СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 316.343
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
О.В. Шиняева, Ш.А. Алхасов
Посвящается социологическому осмыслению вопроса появления новых социально-групповых общностей в развивающемся секторе информационных технологии, где массовое использование ИКТ способно существенным образом повлиять на систему профессиональной идентичности и трудовых практик. Современные технологии, использующиеся в информационном пространстве, не только меняют условия производства товаров и услуг, но и трансформируют социальную структуру.
Ключевые слова: инновационные технологии, социальная структура, социально-профессиональные группы, информациональные работники.
Статья подготовлена в рамках реализации гранта РФФИ 18-411-730009 -«Информационно-цифровое неравенство и способы его преодоления в регионе»
Модернизация социально-экономической сферы во всех странах происходит на основе информационных технологий (ИКТ), которые способствуют переходу к экономике знаний. Инновации, основанные на современных информационно-компьютерных технологиях, выступают ведущим источником повышения производительности труда и обновления всех сфер экономики. Потребности современной российской экономики в модернизации актуализировали проблемы формирования социально-экономических кластеров, готовых к инновациям и внедрению информационных технологий. Но решение данной проблемы невозможно без изменения человеческого капитала, носителем которого выступает особая общность работников. С одной стороны, инновационные технологии существенно изменяют условия производства товаров и услуг; с другой стороны, они меняет требования к привлекаемым человеческим ресурсам и место работников, обладающих данными ресурсами, в системе социально-трудовых отношений.
Цель статьи - определить, в какой мере внедрение инновационных, информационно-компьютерных технологий способствует формированию новой социально-профессиональной группы «информациональные работники», какое место они занимают в постоянно меняющейся социальной структуре.
Потребность российской экономики в новой категории специалистов отражена в ряде документов государственного значения, в частности в программе Правительства «Цифровая экономика Российской Федерации», являющейся частью более широкого и масштабного проекта, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Основные
положения этого документа нацеливают на создание условий для развития в Российской Федерации общества знаний, эффективное взаимодействие субъектов разных отраслей, формирование кадров и научно-образовательного сообщества [1].
Реализация задачи внедрения инновационных технологий и распространения их на традиционные социальные институты актуализирует проблему производства эффективного кадрового потенциала. Какими инструментальными знаниями и практическими навыками должен обладать работник новой формации? «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» признает следующие «ключевые направления повышения конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий»: а) развитие науки, инновации; б) подготовка квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. В качестве базовых профессиональных качеств работников новой формации выделены: 1) продуцирование инновационных идей; 2) распространение и тестирование идей на практике; 3) превращение новых навыков в технологии; 4) производство технологичных результатов в востребованные продукты на коммерческом, экономическом, социальном уровнях [1].
Развитие инноваций, основанных на информационных технологиях, является одной из главных детерминант развития общества знаний и цифровой экономики в целом в целом. Альтернативы этому направлению, по большому счету, просто нет. При этом технологическое развитие носит фазовый характер, вызывая на каждой новой фазе изменения в социальных и трудовых отношениях, условия для подъема и кризиса. Постоянно возникают проблемы, которые подлежат решению путем взвешивания и оценки различных вариантов социально приемлемых технологий. В число этих проблем входят: 1) определение соответствующей процедуры для оценки реальности воплощения конкретных информационных технологий, подлежащих разработке и внедрению; 2) формирование групп работников, которые должны быть привлечены для их внедрения.
Требуется достаточно сложная система признаков оценки технологического развития и инноваций, включающая кроме технологических параметров мотивационные, когнитивные, стимулирующие показатели. Всякая новая технология способствует не только лучшей работе существующих систем и организаций, но и формированию новых групп профессионалов. Но это происходит не автоматически, усилия в данном направлении включают комплекс возможных технологических, организационных и гуманитарных мер, позволяющих поддерживать поэтапную эволюцию не только информационных технологий, но и кадров обеспечивающих их. Социальная институционализация информационных технологий связана с важными для социологии проблемами: определение характера отношений между цифровым миром и профессиональной культурой работников; положение новых профессиональных групп в иерархической структуре социально-профессиональных групп. Для решения этих проблем обратимся к социологическим идеям, возникшим в разные периоды смены производственных технологий.
