Информационные технологии российских предприятий
С.А. Полеева, преподаватель, Оренбургский ГАУ
За последние два десятилетия информационные технологии в бизнесе вышли за рамки обычной компьютеризации и автоматизации — они стали основой эффективного использования финансового менеджмента и маркетинга, успешного управления ресурсами предприятия и взаимоотношениями с клиентами. Более того, инфор-
мационные технологии дали бизнесу доступ к серьезному потенциалу, накопленному в научных областях: статистическому анализу, теориям сложных систем и нейронных сетей. Банковский и телекоммуникационный сектор бизнеса существенную долю своего бюджета расходуют на информационные технологии — руководители торговых сетей и крупных производств, добывающих и строительных компаний, агентских фирм и
транспортных предприятий также оценили возможности, которые дают информационные технологии при их внедрении и использовании.
Использование новых информационных технологий само по себе уже перестало быть конкурентным преимуществом. Теперь их наличие служит необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы не быть вытесненным с рынка.
Систему информационного обмена предприятие частично создает самостоятельно, а частично использует уже созданную на отраслевом и мировом рынках. Отсюда очевидно, что информационная система предприятия не может строиться обособленно и должна отвечать определенным требованиям, позволяющим предприятию органично вписаться в общеотраслевые и общемировые информационные потоки. С этим связана объективная тенденция к унификации и стандартизации применяемых технологий. С другой стороны, систематизация данных в информационной системе предприятия всегда предполагает возможность спроецировать их на конкретную бизнес-задачу. Отсюда противоположная тенденция к специализации. Единство и борьба этих двух противоположных тенденций служат характеристикой и движущей силой дальнейшего развития информационных систем в современном бизнесе [2].
Увлечение накоплением больших объемов информации, характерное для большинства компаний в развитых странах в 1970-е гг., показало, что огромные базы данных являются ценным ресур-
сом, если ими можно оперативно пользоваться в процессе принятия решений на всех уровнях управления предприятием. В противном случае они становятся «мертвым грузом», требующим значительных издержек по хранению и обслуживанию.
Невозможность своевременно воспользоваться имеющимися сведениями, разрозненность и несопоставимость информации, получаемой из различных источников, неполнота одних и переизбыток других данных — все это снижает качество анализа и затрудняет принятие взвешенных и обдуманных решений. Внедрение ИС может помочь решению многих проблем такого рода.
В силу исторических причин российские предприятия оказались в роли «догоняющих» как с точки зрения современных принципов организации бизнеса, так и в области внедрения современных информационных систем.
Несмотря на общие тенденции, удельный вес организаций Оренбургской области, использующих в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии, в отдельных районах сравнительно низкий. Существенна разница в их показателях для городов и районов. Однако общая динамика показателей за 2003—2005 гг. [1] свидетельствует о постепенном росте информатизации и компьютеризации предприятий (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, Сорочинский и Оренбургский районы в 2005 г. достигли самых высоких показателей использования информационных и коммуникационных технологий — соответ-
1. Уровень информационной активности организаций Оренбургской области
Число обследованных организаций, единиц Удельный вес организаций, использующих ИКТ, %
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
По области 1699 1694 2062 70,3 79,0 86,9
Районы
Абдулинский 23 23 23 - - -
Бугурусланский 27 34 24 29,6 25,0 66,6
Бузулукский 36 36 33 13,9 69,4 81,8
Гайский 8 7 8 12,5 14,3 12,5
Кувандыкский 19 19 28 10,5 10,5 35,7
Оренбургский 57 58 70 80,7 89,7 92,9
Соль-Илецкий 20 20 23 20,0 70,0 82,6
Сорочинский 19 19 19 57,9 84,2 100,0
Ясненский 6 6 11 33,3 100,0 54,5
Города
Абдулино 23 22 31 95,7 95,5 90,3
Бугуруслан 34 35 48 91,2 94,3 97,9
Бузулук 66 60 82 84,8 91,7 97,6
Гай 31 28 32 80,6 89,3 93,8
Кувандык 21 23 31 66,7 82,6 87,1
Медногорск 21 25 32 90,5 100,0 93,8
Новотроицк 48 48 61 89,6 87,5 96,7
Оренбург 379 402 464 91,3 94,8 97,4
Орск 113 109 143 85,8 92,7 95,8
Соль-Илецк 22 19 23 95,5 100,0 95,7
Сорочинск 25 26 31 88,0 96,2 96,8
Ясный 19 16 33 84,2 100,0 81,8
ственно 100% и 92, 9%. Незначительный рост и низкий уровень информационной активности (по сравнению с другими районами) можно отметить в организациях Гайского (12,5%) и Кувандык-ского (35,7) районов. Также следует обратить внимание на резкое снижение показателя как в Яс-ненском районе, так и в г. Ясном. В 2003—2004 гг. число организаций на этой территории оставалось неизменным. Однако увеличение их числа почти в 2 раза привело к снижению информационной активности организаций: в 2004 г. она составляла 100%, а в 2005 г. в Ясненском районе удельный вес компьютеризованных организаций составляет лишь 54,5%, а в г. Ясном — 81,8%.
