Научная статья на тему 'Информационные технологии в формировании образовательных ресурсов'

Информационные технологии в формировании образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1292
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATION / INFORMATION / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тымченко Е.В.

Статья анализирует процессы создания, управления и применения информационных образовательных ресурсов. Показано различие между субстанциональными информационными ресурсами и процессуальными информационными образовательными ресурсами. Описан концептуальный состав субстанциональных информационных образовательных ресурсов. Показана двойственность процессуальных информационных образовательных ресурсов. Показано, что применение ресурсов основано на использовании различных информационных единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY FOR FORMING OF EDUCATIONAL RESOURCES

Article analyzes the state in the creation, management and use of information educational resources. Article shows the difference between the substantive and procedural information resources educational resources. This article describes the conceptual structure of the substantial information educational resources. The article analyzes the formation and creation of resources. This article describes the management of educational resources. This article describes the duality of procedural information educational resources. Article argues that the use of resources based on the use of information units

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в формировании образовательных ресурсов»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 179

УДК 378.147, 004.9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Тымченко Е.В., аспирант, МГТУ МИРЭА, E-mail KJ-Luna@yandex.ru Москва, Россия

Аннотация. Статья анализирует процессы создания, управления и применения информационных образовательных ресурсов. Показано различие между субстанциональными информационными ресурсами и процессуальными информационными образовательными ресурсами. Описан концептуальный состав субстанциональных информационных образовательных ресурсов. Показана двойственность процессуальных информационных образовательных ресурсов.

Показано, что применение ресурсов основано на использовании различных информационных единиц.

Ключевые слова: образование, информация, информационные ресурсы, информационные образовательные ресурсы.

INFORMATION TECHNOLOGY FOR FORMING OF EDUCATIONAL RESOURCES

Tymchenko E.V., a graduate student, MSTU MIREA, E-mail KJ-Luna@yandex.ru,

Moscow, Russia

Abstract, he article analyzes the state in the creation, management and use of information educational resources. Article shows the difference between the substantive and procedural information resources educational resources. This article describes the conceptual structure of the substantial information educational resources. The article analyzes the formation and creation of resources. This article describes the management of educational resources. This article describes the duality of procedural information educational resources. Article argues that the use of resources based on the use of information units

Keywords: education, information, information resources, information educational resources

Введение. За рубежом широко применяется "ресурсно-ориентированный подход" [1, 2] в научных исследованиях, управлении и образовании. В основу метода положено использование ресурсов для оценки результатов исследования и управления.

Мануэль Кастельс в своей фундаментальной работе "Информационная эпоха" дает следующую косвенную оценку применения информационных ресурсов: "В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационального способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности" (с. 39) [3]. Применительно к образованию это

180

можно интерпретировать как применение информационных ресурсов для формирования знания. Однако сами ресурсы также создаются на основе специальных технологий, основными из которых являются информационные технологии

Информационные ресурсы это не только электронные документы или информация на машиночитаемых носителях. Они включают также обычные документы, коллекции документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные технологии позволяют формировать разнообразные образовательные ресурсы, такие как образовательные программы [4], оппозиционные переменные для оценки качества и тестирования [5], экспертные обучающие системы [6]. К информационным образовательным ресурсам относятся не только технические ресурсы, но человеческие ресурсы и интеллектуальный капитал [7]. Это дает основание относить к информационным ресурсам технологии образования [8] и методы оценки результатов обучения [9].

Формирование информационных ресурсов. Формирование информационных ресурсов осуществляется на основе разных информационных технологий. Информационные ресурсы в системе образования связаны с информацией и знаниями ,получаемыми в результате образования согласно парадигматической схеме [10].

«информация» —«-«информационные ресурсы» —► «знания»

Одним из этапов формирования информационных образовательных ресурсов является классификация собранной информации, которая служит основой дальнейших действий. Классификация соотносит различные информационные ресурсы и их характеристики к разным классам, подклассам и типам, что дает возможность систематизировать исходные наборы данных и использовать свойства классов при последующем применении ресурсов.

После того, как информационные образовательные ресурсы классифицированы, осуществляется их унификация. Разнообразие технологий и методов сбора данных порождает разнообразие типов данных, которые впоследствии необходимо обрабатывать. Обрабатывать множество различных данных неудобно и неэффективно. Для упрощения процесса обработки, хранения и обмена разнородные информационные образовательные ресурсы приводят к единому структурному виду, который используется при последующей обработке информации. Такие информационные образовательные ресурсы называют унифицированными. Процедура сведения разнородных видов и структур данных к единому виду и структуре называется унификацией. Однако не все ресурсы можно унифицировать и не в равной степени.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 181

Основой формирования информационных ресурсов являются информационное моделирование [11] и информационные технологии. При этом для современных информационных ресурсов сложность и ее оценка становится фактором, требующим дополнительного учета.

