Научная статья на тему 'Информационно-технологические комплексы для профессионального образования машиностроителей'

Информационно-технологические комплексы для профессионального образования машиностроителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазеин Петр Германович, Жбанков Глеб Олегович

В целях ликвидации дефицита кадров в машиностроении необходимо, чтобы при подго товке кадров на всех уровнях и этапах максимально и непрерывно использовались возможности современных информационных технологий. Для начального профессионального образования произведены видеофильмы, демонстрирующие различные технологические процессы, оборудование и инструмент, подготовлены демонстрационные материалы для интерактивных досок, электронные лекции и сетевые системы тестирования знаний. В дальнейшем необходимы 3D-модели узлов станков и компьютерные имитаторы, позволяющие осуществлять виртуальную наладку и программирование обработки, а также изготовление виртуальной детали. Следующий уровень подготовки призваны обеспечить мини-габаритные и настольные станки с компьютерными системами ЧПУ. Они, при высоких дидактических возможностях программно-методического обеспечения, ма-лоэнергозатратны, компактны, не требуют специальных помещений, питаются от обычной световой сети 220 В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазеин Петр Германович, Жбанков Глеб Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологические комплексы для профессионального образования машиностроителей»

№2(14) 2008

П.Г. Мазеин, Г.О. Жбанков

Информационно-технологические комплексы для профессионального образования машиностроителей

Для ликвидации дефицита кадров в машиностроении необходимо, чтобы при подготовке специалистов на всех уровнях и этапах максимально и непрерывно использовались возможности современных информационных технологий. Это дает качество подготовки на уровне мировых требований, обеспечивает новые дидактические возможности повышения эффективности обучения, повышает привлекательность машиностроительных специальностей.

В Южно-Уральском государственном университете в течение последних десяти лет такой подход, поддержанный приоритетным национальным проектом «Образование», успешно реализуется. Для начального профессионального образования сняты видеофильмы (рис. 1-7), демонстрирующие различные

технологические процессы (формовка и литье заготовок, штамповка и прессование, обработка резанием и т.д.), произведены оборудование и инструмент, подготовлены демонстрационные материалы для интерактивных досок, электронные лекции и сетевые системы тестирования знаний.

Рис. 1. Технология получения отливок

Рис. 2. Обработка металла на сверлильном станке

24

Не2(14)2008

Рис. 3. Кадр видеофильма по зубообработке

Следующий уровень подготовки кадров предполагает использование Эй-моделей узлов станков и компьютерных имитаторов (рис. 8-18), позволяющих осуществлять виртуальную наладку и программирование обработки, а также изготовление виртуальной детали. Такие имитаторы позволяют овладеть необходимыми знаниями и умениями по наладке и программированию станков, обеспечивая тренаж навыков технологов-программистов, наладчиков и операторов станков с ЧПУ.

I

«о £

Рис. 4. Устройство токарного станка

Рис. 5. Функционирование токарного станка

Рис. 6. Многооперационный станок

25

N92(14) 2008

Следующий уровень подготовки обеспечивают мини-габаритные и настольные станки с компьютерными системами ЧПУ. Они, при высоких дидактических возможностях программно-методического

обеспечения, малоэнергозатратны, компактны, не требуют специальных помещений, питаются от обычной световой сети 220 В. На станки имеются патенты, утвержденные технические условия и сер-

Рис. 7. Функционирование робота

¡5 &

и

0

1 §

I

со о

м «в

£ о о

§ 3

5:

Рис. 8. Работа шариково-винтовой пары привода подачи станка с ЧПУ

о &

I 8

О §

Р

0

1 и

I €

Рис. 9. Компьютерный имитатор «Устройство автоматизированной смены инструмента» в действии

26

Нв2(14) 2008

¡ ío

О С

SÍ <ъ

С с;

Рис. 10. Работа компьютерного имитатора фрезерного станка с ЧПУ

Рис. 11. Изготовление виртуальной детали на компьютерном имитаторе фрезерного станка

27

№2(14) 2008

о

§ I

cu

I *

I

Рис. 12. Фрагмент работы компьютерного имитатора фрезерного станка

í^rn'awtri'.

щ

Рис. 13.3D-модель учебной гибкой производственной системы

28

Nb2(14) 2008

тификаты соответствия требованиям безопасности, программное обеспечение подтверждено свидетельством о госре-гистации.

На базе станков и роботов с компьютерным управлением компонуются гибкие про-

изводственные системы (ГПС). Используя § Эй-модели и компьютерные имитаторы станков, роботов и ГПС, можно овладеть их

наладкой и программированием, а затем ^

реализовать свои навыки на соответствую- ^

щем учебном оборудовании. 8

I

с с:

Рис. 14. Функционирование гибкой производственной системы

Рис. 15. Компьютерный имитатор гибкой производственной системы

29

Nв2(14) 2008

1 К

¡8 &

!

!

00 §

а

0

1

I

I

¡5

I

I

I

Рис. 16.3D-модель учебного робота с компьютерным управлением

Рис. 17. Учебный робот с компьютерным управлением

Освоен серийный выпуск продукции для учебных заведений, выпущено более 200 единиц оборудования, в том числе в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование». Оборудование поставляется в учебные заведения России и СНГ и, судя по повторению заказов, успешно содействует решению задач подготовки кадров машиностроителей. Для обеспечения более полного охвата специальностей и учебных дисциплин продолжается разработка новых вариантов оборудования с компьютерным управлением.

Рис. 18. Учебная гибкая производственная система с компьютерным управлением

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.