К. Маркс в работе «Наемный труд и капитал» социальный статус работников определял их положением в системе производства и наличием экономических ресурсов [2, с. 54-55]. Владение средствами производства ученый считал ведущим критерием, на основе которого формируется вертикальный срез общества, главная роль в котором отводилась двум фундаментальным и поляризованным классам. Марксистский подход выстраивает статусные, профессионально-экономические различия на основе владения формами собственности; в современных условиях к таким формам следует отнести не только материальные средства, но и специфический вид собственности - специальные знания, инновационно-креативный потенциал. К. Маркс сформулировал важное методологическое положение: функционирующие классы имеют объективный характер, зафиксированный в актуальной системе трудовых отношений; они действуют, независимо от того, как к ним относятся их члены.
М. Вебер, анализируя дифференциацию форм наемного труда, выявил три группы факторов: техническую, социальную и экономическую. В своей работе «Основные понятия стратификации» социолог выделил два классовых критерия: экономический и социальный. Экономические классы базируются на основе владения собственностью и наличия других ресурсов (образования, квалификации, опыта). Для определения социального статуса конкретных групп населения М. Вебер предложил учитывать профессии и образ жизни - «привилегии в отношении социального престижа».
Социолог считал, что существует несколько вариантов классификаций профессионалов: наделение профессий конкретными задачами через организацию, которая осуществляет экономическую деятельность; спецификация профессиональных функций; выбор работниками способа применения своей профессии в меняющихся условиях. Эффективный наемный труд, по мнению ученого, возможен только при условии рационализации производства, обеспечения распространения рациональных технологий и менеджмента организации Д3, с.368]. Количество и качество рациональных возможностей, которыми обладает работник, обуславливают его потенциал в рыночных отношениях.
П.А. Сорокин пространство профессиональной деятельности разделил на три сегмента: предприниматели, независимые в своей деятельности; служащие высшей категории, занятые интеллектуальным трудом; наемные рабочие, занятые физическим трудом, экономически зависимые в своей деятельности Д4, с.543]. Социально-профессиональная структура общества постоянно усложняется: в верхнем слое работников располагаются предприниматели и наемные руководители высшего звена; во второй слой входят высококвалифицированные специалисты разных направлений; в третий - наемные рабочие, занимающиеся не только физическим трудом, но и интеллектуальным. Осознавая ограниченность данной структуры, П.А. Сорокин спрогнозировал ее трансформацию, предложив формы внутри-профессиональной и межпрофессиональной стратификации, актуальные для новых этапов развития общества и поиска позиций возникающих групп наемных работников. Эта идея оказалась эвристичной для формирования постидустриальной структуры социальных отношений.
Особенности трансформации наемного труда в постиндустриальном обществе более подробно представлены в работах Д. Белла [5, с.488]. По мнению ученого, в социальной структуре классовое деление заменяется профессиональным, а собственность в качестве критерия общественного неравенства теряет свое основополагающее значение, уступая место профессионализму -уровню владения новыми технологиями. Повсеместное внедрение достижений науки и техники привело к тому, что все более высокий статус занимают квалифицированные информационные специалисты в фундаментальных и прикладных сферах, без которых не представляется возможным распространение новейших технологий [5, с.400].
М. Кастельс выделил новое профессиональное пространство, которое формируют технологии, связанные с производством информации в качестве нематериальных благ. Данные изменения можно сравнить с революцией в сфере промышленности. «В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информациональ-ного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» [6, с.64].
