данные для тестов и сохранять их в формате HTML, формируя активную веб-страницу, которую можно разместить на сервере или использовать локально.

Это — набор вопросов; ответы, включая правильный ответ; количество баллов, начисляемых за правильный ответ; количество попыток отпета на вопрос; параметры внешнего оформления веб-страницы. При сохранении в формате HTML формируются 4 файла с расширением .htm. Первый из этих файлов представляет собой стартовую веб-страницу теста, а остальные три — документы, загружаемые во фреймы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструкция 2 предлагается преподавателем для выполнения теста , созданного с помощью программы TestMaker 1.3

Instruction 2

1. Find the file Job on your desktop

2. Open the file

3. Choose the HTML document jobfinder

4. Open the jobfinder

S. Follow the instructions on the page

6. In the end of the test analyse your re-

sult.

7. Report your result to the teacher

Thank you!

1. Найдите на рабочем столе папку Job

2. Откройте папку

3. Выберите HTML документ jobfinder

4. Откройте jobfinder

5. Следуйте инструкциям на странице

6. В конце теста проанализируйте результат

7. Сообщите свой результат преподавателю

Спасибо!

Фрагмент теста на сформированность компетенций по теме "Jobs

and Careers":

Final Test:

1. How can you find a good job?

r\

newspaper adverts

r:

recruitment agencies

Г"1

word of mouth

С

job web-sites

Г"

all these methods

2. Whal do you prepare to apply for a job?

С

J a résumé , an application letter r

a letter ot enquiry, a CV

Г

a CV, a letter of complaint

ran invitation letter, a resume

r

papers are not essential

3. How do you address an application letter if you do not know the name of a contact person?

r"

Dear Sir,

^ Dear Mr., r"

Dear Sir or Madam,

in

Hello!

c

Dear Mr. or Mrs ,

Фрагмент итогового теста:

1. Как можно найти хорошую работу? Источники поиска вакансий

^ объявления в газетах

С

рекрутингопые агентства

С

устная неформальная реклама ^ веб-сайты по поиску вакансий

С

все эти методы

2. Что нужно подготовить для поступления на работу?

С

резюме , заявление Необходимые документы

запрос, CV

Г"

u CV, жалобу

С

приглашение, резюме

С

документы - не главное

3. Какое обращение использовать в письме-заявлении, если не знаете имени контактного лица?

С

Dear Sir, Этикетное обращение

Г"

Dear Mr.,

Г-l

Dear Sir or Madam,

Г"

Hello!

Г"

Dear Mr. or Mrs.,

8. Обсуждение результатов тестирования, подведение итогов занятия. Студенты находят вакансию, релевантную условиям поиска, проводят консультирование и качественную подготовку к собеседованию, проходят его успешно и оценивают свою деятельность, адекватно используя меж-

предметные умения, социокультурную, коммуникативную компетенции в ситуации делового общения на английском языке.

Задание для дальнейшей внеаудиторной работы студентов по данной геме включает создание дополненного текста теста по подготовке и эффективному прохождению интервью по трудоустройству на основании опыта, полученного на занятии (тест на множественный выбор — multiple choice); его оформление в форме документа Microsoft Word.

В. заключение необходимо отметить, что в данном модуле учебного курса Business English компетентностный подход осуществляется через:

• использование межпредметных умений, социокультурной, коммуникативной компетенций в ситуации делового общения на английском языке;

• совершенствование учебных умений: поискового чтения, письма (редактирования текста), выполнения тестов в формате HTML, диалогического общения;

• использование английского языка с целью получения информации, чтение и аудирование как самостоятельные виды речевой деятельности;

• использование интегрированной информационно-лингвистической среды для получения и обработки информации профессионального характера;

• использование информационных технологий для решения проблемы в значимых жизненных ситуациях;

• формирование ценностных ориентаций личности;

• совершенствование культуры делового общения, корпоративной культуры.

Литература

1. Widdowson H. Teaching Language as Communication.—OUP, 1978

2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку — OUP, 1997.—48С.

3. Ревии И. Б. Критерии выбора мультимедийных обучающих программ по английскому языку// Информационные технологии в гуманитарном образовании: сб.ст.—СПб: СПбГУКИ, 2005.(Труды.Т.165), С.225-234.

4. Jones,Leo, Alexander,Richard . New International Business English.— Cambridge University Press ,1996.— 176C.

5. Мастер резюме. -—Microsoft Office Word.

6. www.oup.com/elt —Oxford University Press; www.cambridge.org — Cambridge University Press; www.longman.com — издательство Longman; www.market-leader.net - веб-сайт серии изданий Market Leader и

др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Big City. Level 1 .DVD //Oxford English Video.—OUP, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.