Субстанциональные образовательные ресурсы. Современные образовательные ресурсы делятся на две категории субстанциональные и процессуальные. Субстанциональные имеют характер объектов. Процессуальные представляют собой информационные образовательные технологии и технологии управления образованием.

Субстанциональные сложные информационные ресурсы отличаются рядом особенностей. Елавной особенностью сложных информационных ресурсов является невозможность однозначно описать исследуемую совокупность ресурсов классическими математическими методами. Это можно определить как сложность описания. Математические модели пригодны для описания, наиболее общих свойств и закономерностей, и всегда остается широкий спектр проблем, которые не могут быть описаны на основе существующих формальных методов. Елавными причинами, затрудняющими формализованное описание информационных ресурсов, являются:

1. Неполнота и нечеткость информации, входящей в информационные ресурсы о состоянии и поведении сложных систем.

2. Антропоэнтропия.

3. Отсутствие перечня всех четко сформулированных целей использования ресурсов.

4. Отсутствие перечня всех ограничения, накладываемые на них извне или изнутри.

5. Слабоструктурированность, нелинейность

6. Отсутствие полной согласованности форматов данных.

Концептуальная модель (Км) субстанциональных информационных образовательных ресурсов может быть представлена в виде совокупности характеристики- принципов, имеющих вид

Км = <Цо, М, Вс, Сс, Кс, Цу, Мп, Ку>.

В этой совокупности характеристиками принципами являются: Ц елевая

определенность - Цо, Моделирование - М, Временное согласование - Вс, Структурное соответствие Сс, Коммуникационное соответствие - Кс, Цикличность управления - Цу, Многоаспектность применения - Мп, Когнитивность управления -

Ку.

Каждый принцип отражает определенный аспект управления.

Принцип целевой определенности состоит в четком определении целей управления.

182

Этот принцип отражает аспект наличия цели при использовании ресурсов.

Принцип моделирования - означает использование различных моделей, для создания и описания информационных образовательных ресурсов. Этот принцип отражает аспект необходимости моделирования при управлении ресурсами. Принцип моделирования определяет, что управлению предшествует построение моделей.

Принцип временного согласования состоит в том, что время управления (Ту) не должно превышать времени существенного изменения (Теи) содержания информационных ресурсов. Другими словами, они не должны устаревать в период их применения.

— N

Тси»Ту=Ь=1Г^, (1)

Tsi- время работы функционального элемента системы управления.

Принцип структурного соответствия означает, что каждый элемент структуры информационных образовательных ресурсов должен соответствовать целям их применения [12].

Принцип коммуникационного соответствия означает, что между частями информационных ресурсов возможен информационный обмен и информационное взаимодействие

Принцип цикличности управления состоит в том, что процесс управления информационными образовательными ресурсами должен носить циклический характер, включая их аудит и обновление. Он отражает известное положение того, что управление в большинстве включает совокупность качественно повторяющихся процедур, образующих различные циклы.

Принцип многоаспектности применения состоит в том, что применение информационных образовательных ресурсов должно быть много аспектным, то есть направленным на решение ряда задач, а не одной задачи..

Принцип когнитивности управления означает, что управление информационными образовательными ресурсам строится при участии лица принимающего решение (ЛИР). Регулирующие воздействия ЛИР призваны минимизировать возмущающие факторы и обеспечить более эффективное использование образовательного ресурса в рамках принятых решений.

Эти принципы являются базовыми для формирования субстанциональных образовательных ресурсов.

Процессуальные информационные ресурсы. Наличие субстанциональных информационных ресурсов требует разработки технологий и систем хранения этих

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 183

ресурсов. В настоящее время существуют два различных класса информационных систем. Один класс ИС осуществляет обработку или манипуляцию с данными, другой -организацию систем данных для их хранения. Другими словами, необходимо говорить о системе данных и о системе обработки данных. Обе системы являются информационными.

