Научная статья на тему 'Информационные технологии в кардиологии. Перспективы развития'

Информационные технологии в кардиологии. Перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
843
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / РКО / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНИСТ / INTERNIST.RU / INTERNET / RUSSIAN CARDIOLOGY SOCIETY / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION / INTERNAL MEDICINE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Драпкина О. М.

Медицинское образование непрерывное стремления врача к получению достоверной информации в течение всей жизни. Дистанционное интернет образование в медицине закономерный процесс. Дистанционное обучение все чаще называют “образовательной системой XXI века”, и дело здесь не только в возможности оперативно передавать и накапливать информацию. Потребность в новой форме образования вызвана необходимостью постоянного самообучения врача. Современное дистанционное обучение включает в себя 2 элемента: среда передачи информации (почта, ТВ, радио, Интернет и т. д.) и методы, зависимые от способа передачи. В структуре Российского кардиологического общества создана и функционирует секция информационных технологий в кардиологии, которая оказывает содействие выработке, накоплении и распространении медицинской информации с использованием компьютерных технологий и коммуникаций, в том числе Интернет-технологий, позволяющих осуществлять широчайший доступ врачей к профессиональным медицинским знаниям в области кардиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in cardiology: potential for further development

Medical education is based on a continuous, life-long desire of doctors to obtain reliable professional information. Distant learning in medicine, the so-called “educational system of the 21 st century”, stems from both the need for rapid sharing and accumulation of information and the doctors’ need for continuous selfeducation. Modern distant learning incorporates two key elements: the medium of the information exchange (such as mail, TV, radio, and Internet) and the methods dependent of the information communication type. As a part of the Russian Cardiology Society’s activities, the section “Information Technologies in Cardiology” facilitates generation, accumulation, and dissemination of medical information, using computer-based technologies and communications, such as Internet technologies which provide doctors with an access to professional medical knowledge in the field of cardiology.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в кардиологии. Перспективы развития»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАРДИОЛОГИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАзВИТИЯ

Драпкина О. М.

Медицинское образование - непрерывное стремления врача к получению достоверной информации в течение всей жизни. Дистанционное интернет образование в медицине - закономерный процесс. Дистанционное обучение все чаще называют "образовательной системой XXI века", и дело здесь не только в возможности оперативно передавать и накапливать информацию. Потребность в новой форме образования вызвана необходимостью постоянного самообучения врача. Современное дистанционное обучение включает в себя 2 элемента: среда передачи информации (почта, ТВ, радио, Интернет и т. д.) и методы, зависимые от способа передачи. В структуре Российского кардиологического общества создана и функционирует секция информационных технологий в кардиологии, которая оказывает содействие выработке, накоплении и распространении медицинской информации с использованием компьютерных технологий и коммуникаций, в том числе Интернет-технологий, позволяющих осуществлять широчайший доступ врачей к профессиональным медицинским знаниям в области кардиологии.

Российский кардиологический журнал 2013, 4 (102): 23-27

Информационный поток ворвался в жизнь современного врача. Компьютер стал необходимым средством хранения информации и общения. Развитие информационных технологий приводит к тому, что современная медицина и образ кардиолога XXI века приобретает новые черты. Безусловно, этот процесс необходим с точки зрения улучшения диагностики и лечения заболеваний. Речь идет о совершенствовании ультразвуковых и компьютерных методов диагностики. Мы все чаще прибегаем к использованию МРТ, ПЭТ, 3D-моделирования и т. д. Совершенствуются и коммуникационные системы и системы архивирования изображения, например такие как PACS (Picture Archiving and Communication System) и DICOM 3,0 (Digital Imaging and Communications in Medicine).

Бурно развивается и телемедицина. Телемедицина — это направление на стыке нескольких областей: медицины, телекоммуникаций, информационных технологий, образования. Единого определения телемедицины нет, на сегодняшний день их существует более десяти, следовательно, нет ни одного точного. Телемедицина как направление может быть использована как в целях улучшения диагностики заболеваний (например, консультация высококлассными специалистами пациентов в труднодоступных точках), так и с целью улучшения образования врачей. Образованию врачей в России в настоящее время уделяется большое внимание. В этой области, особенно в области непрерывного медицинского образования (НМО) есть пробелы.

Согласно Российскому Закону об образовании 1992г под образованием понимают целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания

Ключевые слова: интернет, РКО, непрерывное медицинское образование, интернист, internist.ru.

