Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / НЕЗРЯЧИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ТЕХНОЛОГИИ / SPECIAL EDUCATION / ELECTRONIC TEACHING AIDS / BLIND / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т.М.

В статье рассматривается актуальная для специального образования проблема использования информационных технологий в обучении лиц с нарушением зрения. На основе библиографического анализа нормативных документов, научных работ и учебных пособий представлены принципы и требования к разработке электронных средств обучения. Рассматриваются педагогические, офтальмологические и эргономические требования к разработке и оформлению электронных средств обучения для лиц с нарушением зрения. В статье раскрыты рекомендации к организации учебного процесса при использовании электронных средств обучения учащихся с нарушением зрения. Электронные учебные пособия, отвечающие учебно-методическим и дидактическим задачам специального обучения лиц с нарушением зрения, могут повысить качество обучения за счет интерактивных возможностей по сравнению с традиционным учебником. Статья предназначена для специалистов системы специального образования, тифлопедагогов, тифлопсихологов, исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TRAINING OF PERSONS WITH VISUAL IMPAIRMENT

The article considers the problem of the use of information technology in the training of people with visual impairment that is relevant for specialized education. Based on a bibliographic analysis of normative documents, scientific papers and study guides, principles and requirements for the development of electronic learning tools are presented. The pedagogical, ophthalmological and ergonomic requirements for the development and design of electronic learning tools for people with visual impairment are considered. The article discloses recommendations for the organization of the educational process when using electronic learning tools for students with visual impairment. Electronic textbooks that meet the teaching and didactic tasks of special education for people with visual impairment can improve the quality of education due to interactive capabilities compared to a traditional textbook. The article is intended for specialists of the special education system, typhlopedagogues, typhlopsychologists, and researchers.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Инклюзивное образование

УДК 376.352

Информационные технологии в обучении лиц с нарушением зрения Information technology in the training of persons with visual impairment

Попова Т.М., Московский городской педагогический университет, popova_opb@mail.ru Popova T., Moscow City Pedagogical University, popova_opb@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.028

Ключевые слова: специальное образование, электронные учебные пособия, незрячие, дети с особыми образовательными потребностями, технологии.

Keywords: special education, electronic teaching aids, blind, children with special educational needs, technology.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для специального образования проблема использования информационных технологий в обучении лиц с нарушением зрения. На основе библиографического анализа нормативных документов, научных работ и учебных пособий представлены принципы и требования к разработке электронных средств обучения. Рассматриваются педагогические, офтальмологические и эргономические требования к разработке и оформлению электронных средств обучения для лиц с нарушением зрения. В статье раскрыты рекомендации к организации учебного процесса при использовании электронных средств обучения учащихся с нарушением зрения. Электронные учебные пособия, отвечающие учебно-методическим и дидактическим задачам специального обучения лиц с нарушением зрения, могут повысить качество обучения за счет интерактивных возможностей по сравнению с традиционным учебником. Статья предназначена для специалистов системы специального образования, тифлопедагогов, тифлопсихологов, исследователей.

Abstract. The article considers the problem of the use of information technology in the training of people with visual impairment that is relevant for specialized education. Based on a bibliographic analysis of normative documents, scientific papers and study guides, principles and requirements for the development of electronic learning tools are presented. The pedagogical, ophthalmological and ergonomic requirements for the development and design of electronic learning tools for people with visual impairment are considered. The article discloses recommendations for the organization of the educational process when using electronic learning tools for students with visual impairment. Electronic textbooks that meet the teaching and didactic tasks of special education for people with visual impairment can improve the quality of education due to interactive capabilities compared to a traditional textbook. The article is intended for specialists of the special education system, typhlopedagogues, typhlopsychologists, and researchers.

