Научная статья на тему 'Самоанализ отношения к информационным технологиям как фактор формирования готовности к их использованию в педагогической деятельности'

Самоанализ отношения к информационным технологиям как фактор формирования готовности к их использованию в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сережкина А. Е., Дмитриев М. Е.

Предложена и апробирована методика активизации рефлексивной деятельности преподавателей высшей школы в процессе проектирования анкеты и анализа результатов анкетирования по вопросам отношения к компьютерам, информационным технологиям и их использованию в учебном процессе вузов. Выявлены качественные и количественные различия готовности респондентов различных выборок к использованию компьютеров в профессиональной педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сережкина А. Е., Дмитриев М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоанализ отношения к информационным технологиям как фактор формирования готовности к их использованию в педагогической деятельности»

УДК 378.12

А. Е. Сережкина, М. Е. Дмитриев

САМОАНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложена и апробирована методика активизации рефлексивной деятельности преподавателей высшей школы в процессе проектирования анкеты и анализа результатов анкетирования по вопросам отношения к компьютерам, информационным технологиям и их использованию в учебном процессе вузов. Выявлены качественные и количественные различия готовности респондентов различных выборок к использованию компьютеров в профессиональной педагогической деятельности

Компьютерные (новые) информационные технологии (ИТ) во многом определяют настоящее и будущее современного общества, образования в том числе. На преподавателях высшей школы лежит огромная ответственность за личное соответствие требованиям современного образовательно-воспитательного процесса. Достижению такого соответствия призвана способствовать система повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. На факультете повышения квалификации преподавателей вузов Казанского государственного технологического университета преподаватели повышают квалификацию в области ИТ по различным направлениям, связанным, в основном, с использованием компьютера как инструмента научного познания [1]. Педагогические и психологические приложения новых информационных технологий входят в перечень дисциплин Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов КГТУ, в результате изучения которых слушатель должен получить целостное представление об информатизации общества и сферы образования; знать основные направления использования информационно-компьютерных средств в образовании; иметь представление о поколениях информационных технологий обучения и развитии в них моделей обучения; знать классификации программно-технических средств и типовых компьютерных технологий обучения; знать особенности реализации дидактических принципов при компьютерном обучении и основные требования, предъявляемые к информационным технологиям обучения; уметь осваивать, разрабатывать и внедрять в учебный процесс компьютерные педагогические тесты; уметь анализировать учебную деятельность в условиях применения компьютерных технологий; знать психологические особенности обучаемых в процессе компьютеризированной деятельности; иметь представление о психологических последствиях компьютеризации и информатизации; уметь проектировать учебный процесс по своей дисциплине с использованием компьютера; уметь использовать различные методы и формы проведения занятий с использованием педагогических программных средств [2].

Перечисленные знания и умения являются одной из составляющих информационно-технологической компетентности преподавателя высшей школы. Второй составляющей является психологическая готовность к использованию ИТ в профессиональной деятельности. Большинство отечественных психологов понимают готовность как особое длительное или кратковременное психическое состояние. Анализ наполнения психологической готовности, предлагаемого в [3], позволяет трактовать готовность субъекта к использова-

нию ИТ в профессиональной педагогической деятельности как состояние сознания субъекта в связи с этой деятельностью, включающее ряд элементов, составляющих в своем единстве отношение субъекта к этого рода деятельности, а именно его знания, представления, интересы, склонности и предпочтения и др. Материальной основой готовности являются умения, навыки, способности, характерологические особенности субъекта.

Усиление внимания в процессе обучения преподавателей к субъективным факторам, учитывающим личностное отношение к использованию ИТ, соответствует современной гуманистической парадигме и может способствовать сглаживанию противоречия между интенсивным развитием ИТ и их медленной интеграцией в образовательный процесс в вузе. В интересах выработки эффективной стратегии формирования психологической готовности преподавателей к использованию компьютеров в профессиональной педагогической деятельности необходимо не только знание особенностей отношения преподавателей к осуществлению этой деятельности, но и осознание ими личного отношения к компьютерам, информационным технологиям и их использованию в собственном педагогическом процессе.