Первый Московский Медицинский Университет им И. М. Сеченова. Кафедра пропедевтики внутренних болезней ПМГМУ им. И. М. Сеченова, Москва, Россия.

Драпкина О. М. - профессор, руководитель отделения кардиологии клиники пропедевтики внутренних болезней ПМГМУ им. И. М. Сеченова, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ПМГМУ им. И. М. Сеченова.

Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): drapkina@bk.ru

НМО - непрерывное медицинское образование, РКО - Российское кардиологическое общество, ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.

Рукопись получена 01.08.2013 Принята к публикации 16.08.2013

и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1].

Другими словами, образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению истинных научных знаний, умений и навыков и способов мышления. Следовательно, образованный человек — это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

Медицинское образование — непрерывное стремление врача к получению проверенных научных знаний в течение всей жизни. Медицинское образование имеет древнюю историю, полную ошеломляющих взлетов и трагических падений. Стоит вспомнить подвиг испанского врача Мигеля Сервета, описавшего в 1553г малый круг кровообращения (Christinianismi Restitutio, книга V, стр. 168—173 — ред.) и сожженного за инакомыслие на костре.

Первые медицинские школы зародились в Месопотамии около 2250г до н. э. В XXIX в до н. э. возникли китайские прародители медицинских школ и первые учебники по медицине. Китайский врач должен был знать множество оттенков пульса (до 200 разновидностей). Трудно переоценить вклад арабской культуры в развитие медицинского образования. Созданный Авиценной "Канон врачебной науки" был одним из первых учебников, послужившим настольной книгой для многих поколений вра-

Заголовок

Иллюстрации

Декорирование и навигация

Рис. 1. Книга - как инструмент интерфейса образования. При внимательном рассмотрении в древней книге можно выделить основные части, свойственные информационному интернет-ресурсу: заголовок, навигация, иллюстрации, поля или место под комментарии.

чей. Следовательно, уже тогда стало понятно, что для процесса познания и образования необходимы инструменты. Таким инструментом стала книга.

С позиций сегодняшнего дня мы можем назвать книгу "интерфейсом образования". Что подразумевается под термином "Интерфейс»? Это совокупность возможностей взаимодействия двух систем, устройств или программ, определённая их характеристиками, характеристиками соединения, сигналов обмена [2]. Ключевым понятием в этом определении служит фраза: "способы взаимодействия двух систем". В процессе образования одной из систем служит человек, поэтому интерфейс в образовании это сопряжение между человеком и знанием. Инструментов для этого сопряжения немало: 1. Другой человек, наставник, учитель, 2. Книга, учебник, пособие, 3. Другие способы хранения информации (компьютеры, электронные устройства, дайджесты).

Действительно, первым "интерфейсом образования" был другой человек, который пытался передать накопленный опыт обучающемуся. Вспомним знаменитую Салернскую врачебную школу IX века, которая славилась своими ораторами. Теоретическому образованию в этой школе отводилось много времени. Так, лекции начитывались в течение 5 лет. Студенты старших курсов сопровождали повсюду своих лекторов, ловя каждое слово. В этом и состоял основной недостаток интерфейса, где человек был посредником. Не было возможности повторить услышанное, проработать материал в спокойной удобной обстановке.

И тогда появилась медицинская книга. Как инструмент "интерфейса образования" книга была удобна тем, что отличалась доступностью в любое время, имела иллюстрации, но была лишена "обратной связи". Хотя здесь стоит сделать небольшую ого-

ворку. Место для "обратной связи" в древних книгах предусматривалось. Это были поля (рис. 1). На полях делали заметки, записывали мысли, ставили вопросы. Именно поля сделали возможным рождение великой теоремы Ферма. В 1637г Пьер Ферма, просматривая "Арифметику" Диофанта, по своему обыкновению делал заметки, набрасывал пришедшие на ум задачи на полях книги. В этот день он записал теорему без ее последующего доказательства, мотивируя это тем, что доказательство длинно и не поместится на полях книги. Так была создана великая таинственная теорема Ферма, доказательство которой искали более 300 лет. Оно было найдено лишь в 1995г Эндрю Уай-слом. Это ли не пример длительной обратной связи?

