Научная статья на тему 'Информационные технологии в обеспечении качества образования по мехатронике и робототехнике'

Информационные технологии в обеспечении качества образования по мехатронике и робототехнике Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
687
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мазеин Петр Германович, Савельев Алексей Алексеевич, Панов Сергей Сергеевич

Привлечь молодежь и одновременно повысить качество профессиональной подготовки можно в настоящее время лишь применением современных информационных технологий, позволяющих за счет визуализации и имитации технологических процессов и функционирования оборудования решать дидактические задачи обучения для всех образовательных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мазеин Петр Германович, Савельев Алексей Алексеевич, Панов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в обеспечении качества образования по мехатронике и робототехнике»

№6(12) 2007

П.Г. Мазеин, А.А. Савельев, С.С. Панов

Информационные технологии в обеспечении качества образования по мехатронике и робототехнике

Привлечь молодежь и одновременно повысить качество профессиональной подготовки можно в настоящее время лишь применением современных информационных технологий, позволяющих за счет визуализации и имитации технологических процессов и функционирования оборудования решать дидактические задачи обучения для всех образовательных уровней.

Для целого ряда машиностроительных специальностей особенно эффективно применение оборудования с компьютерными системами управления. Этапы учебного процесса в этом случае выглядят следующим образом: теоретическое изучение процессов и оборудования на лекциях и самостоятельно с использованием статических и динамических 3й-моделей станков, роботов, станочных комплексов; практические занятия с использованием компьютерных имитаторов оборудования (виртуальных станков, роботов и станочных комплексов), обеспечивающих выработку умений и профессиональных навыков; занятия на настольном учебном оборудовании (станках с компьютерными системами управления) (рис. 1-24); адаптация к производственному оборудованию.

Учебное оборудование создавалось в НПИ Южно-Уральского государственного университета и областном Центре новых информационных технологий как альтернатива дорогому, дидактически неэффективному производственному оборудованию. Апробация в 1996 году опытных образцов оборудования позволила перейти к мелкосерийному производству станков и станочных систем со следящими приводами перемещений, которые управлялись от персональных компьютеров.

Предлагаемое оборудование, оснастка

и программно-методическое обеспечение 22

позволяют выполнять изучение станков с числовым программным управлением (ЧПУ), оснастки и инструмента, формировать умения и навыки по наладке и программированию оборудования с ЧПУ, в том числе, с использование САй/САМ-технологий.

Компьютерные имитаторы токарного и сверлильно-фрезерного станков с ЧПУ, позволяют выполнять наладку, программирование и обработку виртуальных деталей, обеспечивают выработку умений и тренаж навыков технологов-программистов, наладчиков и операторов станков с ЧПУ.

Поддерживается стандарт !80-7ЬК, обеспечивается линейная, круговая и сплайно-вая интерполяция, визуализируется 3й-тра-ектория обработки. Созданы также система технологического диагностирования управляющих программ и устройств ЧПУ, постпроцессор для САй/САМ-системы, система тестирования знаний, учебные пособия, компьютерные имитаторы пультов устройств ЧПУ NC, Fanuc, Sinumerik (рис. 12), компьютерные имитаторы устройств автоматизированной смены инструментов (рис. 23), 3й-модели узлов станков (рис. 24), упрощенный имитатор токарного станка с ЧПУ, электронные лекции по оборудованию автоматизированных производств, база данных по станкам с ЧПУ и комплект видеороликов по станкам с ЧПУ.

Первый этап обучения заканчивается тестированием знаний по станкам с ЧПУ, их

№6(12) 2007

Рис. 1. Компьютерный имитатор токарного станка с компьютерным управлением

Рис. 2. Минифрезерный станок с компьютерным управлением

Рис. 3. Компьютерная модель фрезерного станка с компьютерным управлением

23

Рис. 4. Обработка детали на фрезерном станке с компьютерным управлением

Рис. 5. Обработка детали на компьютерном имитаторе

I

£

I &

I

0 С

1

а

со

о

«

мэ о

I

0 со

I!

1

I

0 §

1

Рис. 6. Сверлильно-фрезерный станок с компьютерным управлением

Рис. 7. Обработка детали на компьютерном имитаторе

Рис. 8. Настольный токарный станок с компьютерным управлением

24

№6(12) 2007

наладке и программированию. На втором этапе осваивается система управления, наладка оборудования и программирование управляющих программ для обработки деталей, выполняется технологическое диагностирования системы управления и управляющей программы. В результате изготавливается заданная виртуальная деталь. На третьем этапе выполняется обработка реальной детали. На этом этапе возможна реализация полного сквозного цикла применения САй/САМ^МБ-систем: сканирование на фрезерном станке поверхности детали, получение в САй-модуле по заданному «облаку» точек компьютерной модели поверхности, разработка в САМ-модуле управляющей программы для обработки данной поверхности (рис. 9, 10), воспроиз-