Введение. В условиях глобализации сферы образования, культуры, экономики особенно важным является подготовка многосторонне развитой личности. «Концепция информатизации среды образования Российской Федерации 1998 года предполагает глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности за счет применения в образовании научно-информационных технологий, развитие информационно грамотной личности [2]. Особое значение использование информационных технологий имеет в случае обучения лиц с нарушением зрения. Информационные системы как средства повышения эффективности усвоения учебного материала учащимися с нарушением

зрения рассматриваются в научно-исследовательских и учебно-методических работах Арнапольского Е.Е., Лапшина К.А., Пальтова А.Е., Романенко Д.Ф., Сенкевич Г.Е. [3;7-9]. Одним из перспективных направлений использования информационных технологий остается разработка электронных

образовательных ресурсов для школьников с нарушением зрения.

Одним из электронных образовательных ресурсов, дополняющих традиционные формы обучения в тифлопедагогике, являются электронные учебные пособия. В качестве электронного учебного пособия в данной статье подразумевается электронный учебный курс,

позволяющий учащемуся самостоятельно осваивать раздел курса или весь курс полностью. Главная задача электронного учебного курса -формирование новых знаний, умений и навыков в предметной области, освоение их в индивидуальном режиме при участии педагога.

Очевидно, что адаптация традиционных учебников с помощью простого добавления определенных комбинаций клавиш для выполнения технической команды не делает его учебником для слабовидящих. Необходимо добавить в электронное пособие специальную информацию для школьников с нарушением зрения, дополнить тифлотехническими приемами, связанными с использованием программ увеличения изображения и т.д. Оптимально использование электронного пособия на уроке в комплексе с традиционными учебниками с рельефно-точечной системой Брайля и аудиальной подачей информации [7]. Проблемы восприятия визуальной информации электронного пособия для незрячих школьников должны быть компенсированы путем демонстрации учебной информации в кинестетической и аудиальной модальностях [4]. Перечисленные проблемы и недостаточная разработанность в научно-педагогической литературе требований к разработке электронных средств обучения для детей с нарушением зрения делают актуальным и необходимым их изучение.

Материалы и методы. Проблема разработки требований к электронным средствам обучения для детей с нарушением зрения потребовала изучения научной тифлопедагогической литературы, обращения к нормативным документам по теме исследования. При разработке требований к составлению электронных учебных пособий для лиц с нарушением зрения были использованы дополняющие методы теоретико-

методологического анализа в сфере тифлопедагогики и метод педагогического наблюдения.

Результаты исследования. Обучение школьников с нарушением зрения с использованием электронных учебных пособий, согласно анализу тифлопедагогической литературы, является задачей весьма сложной и предполагает соблюдение определенных требований к информационному обеспечению учебного процесса [1].

Эффективное использование в учебном процессе электронных пособий для школьников с нарушением зрения возможно при соблюдении комплекса педагогических, офтальмологических и эргономических требований и рекомендаций.

1. Педагогические требования включают в себя дидактические и методические принципы.

1.1. Электронное учебное пособие должно отвечать основным дидактическим принципам: соответствие образовательному стандарту, наличие пропедевтического материала, возможность реализации межпредметных и внутрипредметных связей учебного материала, осуществление коррекционно-развивающей функции при обучении школьников с нарушением зрения.

1.2. Принцип научности обучения -разработка содержания электронного пособия с учетом последних достижений теории и практики тифлопедагогики; изложения учебного материала в соответствии с особыми образовательными потребностями различных категорий детей с нарушением зрения.

1.3. Принцип адаптивности обучения -обеспечение адаптации текстовой информации к уровню умений, знаний, индивидуально-психологических особенностей конкретного слабовидящего обучающегося, работающего с электронным учебным пособием (лексическое наполнение содержания, сложность синтаксических структур, стилистика, определения объема текста и т.д.).

1.4. Принцип коррекционной направленности обучения - электронное пособие должно отвечать коррекционным целям и специальным образовательным условиям обучения детей с нарушением зрения (развитие познавательных процессов, учитывая особенности развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи учащихся с нарушением зрения).

2. Унифицированные методические требования к электронным учебным пособиям состоят в следующем:

2.1. Электронное учебное пособие для учащихся с нарушением зрения должно соответствовать требованию полноты учебного содержания, которое позволит в полном объёме реализовать дидактические и методические задачи обучения с использованием пособия.