Исследования отношения к различным аспектам компьютеризированной деятельности и сопутствующим ей явлениям проводились в учреждениях повышения квалификации, а также среди преподавателей вузов в разные периоды становления и развития информационных технологий. В одной из наиболее ранних публикаций, отражающих исследования в данной области [4], проведенные Ю.Г. Бондаренко и др. на факультете повышения квалификации при Одесском институте народного хозяйства, говорится, что преодоление психологического барьера при использовании компьютера для решения профессиональных задач происходит относительно легко у тех специалистов, которые осознали неизбежность компьютеризации и своего участия в ней до завершения периода их активной трудовой деятельности.

Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева [5] в результате диагностического эксперимента, проведенного базе института повышения квалификации работников образования Алтайского края, обнаружили, что 75% вузовских преподавателей оказались не способны осуществить учебный процесс на таком уровне организации, который придал бы ему целостность и управляемость и не готовы к внедрению новых информационных технологий обучения в учебный процесс.

В работе Н.Ю.Таировой [6] в результате ряда диагностических процедур, осуществленных среди слушателей ФППК Ростовского государственного педагогического университета, отмечены недостаточная квалификации преподавательского состава вузов в области ИТ, осознание необходимости их освоения и высокие потребности к их освоению с целью использования в образовательном процессе. Автор отождествляет понятия информационно-технологической компетентности и готовности преподавателей вузов к осуществлению информатизации высшего образования, не привнося в понятие готовности психоло-гичекую составляющую.

Однако готовность субъекта к осуществлению какого-либо вида деятельности, по мнению ряда ученых, в частности, М.И.Дьяченко, можно рассматривать как существенную предпосылку целенаправленности деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Разделяя положение о том, что отношение к деятельности выражает собой направленность субъекта на деятельность и оказывает воздействие на остальные компоненты готовности субъекта к ее реализации, Т.М.Краснянская рассмотрела отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению [7]. В таком ключе нами совместно с В.А.Садыковой исследовалась готов-

ность будущих специалистов к профессиональной деятельности. Доказано, что применение информационных технологий в профессиональной подготовке способствует формированию такой готовности [8].

Учитывая то, что отношение педагога к использованию компьютеров и ИТ в профессиональной педагогической деятельности не поддается прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате деятельности, для его изучения использован метод самооценки. Одной из компонент психологической готовности педагога к осуществлению информатизации образования является его способность к самоанализу, самооценке, рефлексии. С целью придания «ускорения» развитию этих компонентов, а также для создания анкеты, чувствительной к различным выборкам респондентов, нами был проведен эксперимент по проектированию анкеты на тему «Отношение преподавателей вуза к компьютерам, информационным технологиям и их использованию в профессиональной деятельности» самими слушателями системы повышения квалификации преподавателей КГТУ. В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Психология компьютеризации учебно-профессиональной деятельности» слушателям ЦППКП было предложено сформулировать утверждения, согласие с которыми позволило бы судить о готовности респондента к использованию компьютеров в учебном процессе. Утверждения после редакционной правки (похожие утверждения приводились к одной формулировке, осуществлялась инверсия ряда утверждений, содержавших отрицание) были сведены в одну анкету. Поскольку психологическое отношение избирательно и формируется на ценностно-значимой основе, анкета, спроектированная таким образом, может дать наиболее полное представление об отношении преподавателей к компьютерам, ИТ и их собственной педагогической деятельности, опосредствованной компьютерами.

Анкета состояла из двух частей. К первой были отнесены вопросы, относящиеся к объективным параметрам личности и затрагивающие профессиональные стороны ее педагогической деятельности. Ответы на эти вопросы положены в основу формирования выборок. Вторая часть включала 45 утверждений, составленных слушателями, согласие с которыми дало бы возможность выяснения самооценки личностью своих умений в области информационных технологий, ее отношения к использованию компьютера в профессиональной деятельности педагога, к повышению квалификации преподавателей в области информационных технологий, а также позволило бы проанализировать отдельные психологические составляющие ее компьютеризированной деятельности. В состав анкеты вошли утверждения, способствующие выяснению интеллектуального, эмоциональнооценочного и поведенческого компонентов отношения (в соответствии с трехкомпонентной структурой психологического отношения), что позволило бы иметь адекватное представление о содержании исследуемого отношения.

