Научная статья на тему 'Информационные технологии в финансовом менеджменте компаний'

Информационные технологии в финансовом менеджменте компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2500
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / FINANCIAL MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / BUDGETING / FINANCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сацук Т. П.

В статье рассматриваются вопросы использования продуктов информационных технологий при финансовом управлении предприятием. При рассмотрении процесса внедрения в управление финансами корпорации ERP систем проанализированы особенности бюджетирования и финансового планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE COMPANY FINANCIAL MANAGEMENT

The issues of the information technology product use in the enterprise financial management are considered in the article. In reviewing the implementation process of ERP systems into corporate financial management the peculiarities of budgeting and financial planning are analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в финансовом менеджменте компаний»

УДК 336.64 Т.П. Сацук

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОМПАНИЙ

В статье рассматриваются вопросы использования продуктов информационных технологий при финансовом управлении предприятием. При рассмотрении процесса внедрения в управление финансами корпорации ERP систем проанализированы особенности бюджетирования и финансового планирования.

Ключевые слова: управление финансами, информационные технологии, бюджетирование, финансовое планирование.

Т.Р. Satsuk

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE COMPANY FINANCIAL MANAGEMENT

The issues of the information technology product use in the enterprise financial management are considered in the article. In reviewing the implementation process of ERP systems into corporate financial management the peculiarities of budgeting and financial planning are analyzed.

Key words: financial management, information technology, budgeting, financial planning.

Введение. Поскольку управление носит информационный характер, то необходим качественно другой подход к организации информационных потоков в процессе финансового управления, принципиально отличающийся от традиционных. Основной особенностью процесса финансового управления является единство и взаимосвязанность его составных элементов (подсистем), что обеспечивается обратной связью, осуществляя управление по замкнутому циклу [4, с. 40].

Цель исследований. Изучение вопросов управления финансами компании с помощью современных информационных технологий.

Методика и результаты исследований. Управление предприятий затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью подразделений организации, неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех подразделений в конкретный момент времени.

На информационные потоки, необходимые для принятия управленческих решений, влияет не только внутренняя, но и внешняя среда действующих субъектов, которая может оказывать влияние на его стратегию, а следовательно, и на тенденции развития [1, с. 34].

Так, на особенности финансового управления продовольственного ритейла влияют следующие факторы внешней среды:

- динамизм развития торговых сетей, который сопровождается частой сменой собственников при слиянии и поглощении, что требует корректировки оценки стоимости бизнеса сетевых компаний;

- сочетание в деятельности операций как реализационного (реализация готовых товаров и продукции), так и производственного характера (например, упаковка продукции, организация собственного производства товаров), что приводит к увеличению стоимости реализуемых товаров и расходов на продажу;

- различные формы интеграции ритейла в единое сетевое пространство (горизонтальная, вертикальная и диверсификация);

- быстрый оборот средств, причем выручка от реализации товаров поступает преимущественно в наличной форме;

- возможность создания устойчивого дифференцированного преимущества и завоевания лояльности покупателей за счет качества собственных брендов торговых сетевых компаний;

- высокий удельный вес товарных запасов в структуре оборотных активов и невысокая доля собственных внеоборотных активов (зданий сооружений и передаточных устройств);

- сезонная смена товарных запасов и поставщиков, а также характерные для торговой деятельности специфические коммерческие риски;

- сравнительно невысокая рентабельность деятельности. Например, в среднем рентабельность продуктового ритейла находится в пределах от 6 до 15 %;

- значительная доля заемного капитала в источниках формирования ресурсов;

- специфика государственного регулирования деятельности розничных торговых сетей, к которой можно отнести антимонопольную политику, регулирование розничной торговой наценки на определенные группы товаров и сроков погашения товарной задолженности.

Выделенные факторы обусловливают необходимость формирования организации управления финансами сетевых компаний на основе системного подхода и многоконтурности информационных потоков с применением инструментария, позволяющего интегрировать бизнес-процессы ритейла.

Для эффективного осуществления процесса управления компания должна определить и согласовать с подчиненными структурами перечень и объем информации о функционировании предприятия в целом. Перечень и объем должны содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии. Помочь в решении этих проблем и призваны современные информационные технологии.

Для выполнения бухгалтерских и экономических расчетов, а также по управлению финансами и компанией в целом, на рынке предлагаются десятки программных пакетов, различных по отраслевой ориентации, сервисным возможностям, масштабу решаемых задач, набору выполняемых функций, степени универсальности и интегрированности.