Следует отметить, что в городах Оренбургской области уровень информационной активности остается на достаточно высоком уровне (от 81,8% в Ясном до 97,9% в Бугуруслане) и практически не зависит от числа организаций.
Это свидетельствует о том, что существующие на данный момент и образовавшиеся вновь организации считают необходимым использовать в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии.
Первой сферой, где стало происходить внедрение информационных технологий в России, был бухгалтерский учет. Компании осознали потребность в организации бухгалтерского финансового учета и лишь затем — управленческого.
С каждым годом увеличивается число организаций, использующих в своей деятельности специальные программные средства: для научных исследований, проектирования, управления технологическим производством, для решения организационных, управленческих и экономических задач, для осуществления электронных расчетов и предоставления доступа к базам данных через глобальные сети, а также используются электронные справочно-правовые, настольные издательские системы и обучающие программы.
В 2005 г. удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, составлял 86,9%. Федеральной
службой государственной статистики было исследовано 2062 организационных единицы (в районах и городах области), из которых 1591 организация использует специализированные информационные системы и программное обеспечение (рис. 1).
Как показывает диаграмма, большинство организаций используют бухгалтерские, проектирующие и обучающие программы, электронные информационные справочники, а также программы для решения текущих задач управления.
Понимание того, что для принятия оперативных, стратегических или инвестиционных решений данных бухгалтерского учета недостаточно, пришло не так давно, после чего началось быстрое развитие всех сегментов российского рынка корпоративных информационных систем. Согласно прогнозам, этот рынок в ближайшее время обеспечит значительную часть прироста рынка программного обеспечения в России.
В современных организациях Оренбургской области получили широкое распространение и активно используются следующие информационные и коммуникационные технологии: персональные компьютеры, локальные и глобальные сети, электронная почта, выделенные каналы связи (табл. 2).
Высокий уровень оснащенности информационными и коммуникационными технологиями можно отметить в Оренбургском районе. Для данного района характерно увеличение числа организаций, использующих в своей деятельности не только персональные компьютеры, но и локальные и глобальные сети, электронную почту, а также выделенные каналы связи. Гайский, Кувандык-ский, Сорочинский и Ясненский районы значительно уступают другим районам по уровню компьютеризации и информационной активности.
Рост интереса российских компаний к внедрению систем электронного документооборота (СЭД) — одна из самых характерных текущих тенденций. По некоторым прогнозам, в течение ближайших трех лет отечественный рынок СЭД будет
Рис. 1 - Число организаций Оренбургской области, использовавших специальные программные средства
И для научных исследований
■ для проектирования
И для управления технологическим производством (процессом)
■ для решения организационных, управленческих и экономических задач
И для осуществления электронных расчетов
И для предоставления доступа к базам данных через глобальные сети
■ электронные справочно-правовые системы
□ настольные издательские системы
■ обучающие программы
2. Число организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии
Число организаций, использующих
персональные локальные глобальные сети электронную выделенные
компьютеры сети (в т.ч. Интернет) почту каналы связи
С<1 о о (N о о (N in о о (N С<1 о о (N о о (N in о о (N С<1 о о (N о о (N in о о (N С<1 о о (N о о (N in о о (N С<1 о о (N о о (N in о о (N
По области 1195 1338 1792 609 689 976 805 890 1171 722 814 1052 169 221 285
Районы
Абдулинский
Бугурусланский 8 6 16 3 3 3 3 2 3 4 3 3 - - 1
Бузулукский 5 25 27 - 1 1 - 1 4 - 1 3 - - -
Гайский 1 1 1
Кувандыкский 2 2 10 - - 1 - - - - - - - - -
Оренбургский 46 52 65 16 14 21 19 18 30 17 18 23 4 4 5
Соль-Илецкий 4 14 19 - 1 3 - - 4 - - 2 - - 1
Сорочинский 11 16 19 - - 1 - - - - - - - - -
Ясненский 2 6 6
Города
Абдулино 22 21 28 9 6 18 12 11 20 11 9 19 2 1 3
Бугуруслан 31 33 47 16 18 28 32 39 49 22 25 36 3 9 16
Бузулук 56 55 80 40 36 56 57 51 60 40 43 59 9 15 27
Гай 25 25 30 14 17 21 17 19 25 16 17 23 4 6 8
Кувандык 14 19 27 8 10 16 11 13 19 9 12 17 - 2 4
Медногорск 19 25 30 12 15 19 16 14 22 12 15 25 2 2 4
Новотроицк 43 42 59 26 28 43 28 31 44 21 26 38 7 8 9
Оренбург 346 381 452 240 88 353 291 344 428 255 303 352 78 101 113
Орск 97 101 137 74 76 111 92 90 125 77 80 112 32 33 38
Соль-Илецк 21 19 22 14 12 17 19 17 21 16 16 20 4 3 4
Сорочинск 22 25 30 13 14 17 16 21 21 17 21 23 6 7 9
Ясный 16 16 27 7 7 14 8 10 19 8 8 18 1 2 4
увеличиваться на 70% в год и превысит по объему 120 млн. долл. Уже сейчас на российском рынке предлагается около десятка известных отечественных и зарубежных систем. Среди ведущих разработчиков систем электронного документооборота на российском рынке основными являются: ABBYY, Documentum, Hummingbird, «АйТи», «Гранит-Центр», «Диджител Дизайн», «Интерпро-комлан», «ИнтерТраст», «Когнитив Технолод-жис», «ЛАНИТ», «НТЦ ИРМ», «Термика», «ЭОС» [2].
