Научная статья на тему 'Информационные технологии в госрегулировании агропродовольственного сектора Республики казахстан'

Информационные технологии в госрегулировании агропродовольственного сектора Республики казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деревяга П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в госрегулировании агропродовольственного сектора Республики казахстан»

скохозяиственных предприятии под управление инвесторам. В настоящее время такие компании контролируют 2/3 зерновых площадей на севере республики. Преимуществами данной формы интеграции являются: объединение трех сфер агропромышленного комплекса и обеспечение законченного технологического цикла воспроизводства, что позволяет восстановить разрушенные хозяйственные связи, наладить материально-техническое обеспечение и сбыт продукции. Они конкурентоспособны на внутреннем и внешнем зерновых рынках; инвесторы-интеграторы служат гарантом перед банками для получения кредитов хозяйствами, что позволяет сельхозформированиям сохранить целостность и избежать банкротства; элеваторы и ХПП, мукомольные предприятия стабильно обеспечены сельскохозяйственным сырьем и ритмичной работой, нефтебазы и предприятия сельхозпереработки способны закупать ГСМ, технику, запчасти, химические средства большими партиями по оптовым ценам и реализовать сельхозпредприятиям по минимальной рыночной цене, а также имеют возможность без посредников пользоваться услугами агросервиса.

Однако имеют место и негативные факторы функционирования крупных интегрированных структур в виде зерновых компаний: сельхозформирова-ния, крестьяне лишились имущественного пая и земельных долей, права на произведенную продукцию и доходов и тем самым превратились из хозя-ев-собственников в наемных рабочих; не выполняются условия кооперации, при которой каждый ее участник должен получить свою долю в конечном продукте; головная фирма (собственник и ее хозяе-

ва) - учредители ТОО еще больше укрепляют позиции монополиста, где контролируются цены и весь прибавочный продукт, создаваемый всеми сферами АПК от производства до реализации. Они заинтересованы лишь в увеличении доходов от производства пшеницы и не осуществляют капиталовложений в развитие сельхозпроизводства, производственной и социальной инфраструктуры.

Таким образом, оценивая на современном этапе состояние развития межотраслевой интеграции в АПК Казахстана необходимо отметить значительные позитивные тенденции: разнообразие

форм интеграции, в том числе государственно-частного партнерства, активизация государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации, совершенствование нормативно-законодательной базы интеграционных процессов, стимулирование объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей с предприятиями хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, развития инфраструктуры в процессе продвижении продукции до потребителя с использованием кластерного и логистического методов и т.д. Активизация государственных мер по развитию сельскохозяйственной кооперации и межотраслевой интеграции, совершенствование нормативно-законода-

тельной, налоговой базы обеспечит интегрированным формированиям самофинансирование, возможность вкладывать собственные средства, повысит заинтересованность фирм-интеграторов в получении конечного продукта, конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСРЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО

СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

П.И. Деревяга, к.э.н., доц. Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева

В прошлом году объем валового производства сельского хозяйства в Республике Казахстан вырос на 13,8% и это самый высокий показатель за последние восемь лет. Располагая огромной площадью сельскохозяйственных угодий и агропроизводственным потенциалом республика имеет все возможности для удовлетворения потребностей населения в продовольствии и развитии своих экспортных возможностей по ряду видов товарной сельскохозяйственной продукции с высокими потребительскими свойствами. При этом идет процесс снижения сырьевой направленности экспорта. Это видно на примере экспорта зерна, где с каждым годом увеличивается доля переработанной продукции, т.е. муки. Так, если в 2003 г. ее доля в общем объеме экспорта зерна составила 10,6%, то в прошлом году почти половину зерновой продукции экспортировали в виде муки. Он достиг рекордного показателя 2,2 млн т, или 3 млн в зерновом эквиваленте. Казахстан подтверждает свои прочные позиции как мирового лидера по экспорту муки. Этому в значительной степени способствовала реализация политики диверсификации структуры посевных площадей, внедрение в производство современных влаго- и водосберегающих технологий.

Существует мнение, что за счет прогнозирования спроса на зерновые в предпосевной период можно ежегодно управлять посевными площадями. Это сделать практически невозможно, поскольку вегетационный период развития пшеницы в основных зерносеющих регионах почти совпадает, и даже в высо-

коразвитых странах не удается дать весной точный прогноз цен на ожидаемый урожай, а в урожайные годы возникают проблемы со сбытом продукции. Поэтому, единственный путь - это скорейший переход к сбалансированной структуре посевных площадей не в ущерб правилами к соблюдению севооборотов и уход от монокультуры пшеницы. В этих целях в соответствии с новыми правилами стимулирования земледельцев, в этом году те, кто сеет масличные культуры, получат субсидий почти в 10 раз, а кормовые на 30-85% больше чем по зерновым.

Не менее важным являются задачи устранения перекосов между объёмами производства, возможностями инфраструктуры, экспорта и хранения. На их решение будет усилено внимание на строительство элеваторов в зерносеющих регионах страны и зерновых терминалов на Черноморском побережье и границе с Китаем, формированию собственного парка зерновозов.