Приобретая и внедряя корпоративную информационную систему (КИС), предприятия получают вместе с ней и соответствующую технологию управления. Построение современной системы корпоративного управления - процесс длительный, сложный и трудоемкий. И если предприятие решается на проект внедрения КИС, то перед ним встает проблема выбора системы, наиболее соответствующей его роду деятельности, исторически сложившейся структуре и методам управления. В процессе внедрения КИС, которая во многом представляет собой консалтинг и последующую реорганизацию действующих бизнес-процессов, и структура, и система управления предприятия будут серьезно видоизменены.

Как правило, на предприятиях вопросами управления корпоративными финансами, в том числе средствами информационных систем, занимаются финансовые директоры. Планирование и прогнозирование, контроль и оптимизация финансовых потоков являются наиболее важными задачами финансовой службы. Подсистема управления финансами тесно связана с другими подсистемами управления (закупками, продажами, производством и др.). Например, может брать из них информацию о плановом и фактическом объемах выпуска продукции, потребления сырья и материалов, рыночных ценах и т.д. Таким образом, все более высокие требования предъявляются к тем методам и механизмам, которые обеспечивают работу финансовой службы, органически встраивая ее в единый бизнес-процесс предприятия [2].

Среди инструментов, которые используют финансовые службы в своей работе, в настоящее время особое место занимают информационные технологии. Различают два вида корпоративных информационных систем: Business Management Systems (BMS) - системы управления бизнесом - и Enterprise Recourse Planning (ERP) - системы планирования ресурсов предприятия.

Большинство систем группы BMS рассчитаны на выполнение весьма ограниченного числа стандартных бизнес-процессов. Как правило, они работают на одном рабочем месте или в небольших сетях из 4-8 компьютеров. За рубежом такие системы называют «Low End PC».

Наиболее в мировой практике востребованы к внедрению системы, которые обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами предприятия, строятся на основании MRP/ERP модели, то есть ERP-системы. В них содержится описание большого количества бизнес-процессов, настраиваемых параметров, позволяющих реализовать огромное многообразие требований к информационным потокам и удовлетворять большинству запросов как средних, так и очень крупных предприятий.

В отечественной литературе высказывается мнение об избыточной функциональности и дороговизне систем стандарта ERP, апеллируя, как правило, к самым заметным представителям этого класса - продуктам SAP R/3, Baan и Oracle Application. Действительно, помимо высоких цен, программные продукты этих корпораций сложны для внедрения в российских условиях, так как требуют от заказчика серьезной реорганизации управления. Однако ничто не препятствует уже сейчас использовать мировой опыт применения информационных технологий для управления предприятиями, поскольку многие из ERP-систем представлены в России, переведены на русский язык и адаптированы к требованиям российского законодательства.

Любая ERP-система предлагает множество модулей для внедрения: планирование продаж, планирование производства, управление запасами, финансовый модуль, складской учет и т.п.

В общем случае управление финансами можно представить в виде четырех функциональных уровней:

- финансовое планирование деятельности предприятия (финансовый план);

- финансовый контроль деятельности (бюджеты и бюджетный контроль);

- контроль над финансовыми процессами (контроль финансовых операций);

- реализация финансовых процессов (ведение финансовых операций).

Два последних уровня представляют стандартные операции по регистрации входящих и исходящих счетов, банковских выписок, операций с основными средствами и других процессов, независимых от типа деятельности компании.

Принимая во внимание интегрированный характер ERP-систем, следует заметить, что основная доля операций формируется автоматически на основе регистрации первичных документов в подсистемах, связанных с планированием и управлением снабжением, производством, сбытом и т.д. Основная нагрузка по непосредственному ведению операций, как правило, падает на службу расчетов, остальные службы по участкам бухгалтерского учета в большей степени контролируют правильность автоматического формирования операций и осуществляют их разноску.

В финансовых модулях ERP-систем, как правило, предполагается наличие двух способов составления финансового плана и бюджетирования:

- снизу - вверх;

- сверху - вниз.

В случае использования метода «снизу вверх», соответствующие части финансового плана формируются в низовых подразделениях, после чего система осуществляет их агрегирование.

При использовании противоположного метода основные показатели плана определяются на верхнем уровне иерархии предприятия, после чего происходит их детализация на нижних уровнях. Финансовые планы и бюджеты, количество которых на этапе подготовки, как правило, системой не ограничивается, могут иметь различные версии, модификации и признаки. В качестве рабочего в результате принимается один, который утверждается и объявляется в системе как актуальный.

