информационное пространство
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Е. В. Прищепина, мастер производственного обучения Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума
Общеисторический процесс, называемый информатизацией, обеспечил доступ любому гражданину к источникам информации, обусловил проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Информационные технологии предоставляют возможность:
— рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе учебного процесса;
— сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
— построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
— вовлечь в процесс активного обучения студентов с различными способностями;
— использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
— интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.
Основная образовательная ценность информационных технологий заключается в том, что они позволяют создать яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными возможностями, оказывающимися
в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Применение компьютерных информационных технологий в учебном процессе открывает разноплановые возможности их использования, основные из которых схематически представлены на рисунке 1.
В педагогической литературе выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения:
1. Презентации — электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой педагог, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации.
2. Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий: энциклопедий, словарей, справочников и др. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML. В отличие
Ярш
Сфера образовательной деятельности
Сфера административно-управленческой деятельности
Рис. 1. Основные сферы применения информационных технологий в обучении
от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями.
3. Дидактические материалы — сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt, и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
5. Системы виртуального эксперимента — программные комплексы, позволяющие обучающемуся проводить эксперименты в виртуальной лаборатории.
6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство — быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток — негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
7. Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
8. Обучающие игры и развивающие программы — интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, обучающиеся развивают двигательные навыки, пространственное воображение, память.
Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:
— средства обучения онлайн применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
— средства обучения оффлайн — автономно используемые средства.
На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо было использовать большое количество наглядного материала. Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения обучающихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, то есть возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом — усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором — компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации образовательного процесса.
В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний обучающихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Таким образом, информатизация общества требует изменений содержания и технологий обучения, в первую очередь в системе профессионального образования, а быстрое старение и частое обновление знаний — непрерывного образования и самообразования специалиста в течение всей активной трудовой жизни. Существенно растет роль информационной куль-
туры, способствующей высокой эффективности не только профессиональной деятельности специалиста, но и его самообразования. Этот подход будет содействовать формированию профессионализма и творчески развитой личности.
Для формирования информационной культуры будущих специалистов необходим серьезный цикл соответствующих дисциплин, предусматривающий глубокое овладение ими современными информационными технологиями.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИКУМЕ
И. В. Губарь, методист Новокузнецкого транспортно-технологического техникума
Правительство РФ сегодня огромное внимание уделяет внедрению информационных технологий в образование и информатизации общества в целом. На практике мы наблюдаем интерес со стороны обучающихся преимущественно к хаотичному досу-говому использованию информационных технологий. Задача педагогического сообщества состоит в том, чтобы упорядочить этот процесс, использовать интерес к технологиям в образовательных целях. Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является применение дистанционных образовательных технологий, позволяющих с помощью Интернета организовать обучение студентов. Именно поэтому в техникуме была развернута система дистанционного обучения Moodle, которая представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Изменение деятельности обучающихся и формирование готовности к самореализации в условиях информационного общества невозможно без изменения деятельности педагога. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» к необходимым умениям педагога относит использование педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, применение современных технических средств обучения и образователь-
ных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов.
Несмотря на то, что большинство педагогов обладают компьютерной грамотностью, применяют ИКТ в учебном процессе, существует проблема недостаточной осведомленности о возможностях использования дистанционных образовательных технологий, интернет-технологий и интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.
Хотелось бы остановиться на некоторых направлениях методической работы, в ходе которой решаются следующие задачи:
— изучение педагогами возможностей дистанционного обучения, интернет-технологий и применение их в своей деятельности;
— расширение представлений обучающихся о возможностях использования информационно-коммуникационной среды для личностного и профессионального роста, самореализации;
— информирование о способах, позволяющих избежать опасных ситуаций при работе с интернет-ресурсами;
— обеспечение качественного образования в соответствии с запросами работодателя и возможностями обучающихся.
Совместно с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования было организовано обучение педагогических работников техникума, которое позволило повышать квалификацию педагогов непосредственно на рабочем месте. Обучение было направлено на решение задач образовательной организации, изучение интересов и затруднений педагогов и способствовало созданию профессиональных контактов, особой рефлексивной среды, содействующей их саморазвитию и самообразованию.