Намечено в ближайшее время завершить создание «объединенной зерновой компании», основанной на государственном партнерстве и с задачами единого оператора в достижении всех этих целей.

Новые вызовы привносит Таможенный союз для отечественного бизнеса в земледелии, которые являются стимулом для внедрения новейших технологий и развития собственного производства. В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС планируется создание «Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза» (далее - Сис-

тема), для создания данной системы была организована Экспертная группа. В состав Экспертной группы вошли как казахстанские, так и российские и белорусские представители Налогового и Таможенного комитетов министерств финансов, здравоохранения, сельского хозяйства и транспорта и коммуникации. Экспертной группой был разработан проект Концепции для создания Системы. В проект Концепции вошли принципы информационного взаимодействия по всем видам контроля (налоговый, таможенный, ветеринарный, фито-санитарный, санитарный и транспортный) и др. Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Системы. Также Система учитывает мировой опыт и сложившуюся практику в обеспечении унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств - участников таможенного союза. Целью создания Системы является обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, осуществления таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии таможенного союза и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-участнике таможенного союза. Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы. Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза.

В целях утверждения Концепции Экспертной группой были разработаны следующие соглашения:

1. О создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза;

2. О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Применение новых технологий производства сельскохозяйственной продукции, значительная отдаленность сельскохозяйственных производителей от пунктов сбыта продукции и материально-технического обеспечения, определили необходимость развития новых подходов в информационном обеспечении производства.

Сегодня стало возможным рядовому казах-станцу запросто пообщаться в Интернете с премьер-министром страны или же с руководителями местных органов всех уровней благодаря проекту «электронного правительства». На всем пространстве СНГ Казахстан является единственной страной с большой территорией, у которой есть связанная единая инфраструктура «электронного правительства», где было реализовано массовое обучение населения компьютерной грамотности и в настоящее время проводятся активные действия по запуску электронных сервисов. Огромнейшая информационная инфраструктура позволяет экономить рабочее время сотрудников государственных закупок методом ценовых предложений, которое ве-

дется на электронном портале, где зарегистрировано порядка 23 тыс. участников. Также в 2007 г. запущены в постоянную эксплуатацию государственные базы данных физических и государственных органов, избавив их от бумажных талмудов и рукописей и сделав их работу эффективной и прозрачной. В то же время это сказалось и на рядовых гражданах, они меньше жалуются на хлопоты с документами и долгие процедуры их оформления. Первой появилась инфраструктура «электронного правительства», которая включала в себя государственные базы данных, веб-портал, электронный межведомственный документооборот, удостоверяющие центры, транспортную среду - тот самый охват единым инфокоммуникационным кольцом. После, для того, чтобы полномасштабно развивать и предоставлять электронные услуги, были подключены информационные системы. Это уже был второй этап развития «электронного правительства», который действует в настоящее время. Все те проекты, которые были запущены в промышленную эксплуатацию, сегодня имеют свои определенные результаты и дают как прямой, так и косвенные эффекты. Создание базы данных юридических лиц помогает искоренять лжепредприятия, что говорит о правовом и экономическом эффекте «электронного правительства». Одновременно проводится регистрация недвижимости. Сегодня экономический эффект от единого регистра недвижимости определяется увеличением доходов от налоговых поступлений, арендной платы и продажи недвижимости вместе с зарегистрированными правами собственности.

Один из важных проектов «электронного правительства», реализация которого начата в текущем году Е-лицензирование. Он имеет огромную эффективность в области борьбы с коррупцией. Проект в основном предназначен для субъектов предпринимательства. Это упрощение процедур получения предприятиями различных лицензий и разрешений на осуществление лицензируемых видов деятельности. Е-лицензирование дает возможность человеку, который подает заявку на получение лицензии, отслеживать всю процедуру ее рассмотрения. При этом полностью исключается контакт между лицом, которое рассматривает заявку, и тем, кто ее подает.

Особое значение в развитии инфокоммуника-ционных технологий занимает проект - портал «электронного правительства» ад«ме.дот.к2, где граждане могут бесплатно получить доступ ко всей информации о государственных органах, в том числе пользователи имеют доступ к законодательной базе Казахстана. В настоящее время посещаемость портала - 3 500 пользователей в день. Он входит в топ-сто самых посещаемых казахстанцами веб-сайтов. Безусловно, особо популярны блог-платформы первых руководителей. Все это вместе взятое - индикатор и показатель того, что государственные органы готовы сделать свою деятельность прозрачной посредством инструментов «электронного правительства». На первый взгляд эта работа не очень сильно видна, но она несет в себе массу эффектов как для государства, так и для наших граждан.

«Электронное правительство» требует лидерства. Опыт стран с развитыми системами «электронного правительства» свидетельствует о том, что именно лидерство и энтузиазм отдельных личностей и организаций способствуют существенному прогрессу в развитии. В действительности лидерство необходимо на всех уровнях - от политического до административного. Политическое лидерство задает вектор развития «электронного правительства» и выво-

дит его в сферу приоритетов. В государственных и частных структурах лидеры помогают претворять намеченные перспективы в конкретные проекты и воплощать в жизнь.

