Научная статья на тему 'Информационные технологии - показатель интеллектуального потенциала учебного процесса высшей технической школы'

Информационные технологии - показатель интеллектуального потенциала учебного процесса высшей технической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С. В.

В статье рассматриваются современные тенденции использования информационных технологий в образовательном процессе высшей технической школы. Определяются принципы проектирования информационных технологий обучения студентов высшей технической школы, ориентированный на развитие интеллектуального потенциала личности (научно-исследовательские качества, критическое мышление).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вьюгина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational technologies - the index of intellectual potential of learning process in higher technical school

Modern tendencies of informational technologies usage in learning process of higher technical school are observed in the article. The principles of projecting informational learning technologies of higher technical school students directed toward the personal intellectual potential development (scientific research qualities, critical thought) are determined.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии - показатель интеллектуального потенциала учебного процесса высшей технической школы»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

С.В. ВЬЮГИНА

Казанский государственный технологический университет

В статье рассматриваются современные тенденции использования информационных технологий в образовательном процессе высшей технической школы. Определяются принципы проектирования информационных технологий обучения студентов высшей технической школы, ориентированный на развитие интеллектуального потенциала личности (научно-исследовательские качества, критическое мышление).

Традиционная методология организации учебного процесса в высшей технической школе в сегодняшних условиях успешно трансформируется. Практически на глазах совершается информационная революция, вызванная внедрением в образование высоких технологий, прежде всего связанных с автоматизацией и телекоммуникацией.

В странах Европейского содружества это решается в соответствии с направлениями “е-1еаиш^” (обучение с использованием современных

информационных технологий). Это направление приобрело статус стратегической цели государств, а создание конкурентоспособной, динамичной, основанной на знаниях экономики личности, в свою очередь, определило конкретные цели информационных технологий в образовании. Все это свидетельствует о важности проектирования единой образовательной информационной сети на основе единого нормативного правового обеспечения.

Каковы особенности развития этих процессов в отечественной системе высшего технического образования?

Уже более 50 лет в образовательной практике существует понятие «педагогические технологии». Но до сегодняшнего дня остается не решенным вопрос о том, что же определяет сущность этого понятия: жесткая алгоритмизация действий преподавателя или система обучающих методов, средств, приемов, обеспечивающих усвоение знаний каждым обучаемым. Анализ данного понятия позволяет выделить основные тенденции его развития в отечественном высшем техническом образовании, выражающемся в ориентации на применение в учебном процессе все более трансформирующихся технических средств обучения и информационных технологий, и в модернизации проектирования учебного процесса (целей, содержания, форм и методов контроля качества знаний) в целом.

Начиная с 90-х годов ХХ столетия, в «педагогических технологиях» четко выкристаллизовалось новое самостоятельное направление - информационные образовательные технологии. До настоящего времени они определяются как непрерывное вариативное ядро повышения качества образования. Аббревиатура «информационные образовательные технологии» вошла в арсенал как психологопедагогической науки, так и в практику высшего образования. Но разброс взглядов на интерпретацию этого понятия весьма широк.

© С.В. Вьюгина

Проблемы энергетики, 2007, № 1-2

Например, некоторые исследователи [1] рассматривают информационные технологии как компьютерные технологии обучения, при использовании которых основным носителем знаний и средством контроля над их усвоением становятся специальные программы, называемые программно-педагогическими средствами. В связи с этим считать эти технологии информационными можно лишь в том случае, если они воспроизводят и дополняют ведущие принципы педагогических технологий (предварительное проектирование, воспроизводимость,

целесообразность); позволяют решать задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и практически решены и, если компьютер является средством подготовки и передачи информации.

Широко распространена трактовка [2] информационных технологий, в основе которой лежат современные способы обработки информации. Если исходить только из того, что информационные технологии предназначены для получения, преобразования, передачи, воспроизведения информации с помощью компьютера, то достаточно логичным представляется определение этого понятия как технологии проектирования, организации, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, воспитания и личностного развития студентов на информационной основе.

