Научная статья на тему 'Информационные технологии в борьбе с преступностью'

Информационные технологии в борьбе с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / STANDARD MODEL / CRIMINAL ACTIVITY / SYSTEM-ACHACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крестовников О. А.

В статье рассматриваются методологические вопросы создания типовой информационной модели преступной деятельности как центрального объекта исследования и важнейшего источника криминалистической информации в современной криминалистической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крестовников О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в борьбе с преступностью»

Крестовников О.А. ©

Кандидат юридических наук

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация

В статье рассматриваются методологические вопросы создания типовой информационной модели преступной деятельности как центрального объекта исследования и важнейшего источника криминалистической информации в современной криминалистической науке.

Ключевые слова: типовая модель, преступная деятельность, системно-деятельностный подход Keywords: standard model, criminal activity, system-achactivity approach

В системе мер по нейтрализации и искоренению преступлений, разработанных в мировом сообществе, наиболее действенными в настоящее время являются информационные технологии, позволяющие использовать при раскрытии и расследовании преступлений самые современные достижения науки и техники.

Многие из этих технологий, апробированные в практике мировой полиции, обслуживающих ее научно-технических служб и судебной экспертизы, не получили применения в деятельности оперативно-розыскных и следственно-судебных органов нашей страны.

Наибольшие резервы и перспективы в практике раскрытия и расследования преступлений имеют три типа информационных систем:

1. Регистрационные,

2. Справочно-информационные и

3. Аналитические.

Регистрационные системы имеют наибольшее значение в борьбе с рецидивом, составляющим около трети всех совершаемых и при этом наиболее опасных преступлений. Основная проблема этих систем состоит в оптимизации их структуры, организации взаимодействия подсистем и автоматизации их эксплуатации на основе компьютерных технологий.

Справочно-информационные системы (нормативно-правовые, демографические, транспортных средств, вещественных доказательств и образцов для сравнительного исследования) существенно повышают оперативность и эффективность деятельности оперативно-следственных органов и экспертных служб за рубежом. В России они находятся в зачаточном состоянии и требуют для своего развития государственной поддержки.

Особый интерес представляют аналитические информационные системы, позволяющие на основе современных информационных технологий решить основную проблему раскрытия и расследования преступлений, проблему дефицита информации об обстоятельствах преступления и преступнике.

Как известно, основным источником информации о преступлении и преступнике являются следы преступления в обстановке ее совершения. Обнаружение, анализ и лабораторные исследования этих следов представляли до последнего времени основной источник сведений о преступлении и преступнике.

Положение существенно изменилось в связи с внедрением в структуру криминалистического анализа идей системно-деятельностного подхода на основе компьютерного моделирования и анализа статистических выборок, однородных по способу совершения преступлений. На основе анализа работы наиболее продвинутых полицейских служб (Скотленд-Ярд, ФБР и ряда университетских лабораторий), а также практики российских криминалистических служб разработана типовая информационная модель преступной деятельности, представляющая новый эффективный инструмент криминалистического исследования.

Плодотворность системно-деятельностного подхода подтверждена в процессе разработки различных форм типового информационного моделирования преступной деятельности [1, 21-35; 2, 67-73; 3, 66-73; 4].

Использование этого метода позволяет:

а) выделить в преступной деятельности такие важнейшие структурные элементы: установочно-мотивационный блок - программно-управленческий блок - блок внешнего оперирования - блок обратной афферентации и акцептора действия - результат деятельности;

© Крестовников О.А., 2013 г.

б) проследить их взаимодействие и развитие отражательных, причинных и информационных

связей;

в) выявить устойчивые и закономерные связи элементов деятельности, построить на этой основе типовую информационную модель преступной деятельности;

г) разработать типовые версии расследования и рекомендации по решению типовых следственных ситуаций, т. е. типовую криминалистическую методику.

Типовые информационные модели преступной деятельности позволяют на основе выявленных статистических зависимостей между ее элементами получать информацию о личности преступника и других обстоятельствах совершенного преступления. Разработка типовых информационных моделей преступной деятельности представляет качественно новый этап в развитии криминалистики. Это означает, что наряду с традиционными источниками криминалистической информации («следовая картина») в распоряжение расследования предоставляется качественно новый источник актуальной криминалистической информации. Этим источником является поставленный на научную основу анализ структуры преступной деятельности.

Поскольку такие модели базируются на обработке массовых наблюдений по расследованным уголовным делам, они представляют концентрированный коллективный опыт, особенно важный для малоопытных следователей и экспертов.

Многие закономерности и связи, весьма существенные для построения версий и принятия следственных решений, принципиально неуловимы в индивидуальном следственном и экспертном опыте и доступны только методам математического анализа репрезентативных статистических выборок.

Обобщение опыта создания и методологический анализ типовых информационных моделей преступной деятельности впервые был осуществлен коллективом авторов в 1989г. [5].

Под такой моделью понимается информационная система, построенная на основе статистической обработки репрезентативной выборки уголовных дел определенной категории, отражающая закономерные связи между элементами события преступления, используемая для построения типовых версий и формирования методики расследования данной категории преступлений.

Формирование типовой информационной модели осуществляется с учетом достаточно строгих требований, обеспечивающих ее функциональность и практическую эффективность:

(1) оптимальный уровень общности, обеспечивающий выявление закономерных связей между элементами преступного события.

Указанное требование подтвердилось и при разработке типовой информационной модели убийств, совершенных в связи с завладением имуществом.

Информативные для расследования связи удалось выявить на уровне подгрупп, выделенных с учетом способа действия преступника, характера местности, непосредственных объектов посягательства, обстановки совершения преступления [6, 89; 7, 133-136].