Возможности, которыми располагают информационные технологии, ведут к формированию общей для всего мира социально-экономической системы и общего рынка труда. Как утверждает М. Кастельс, в развитых отраслях экономики наблюдаются новые тенденции в стратификации наемных работников. Основным критерием этой системы стратификации является обладание информационными компетенциями и интернет-грамотностью. Существовавшая ранее социальная противоположность владельцев способов производства и наемных работников дополнилась разделением на интернет-имущих и интернет-неимущих. Социолог отмечает, что во многих развитых странах образовалось посткапиталистическое устройство общества - информациональный капитализм, который более жесткий по формам стратификации работников, но более гибкий - в средствах.
Бауман 3. в работе «Индивидуализированное общество» дополнил изменения в сфере наемного труда сменой ментальности сотрудников [7, с. 56]. Квалифицированный наемный труд стал относиться к высокому, недоступному виду занятий для людей, имеющих средние способности, но находящихся в поиске. Работа, подобно спорту, превращается в конкурентное элитарное занятие. 3. Бауман считает, что только часть занятого населения может работать с новой эффективностью, а большинство не способно успевать за новыми технологиями. Данный критерий становится причиной стратификации занятого населения.
Американский социолог Дж. Голдторп создал новую схему классов, соответствующую новым социальным условиям: классовое положение работника определяется сложившейся ситуацией на рынке труда (характер оплаты, перспективы продвижения, гарантии сохранения работы), а также в системе орга-
низации наемного труда (степень контроля, авторитет профессии). Дж. Гол-дторп дополнил эти критерии условиями найма: прием на основе служебных отношений (договорная система для профессионалов и управленческого персонала) или трудового контракта (для работников физического труда) [8]. Новизна системы Дж. Голдторпа заключается в многокритериальном подходе выделения классов работников, продающих знания, опыт, квалификации на рынке труда в обмен на приемлемые условия найма. По мнению социолога, в современных процессах дифференциации работников институт собственности играет вторичную роль; на первый план выходят такие характеристики, как уровень доходов и владение перспективными профессиональными технологиями.
Российские социологи Тихонова Н.Е., Шкаратан О.И. предложили свои подходы к изучению занятого населения и новых групп работников в условиях модернизации экономики и кардинальной перестройки структуры общества. Исследователи пришли к следующим выводам: одной из главных проблем перехода России к рыночным отношениям в сфере труда является расхождение между желанием работников трудиться в условиях рынка и реальной подготовкой к деятельности в рыночной экономике [9, 10]. Начинается формирование рынка труда с нового уровня требований как по уровню квалификации, так и по спектру профессий.
В процессе внедрения информационных технологий меняется шкала оценки престижности профессий: традиционные представители бизнеса и коммерции уступают лидерство информациональным специалистам. В контексте изучения новых групп наемных работников особый научный интерес представляет трактовка О.И. Шкаратана и С.А. Инясевского дефиниции «актор информационного общества», согласно которой это работники, инициирующие инновационное развитие экономики, обладающие инновационно-креативным потенциалом [10, с.6]. Обязательным условием наличия и воспроизводства такого потенциала является получение качественного высшего образования и постоянное развитие профессиональных знаний [11, с.21]. «Поскольку инновация есть основной источник производительности, знания и информация суть главные материалы нового производственного процесса, а образование - ключевое качество труда, то новые производители в информациональном капитализме суть те создатели знания и обработчики информации, чей вклад наиболее ценен для фирмы, региона и национальной экономики» [10, с.7].