В реальности эти два класса дополняют друг друга в любой ИС. Только одна функций может быть основной, а другая вспомогательной. Кроме того, два класса информационных систем обусловили необходимость использования двух качественно разных логических единиц: логическую единицу хранения и логическую единицу обработки. Кроме логических единиц применяют физические единицы. Например, физической единицей обработки информации в компьютере является машинное слово, физической единицей хранения информации на диске является кластер. Информационные ресурсы хранят в базах данных или в виде совокупности файлов. В первом случае речь идет о структурированных информационных ресурсах, во втором -о слабоструктурированных.

Поскольку файловые системы являются общим хранилищем файлов, принадлежащих разным пользователям, системы управления файлами должны обеспечивать авторизацию доступа к файлам. В общем виде подход состоит в том, что по отношению к каждому зарегистрированному пользователю данной вычислительной системы для каждого существующего файла указываются действия, которые разрешены или запрещены данному пользователю

Управление. Основой управления в образовании являются информационные и коммуникационные технологии [13] В управлении образованием необходимо отметить двойственность ресурсов. С одной стороны субстанциональные ресурсы требуют управления. С другой стороны информационные технологии управления также являются информационными ресурсами.

Информационные ресурсы требуют управления как многие другие виды ресурсов. Управление информационными образовательными ресурсами осуществляется с помощью информационных технологий управления или с помощью специальных технологий управления ресурсами. Это дает основание говорить о менеджменте информационных образовательных ресурсов. Соответственно, можно говорить и о маркетинге информационных образовательных ресурсов. Управление информационными образовательными ресурсами направлено на обеспечение высокого качества образования [14].

Важным принципом управления образовательными процессами является

184

применение квалиметрии и квалиметрических информационных моделей. Для управления чем-либо необходима система оценок: объекта управления, его состояний, его динамики. Эта система оценок в образовании должна строиться объективно, то есть на основе квалиметрии [15]. Методы квалиметрии полностью применимы к образованию, поскольку оно тоже характеризуется соответствием потребностям человека и общества.

Управление персоналом учебного заведения. Эта технология является ресурсом и служит для управления ресурсами. Она реализуется путем применения информационных систем и информационных моделей отражающих: распределение

средств и задач по факультетам, кафедрам и преподавателям, проведение научных исследований, соотношение между преподавательским и вспомогательным персоналом, конкурентоспособность персонала, интеллектуальный капитал [7]. Последний фактор заслуживает особого внимания. В настоящее время более общей технологией управления персоналом, тесно связанной с интеллектуальным капиталом является технология «Управление человеческими ресурсами». Управление человеческими ресурсами - подход в управлении персоналом, при котором сотрудники вуза рассматриваются как человеческий потенциал, который необходимо мотивировать и развивать, чтобы достичь стратегических целей организации.

Управление человеческими ресурсами связано с динамикой внешней среды и требует интегрированного подхода. Это приводит к необходимости исследования и согласования всех процессов, включая образовательные, для построения интегрированной основы и интегрированной технологии управления вузом.

Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, касающиеся образовательных процессов в аспекте взаимоотношения организации и ее работников. Эта технология ставит конечной целью повысить результативность учебной организации и удовлетворить потребности сотрудников этой организации.

Однако, технология «управление человеческими ресурсами" может существенно повлиять на результаты работы вуза только тогда, когда различные его функции, такие как развитие карьеры, отбор сотрудников и прием на работу, мотивация, аттестация, тренинг, партнерство - взаимно согласованы. Такое согласование определяется согласованностью моделей и процессов управления. Основой процессов управления в вузе являются образовательные процессы. Информационные технологии требуют и используют информационные модели. Таким образом, применение информационных технологий для управления образовательными процессами служит в итоге основой технологии управления человеческими ресурсами в вузе и неотъемлемой ее частью.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 185

Управление качеством. Эта технология является ресурсом и служит для управления ресурсами. Чаще всего эта технология реализуется путем создания системы качества учреждения. Сама система создается путем последовательного построения: информационной модели системы качества; информационных моделей элементов качества; информационных моделей оценки элементов качества; информационных моделей процессов образовательного учреждения и информационного управления, интегральной оценки качества; проектирования системы качества, реализации системы качества. Таким образом, применение информационных технологий для управления образовательными процессами служит в итоге основой технологии управления качеством в вузе и неотъемлемой частью управления качеством.