В анкету были включены противоречащие друг другу утверждения, с которыми респондент мог выразить свое одновременное согласие, например, такие: «Все преподаватели должны совершенствоваться в информационных технологиях» и «Обучать компьютерным технологиям надо только преподавателей точных дисциплин». Анализ согласия с этими утверждениями позволил бы судить о степени искренности респондентов и дал бы возможность исключать их анкеты из рассмотрения.

Утверждения о наличии умений в области информационных технологий и их использовании в профессиональной деятельности включали, например, такие: «Вы регулярно пользуетесь Интернетом», «Вы умеете спроектировать педагогическое программное средство для своей дисциплины», «Ваши знания об информационных технологиях и компьютере достаточны».

Отдельные утверждения анкеты носили провокационный характер, например: «Компьютеры дегуманизируют общество». Можно было бы посчитать их некорректными, так как ответы на них не могут быть «выведены» логическим путем. Однако необходимость выражения однозначного отношения к подобным утверждениям привносит еще одну координату в «вектор отношения» к компьютеру и информационным технологиям и позволит более точно судить о сформированности психологической готовности педагога к опосредствованной компьютером педагогической деятельности. Утверждения, согласие с которыми давало бы психологическую информацию, формулировались так: «Вас трудно оторвать от работы за компьютером» и «Вас очень раздражает работа за компьютером».

Далее было проведено пилотажное анкетирование в электронном виде. Порядок утверждений был таким, что респондент не имел возможности привести следующий ответ в соответствие с предыдущим, как это нередко происходит при анкетировании с помощью бумажного бланка. Таким образом, условия анкетирования не могли существенно повлиять на ответы и выражение отношения к предложенным утверждениям.

Анкетирование проводилось среди слушателей ФПК преподавателей вузов и слушателей ЦППКП КГТУ. В анкетировании приняли участие 158 человек. Возрастной диапазон выборки: от 20 до 70 лет. Среднестатистический портрет респондента: возраст от 20 до 30 лет, не имеет ученой степени, педагогический стаж отсутствует или не превышает пяти лет.

Результаты опроса показали, что в профессиональной педагогической деятельности информационные технологии слушатели используют так:

• читают лекции по информационным технологиям -3 %;

• проводят занятия с использованием компьютера, на которых:

изучаются компьютер и программные продукты - 7 %; компьютер используется как научный инструмент - 7.6 %; используют обучающие программы - 7 %; осуществляют компьютерный контроль знаний - 7 %;

• изучают со студентами более всего:

текстовые редакторы - 3 %; графические редакторы - 5 %; электронные таблицы - 5.7 %; системы управления базами данных - 5.7 %; программирование - 4.4 %; статистические программы - 2 %;

пакеты прикладных программ для узкой предметной области - 2.5 %.

Компьютер имеют дома 21,5 % респондентов. Практически все владеют информационными технологиями на уровне пользователя.

Закодированные результаты анкетирования выводились программой-анкетой в текстовый файл в виде нулей и единиц (1 - да, 0 - нет, далее будем называть их согласием и несогласием). Работа с этим файлом проводилась слушателями на лабораторных занятиях по дисциплине «Основы математической обработки психолого-педагогических измерений». Обнаружено, что распределение индивидуальных сумм согласия респондентов по возможным суммам согласия (баллам) анкеты не отличается от нормального. Средняя сумма согласия респондентов не отличается от среднего балла анкеты. Распределение имеет незначительную асимметрию с практически отсутствующим эксцессом. В пределах одного стандартного отклонения лежат индивидуальные суммы согласия 68,99% респондентов. Такой результат позволил проводить дальнейшие исследования. В процессе занятия

слушатели получили график вариационного ряда индивидуальных сумм согласия с утверждениями анкеты и наблюдали точки изменения угла наклона кривой. Абсолютные величины изменений составили около 10% от максимальной суммы согласия наиболее популярного утверждения.