Другие исследователи [3] определяют информационные образовательные технологии как прикладное направление информатики в области образования. Отличительными признаками этого направления является специфическая среда, в которой реализуются эти технологии и связанные с ними компоненты: технический, программно-технологический, организационно-методический,

предметный. На эту трактовку опирается значительная часть педагогических исследований, хотя на наш взгляд, она не выдерживает научной критики, поскольку превращает дидактику высшей школы в придаток информатики.

Обучение является передачей информации студенту, а информационные технологии - это процессы, связанные с переработкой информации. Поэтому напрашивается вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена студентами. То есть любая педагогическая технология - это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, то появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения. Выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин информационные технологии обучения.

Таким образом, можно считать, что появление этого понятия связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Рассмотрим в качества примера наиболее полный и последовательный подход к этим технологиям, которого придерживаются в Казанском технологическом университете. Следует заметить, что в КГТУ эффективно работает мощный компьютерный парк, объединенный в единую локальную сеть, имеющий выход в Интернет. Профессиональный и квалифицированный коллектив опытных специалистов-компьютерщиков, программистов-исследователей осуществляют компьютеризацию процесса обучения студентов, опираясь на информационные технологии. В практике вуза информационные технологии выражаются в программировании обучения, интеллектуальном обучении, экспертных системах, гипертекстов и мультимедиа, микромирах, имитационном обучении, демонстрации. Эти частные методики применяются в зависимости от учебных

целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности студента, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Важнейшими характеристиками информационных технологий, реализуемых в учебном процессе КГТУ, имеются:

- типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);

- используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);

- инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).

Главное звено в информационных технологиях - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, определяющим направленность информационных технологий обучения на процессе подготовки и передачи информации студенту. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии как применение технических средств в обучении. Суть современного подхода преподавателей КГТУ заключена в идее максимально возможной управляемости процессом обучения.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решаемые дидактические задачи. Как уже отмечалось, в образовании «педагогическая технология» и «информационная технология» - это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии? Результаты нашего исследования говоря, что этого недостаточно. Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще опирается) на известные педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяют основным требованиям понятия «технологии».

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, они создают прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей на магнитные и т.д. Говорить же об информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);

- она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

- средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

В связи с этим в ходе нашей опытно-экспериментальной работы был проведен отбор основных принципов системного внедрения компьютеров в учебный процесс:

- Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которыми располагают компьютеры. На

практике это означает, что при анализе процесса обучения выявляются потери, происходящие от недостатков его организации (недостаточный анализ содержания образования, слабое значение реальных учебных возможностей студентов и т.п.). В соответствии с результатом анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени и т.п.) сейчас не решаются или решаются неполно, но которые вполне решаются с помощью компьютера. Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевременность и, хоты бы, приближенную оптимальность принимаемых решений. Например, на кафедре обучения на двуязычной основе второму государственному языку проводится с помощью специальных компьютерных программ, проверяющих произношение, правописание, также используются электронные словари. Интерактивная доска, которой оборудован учебный кабинет, дает большие возможности для работы над произношением, правописанием студентов. Электронные словари пользуются при переводах специальных текстов для будущих государственных служащих.

- Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения. То есть должны быть определены цели и критерии функционирования процесса обучения, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. Компьютер, благодаря своим ресурсам, позволяет эффективно использовать в учебном процессе большое количество разнообразной информации (тексты, монологи, словари, видео- и аудиоинформации). Большим преимуществом является и то, что содержательный компонент компьютерных обучающих программ можно любое время изменить, разнообразить тексты, исправить и дополнить упражнения, видеоизменить иллюстрации и т.д. Все это невозможно оперативно осуществлять, работая с учебником.

- Принципы максимальной разумной типизации проектных решений. Это означает, что разрабатывая программное обеспечение, исполнитель должен стремиться к тому, чтобы предлагаемые ими решения подходили бы возможно более широкому кругу заказчиков не только с точки зрения используемых типов компьютеров, но и различных типов школ, гимназий, колледжей, лицеев, вузов, центров и т.д.

- Принципы непрерывного развития системы. По мере применения электронных версий учебных пособий, например «Татарский язык и культура речи» возникают новые задачи, совершенствуются, видоизменяются старые. При этом созданная информационная база подвергается должной перекомпановке, но не кардинальной перестройке.