В итоге О.И. Шкаратан предложил модель типического представителя новейшей группы работников - «информациональных производителей»: 1) данная группа состоит из высококвалифицированных профессионалов и профессионалов с высшим образованием, способных к освоению постоянно растущего объема информации; 2) являясь сверхэффективными работниками, они получают уникальные по размерам доходы, позволяющие поддерживать стиль жизни верхнего слоя и вливаться в ряды совладельцев фирм; 3) обладают особыми привилегиями в отношениях трудового найма, которые позволяют им быть автономными работниками с гибким трудовым графиком; 4) располагают готовностью к смене видов деятельности, самостоятельностью в постановке проблем и путей их решения; 5) основными ресурсами социально-профессиональной
успешности выступают актуальная теоретическая и практическая подготовка, знание ИКТ, здоровье, позитивная мотивация в сфере профессии [12, с.102-104]. Новая категория отличается от традиционных профессионалов (врачей, учителей, инженеров) другой ментальностью: они готовы взяться за более сложную работу, более уверены в своих силах и индивидуалистичны в профессиональной деятельности, руководствуются в профессии личными интересами и более оптимистичны в оценке своего социально-экономического положения; никто из них не согласится работать за мизерные зарплаты, из любви к делу и признания коллег.
Мы провели собственное социологическое исследование, чтобы выявить степень реалистичности построенной модели информациональных работников как представителей новой социально-профессиональной группы. Анкетным опросом были охвачены работники, занятые в ИТ-сфере предприятий различных отраслей Ульяновской области, а также сотрудники специализированных компаний ИТ-кластера, которых в регионе зарегистрировано более двухсот. Выборка опроса - репрезентативная, квотная по типам учебных заведений и стажу работы на предприятиях; общий объем - 540 человек.
В соответствии с принятой классификацией занятости ИТ-специалисты, работающие в Ульяновске, разделились на три категории - наемные работники, предприниматели и фрилансеры. По результатам опроса, соотношение этих категорий выглядит следующим образом: почти три четверти выпускников ИТ-направлений вузов и колледжей работают по найму (74 %); 14 % ведут собственный бизнес; 12 % являются фрилансерами. Сравнение со структурой занятости в России свидетельствует о том, что распределение молодых «айтишни-ков» по сегментам занятых укладывается в общий тренд изменения официальной структуры работников с небольшим увеличением доли предпринимателей и фрилансеров (рис. 1). Большинство молодых специалистов, получивших образование в ИТ-сфере, работает по полученной специальности (70 %). Это больше, чем среди выпускников вузов и колледжей других направлений: статистика по России показывает, что доля выпускников, работающих по специальности, составляет 55-57 %.
■ Ульяновская область 0 РФ*
12 10
Чистый фрилансер
Рис. 1. Структура занятости молодых ИТ-специалистов Ульяновской области и работников в РФ (в %; п =540)
(Источник: Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы) // Стат.сб./Росстат. М., 2016. с. 46-51. )
100 80 60 40 20 0
74
81
14
9
55а
Штатный наемный работник
Предприниматель
Требования работодателей, представляющих российскую и региональную системы информационных технологий, в восприятии молодых специалистов -еще один фактор, определяющий поведение молодых ИТ-специалистов на рынке труда. В Ульяновской области они выглядят следующим образом: в очень высокой цене у работодателей - профессиональные навыки (66 %); в высокой -наличие опыта работы (51 %); среднюю ценность имеют особые умения и личные качества (30-36 %); в резерве находятся репутация учебного заведения и чьи-то рекомендации, протекции (20%; значимы для конкретных компаний); на периферии требований профессионального сообщества находятся такие характеристики соискателей, как семейное положение, тендерная принадлежность, внешний вид и, как ни странно, средний балл диплома (отметили 3-5 % - рис. 2.
Сравнение требований региональных и столичных работодателей к ИТ-специалистам показало, что все компетентностные характеристики работника (навыки, опыт, особые умения) значительно вырастают в цене на рынках труда мегаполиса, а все формальные характеристики (средний балл в дипломе, репутация учебного заведения, личные качества) уходят во второстепенный эшелон, предназначение которого - обслуживать выполнение профессиональных функций. Исключение составляют «рекомендации и протекции»; их роль на крупных рынках ИТ-специалистов растет как гарантия качества приобретаемого работника. Кроме стажа работы на должностной статус ИТ-специалистов влияют характер занятости и уровень профессионального образования: быстрее достигают высоких позиций в карьере выпускники магистратуры и специалисты, имеющие дополнительную квалификацию. Также карьера работников ИТ-направлений более успешна в крупных и совсем малых компаниях. Как показал опрос, в региональном ИТ-кластере преобладают средние предприятия (от 100 до 300 работников).