2.2. Электронное учебное пособие должно соответствовать педагогическому сценарию -целенаправленной последовательности педагогических технологий и методов, обеспечивающих достижение дидактических целей при обучении школьников с нарушением зрения; электронный учебник должен быть личностно ориентированным и иметь возможности вмешательства пользователя (в данном случае преподавателя) в содержание электронного пособия с целью его редактирования, дробления, иллюстрирования

для реализации потенциальных возможностей конкретного учащегося.

2.3. Педагогические методы и технологии педагогического сценария должны использоваться с учетом специфики познавательных возможностей обучающихся с разными нарушениями зрения в конкретной учебной дисциплине.

2.4. Педагогическая целесообразность применения электронного пособия в учебном процессе - электронное учебное пособие не должно дублировать содержание «бумажного» учебника, когда чтение учебного материала по традиционному учебнику заменяется чтением с экрана монитора. Электронное пособие должно дополнять учебник, позволяя интенсифицировать процесс обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью традиционного учебника

[5].

2.5. Сочетание традиционной и информационной технологий в изучении конкретных учебных дисциплин -интегрирование учебного материала электронного пособия с традиционными средствами обучения учащихся с нарушением зрения. Указанное интегрирование обеспечено, когда учебный материал пособия соответствует действующим государственным образовательным стандартам и используется в дополнении к учебному материалу традиционных средств обучения, которые используются на уроках и внеклассной работе.

3. Требования к содержанию электронного учебного пособия для лиц с нарушением зрения.

3.1. Учебный материал блока (темы) должен соответствовать коррекционной направленности обучения и учитывать образовательные возможности и потребности учащихся с нарушением зрения (например, предъявляемый в теме текстовый материал должен быть минимальным по объему). Большую часть информации рекомендуется представлять в звуковой форме.

3.2. Обеспечение доступности текстового материала для освоения учащимися с нарушением зрения (доступность словаря, грамматических конструкций, простота и лаконичность формулировок текста и т.д.). При этом в электронном пособии обеспечивается достаточное увеличение изображения.

3.3. Сложный для восприятия или новый текстовый материал должен сопровождаться иллюстрациями. Для школьников с нарушением зрения предпочтительны статические иллюстрации. Визуальные иллюстрации

выступают дополнительным средством усвоения учебной информации и подбираются в соответствии с учетом степени нарушения зрения [6].

3.4. При изучении темы должны присутствовать только те иллюстрации, которые связаны с содержанием темы. Иллюстрации пособия вызываются обучающимися в тексте последовательно путем использования технических элементов пользовательского интерфейса по мере продвижения по учебному материалу пособия.

3.5. В электронном учебном пособии должен быть предусмотрен справочник (глоссарий), позволяющий учащемуся на любом этапе урока получать справочную информацию об основных понятиях и определениях, используемых в учебном пособии. Вход в справочник (глоссарий) должен быть технически возможен с любой страницы электронного пособия.

3.6. В электронном пособии может быть предусмотрена встроенная система тестов для текущего и итогового контроля. Этапы обращения учащегося к тестам должны быть определены в педагогическом сценарии (пункт 3.10 носит рекомендательный характер и зависит от степени нарушения зрения учащихся).

Таким образом, в содержании электронного учебного пособия в качестве элементов обучения могут быть представлены: «Тема урока», «Теория», «Примеры», «Задания», «Вопросы», «Самостоятельная работа», «Тесты»,

«Глоссарий», «Справочник», «Иллюстрации», «Аудио».

4. Офтальмологические требования к оформлению электронного учебного пособия.

4.1. Оформление электронного учебного пособия для школьников с нарушением зрения должно соответствовать педагогическим и офтальмологическим требованиям одновременно. При разработке и оформлении электронного пособия необходимо компенсировать нарушения зрительного восприятия учащихся путем: увеличения шрифта, изменения цветового кодирования, сокращения времени работы с электронным пособием и снижением объёма текста в пособии, соотнесения работы в разных плоскостях.