- Принципы автоматизации документооборота. Основной поток обучающих информационных, тестовых и других диагностических заданий, связанных с процессом обучения в КГТУ, идет через компьютер, а необходимые сведения о нем выдаются компьютером по запросам студентов и преподавателей. Педагогический коллектив КГТУ сосредоточивает свои усилия на модернизации целей и внесении творческого элемента в поиск путей их достижения.

- Принципы единой информационной базы. Смысл его состоит прежде всего в том, что на машинных носителях в компьютерном парке КГТУ накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач процесса обучения. При этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, © Проблемы энергетики, 2007, № 1-2

которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы.

Рост информационных потоков и возникновение информационных коммуникаций (обозначим их совокупность как информационный фактор) оказывают влияние на цели и содержание обучения студента КГТУ, способствуют появлению не только новых форм, методов и средств обучения, но и расширяют возможности постоянного диагностирования учебного процесса (вместо единичных акций контроля).

Влияние информационного фактора на цели и содержание образовании свидетельствует о том, что прогностичность целей и фундаментализация образования не связаны с информатизаций общества. Исследования, тем не менее, подтверждают, что реализация глубинных целей образования (таких, как профессиональная компетентность, современное научное мировоззрение, способность человека к творчеству) возможны только на основе неограниченного доступа обучающихся к созданным человечеством информационным ресурсам. Поэтому когда речь идет об умении работать с информационными потоками, чаще всего имеется в виду умение с наименьшими временными и финансовыми затратами отыскивать нужную информацию.

Вместе с тем необходимость формирования способности критически оценивать то, что найдено, практически не рассматривается. Аксиоматично, что проблема формирования способности оценивать информацию может быть решена на основе фундаментализации образования, усиления интеграции образования и фундаментальной науки; преодоления разобщенности профессиональных, естественнонаучных и гуманитарных знаний; формирования целостного научного мышления. Для этого в настоящее время можно выделить два возможных пути реализации фундаментального подхода в образовании. Первый - органичное внедрение в учебный процесс научных исследований. Основу содержания, следовательно, должны составлять знания, которые получены наукой сейчас, т.е. образование необходимо встраивать в научные исследований, проведение которых является определяющим условием развития интеллектуального потенциала студентов. Второй путь реализации принципа фундаментализации образования - создание интегрированных информационных курсов (блоков) также ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студентов.

В подготовке компетентного специалиста в Казанском государственном технологическом университете требование фундаментальности образования распространяется не только на дисциплины предметного блока. Например, характеризуя творческую деятельность инженера в число необходимых для него умений, включаются такие, как умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; выдвигать гипотезы и осуществлять мысленное упреждение; пользоваться аналогией и переносом; комбинировать известные способы и создавать новые; искать альтернативные решения. Следует отметить, что перечисленные умения формируются в процессе научно-исследовательской деятельности студентов. Информационные технологии, их педагогический смысл, содержание, направленность, значимость в обучении студента высшей техническом школы - бесспорны, так же как бесспорно их значение в прогнозировании целей и содержания образования, ориентированных на будущее развитие общества, его научно-технического и образовательного потенциала. Эти направления определяют необходимость для внесения оперативных корректив в прогностические модели выпускников высших технических учебных заведений, в

учебные планы и программы, учебники и учебно-методические пособия. Реализация прогностического подхода позволяет уменьшить инерционность системы образования и ускорить процесс адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, для чего необходим постоянный отбор информации о перспективах развития тех или иных отраслей знания, чтобы скорректировать цели и органично связанное с ними содержание интеллектуального потенциала студента.

Summary

Modern tendencies of informational technologies usage in learning process of higher technical school are observed in the article. The principles of projecting informational learning technologies of higher technical school students directed toward the personal intellectual potential development (scientific research qualities, critical thought) are determined.

Литература

1. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Уч. пособие / Е.В. Данильчук. - Волгоград: Перемена, 2002. - 240 с.

2. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе / О.К. Филатов. - Ростов-на-Дону, 1997. - 186 с.

3. Колин К.К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma mater. - 2002. - №2. - С.34-37.

Поступила 26.09.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.