На занятиях по «Психологии компьютеризации учебно-профессиональной деятельности» слушатели познакомились с рейтингом утверждений и рассмотрели утверждения, отсекаемые этими границами на каждом конце вариационного ряда. Наибольшая сумма согласия принадлежит утверждению о роли компьютеров в современном обществе. Почти единогласно респонденты утверждают, что «понимают роль компьютеров в современном обществе», многие согласились, что «компьютеры улучшат образование».

В отобранную группу вошли утверждения, связанные с профессиональной деятельностью респондентов. Многие считают, что «компьютер может освободить педагога от рутинной работы», «компьютер можно успешно использовать в курсах, требующих творческой активности», что они знают «дисциплины, которые лучше бы изучать с помощью компьютера».

Многие согласились с утверждениями, касающимися повышения квалификации преподавателей вузов в области информационных технологий: «повышение квалификации преподавателей обязательно должно включать изучение современных информационных технологий», «все преподаватели должны совершенствоваться в информационных технологиях», «гуманитариев и технарей следует учить разным компьютерным технологиям». Большинство считает, что если бы они «лучше знали компьютер, то смогли бы лучше преподавать или учиться», при этом «самостоятельное изучение новых информационных технологий для них возможно, но затруднительно».

В эту же группу вошли утверждения, касающиеся личных умений и предпочтений респондентов. Многие утверждают, что «сами набирают тексты своих статей, докладов и других бумаг», «умеют пользоваться интернетом». Каждому девятому «иногда хочется сесть за компьютер», «нравится изучение компьютера». Более 80% «спокойны за компьютером», утверждают также, что им «комфортно в окружении компьютеров», и что «время за компьютером течет быстрее».

Большинство респондентов согласны, что в современном обществе нельзя избежать влияния компьютеров, почти все считают, что обучать компьютерным технологиям следует не только преподавателей точных дисциплин. Многие считают, что их знания об информационных технологиях недостаточны, программу для своих целей могут написать не всегда. Вместе с тем, самостоятельное изучение информационных технологий не является невозможным, нормальному человеку нетрудно понять компьютер. Лично о себе сообщают, что к компьютеру агрессию не ощущают, за компьютером сидеть их не принуждают.

Таким образом, утверждения пилотажной анкеты, включающей 45 пунктов, касающихся различных аспектов отношения к компьютерам и информационным технологиям, были проранжированы по популярности сумм согласия. Это позволило говорить о сходстве оценок в отношении к компьютеру и информационным технологиям. Кроме того, проанализировано содержание утверждений, с которыми согласилось и не согласилось большинство респондентов, что дало общее представление об отношении к компьютеру и информационным технологиям слушателей системы повышения квалификации. В процессе изучения педагогами результатов анкетирования активизировалась их рефлексия как самопонимание и самопознание, соотнесение своего мнения и отношения с мнениями и отношениями других людей. Это помогло не только осознать свое отношение, но, возможно, найти основания для их пересмотра.

Однако большое число утверждений, подлежащих анализу, не позволяло в полной мере соотнести личное исследуемое отношение с соответствующим отношением других преподавателей. Поэтому далее было выделено «ядро анкеты» путем отбора взаимосвязанных утверждений. Меру связанности отдельного утверждения с анкетой в целом выражает биссериальный коэффициент корреляции между суммой согласия всех респондентов с этим утверждением и суммой их согласия с утверждениями всей анкеты. Установив желаемую степень связи, исходя из предельно допустимого значения коэффициента, равного

0,4, слушатели пришли, к следующей системе утверждений:

1. Вы сами набираете тексты своих статей, докладов или других бумаг (88%).

2. Вы спокойны за компьютером (85%).

3. Вы умеете пользоваться Интернетом (78%).

4. Вы знаете дисциплины, которые лучше бы изучать с помощью компьютера (75%).

5. Вам комфортно в окружении компьютеров (73%).

6. Вы понимаете тех, кто может часами сидеть компьютером (64%).

7. Вы можете изучать новые информационные технологии самостоятельно (54%).

8. Когда заходит речь о компьютерах, Вы чувствуете себя уверенно (54%).

9. Вы пользуетесь Интернетом регулярно (46%).