4.2. Шрифт электронного текста подбирается с учетом нарушения зрения учащихся. Подбор размера шрифта необходим для лучшей читабельности учебной информации электронного средства обучения. Каждая страница учебного текста должна содержать минимум контрастных цветов. Основной учебный текст электронной страницы

рекомендуется оформлять без декоративного шрифта. Для школьников с низкой остротой зрения рекомендуется вставлять дополнительные пробелы между строками текста. Для слабовидящих учащихся рекомендуется использовать в электронных учебных пособиях крупный шрифт для снижения напряжения глаз при чтении с экрана монитора.

4.3. Цветовое оформление электронного пособия должно обеспечить неутомительное восприятие визуальной информации и помочь в усвоении учебного материала. Для учащихся с нарушением зрения предпочтительнее использовать в тексте пособия крупный черный шрифт на белом или желтом фонах. Учащиеся с миопией и косоглазием больше концентрируют внимание на форму предъявляемого материала. Для школьников с нарушением световосприятия необходимо тщательно подбирать цветовые сочетания при предъявлении информации. Цветовое кодирование информации необходимо учащемуся для обнаружения или определения места сигнала и уменьшает время поиска знака. Кодирование частотой мелькания используют дозированно для быстрого привлечения внимания. Например, красный мигающий цвет рекомендован для использования в качестве стоп-сигнала, предупредительного сигнала или в случае технической ошибки учащегося.

4.4. Основное содержание темы урока, непосредственно необходимое для реализации коррекционно-развивающих задач, должно находиться в центре внимания учащегося. Оформление фона не должно отвлекать внимание слабовидящих учащихся от учебного материала. При предъявлении графической и знаковой информации следует учитывать, что повышение плотности фона ухудшает распознавание знака, а повышение плотности изображения знака по отношению к фону улучшает его считывание. Абзацы текста электронного пособия должны быть краткими, контрастными, понятными учащемуся, без излишней детализации. Контрастность изображений в электронных пособиях должна составлять 60 - 100%, а насыщенность цветового тона должна находиться в пределах 0,8 - 1,0.

4.5. Графика и иллюстрации в электронном пособии должны выполнять несколько функций в соотношении с текстовым материалом: ведущая, равнозначная, вспомогательная. Выбор функции иллюстративного материала зависит от характера нарушения зрения учащихся, а также от учебной задачи.

Так, иллюстрации могут выступать как непосредственный источник учебного знания,

выполнять иллюстративную функцию, обусловленную недостаточностью жизненного и практического опыта учащихся с нарушением зрения, демонстрировать методическую функцию, показывающую как делать, выполнять.

При косоглазии или нистагме учащимся очень трудно переключать внимание с одной иллюстрации на другую, с ближнего плана на второстепенный план, определять место начала чтения. При указанных нарушениях зрения рекомендуется использование электронных пособий с минимальным количеством иллюстраций.

4.6. Новая, незнакомая иллюстрация для слабовидящих школьников должна сопровождаться аудиоматериалом. Применение аудио фрагментов в электронном пособии позволяет улучшить восприятие нового материала слабовидящими школьниками, активизируя компенсаторные возможности их слухового анализатора. Во время занятий целесообразно воспроизводить звук с помощью наушников.

4.7. Элементы управления электронным учебным пособием должны быть понятными, простыми и однозначными, не отвлекающими внимание учащегося от основного учебного материала. Излишняя свобода управления отвлекает учащегося, увлекает посторонней информацией и нарушает процесс интерактивного обучения. Управляющие элементы интерфейса должны быть заметными для слабовидящих школьников, лёгкими в освоении, например, добавление в электронный текст звука производится путем нажатия клавиши «мыши» в выделенном тексте.

4.8. Технические возможности электронного пособия должны позволять подключение дополнительных устройств для учащихся с нарушением зрения - рельефные тифлотехнические устройства ввода и вывода информации, звуковоспроизводящую аппаратуру, рельефно-графические цветные принтеры, наушники для прослушивания речевых сообщений и т.д.