Таким образом, "интерфейс образования" с помощью посредника-книги оказался наиболее проверенным временем. Но технический прогресс не стоял на месте. Появился "интерфейс-компьютер". Персональные компьютеры с 70-х годов прошлого столетия и по сей день служат надежными системами хранения и передачи информации. "Интерфейс-компьютер" претерпел качественные изменения: от больших экранов с трудно понятным программированием до компактных iPad и даже Google очков. Наличие и распространение компьютеров привело к созданию Всемирной Паутины — системы объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. По данным The Internet Coaching library к июлю 2012г каждый третий житель Земли пользуется услугами сети интернет. Закономерно, что врачи, будучи прогрессивной образованной частью населения нашей планеты, одними из первых пустились в увлекательное путешествие по лабиринтам Сети.

Параллельно с этим процессом шел процесс понимания термина "дистанционное образование". В 1856г в Берлине был создан первый институт дистанционного образования или "образования по переписке" (corresponding learning) изучения иностранных языков. С этого времени идея дистанционного образования покатилась, как снежный ком, набирая последователей и единомышленников.

Дистанционное интернет-образование в медицине — закономерный процесс. Врач должен обучаться всю жизнь, поэтому непрерывное медицинское образование — основа нашей профессии, залог успешности и востребованности врача. Дистанционное обучение все чаще называют "образовательной системой XXI века", и дело здесь не только в возможности оперативно передавать и накапливать информацию. Потребность в новой форме образования вызвана необходимостью постоянного самообучения врача. Современное дистанционное обучение включает в себя 2 элемента: среда передачи информации (почта, ТВ, радио, Интернет и т. д.) и методы, зависимые от способа передачи. В середине XX века предпринимались попытки обучения с помощью

Ре»омепдм*м в реальной кгмни Рекомедеди в реагьнсм (256 кбс - среднее качество) (512 кбс - высокое качество) Прямой Прямой

Гость 4598: > 20.03.2013 17:57:11

Мужчина, 40 лет, курит. ХОБЛ-тяжелое течение.Синусовая тахикардия 120-130 уд, АД е пределах нормф. Караксан верапамил, - не эффективен. Какую терапию назначиь пациенту? Спасибо! Гость 4566: > 20.03.2013 17:47:39 48 лет.

У пациента давление 100/60 и ЧСС больше 80. Какой Бета-блокатор наиболее предпочтителен в этом случае и в какой дозировке?

Обладает ли метаэок кинетикой нулевого порядка? Спасибо

Санкт-Петербург

Гость 4597: > 20.03.2013 17:47:23

Надо ли назначать статины молодым пациентам на гемодиализе в качестве первичной профилактики? кардиоло Соколовская

Гость 4620: > 20.03.2013 27:40:58

Рис. 2. Дискуссионный клуб с интерактивным участием интернет-аудитории. В студии эксперты: проф. Арутюнов Г. П., проф. Гиляревский С. Р., Драпкина О. М.

проф.

радиолекции, телевизионных уроков и видеокурсов. В настоящее время компьютерные технологии объединили в себе практически все способы: врачи могут общаться с экспертами и друг с другом по электрон-нои почте, в видеочате, смотреть обучающее видео или прослушивать аудиозаписи.

В настоящее время роль врача в России приобретает все большее значение. Проблемы послевузовского образования не менее, а, возможно, более актуальны, чем вузовского. Учебники и монографии, в связи с увеличившимся потоком информации, к сожалению, быстро утрачивают современное звучание.

Выездных мероприятии недостаточно, они сопряжены с финансовыми и временными затратами на организацию. Актуальные иностранные публикации распространяются на платнои основе и в большинстве своем недоступны отечественным врачам.

На помощь приходит все та же сеть Интернет с ее уникальными возможностями интерактивного многостороннего общения. В сплаве традиции рус-скои школы медицины и современных информационных технологии в 2001г родилась идея организации программы непрерывного постдипломного образования врачей (ИНТЕРНЕТ-СЕССИЙ).

Пожалуй, кардиологи первыми из врачей стали активно накапливать и максимально использовать профессиональную информацию с применением вычислительной техники. Сегодня, по данным Национального Интернет Общества, кардиологи активнее своих коллег пользуются интернетом!

Использование систем дистанционного профессионального образования, а также поддержка общественными организациями кардиологов, прежде всего, Российского кардиологического общества (РКО) способствует выработке, накоплению и рас-

пространению достоверной медицинской информации, связанной с болезнями сердечно-сосудистой системы. Не случайно, в составе Российского кардиологического общества была сформирована секция "Информационных технологий в кардиологии". Целью секции является всестороннее содействие выработке, накоплению и распространению медицинской информации с использованием компьютерных технологий и коммуникаций, в том числе Интернет-технологий, позволяющих осуществлять широчайший доступ врачей к профессиональным медицинским знаниям в области кардиологии и экспертной оценке ведущих специалистов Российской Федерации.