Внеш.вид
Семейн. положение
Пол
Пр о ф есс. на выы I .66
3
4
Опыт работы
Особые
умения
Личные качества
Ср. балл диплома
Уч ебно е 'з а в ед ент 1е
Рекомендации
Рис. 2. Структура требования работодателей Ульяновской области к молодым ИТ-специалистам (в% от числа опрошенных; п = 540)
Анализ конкретных направлений деятельности ИТ-специалистов Ульяновской области свидетельствует о весомой вовлеченности региональных компаний в создание сложных продуктов и высокой дифференциации содержания труда: в среднем каждый второй «айтишник» региона (47 %) занимается разработкой программного обеспечения, архитектурой сетей, управлением проектами. Высокая сложность продуктовых и сервисных результатов чаще характерна для предпринимателей и выпускников магистратуры; в среднем 65-67 % из них задействованы в сегменте высокой сложности. Примерно четверть ИТ-специалистов задействована в сегменте работ средней сложности - тестирование программных продуктов, компьютерные дизайн и графика, маркетинг и контент-менеджмент; чаще это «чистые фрилансеры» и работники малых предприятий. Несложные виды работ выполняют крупные и малые предприятия, выпускники колледжей и магистратуры (табл. 1).
Сопоставление ответов респондентов о характере выполняемой профессиональной работы свидетельствует о том, что четкой специализации работ в региональной ИТ-сфере не существует. Структура региональной отрасли информационных технологий с точки зрения создания единой системы компаний является недостаточно сбалансированной. Данный вывод подтверждается ответами на вопрос: «Взаимодействуете ли Вы с ИТ-специалистами и компаниями региона?». Положительно ответили около 30 %, остальные 70 % не подтвердили форм взаимодействия. Среди последних чаще представлены сотрудники среднего звена - руководители проектов, старшие инженеры-программисты (86 %). Это подтверждает опасную тенденцию «атомизации» ИТ-компаний в регионе: чем старше возраст и стаж работы сотрудников, тем больше среди них тех, кто не имеет контактов с другими организациями и не видит в таких связях необходимости.
Таблица 1
Конкретное содержание труда ИТ-специалистов (в% от числа опрошенных; п = 540)
Характер занятости Образование Масштаб предприятия
Содержание труда Все го наемный работник предприн-ль фрилансер среднее професс бакалавриат магистр-ра крупное выше среднего среднее малое
Уд. вес в выборке 10 0 74 14 12 33 47 20 18 26 39 17
Высокий уровень сложности
Разработка программного обеспечения 52 50 59 50 34 48 66 57 47 48 63
Архитектура программного обеспечения и сетей 48 47 68 30 33 53 59 52 51 44 46
Управление проектами 42 35 71 44 24 27 64 35 43 39 47
Окончание табл. 1
Характер занятости Образование Масштаб предприятия
наемный работник предприн-ль фрилансер среднее професс бакалавриат магистр-ра крупное выше среднего среднее малое
Средний уровень сложности
Тестирование программного обеспечения, консультирование 39 42 40 11 32 39 45 41 44 36 30
Контент-менеджмент 21 16 48 24 11 21 31 14 21 27 33
Дизайн, графика 24 17 27 61 22 26 25 24 24 13 42
Маркетинг, реклама 18 12 38 28 13 16 30 13 17 16 26
Несложные виды деятельности
Администрирование и управление в сетях связи 42 42 45 30 33 42 61 41 49 39 33
Веб-дизайн, поддержка сайтов 44 37 53 75 42 43 38 35 42 40 64
Тексты, копирайт, рерайтинг 21 17 44 20 16 20 33 18 26 13 24
Бухгалтерия 17 16 25 9 6 24 15 14 19 14 15
Ульяновская область не выпадает из общероссийского тренда, связанного с использованием фриланса в качестве вторичной занятости. На вопрос: «Имеется ли у Вас опыт работы методом «фриланс» (надомной, удаленной работы)?» положительный ответ дали более трети опрошенных ИТ-специалистов (36 %). Анализ результатов опроса показал, что совмещение регулярной работы в штате организации и подработка методом «фриланс» чаще характерны для младшего персонала (по возрасту и должности, 47-50 %); выпускников колледжей (52 %); молодых «айтишников», уехавших работать в мегаполисы (56 %).