Применение. Можно рассматривать применение информационных

образовательных ресурсов в аспекте системного анализа и в аспекте рассмотрения их как сложных систем. Поэтому каждый вид ресурса должен иметь свои функции и целевое назначение. Всякая система имеет элементы. Такими элементами информационных образовательных ресурсов являются различные информационные единицы. Причем, эти единицы образуют группы, применительно к применению ресурсов. Функция анализа содержательности и смысловых значений ИР приводит к необходимости введения и исследования образовательных информационных единиц [16]. Существуют графические и образовательные информационные единицы. Таким образом, информационные ресурсы характеризуется разными функциями и разными группами информационных единиц.

В настоящее время при учете пространственного распределения объектов сферы образования возникает необходимость использования пространственно

распределенной информации. Учет пространственного фактора требует применения пространственных знаний [17] для формирования информационных образовательных ресурсов. Связи между информационными образовательными ресурсами и пространственной информацией бывают трех видов: функциональная, обобщения, ассоциации. Функциональная связь описывает изменение сущности инновации с помощью функции. Связь обобщения показывает отношение между инновацией и внешней средой. Ассоциативная связь соотносит пространственные факторы с визуальными моделями и факторами обобщенной инновационной системы. Учет пространственных факторов требует перехода от маркетинга образовательных услуг к технологиям геомаркетинга [18].

Важным свойством информационных образовательных ресурсов является возможность их использования в многопользовательской среде.

186

Многопользовательской называют такую среду когда разные пользователи могут обладать или использовать общие для всех ресурсы, например файлы или устройства ввода вывода. Развитием этого направления является применение мультимедийных моделей и мультимедийных технологий [ 19]

Выводы. Информационные образовательные ресурсы являются основой для создания информационных образовательных продуктов и образовательных услуг. Они делятся на две категории субстанциональные и процессуальные. Некоторые информационные образовательные ресурсы обладают двойственностью. Многие информационные технологии сами являются ресурсами и служат основой управления другими ресурсами. Особенностью информационных образовательных ресурсов является то, что они являются носителями знания и служат для создания и передачи знания обучаемым.

Список литературы

1. Wade М., Hulland J. Review: The resource-based view and information systems research: Review, extension, and suggestions for future research // MIS quarterly. - 2004. - T. 28. -№. 1. -C. 107-142.

2. Helfat С. E., Peteraf M. A. The dynamic resource- based view: Capability lifecycles //Strategic management journal. - 2003. - T. 24. - №. 10. - C. 997-1010.

3. Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, /пер с анг -М.: ГУ-ВШЭ. - 2000.

4. Петухова Т.П. Технология проектирования образовательных программ прикладного бакалавриата// Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 2. С. 5-9.

5. Цветков В.Я. Использование оппозиционных переменных для анализа качества образовательных услуг// Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - №.1 - с.62-64.

6. Шмид А.В., Лычагин К.А. Машинное обучение в экспертных системах: подготовка специалистов // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 2. С. 102-106.

7. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал// Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - №12. -с. 105-109.

8. Горбаченко И.М., Лопатеева О.И. Моделирование процесса обучения с использованием раскрашенных сетей Петри // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 1. С. 10-20.

9. Пушкарева К.А. Комплексное оценивание результатов обучения. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №1. -с.99-103.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17) 187

10. Цветков В.Я. Извлечение знаний для формирования информационных ресурсов. - М.: Еосинформобр. 2006. - 158с.

11. Цветков В.Я. Моделирование в автоматизации научных исследований и проектировании,-М.: ЕКНТ, ВНТИЦентр, 1991. - 125с.

12. Тымченко Е. В. Структуризация информационных образовательных ресурсов // Управление образованием: теория и практика - 2014. - № 3.(15) - с.181- 188.

13. Цветков В.Я. Методологические основы применения ИКТ при управлении высшим учебным заведением // Информатизация образования и науки. - 2010,- №1(5). -с.25 -30.

14. Ozhereleva Т.А. The Use of Information Technology for Education Quality Management // European Journal of Economic Studies, 2013, Vol.(6), № 4- p.221-226.

15. Лукичева С В., Коваленко О И. Квалиметрический подход к оценке сформированности компетенций студентов вуза в курсе высшей математики // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 1. С. 24-28.

16. Кудж С.А., Цветков В.Я. Информационные образовательные единицы // Дистанционное и виртуальное обучение. - №1. - 2014. - с.24- 31.

17. Цветков В.Я. Пространственные знания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2013. - №7. - с.43-47.

18. Цветков В.Я. Задачи геомаркетинга // Известия высших учебных заведений. Ееодезия и аэрофотосъемка. - 2000. - №5. - с.146-154.

19. Кудж С.А., Мультимедийные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 4. - с. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.