Секцией осуществляется трансляция и видеозапись мероприятий Российского кардиологического общества, сбор интернет-аудитории, распространение информации о работе РКО. Основная работа пришлась на октябрь 2012г, когда состоялся Российский национальный конгресс кардиологов и на апрель 2013г, когда стартовал первый Международный образовательный форум "Российские дни сердца". Были созданы фильмы-репортажи о проведении столь значимых для кардиологов страны мероприятий.

3 сентября 2012г состоялся Национальный конгресс кардиологов. В его работе приняли участие видные ученые России и Европейского сообщества. Конечно, не у всех российских врачей была возможность посетить столь важное мероприятие. Но с помощью современных возможностей секцией информационных технологий в кардиологии при поддержке Национального интернет общества специалистов по внутренним болезням была осуществлена трансляция независимых пленарных заседаний с кардиологического конгресса. Было получено огромное

количество вопросов от практикующих врачей, они активно участвовали в обсуждении проблем он-лайн. Были зарегистрированы не только индивидуальные подключения, но и многие ЛПУ полным составом следили за работой кардиологического конгресса. Каждый врач имел возможность услышать интервью звезд отечественной и мировой кардиологии: президента РКО академика РАМН Шляхто Е. В., главного кардиолога РФ академика РАМН Чазова Е. И., президента Европейского общества кардиологов, проф. П. Вардаса, президент-электа Европейского общества кардиологов, проф. Ф. Пинто. Эти интервью доступны и сейчас на сайте www.internist.ru.

Секция РКО в рамках международного Интернет Конгресса была очень интересной. Президент РКО, академик РАМН Шляхто Е. В. в своей лекции мастер-класс рассказал врачам России о сущности трансляционной медицины. Эта интереснейшая тема породила море вопросов интернет аудитории, на которые были даны ответы самим докладчиком. На связи было 120 городов и населенных пунктов России. Поступили вопросы из Израиля, Германии, Аргентины, США.

Огромной популярностью пользуется образовательный интернет-проект профессора Гиляревс-кого С. Р. "Новости доказательной кардиологии". Каждый понедельник в 19 часов по московскому времени в прямом эфире проходят передачи в виде научных дискуссий, автором которых выступает профессор Гиляревский С. Р., у любого желающего имеется возможность задать вопросы и услышать мнение эксперта.

Секция информационных технологий РКО предлагает обсуждения трудных клинических случаев. Так, в программе "медицинский детектив" профессор Драпкина О. М. обсуждает трудные случаи из клинической практики кардиолога и приглашает всех желающих к обсуждению и представлению собственных запутанных клинических ситуаций.

Большое внимание уделяется обратной связи. Любой желающий может задать вопрос в письменном виде, позвонить по телефону бесплатной линии или подключиться непосредственно в прямой эфир. Зрители становятся участниками дискуссионных клубов по освещению клинических рекомендаций. Такие дискуссионные круглые столы становятся местом жарких споров экспертов (профессор Арутюнов Г. А., профессор Гиляревский С. Р.), которые должны отвечать на часто провокационные вопросы практикующих врачей-участников медицинских баталий (рис. 2).

В перспективе планируется большая работа по интерактивному обсуждению проблемных зон кардиологии с иностранными экспертами. Опыт проведения подобных мероприятий уже есть, поскольку возможности профессионального интер-

нет-общения вышли за географические границы России. Ведущие европейские эксперты принимают участие в работе интернет-проектов РКО. Так, из студий в г. Амстердам (Нидерланды) на сайте www. internist.ru проводилась прямая телевизионная трансляция научно-медицинского симпозиума "Новая Эра в Лечении Атеросклероза". За телемостом наблюдали тысячи врачей России, стран СНГ, Восточной Европы и Израиля. Трансляция сопровождалась интерактивной дискуссией зрителей и участников с использованием синхронного перевода. В качестве российских экспертов из московских студий выступили: член-корреспондент РАМН Кухарчук В. В., академик РАМН Ивашкин В. Т.; профессор Сусеков А. В.; исполнительный Директор НОА доктор медицинских наук Сергиенко И. В., профессор Коновалов Г. А. Лекцию мастер-класса "Атеросклероз: вчера, сегодня, завтра" прочитал знаменитый мировой эксперт в области атеросклероза и липидснижа-ющей терапии профессор Медицинского Академического Центра Университета г. Амстердам Джон Касте-лайн. (John Kastelein Chairman, dept. Vascular Medicine Academic Medical Center / University of Amsterdam). Поступило более 80 вопросов на русском и английском языках от медицинских специалистов. Мероприятие собрало организованные группы кардиологов и индивидуальные подключения из 60 городов России, Украины, Белоруссии, Узбекистана.