Отличительной чертой работы региональных фрилансеров в сфере информационных технологий является то, что большая часть выполняемых проектов (58 %) поступает от организаций и предпринимателей региона; примерно столько же - от заказчиков из других регионов России (60 %); третья часть заказов исходит от организаций стран ближнего зарубежья (32 %) и заказчиков из стран дальнего зарубежья (35 %). Данная особенность свидетельствует о наличии в регионе своего рынка заказов, а также о профессиональной активности ИТ-специалистов в международном масштабе. Существенные изменения в географии заказов произошли за последние 5 лет: почти в два раза выросла доля заказов из других регионов России; в пять раз увеличилось количество проектов, выполняемых фрилансерами Ульяновской области по заказам организаций из ближнего и дальнего зарубежья (рис.3).
70 60 50 40 30 20 10 0
58
53
34
32
35
Организации, предпр-ли Организации, предпр-ли Из стран ближнего региона России зарубежья
Н2013 П2018
Из стран дальнего зарубежья
Рис. 3. География проектов, выполняемых ИТ-специалистами Ульяновской области: сравнение 2013 и 2018гг. (в % от числа опрошенных; п1 = 610, п2 = 540,)
(Вопрос предполагал несколько вариантов ответа, поэтому в сумме - более 100)
Интерес представляет сравнение профессионального самочувствия ульяновских ИТ-специалистов и работников, уехавших в мегаполисы. Сравнительный анализ показал, что в каждом географическом сегменте реалии далеки от предпочтений. Но уехавшие в столицу и мегаполисы выпускники ульяновских вузов испытывают больший дискомфорт: высокие требования к содержанию, оплате труда и профессиональному росту в среднем разделяют более 60 % переехавших молодых специалистов, смогли их реализовать чуть более трети (36 %).
Качество профессионального ИТ-образования в регионе мы анализировали через его влияние на становление молодых специалистов в первые годы трудовой деятельности. В целом очень высоко и высоко оценили влияние профессионального образования на трудоустройство и карьеру две трети выпускников вузов и колледжей (67 %); 20 % придерживаются средних оценок; 13 % поставили низкие и очень низкие оценки. Перевод этих оценок в «индекс влияния» показал, что уровень воздействия ИТ-образования на кадры региона средний. Более высокие оценки влияния профессионального образования на свою карьеру поставили выпускники магистратуры, а также предприниматели и руководящие работники. Естественно, что профессиональное образование индивидуально - каждый взял за время учебы столько, сколько смог; к этому еще прибавляется опора на себя и свои ресурсы. В группах с высокой оценкой профессионального образования - самые высокие оценки своей «субъектности жизни» (8 баллов из 9).
Образование и профессиональная ответственность тесно коррелируют в данной социально-профессиональной группе. Наиболее требовательны к получению разных профессиональных знаний и повышению квалификации те категории ИТ-специалистов, которые выстраивают активные трудовые траектории: владельцы собственного бизнеса, фрилансеры, руководители проектов и ИТ-отделов, сотрудники наукоемких предприятий.