е ^

со

ео <и

I? £

£

<5

С с:

Рис. 10. Моделирование поверхности в CAD/CAM-системе ADEM

1 Пуск] .у ^ -МАМШ(С:)_| 0 151. ИиЬЬе«ЯВ>пи... | ^аООI_|[Ч*««ЭЕРНЫЙг5ТЕРР„ .81) Диуивп! -ИииоИ.., | (7г17

Рис. 9. «Облако» сканированных точек поверхности детали «полусфера»

25

Нв6(12) 2007

I

£

I &

I

0 С

1

а

со

о

«

а

мэ о

I

0 со

I!

1

I

0 §

1

Рис. 11. Воспроизведение поверхности по «облаку» сканированных точек с применением CAD/CAM-системы ADEM

ведение поверхности на станке с компьютерным управлением (рис. 11).

Диагностирование системы числового программного управления позволяет оценить

возможности системы обеспечить заданную точность расчета траектории перемещения инструмента как для следящих приводов подач станков, так и для шаговых приводов.

А В С 0 Е у

Н 1 J к 1 м

0 Р О щ

V ■у г в

<00®

и и и

и и*, ¡у О О®

Ег" ■ © г

т " > ■ й

-, ттш

п Г} Г. К п п п о ♦

, С о ь ф с

•'С .... ^ **

Рис. 12. Имитатор пульта УЧПУ N^201 26

Рис. 13. Компьютерный имитатор робота УР-П

№6(12) 2007

са §

е

со <и

I? £

<5

С с:

Рис. 14. Компьютерный имитатор робота УР-2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сборочных стендах с компьютерным управлением (рис. 19-22) можно программировать различные варианты сборки изделий. Вариант учебного сборочного стенда с элементами технического зрения (рис. 21, 22) показывает не только возможности ме-хатроники и роботов третьего (интеллектуального) поколения, но и позволяет освоить их использование на практике. Web-камера считывает находящиеся на сборочном стенде детали, обрабатывает изображение и робот в соответствии с управляющей программой выполняет перемещение сборочных единиц в заданное взаимное расположение без оператора.

Рис. 15. Учебный робот УР-2 Рис. 16. Учебный робот УР-3

Рис. 17.3D-модель робота типа «гексапод»

Рис. 18. Учебная гибкая производственная система с компьютерным управлением (вариант с роботом, работающим в сферической системе координат)

27

Нв6(12) 2007

I

£

I &

I

0 С

1

а

со

о

«

а

мэ о

I

0 со

I!

1

I

0 §

1

Рис. 19. Стенд для автоматизированной сборки

Рис. 20. Имитатор роботизированного сборочного стенда

28

№6(12) 2007

Рис. 21. Интерфейс системы технического зрения

Применение в учебном процессе разработанных станков, станочных и сборочных комплексов с компьютерным управлением, использующих возможности мехатроники, робототехники и современных информационных технологий, позволяет при уменьшении времени на подготовку обеспечить по-

вышение профессиональных умений и навыков работы по оборудованию с ЧПУ, а также выполнять курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации по исследованию технологических систем по различным параметрам надежности.

На программное обеспечение имеются свидетельства о государственной регистрации, на станки и станочные комплексы получены сертификаты соответствия и 7 патентов Российской Федерации.

Разработанное программное обеспечение и оборудование с компьютерными системами ЧПУ неоднократно экспонировавшееся на международных выставках и отмеченное наградами эффективно используется более 40 учебными заведениями (лицеи, профессиональные училища, ресурсные центры, колледжи, вузы) России и СНГ.

Дальнейшее развитие учебных стендов идет в направлении как разработки новых учебных стендов на базе новых роботов и транспортно-накопительных систем и их компьютерных имитаторов, так и оснащения базовых вариантов средствами и устройствами, расширяющими их функциональные и дидактические возможности: электронными штурвалами, средствами удаленного доступа в зону обработки, новыми вариантами компоновки станочных систем и сборочных комплексов, 3D-моделями узлов и систем оборудования, видеофильмами, тестами, базами знаний и данных.

Рис. 22. Роботизированная сборочная система с магазинами сборочных элементов, устройствами загрузки-выгрузки, транспортной системой и техническим зрением

е

со <и

I? £

£

<5

С с:

29

Не6(12) 2007

I

£ а

I &

I

0 С

1

а

со

о

«

а

мэ о

I

0 со

I!

1

I

0 §

1

Рис. 23. Компьютерный имитатор устройства автоматизированной смены инструмента

многооперационного станка

Рис. 24. Компьютерная модель многооперационного станка (фрагмент видеоролика)

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.