5. Эргономические требования к разработке электронных учебных пособий:

5.1. Опора при работе с электронным учебным пособием на имеющиеся у учащихся знания и навыки, соответствующий жизненный и практический опыт; четкость, простота и лаконичность аудиального оформления заданий, упражнений, вопросов электронного средства обучения.

5.2. Обеспечение комфортной работой с электронным пособием учащихся с нарушением

зрения: сопровождение визуальной информации аудиальным сопровождением, отсутствие сокращений и избыточного кодирования информации; используемые приемы выделения текста, цвет, фоны и размеры шрифта в электронном пособии должны быть обоснованы и исключать быструю зрительную утомляемость учащихся.

5.3. Электронное учебное пособие должно содержать обратную связь при интерактивной работе. Обратная связь выполняет функцию поддержки обучающегося. Месторасположение обратной связи должно быть явно представлено и привлекать внимание учащегося с нарушением зрения.

5.4. Наилучшее расположение текста информации от линии глаз учащегося младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старшего школьного возраста - от 30 до 35 см. Для учащихся с остротой зрения от 0,06 - 0,2 рекомендуемое расстояние до 17 - 25 см, для учащихся с остротой зрения 0,01 - 0,05 до 3 - 12 см. Для слабовидящих учащихся необходимо обеспечить равномерность освещения рабочей поверхности. Должно быть предусмотрено увеличение освещенности рабочего места учащегося с нарушением зрения. Следует исключать большую разницу в освещении рабочей поверхности и пространства вокруг для предупреждения снижения зрительного восприятия и повышенной утомляемости учащихся.

5.5. Наиболее важная часть информации должна быть расположена в центре, угловые смещения изображений должна располагаться в пределах 3 - 35о. При предъявлении нескольких смысловых элементов текста или объектов графической информации, их необходимо расположить таким образом, чтобы процесс восприятия при переходе с объекта на объект производился слева направо, а не горизонтально или вертикально. Насыщенность цвета - 0,8 - 1,0. Фон рекомендуется разгрузить от деталей, которые не составляют педагогический замысел задания, особенно это необходимо для дошкольников и младших школьников с нарушением зрения. Размер перцептивного поля демонстрируемых изображений должен составлять от 0,5 до 50о.

5.6. Основной принцип демонстрации учебного материала слабовидящим школьникам -увеличение времени экспозиции зрительной информации. Поскольку у школьников с нарушением зрения сукцессивный

(последовательный) способ зрительного восприятия материала, требуется увеличение времени демонстрации материала. В зависимости от особенностей нарушения зрения время выполнения задания может быть увеличено в несколько раз (от 2 до 10). Это следует учитывать при планировании и разработки электронного урока.

5.7. При организации обучения с использованием электронного пособия, особое внимание необходимо уделить подготовке компьютерного специального рабочего места (КСРМ) для учащихся с нарушением зрения. Компьютерное специальное рабочее место должно соответствовать разработанному Государственному стандарту РФ Р 51645 - 2000 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное». Площадь помещения для проведения занятий с учащимися, имеющими нарушение зрения определяется в соответствии с требованиями САНПиН 2.2.2.54296 и составляет не меньше 6 квадратных метров на одно КСРМ. Помещение должно быть хорошо освещено, кроме естественного освещения, в классе должны присутствовать источники искусственного освещения. Все обучающиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности и правилами пожарной безопасности.

Заключение. Электронные пособия, соответствующие учебно-методическим и дидактическим задачам специального обучения слабовидящих, могут повысить качество обучения за счет принципиально новых возможностей по сравнению с традиционным учебником. Во-первых, электронное пособие ускорит возможности поиска, отбора учебной информации и возврата к необходимым разделам учебного материала; обеспечит возможность комплексного - визуального, аудиального и кинестетического восприятия информации для учащихся с нарушением зрения. Учащиеся с нарушением зрения получают возможность самостоятельного экспериментирования с информацией, моделирования реальных ситуаций, особенно в том случае, когда постановка реальных опытов невозможна из-за их масштабности, географической недоступности, исторической давности и т.д. [10]. Таким образом, электронное пособие это один из методов приобретения новых знаний и получения специального образования школьниками с нарушением зрения.