Все финансовые планы и бюджеты базируются на основе счетов главной книги и заранее описанной в системе управленческой структуры предприятия (центров финансовой ответственности, единиц затрат и т.д.), определяющей распределение интегрального показателя сметы за период по счету главной книги в соответствии со структурой объектов аналитического (управленческого) учета (центров ответственности, единиц затрат и т.д.) [3]. Прогнозные данные финансового плана, разбитые по периодам, могут оперативно сравниваться с текущими результатами на счетах главной книги для принятия управленческих решений.

Общая инфраструктура данных очень важна для поддержки навигации «сверху вниз» и «снизу вверх» по данным планирования и бюджетирования.

Бюджетирование и планирование фирмы в продукте компании SAP Budgeting and Planning позволяет пользователям:

-работать с индивидуальными и персонализированными пользовательскими интерфейсами;

-выполнять децентрализованное планирование на основе общего источника данных;

-осуществлять планирование на любом уровне детализации и агрегирование;

-сокращать циклы планирования за счет координации всех операций.

При совместном использовании в ERP-системе модулей документооборота и бюджетирования данные для построения бюджета финансовый менеджер может передать в систему бюджетирования, получить комплект бюджетных документов, затем уже с помощью системы документооборота провести весь цикл их согласования, визирования и утверждения, а затем передать из системы документооборота в систему бюджетирования окончательные бюджетные показатели. Сформированный затем в ERP-системе фактический платеж с помощью системы документооборота проходит цикл утверждений и попадает в систему бюджетирования для контроля исполнения бюджета.

На основании информации, предоставляемой ERP-системой, финансовый директор также может проанализировать доходность по различным продуктам, видам бизнеса, партнерам компании и принять решение по оптимизации финансовых потоков предприятия.

Каждая компания должна уметь объективно оценивать качество стратегического и оперативного управления своими финансами. В качестве критерия оценки того или иного варианта информационной технологии управления финансами может быть использован показатель экономической эффективности, представляющий собой разность между экономическим эффектом и затратами за весь период осуществления мероприятий по ее внедрению и применению.

Заключение. Таким образом, задачу внедрения интегрированной информационной системы управления финансами каждая компания решает исходя из объективной оценки целей стратегического и оперативного управления своими финансами.

Литература

1. Конева О.В. Воздействие малого бизнеса на развитие сферы услуг: теоретический аспект // Инновационное развитие экономики. - 2012. - № 6. - С. 34-37.

2. Петров М.В. Информационные технологии как инструмент управления финансового директора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cfin.ru.

3. Сацук Т.П., Журавлева О.А. Инструментарий оперативного управления торговых организаций // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 2. - С. 22-27.

4. Сацук Т.П. Формирование финансового контроллинга в торговых сетевых компаниях // Финансовая экономика. - 2012. - № 5. - С. 39-42.

УДК 332.146:332.012.2 Д.В. Доржу

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

В статье дана характеристика развития малого предпринимательства в Республике Тыва. Раскрываются основные направления государственной поддержки малого предпринимательства, выявлены проблемы его развития.

Ключевые слова: малое предпринимательство, регион, развитие, инвестиции, государственная поддержка, проблемы.

D.V. Dorzhu THE PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE TUVAREPUBLIC

The characteristic of the small business development in the Tuva Republic is given in the article. The main directions of the small business state support arediscovered, problems of its development are revealed.

Key words: small business, region, development, investments, state support, problems.

В экономике России важным источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Во многих странах мира в малом бизнесе занято большинство трудоспособного населения. В Республике Тыва сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения, тех, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица [2, 4]. В условиях высокой дотационности бюджета республики, слабого развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, высокого уровня безработицы выход из сложившейся ситуации видится в развитии малого и среднего бизнеса. Демографическая ситуация в республике в два раза выше, чем в целом в России, значит, главная задача - создавать новые рабочие места. Однако активность малого бизнеса в Тыве по сравнению с другими регионами не так высока, не только скромные количественные показатели предпринимательства, но и далекие от совершенства показатели качества предоставляемых услуг и производимых товаров, не всегда соответствуют запросам населения, многие жители специально выезжают за пределы Тывы, чтобы получить услуги и товары, потому что в регионе их либо нет, либо они есть, но неудовлетворительного качества.

В 2007 г. в Тыве было зарегистрировано 748 малых предприятий. По сравнению 2006 г. их количество снизилось на 2,3 %. В основном малые предприятия сосредоточены в области оптовой и розничной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.