Электронные государственные услуги будут способствовать межведомственной интеграции. Предоставление электронных государственных услуг требует тесного сотрудничества различных государственных органов, организаций, компаний. Здесь необходимо нам консолидировать свои усилия, и в качестве приоритета всегда ставить гражданина и его потребности.

Для реализации «электронного правительства» требуется профессионализм менеджеров. Развитие «электронного правительства» все больше нуждается в профессионалах в области ИКТ, работающих в органах управления. Ведь именно эти люди являются проводниками и реализаторами всех инициатив.

«Электронное правительство» использует государственно-частное партнерство. Сотрудничество с частным сектором должно стать приоритетом деятельности «электронного правительства». Государственные органы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и доступе к продукции, снижении рисков, привлечении частного капитала и объединении усилий с частным сектором в предоставлении электронных сервисов.

После того, как стартовало «электронное правительство», процесс распространения электронных сервисов подхватил коммерческий сектор. Сейчас есть электронные билеты, бронирование гостиниц, развиваются платежные системы, свои проекты по интернет-банкингу запускают банки. В целом «электронное правительство» послужило катализатором для развития электронных сервисов, а это уже отдельный сегмент бизнеса. Следующая наша задача -дать новый импульс для прорыва в развитии ИКТ отрасли. Но для этого необходимо накопить некую критическую массу по высококвалифицированным специалистам - это первое, а второе - технологии. Наращивание технологии достигается за счет развития электронных сервисов. Для решения вопросов с кадрами создан Международный 1Т-университет.

Сегодня инфокоммуникационные технологии являются неотъемлемой составляющей большой государственной инфраструктуры. Одновременно

расширяется международное сотрудничество в информационном пространстве. Так, в рамках Международной зерновой конференции совместно с АО «РФЦА» (Казахстан) и компанией РТС (Россия) будет проведена презентация фьючерсных сделок на зерновые на площадке ЕТС (Евразийской торговой системы) - первой отечественной товарной биржи.

УКРАИНА

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

П.Т. Саблук, д.э.н., проф., акад. УААН, засл. деятель науки и техники Украины, дир. ННЦ Институт аграрной экономики

Агропродовольственный сектор экономики Украины пребывает на пути становления институциональных условий формирования его конкурентоспособности. Проблема носит комплексный характер и в связи с этим возникает необходимость разрешения определенных ее составляющих, среди которых -формирование системы межхозяйственного самоуправления. Рассмотрение ее в данном ракурсе есть объективной необходимостью в силу того, что Украина официально признана страной с рыночной экономикой, но определенные институты все еще остаются неэффективными, прежде всего это касается межхозяйственного самоуправления.

Институциональные аспекты этой составляющей необходимо определять как сложный механизм взаимоотношений между участниками хозяйственнокоммерческих структур обеспечения удовлетворения потребностей экономических агентов рынка.

Постановка вопроса в таком аспекте имеет глубокий научный и практический смысл, так как агропродовольственный сектор жиздится на совершенно отличных от других отраслей институтах, которые управляют товарно-денежными отношениями. Это одна из проблем, которую необходимо решить для становления организованного аграрного рынка.

Известно, что основная масса сельскохозяйственной продукции производится многочисленными личными крестьянскими и фермерскими хозяйствами, сельскохозяйственными предприятиями, которые не в состоянии самостоятельно формировать достаточно большие партии сельскохозяйственной продукции для продаж. Этим пользуются различные посреднические

структуры, которые по существу монополизировали продуктовые рынки страны и в погоне за сверхприбылями успешно ведут борьбу с одной стороны за установление как можно низших закупочных, а с другой -как можно высших реализационных цен. В результате такой деятельности в проигрыше остаются как первичные производители сельскохозяйственной продукции, так и потребители продуктов питания.

Поэтому в различных прослойках украинского общества все более утверждается мнение, что формирование крупнотоварного конкурентоспособного агропромышленного производства лежит в плоскости налаживания тесных, или как раньше говорили, прямых межхозяйственных связей.

Организационно-экономическими механиз-

мами для налаживания межхозяйственных связей являются механизмы кооперации, корпоратизации и кластеризации.

Отечественная практика развития кооперации, прежде всего обслуживающей, свидетельствует, что в ней заинтересованы преимущественно личные крестьянские и фермерские хозяйства. Объединение в кооперативы дает им возможность на основе совместной заготовительной, агротехнической, снабженческой и сбытовой деятельности достичь сопоставимых с сельскохозяйственными предприятиями уровней технологичности и товарности, и тем самым повысить конкурентоспособность своей продукции. Поэтому при участии науки подготовлены и приняты Правительством Украины законодательные акты, направленные на развитие кооперации. Кооперирование мелких товаропроизводителей, как мы полагаем, позволит повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.