Любой желающий может увидеть запись мероприятия на странице http://www.internist.ru/sessions/ video/2010-10-19/

Система интернет образования кардиологов не стоит на месте. В новом сезоне 2013-2014 гг будут запущены образовательные модули, содержащие, кроме лекций, системы флэш-презентаций, тестирования и обратной связи с обучающимися. Планируется расширить начатое сотрудничество с группой Правильной Образовательной Практики для врачей (gCMEp) со штаб-квартирой в Лондоне.

Интернет-коммуникации - это, в первую очередь, общение молодежи. Молодому кардиологу нелегко найти средства на посещение конгрессов в Москве или за рубежом. Секция информационных технологий всячески поддерживает проекты Школы молодого кардиолога, которые призваны объединить активную, думающую молодую медицинскую общественность и дать возможность талантливым молодым кардиологам выступить перед всей страной с результатами своих научных работ.

Таким образом, информационные технологии в кардиологии способствуют решению важных проблем медицинского образования. Среди них: (1) обеспечение удобного и непрерывного образования кардиологов России; (2) предоставление возможности ведущим клиникам, медицинским школам, сообществам поделиться профессиональным опытом

и новыми технологиями обучения; (3) охват активной Интернет-аудитории кардиологов всех географических областей, в том числе и за рубежом; (4) развитие у врачей навыка обучения через Интернет-ресурсы; (5) разработка системы зачетных единиц (кредитов),

Литература

1. The Education Act of the Russian Federation. 1992 year. Russian (Закон об образовании РФ. 1992 год) http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html

получения сертификатов участниками интернет программ.

Так что у всех нас есть возможность стать не только свидетелями, но и активными участниками этого процесса.

Persikov VI, Savinkov VM. Glossary on Informatics: the finance and statistics, 1991. P. 543. Russian (Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике: Финансы и статистика, 1991. 543 с).

Information technologies in cardiology: potential for further development

Drapkina O. M.

Medical education is based on a continuous, life-long desire of doctors to obtain reliable professional information. Distant learning in medicine, the so-called "educational system of the 21st century", stems from both the need for rapid sharing and accumulation of information and the doctors' need for continuous self-education. Modern distant learning incorporates two key elements: the medium of the information exchange (such as mail, TV, radio, and Internet) and the methods dependent of the information communication type. As a part of the Russian Cardiology Society's activities, the section "Information Technologies in Cardiology" facilitates generation, accumulation, and dissemination of medical information, using computer-based technologies and communications, such as Internet

technologies which provide doctors with an access to professional medical knowledge in the field of cardiology.

Russ J Cardiol 2013, 4 (102): 23-27

Key words: Internet, Russian Cardiology Society, continuous medical education, internal medicine specialist, internist.ru.

I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Internal Disease Propaedeutics Department, Moscow, Russia.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ "РОССИЙСКИЕ ДНИ СЕРДЦА"

4 июня - 6 июня 2014 г, г. Санкт-Петербург

Глубокоуважаемые коллеги!

Интерактивная программа мероприятия посвящена обсуждению практических вопросов с учетом последних рекомендаций Европейского кардиологического общества, будут представлены лекции, освещающие наиболее актуальные проблемы современной кардиологии. Ведущие российские и европейские специалисты обсудят клинические случаи и основные положения рекомендаций, будет выделено достаточно времени для вопросов и открытой дискуссии.

Представить результаты оригинальных исследований можно в виде постерных докладов.

В ходе дискуссий будут обсуждаться ключевые вопросы кардиологии, в том числе, острый коронарный синдром, хроническая ишемическая болезнь сердца, поражение сердечно-сосудистой системы при сахарном диабете, ресинхронизирующая терапия.

Мы надеемся, что программа Форума будет интересна широкому профилю специалистов.

До встречи в Санкт-Петербурге в июне 2014 года! Сопредседатели научного комитета Профессор М. Комажда (Франция) Профессор Е. В. Шляхто (Россия) Информация об Образовательном Форуме размещена на официальном сайте: www.scardio.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.