10. Вы имеете представление о программировании (40%).

11. Вас трудно оторвать от работы за компьютером (34%).

12. Вы предпочитаете Интернет телевизору (28%).

Расстановка приоритетов в выражении согласия или несогласия с этими утверждениями - это то общее, что объединяет респондентов одной выборки. Относительные величины сумм согласия не будет значимо изменяться с увеличением числа респондентов. Ответы на исключенные вопросы характеризуют специфику в отношении к компьютерным технологиям каждого респондента.

Коэффициент надежности этой анкеты составил 0,76. Поэтому нельзя сравнивать между собой суммы согласия отдельных респондентов. Однако сопоставление педагогами своей системы отношений, их иерархии с подобной системой своих коллег позволило им более точно определить относительный уровень своей готовности к использованию ИТ. Мы наблюдали активное включение участников эксперимента в этот процесс и, как следствие, значительное усиление их рефлексивной деятельности. Каждый слушатель включался в исследовательскую деятельность, формируя выборки на свое усмотрение и анализируя результаты анкетирования после их математической обработки.

В процессе учебной исследовательской деятельности были получены научные результаты. Так, например, анализ и сравнение содержания утверждений, определяющих отношение к компьютерам и информационным технологиям в выборках мужчин и женщин, позволили сделать вывод о большей сформированности в популяции мужчин тех компонент профессиональной информационно-технологической компетентности, которые связаны со способностью использовать информационные технологии. Система утверждений женщин в большей мере связана с особенностями их психических явлений, проявляющихся в процессе компьютеризированной деятельности.

Сравнение количественных характеристик позволило сделать вывод, что женщины реже пользуются Интернетом, им менее комфортно в окружении компьютеров, они чаще чувствует себя неуверенно, когда речь заходит о компьютерах. Кроме того, женщины с

меньшим пониманием относятся к тем, кто может часами сидеть за компьютером. Разница по всем позициям в среднем более 15%.

Выявлены также качественные и количественные различия в отношении к компьютеру и информационным технологиям респондентов других выборок, характеризующие отдельные компоненты профессиональной информационно-технологической компетентности преподавателей высшей школы. Полученные результаты найдут применение в практике организации и осуществления учебного процесса в системе повышения квалификации и дополнительного профессионального образования преподавателей вузов.

Предложенная методика способствует усилению рефлексивной деятельности респондентов и может быть использована при проведении анкетирования по вопросам отношения к другим предметам или явлениям, имеющим социальное значение.

Литература

1. Учебно-программное и справочно-библиографическое обеспечение повышения квалификации преподавателей и аспирантов КГТУ в области информационных технологий /Под. ред. Н.Н. Зи-ятдинова. Казань: КГТУ, 2006. 308 с.

2. Учебно-программное и справочно-библиографическое обеспечение информационнотехнологического блока образовательной программы «Преподаватель высшей школы» /Под. ред. В.В.Кондратьева. Казань: КГТУ, 2003. 188 с.

3. Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Минск: Университетское, 1993. 368 с.

4. Бондаренко Ю.Г. Опыт преодоления психологического барьера у обучаемых при знакомстве с компьютером. / Ю.Г.Бондаренко, В.М.Портных, Т.В.Херсонская // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа): тезисы докладов. Часть II / Рига: Изд-во Риж. политехи. ин-та, 1988. С. 6-7.

5. Лаврентьев Г.В. Методика оценки педагогической деятельности преподавателя высшей школы в процессе внедрения новых технологий обучения / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. 36 с.

6. Таирова Н.Ю. Отношения преподавателей вузов к информатизации //Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. 2003. Вып. 1. http://rspu.edu.ru/journals/pednauka/index.htm

7. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению//Вестник Ставропольского государственного университета. 1996. Вып.8. С.97-101.

8. Сережкина А.Е. Обучение в новой информационной среде: психолого-педагогические особенности/ А.Е.Сережкина, В.А.Садыкова// Высшее образование сегодня. 2004. № 1. С. 54-59.

© А. Е. Сережкина - канд. психол. наук, доц. каф. информационных технологий обучения КГТУ; М. Е. Дмитриев - асс. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.