СЕКЦИЯ «ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
Соколова И.А., Корнилов Г.В.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ВЫБОРЫ»)
Российская избирательная система еще очень молода. Но с самого начала деятельность системы избирательных комиссий Российской Федерации была неотделима от масштабного использования информационных технологий. За это время у нас сложилось определенное, весьма четкое представление о роли и месте автоматизации в избирательных процессах, о направлениях развития информатизации в этой области.
Все выборы в Российской Федерации федерального и регионального уровней (включая муниципальный) проводятся с использованием единой Государственной автоматизированной системой «Выборы». Ее логическая архитектура полностью соответствует иерархическим взаимосвязям системы избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и объединяет -в информационном смысле - работу всех избирательных комиссий.
Еще в начале 90-х годов перед ЦИК России стояла главная проблема, какую систему мы хотим построить: будет ли она автоматизировать отдельные звенья избирательного процесса (такие как подсчет голосов и определение результатов) или же всю избирательную систему Российской Федерации в целом. Другими словами, мы были перед выбором - строить «очень большой калькулятор» или идти на разработку нового класса системных решений, внедряющих автоматизацию в область отношений, возникающих при организации избирательного процесса.
Мы пошли вторым путем, в результате чего были разработаны оригинальные системные решения ГАС «Выборы». При этом был изучен опыт ряда стран, где информационные технологии активно применяются на выборах. Вместе,, с тем, следует подчеркнуть, что система создавалась без заимствования у зарубежных аналогов.
Главными целями ее создания стали:
во-первых - сокращение трудоемкости и сроков обработки информации при проведении выборов и референдумов;
во-вторых - повышение достоверности данных о результатах выборов, их защита от возможного искажения, облегчение общественного контроля;
в-третьих - повышение доверия общества к избирательной системе.
Этот выбранный подход и определил важнейшие свойства и отличительные черты ГАС «Выборы».
Можно сказать, что уникальность ГАС «Выборы» состоит в том, что она открыла новый класс информационных систем России - социально-ориентированных информационных систем. Она автоматизирует процесс демократического
формирования властных структур государства, и в этом смысле ее пользователями являются не ведомства или производства, а все граждане, общество и страна в целом.
Именно поэтому можно говорить, что создание и использование Государственной автоматизированной системы «Выборы» законодательно является одной из существенных гарантий избирательных прав российской граждан, обеспечивающей достоверность и полноту электоральной информации, максимально быстрое и широкое информирование общества о ходе и результатах выборов.
Другое важное свойство системы - адаптивность. Учитывая постоянное совершенствование законодательной базы выборов в стране и регионах, система проектировалась и строилась как адаптивная и многозадачная, способная одновременно обеспечивать выборы разного вида, с опорой на нормативно-правовые акты различного уровня. Система поддерживает все типы избирательных процессов и, что принципиально, - ведет их одновременно.
В ГАС "Выборы" применяются современные компьютерные технологии, обеспечивающие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки, проведения и обработки результатов избирательных кампаний и референдумов, оперативного доведения результатов выборов до избирателей.
Организационную структуру ГАС «Выборы» составляет единый информационно-технологический комплекс информационных центров и служб, обеспечивающих в своем взаимодействии выполнение функций и задач ГАС «Выборы». В состав этого комплекса входят:
- Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, выполняющий функции информатизационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- информационные центры, действующие в составе аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
- окружные информационные службы, действующие в составе аппаратов окружных избирательных комиссий, если иное не предусмотрено совместным постановлением избирательной комиссии и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; - территориальные информационные службы, действующие в составе аппаратов глав муниципальных образований (администраций городов и районов).
Особую роль в функционировании ГАС «Выборы» играет Федеральный центр автоматизации, который осуществляет общее руководство и управление процессами использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней и в межвыборный период, а также информационное обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Федеральный центр информатизации является представителем государственного заказчика по эксплуатации и развитию ГАС «Выборы», осуществляет оперативное управление деятельностью центров (служб) избирательных комиссий при подготовке и проведении федеральных выборов, отвечает за организационно-методическое руководство деятельностью информационных центров (служб) избирательных комиссий при подготовке и проведении региональных и муниципальных выборов и в межвыборный период.
Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является подразделением аппарата этой комиссии, действующим в целях автоматизации информационных процессов, осуществляемых в ходе подготовки и проведения на территории субъекта Российской Федерации выборов и референдумов, информационного обслуживания данной избирательной комиссии, а также решения в установленном порядке задач, не связанных с избирательным процессом в межвыборный период.