Литература:

1. Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие / Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, [Ин-т проф. реабилитации и подгот. персонала ВОС "Реакомп"]. - Москва: ИПРПП "Реакомп", 2012. - 121 с.

2. Лапшин К.А., Арнапольский Е.Е. Информационные технологии для инвалидов по зрению. Основные принципы обмена информацией с использованием глобальной сети Интернет: методическое пособие для инвалидов по зрению / К.А. Лапшин, Е.Е. Арнапольский. - М.: ИПТК «Логосвос», 2011. - 96 с.

3. Лубовский В.И. Современное понимание проблемы общих и специфических закономерностей нарушенного психического развития и их значение для обучения детей с ограниченными возможностями / В.И. Лубовский // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. -М.: МГПУ, 2013. - С. 21-28.

4. Методические рекомендации по обучению студентов с ОВЗ: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ; под ред. Б.Б. Айсмонтаса, ИВ. Быстровой. - М.: МГППУ, 2013. - 43 с.

5. Никольская И.А. Разработка электронных учебников для лиц с нарушениями психофизического развития / И.А. Никольская // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - № 1(55). - С. 17-20.

6. Пальтов А.Е. Информационно-коммуникационные технологии в образовании и социализации незрячих / А.Е. Пальтов // Практическая дефектология. - 2018. - № 1(13). - С. 6-11.

7. Романенко Д.Ф. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: учебное пособие / Д.Ф. Романенко, Н.А. Романович. - Челябинск: РУНЦИО, 2013. - 73 с.

8. Сенкевич Г.Е. Компьютер для людей с ограниченными возможностями / Г.Е. Сенкевич. -СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 320 с.

9. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 100-106.

10. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя / Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. // Социологические исследования. - 2010.- № 9 (317). - С. 50 - 57.

References:

1. Information and communication technologies for people with visual impairment: a training manual / United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO Institute for Information Technologies in Education, [Institute prof. rehabilitation and preparation. WOS personnel "Reakom"]. - Moscow: IPRPP "Reakom", 2012. - 121 p.

2. Lapshin K.A., Arnapolsky E.E. Information technology for the visually impaired. Basic principles of information exchange using the global Internet: a methodological guide for the visually impaired / K.A. Lapshin, E.E. Arnapolsky. - M.: IPTK Logosvos, 2011. -96 p.

3. Lubovsky V.I. Modern understanding of the problem of general and specific patterns of impaired mental development and their importance for the education of children with disabilities / V.I. Lubovsky // Special Pedagogy and Special Psychology: Modern Methodological Approaches. - M.: Moscow State Pedagogical University, 2013. - S. 21-28.

4. Guidelines for teaching students with disabilities: a textbook. manual for teachers of higher professional education working with students with disabilities; under the editorship of Bb Aismontas, I.V. Fast. - M.: MGPPU, 2013. - 43 p.

5. Nikolskaya I.A. The development of electronic textbooks for persons with impaired psychophysical development / I.A. Nikolskaya // Correctional pedagogy: theory and practice. - 2013. - № 1(55). - S. 17-20.

6. Paltov A.E. Information and communication technologies in the education and socialization of the blind / A.E. Paltov // Practical defectology. - 2018. - № 1(13). - S. 6-11.

7. Romanenko D.F. The organization of inclusive training for disabled and persons with disabilities in professional educational organizations: a training manual / D.F. Romanenko, N.A. Romanovich. - Chelyabinsk: RUNZIO, 2013. - 73 p.

8. Senkevich G.E. Computer for people with disabilities / G.E. Senkevich. - SPb.: BHV-Petersburg, 2014. - 320 p.

9. Yarskaya-Smirnova E.R., Loshakova I.I. Inclusive education of children with disabilities / E.R. Yarskaya-Smirnova, I.I. Loshakova // Sociological studies. - 2003. -№ 5. - S. 100-106.

10. Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. People with disabilities and society: twenty years later / Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. // Sociological studies. -2010.- № 9 (317). - S. 50 - 57.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.