(2) типовая модель должна представлять собой не сумму отдельных элементов, а целостную систему преступной деятельности. Мотив, цель, программа являются системообразующими элементами всякой сознательной человеческой деятельности. Способ действия представляет компонент, непосредственно отражаемый в обстановке события и дающий исходную информацию при расследовании. При отсутствии указанных компонентов целостная система деятельности отсутствует, вследствие чего получить полную информацию о закономерных связях между ее элементами невозможно.

(3) типовая информационная модель должна отражать тесные корреляционные зависимости выделенных в ней элементов с характеристиками личности преступника и способа его действия.

Следует заметить, что такая тесная зависимость не существует в тех типах преступного поведения, которые представляют собой слабо прогнозируемые системы, например, преступления, совершаемые в состоянии эффекта, по неосторожности, т.е. такие, в которых развитие причинной связи не контролируется субъектом преступной деятельности на всем ее протяжении (промышленные аварии, взрывы, пожары, транспортные катастрофы и т.п.). Создание типовых криминалистических моделей преступной деятельности в этих случаях представляется бесперспективным [Эта мысль высказана также в работе 8, 205-206]. Центр тяжести научных разработок должен быть перенесен на создание методик эвристического индивидуального моделирования.

(4) на «выходе» типовой модели должна содержаться совокупная характеристика преступника и существенных для расследования обстоятельств, а не отдельные признаки искомого лица.

Представляется, что указанная задача может решаться только в рамках теоретического криминалистического исследования. В современных условиях ее необходимо решать в соответствии с изложенными принципами с применением методов информационного кибернетического моделирования, что и осуществлено при создании ряда описанных выше типовых информационных моделей.

(5) типовые информационные модели должны обеспечивать получение достаточно надежной информации об искомом лице и иных обстоятельствах расследуемого события.

Это требование реализуется при соблюдении всех вышеуказанных принципов, а также методологии социологических и вероятностно-статистических исследований.

(6) правильная оценка и использование модельной информации. Наличие типовой модели не должно вести к стереотипности следственной деятельности. Построенные на основе такой модели, типовые следственные версии содержат только вероятностное знание о преступнике и преступлении и могут служить лишь ориентиром в расследовании. Версии и план расследования по конкретному делу должны в полной мере учитывать специфику и особенности частного случая, негативные и противоречивые обстоятельства, черты и особенности расследуемого события, не поддающиеся типизации.

Построение типовой информационной модели складывается из следующих исследовательских операций:

1. Типизация вида преступной деятельности;

2. Выделение элементов преступной деятельности и определение вида данных, в которых будут выражены их значения (номинантный, порядковый, интервальный, шкала отношений и др.);

3. Построение гипотез о закономерных связях между элементами преступной деятельности;

4. Подготовка кодировочной таблицы;

5. Выбор методов статистического анализа (корреляционный, регрессионный, дискриминантный, факторный, дисперсионный, кластерный и др.) [более подробно о вероятностностатистических методах анализа закономерных связей при построении типовых информационных моделей см.: 5, 65-85].

6. Формирование репрезентативной выборки наблюдений;

7. Обработка анкет с использованием типовых или специально созданных программ;

8. Интерпретация полученных данных.

Данные, полученные в результате обработки экспериментальных наблюдений, имеют вероятностно-статистическую природу и не могут рассматриваться как бесспорные доказательства причинных связей по конкретному делу. Вместе с тем, они представляют объективную основу для построения следственных версий и планирования расследования. Это имеет особое значение в условиях дефицита информации на первоначальных этапах расследования.

Для иллюстрации возможностей статистического анализа приведем некоторые результаты информационного моделирования по делам об убийствах [1, 21-35; 9].

Так, установлена высокая вероятность того, что убийства мальчиков в возрасте 5-7 лет, совершенные с признаками жестокости, раздевания трупов, сокрытием одежды, перемещением трупа, совершены лицами, страдающими олигофренией; убийства женщин по сексуальным мотивам, совершенные на улицах городов, рабочих поселков, совершены мужчинами в возрасте 18-30 лет, проживающими на расстоянии 300-500 метров от места преступления.

Литература

1. См.: Зеленковский С.П. О вероятностно-статистическом моделировании признаков лица, совершившего убийство // Криминалистика и судебная экспертиза. - Киев, 1982. - вып.35. - С.21-35.

2. См.: Первухина Л.Ф. Об использовании методов математической статистики в методике расследования и возможности моделирования личности преступрника // Вестник МГУ.- 1985. - вып.4. - С.67-73.

3. См.: Жбанков В.А. Способы выдвижения и проверки версий о личности преступника // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1983. - вып.39. - С.66-73.

4. См.: Жбанков В.А. Принципы системного подхода в криминалистике и практической деятельности органов внутренних дел при собирании, оценке и использовании доказательств. - М.: МВД, 1977.

5. Типовые модели и алгоритмы криминалистического исследования / под ред. Колдина В.Я. - М.: МГУ, 1989.

6. Викторова Е.Н., Донцов В.В., Образцов В.А. Сравнительный анализ отдельных групп убийств, совершенных с целью завладения социалистическим имуществом // Криминалистическая характеристика преступлений. - М., 1984. - С.89.

7. Селиванов Н.А. Советская криминалистика. Система понятий. - М., 1982. - С.133-136.

8. Баянов А.И Криминалистическая характеристика преступления: назначение, содержание. Современные проблемы уголовного права и уголовного процесса. - Том 2. - Красноярск, 2003. - С.205-206.

9. Материалы семинара прокуроров-криминалистов. Ленинград, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.