«ГАС-Выборы» является не только элементом избирательного процесса, но и инструментом легитимного определения властных полномочий, а может быть и средством захвата власти. Вот почему она по определению общественная - общество является ее главным пользователем. И, конечно, через своих представителей оно должно и даже обязано контролировать ее работу. Сейчас законодатели делают это ручным способом - при помощи наблюдателей, членов комиссий с совещательным голосом и т.п. Эффективность их усилий часто близка к нулю.
В государственной автоматизированной системе «Выборы» информация поступает только в одном направлении - снизу вверх. ФЦИ физически не имеет обратной связи по базе данных с компьютерами территориальных и окружных избирательных комиссий. Поэтому в принципе кажется, что фальсификация итогов выборов невозможна. Но если внимательно проанализировать действующий федеральный закон от 10.01.2003г. «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"»1, то легко увидеть, что он позволяет осуществить цепочку такую технических действий, в результате которых администрация может получить доступ к информации о ходе голосования в своем регионе практически в любое время.
Кроме того, в действующем федеральном законе есть немало положений, позволяющих посторонним лицам вмешиваться в базу данных системы. Например, ст.20 регламентирует ее использование «для решения задач, не связанных с выборами и референдумом». При этом в законе не сказано, что это за задачи. Выходит, к системе с неизвестными целями могут подключаются совершенно посторонние лица. Кто даст гарантию обществу, избирателям, что неизвестные «пользователи» не имеют возможности корректировать итоги голосования, «скачивать» или даже вносить изменения в данные об избирателях и членах избирателях? К тому же ст. 18 разрешает доступ к информационным ресурсам системы даже сотрудникам аппарата ЦИК и его Федерального центра информатизации. А это и секретарша, и сантехник с буфетчицей. Хотя на наш взгляд круг лиц, имеющих доступ к информационным ресурсам, должен быть строго ограничен законом.
Основные направления развития ГАС "Выборы" включают:
1. Повышение уровня автоматизации избирательных процессов.
2. Расширение функциональных возможностей комплексов средств автоматизации всех уровней с учетом их использования в интересах органов государственной власти, в том числе для создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения".
3. Вхождение в единое информационное пространство России и создание соответствующих средств.
1 ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10.01.2003г. № 20-ФЗ
4. Повышение устойчивости ее функционирования. Реализация основных направлений развития ГАС "Выборы" требует модернизации программно-технической среды и в первую очередь технологической платформы КСА - основы построения автоматизированных систем различного назначения.
Таким образом, функционирование ГАС «Выборы» не сводится к решению технических проблем обработки и передачи данных. Несущей опорой системы является нормативно-правовая база выборов, которая постоянно совершенствуется, а в конкретных регионах и муниципальных образованиях России может отличаться в немалых деталях. На системном уровне решена задача преобразования норм гуманитарно-юридического характера (избирательного права) в набор формализуемых процессов, доступных автоматизации.
Именно поэтому можно говорить о том, что ГАС «Выборы» реально обеспечивает осуществление избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными избирательными стандартами.
Рекомендуется проводить дальнейшее совершенствование ГАС "Выборы" по следующим основным направлениям:
1. Создание устройств электронного голосования участковых избирательных комиссий, эффективных по критерию "качество-стоимость", а также правового обеспечения их функционирования, в том числе с учетом Рекомендаций Комитета министров стран - участниц Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (1Р1-8-ЕЕ).
2. Адаптация технологий и специального программного обеспечения ГАС "Выборы" к изменениям и дополнениям положений законодательства Российской Федерации (а также, по согласованию, законодательства субъектов Российской Федерации) о выборах и референдумах.
3. Развитие комплексной системы информационной безопасности, консолидирующей правовые, технологические, организационные, технические и экономические меры и способы противодействия угрозам безопасности.
4. Оптимизация системы планирования и эксплуатации ГАС "Выборы" и составляющих ее комплексов средств автоматизации избирательных комиссий всех уровней, расширение технических возможностей средств контроля функционирования системы для обеспечения сквозного аудита всех комплексов средств автоматизации.
5. Обеспечение информационного взаимодействия ГАС "Выборы" с действующими и разрабатываемыми государственными автоматизированными системами для использования их баз данных при учете и формировании электронного списка избирателей на основе подсистемы "Регистр избирателей", а также предоставления ресурсов ГАС "Выборы" указанным системам для решения важных социальных задач, не связанных с выборами и референдумами.
6. Создание цифровой телекоммуникационной среды региональных фрагментов ГАС "Выборы".
7. Повышение уровня автоматизации деятельности избирательных комиссий, расширение спектра предоставляемых информационных услуг для избирателей и избирательных комиссий.