Итак, анализ теоретических и эмпирических положений, приведенных в статье, убедил нас том, что на всем территориальном пространстве России
7
6
внедрение информационных технологий в экономику и социальные сферы способствовало формированию новой категории работников. Они соответствуют эвристичным критериям, выделенным из историко-социологического дискурса: владение специфическим видом собственности - специальные знания, инновационно-креативный потенциал; наделение конкретными задачами и сменой вида деятельности через организацию, которая осуществляет экономическую деятельность (М. Вебер); демонстрируют формы внутрипрофессио-нальной и межпрофессиональной стратификации, слабо объединяясь в «коллективного работника» (П. Сорокин); более высокий статус занимают квалифицированные информационные специалисты в фундаментальных и прикладных сферах, владеющие передовыми технологиями (Д. Белл); информациональный капитализм, предлагая гибкие условия найма и труда, проявляет более жесткую дифференциацию оплаты труда и оценку результатов, увязывая их с производством инновационных продуктов (М. Кастельс).
Модель, построенная О.И. Шкаратаном, в целом является работающей не только в мегаполисах, но и в российских регионах; от половины до двух третей специалистов ИТ-кластера можно отнести к категории «информациональ-ные работники» по многим выделенным качествам:
- высококвалифицированные профессионалы с высшим образованием, способные к освоению постоянно растущего объема информации;
- особые условия в отношениях трудового найма, которые позволяют им быть автономными работниками, включенными в национальный и международный рынок труда;
- готовность к смене видов деятельности, самостоятельность в постановке проблем и путей их решения;
- основные ресурсы в профессии связаны с качеством подготовки, знанием ИКТ, позитивной мотивацией.
При этом остаются неиспользованные ресурсы для окончательного закрепления социально-профессиональной группы в высших уровнях социальной структуры: а) сильная дифференциация в доходах, которая не позволяет значительной части региональных ИТ-специалистов поддерживать стиль жизни «нового среднего класса»; б) невысокий уровень стремления постоянно осваивать новые знания в профессии и смежных сферах, особенно теоретические, что снижает инновационно-креативный потенциал категории и ее роль в модернизации российского общества. Перспективы развития группы нуждаются в новых региональных и российских исследованиях.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/54477 (дата обращения:18.12.2018).
2. Маркс, К. Наёмный труд и капитал // К. Маркс и Ф. Энгельс. М., Избранные произведения в двух томах Т. I. 54 с.
3. Вебер, М. Избранное. М.: Центр гуманитар. инициатив, 2012. 768 с.
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/ П.А. Сорокин// М.: Политиздат, 1992. 543 с.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социологического прогнозирования/ пер. с англ.: под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. 788 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608с.
7. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2015. 500 с.
8. Голдтроп Дж. Социальный класс и дифференциация контрактов занятости [Электронный ресурс] // URL: http//www.sociology/Kharkov.m./socio/docs/ problem (дата обращения:18.12.2018).
9. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М. : Институт социологии РАН, 2007. 320 с.
10. Шкаратан О. И., Инясевский С.А. Новый средний класс и информаци-ональные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008. №1. С. 5-27.
11. Шкаратан О. И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 16-27.
12. Шкаратан О.И., Инясевский С.А. Средние слои: на пути к информа-циональному среднему классу? // Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. 156 с.
Шиняева Ольга Викторовна, д-р социол. наук, проф., [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет,
Алхасов Шахмурад Алхасович, аспирант, [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет
INFORMATION TECHNOLOGY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A NEW SOCIO-PROFESSIONAL GROUPS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS
O. V. Shinyayeva, S. A. Alhasov
The article is devoted to the sociological understanding of the emergence of new socio-group communities in the developing sector of information technology, where the mass use of ICT can significantly affect the system of professional identity and work practices. Modern technologies used in the information space not only change the conditions of production of goods and services, but also transform the social structure.
Key words: innovative technologies, social structure, social and professional groups, information workers
Olga Viktorovna Shinyaeva, doctor of sociological sciences, professor, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk state technical University
Alkhasov Shakhmurad Alkhasovich, postgraduate , alkhasov-shah@,mail.ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University.