Система электронного документооборота на предприятии — то же самое, что кровеносная система для живых организмов. Внедрение такой системы позволяет сформировать единое информационное пространство внутри организации (это особенно актуально для крупных территориально распределенных предприятий), повысить скорость движения информации между подразделениями, между разными уровнями управления, при этом прозрачность управленческого документооборота способствует повышению ответственности и дисциплины.
К концу 90-х гг. появились системы класса ERP (Enterprise Resource Planning — полномасштабное планирование и управление ресурсами предприятия), с которыми на рынок вышли почти
все крупные игроки мировой информационнотехнологической индустрии. В упрощенном варианте ERP — это интегрированные на базе финансового учета системы управления производства. Основной козырь таких систем — тотальная интеграция операционной деятельности и финансового учета. Изменение стоимости товара в результате любой операции на производстве тут же отражается в виде бухгалтерской проводки, а появление новой категории товара невозможно без изменения аналитики финансового плана счетов [5].
В последние годы существенно возрос уровень требований, предъявляемых российскими компаниями к ERP-системам, решающим задачи оптимизации и автоматизации трансакционных процессов внутри предприятия.
Еще одна заметная рыночная тенденция — рост спроса на аналитические приложения, или BI-системы (Business Intelligence Systems — системы интеллектуальной поддержки бизнеса, куда входят системы принятия решений, системы управления знаниями и т.д.). Интерес к таким решениям проявляют в первую очередь директора крупных компаний, для которых задача аналитической обработки накопленных данных является первостепенной.
BI-системы считаются более «эксклюзивными», чем ERP-системы. Аналитические приложения такого вида представляют собой приближенную модель конкретного бизнеса. Такой подход к управлению эффективности бизнеса, безусловно, полезен; он является альтернативой интуиции и, если и не может ее заменить, позволяет управленцам расширить свое информационное поле для принятия решений.
Однако развитие этого сегмента российского рынка информационных технологий пока идет медленно. Это связано как с отсутствием у менеджмента необходимых навыков работы с В1-систе-мами, так и с тем, что внедрение таких систем требует значительных затрат [5].
На сегодняшний день во многих российских компаниях этап оптимизации и автоматизации внутренних процессов в самом разгаре или близок к завершению. На повестке дня этап выхода компаний на уровень Business-to-Business (В2В — с англ. — бизнес для бизнеса). Следующим шагом является построение корпоративных информационных порталов и участие в работе электронных торговых площадок.
Корпоративный информационный портал (Enterprise Information Portal) — технология, которая позволяет организовать работу компании через Интернет, увязав в единую информационную систему все автономные модули программного обеспечения компании, генерировать и получать информацию, управлять ее сбором, хранением, распределением в любое время, из любой географической точки и в любом объеме [3].
Уровень автоматизации бизнес-процессов в России отстает от уровня развитых стран. Однако это отставание преодолевается гораздо быстрее, чем можно было предполагать всего несколько лет назад. Российский рынок корпоративных информационных технологий сделал огромный шаг впе-
ред всего за несколько лет и имеет хорошие перспективы для роста. Российским предприятиям предлагается большой выбор качественных решений, среди которых все меньше внимания уделяется решениям «лоскутной» (частичной) автоматизации. В связи с этим ожидается сохранение высокой динамики спроса на самые современные решения в ближайшем будущем.
Для развития сектора информационных технологий, который безусловно является стратегическим , очень важно наличие соответствующих приоритетов в государственной политике. Поэтому следует отметить особое значение принятой правительством Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)». Мероприятия этой программы способствуют ускоренному развитию рынка информационных технологий и активному применению информационных технологий в управлении предприятиями [3].
Однако главное, на наш взгляд, не технологии как таковые, а «человеческий фактор», что единогласно подтверждают все эмпирические исследования сектора информационных технологий. Очень важно создать в России условия не только для развития собственно информационных технологий, но и — в первую очередь—для сохранения и наращивания российского интеллектуального потенциала.
Литература
1 Города и районы Оренбургской области: стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2006. 276 с.
2 Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. М.: Издательский центр «Акадамия», 2005. 208 с.
3 Финансовый сектор, 2003. http://www.cnews.ru.
4 Шапиро, H.A. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИ С. 164—175 с.
5 Российский рынок становится наиболее приоритетным http:/ /www.cnews.ru.