Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство повышения качества профессионального образования студентов вуза'

Информационные технологии как средство повышения качества профессионального образования студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION PROCESS / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / QUALITY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ирина Викторовна

В статье представлены методические аспекты комплексного применения информационных технологий будущими учителями математики в педагогическом университете. В качестве информационной составляющей обеспечения учебного процесса предлагается использование учебно-методического комплекса, представляющего систему, интегрирующую прикладные программные продукты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in professional education at higher schoolKoryazhma Branch the Pomor State University named after M.V. Lomonosov

The article includes methodological aspects of IT complex application by future mathematics instructors in a pedagogical university. The educational and methodical complex is proposed as an informational component of the education process provision; this complex being the system integrating applied software

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство повышения качества профессионального образования студентов вуза»

И. В. Кузнецова

(г. Коряжма)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье представлены методические аспекты комплексного применения информационных технологий будущими учителями математики в педагогическом университете. В качестве информационной составляющей обеспечения учебного процесса предлагается использование учебно-методического комплекса, представляющего систему, интегрирующую прикладные программные продукты

Современный этап общественного развития, характеризующийся глобальной информатизацией, непрерывной сменой технологий, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей проектирования, производства и управления, значительно повышает требования к подготовке выпускников вузов. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века отмечается, что «высшее образование должно вносить более активный вклад в развитие всей системы образования, в частности, путем совершенствования педагогического образования, разработки учебных программ и исследований в этой области» [1]. Данная ситуация приводит к изменению ориентиров в образовательной сфере.

Сегодняшняя образовательная парадигма определяет обучение как управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не только и не столько к увеличению багажа знаний, умений и навыков, сколько к важным изменениям личности обучаемого: повышению интеллекта, психологическим изменениям в направлении более полной самореализации. При обучении в высшем учебном заведении студент постепенно, по мере самоосознания своей профессиональной и социальной значимости превращается из объекта обучения в субъект управления другими людьми и производственно-экономическими структурами. В высшей школе формируются профессионально значимые качества личности, которые впоследствии будут определять профессионализм и компетентность специалиста [6]. Особенно данная проблема актуальна для классических и педагогиче-

ских университетов, поскольку качество и уровень подготовки студентов в этих вузах определяют эффективность функционирования всей системы образования. Именно от подготовки научно-педагогических кадров, от их научной квалификации и профессиональной компетентности в первую очередь зависит формирование специалиста нового типа, способного творчески, с энтузиазмом и эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности.

В связи с этим возникает необходимость повышения качества профессиональной подготовки выпускников вузов и одновременно усиления их фундаментальной подготовки. При этом отметим, что в настоящее время именно концепция качества образования становится превалирующей и рассматривается как условие воспроизводства науки и культуры и саморазвития нации.

Подготовка студентов в XXI веке должна, на наш взгляд, осуществляться через обновленный образовательный процесс на качественно новой основе, адекватной современному периоду развития общества. Это требует от преподавателей вуза новых подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.

Цели таких новых подходов должны состоять в следующем:

- ориентация студентов на педагогическую профессию через формирование целостных представлений о гуманистическом

и творческом характере педагогической деятельности, ее специфике и роли в жизни современного общества;

- формирование общей профессиональной культуры будущих учителей;

- обеспечение установки на профессионально-личностное развитие, саморазвитие, самовоспитание и самоопределение студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

Одним из путей повышения качества профессиональной готовности будущих специалистов к практической профессиональной деятельности является использование в образовательном процессе информационных технологий, направленных на совершенствование профессиональной подготовки. Информационные технологии должны применяться с учетом принципов фундаментальности, интегративности, информатизации, профессиональной и личностной ориентации студентов. Информационные технологии являются рациональным средством развития творческих, созидательных способностей студентов и предоставляют практически неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности как преподавателей, так и обучаемых, позволяя найти кардинальные решения насущных педагогических проблем.

В образовании можно эффективно использовать следующие важнейшие преимущества информационных технологий [3]:

- коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

- эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

- специфические свойства компьютера, к важнейшим из которых относятся возможность организации процесса познания, реализующего деятельностный подход к обучению, возможность индивидуализации учебного процесса и возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств.

В рамках математических специальностей в педвузах одной из базовых дисцип-

лин предметной подготовки студентов является курс алгебры, определяющий содержание и качество профессиональной подготовки учителя-математика в соответствии с государственным образовательным стандартом [2]. Аппарат алгебры является мощным средством и языком науки, а также элементом общей культуры. Поэтому изучение алгебры следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки специалиста.

Обучение математике, в частности алгебре, представляется областью, в которой компьютер принципиально влияет как на содержание образования, так и на методы обучения. Сегодня возникла реальная потребность перехода от использования традиционных методов в обучении математическим дисциплинам, связанных с большими затратами времени, к современным технологиям, основанным на использовании интегрированного программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта. Большинство исследователей считает, однако, что оптимальным является поиск практических способов интеграции «новых» и «традиционных» форм работы в единый учебный процесс. Подобное «смешанное» обучение является настоятельной необходимостью по дидактическим, психологическим и организационным соображениям [5].

Потенциал информационных технологий в образовании проявляется во многих аспектах учебного процесса. Качество процесса обучения алгебре студентов вуза может быть обеспечено с помощью комплексного подхода к использованию информационных технологий на разных этапах обучения.

Информатизация образования прежде всего предполагает разработку учебного обеспечения дидактического процесса на основе информационных технологий, которые включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение, среди которых наиболее важным с позиций дидактики является учебное обеспечение. Эти три составляющих, собственно, и определяют процессы и технологию компьютерного обучения.

С

СОДЕРЖАНИЕ

С

С

с

с

с

Программа учебной дисциплины

Нормативные документы

Электронные учебники

Электронные практикумы

Презентации лекционного курса

С

с

с

с

Практические занятия

Индивидуальные работы

Информационно-поисковая система по курсу

Автоматизированная тестовая система по курсу

[ Автоматизированная информационнобиблиографическая система

Рис. 1. Схематическое изображение главного меню электронного учебно-методического комплекса.

Информационную составляющую учебного обеспечения, определяющую содержательный аспект подготовки специалиста в университете, следует рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного представления обучающимся и их преподавателю учебной и другого рода информации, способствующей гарантированному достижению поставленных дидактических целей. В качестве такой составляющей может, на наш взгляд, выступать электронный учебно-методический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины. Названный комплекс представляет собой дидактическую систему, в которую в целях создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимся интегрируются прикладные

педагогические программные продукты, базы данных, а также совокупность других дидактических средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.

Каждый элемент комплекса не просто является носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом педагога. Состав и структура комплекса могут быть весьма гибкими и зависят от содержания предметной области, для которой он разрабатывается.

Обоснуем структуру электронного учебно-методического комплекса информационного обеспечения курса алгебры для студентов математических направлений (рис. 1). Мы считаем целесообразным включение в его состав следующих основ-

ных элементов: учебной программы дисциплины; электронных учебников; электронного практикума по дисциплине; информационно-справочной системы, состоящей из электронного словаря по алгебре; автоматизированной системы оценки и контроля знаний обучающихся.

Раскроем цели, задачи и дидактические функции, реализуемые каждым из названных элементов комплекса, который успешно применяется при подготовке специалистов в нашем вузе, на примере учебной дисциплины «Алгебра».

На этапе вхождения пользователя в программный продукт он попадает в главное меню, в котором отражены все разделы электронного учебно-методического комплекса (рис. 1). Выбрав нужный раздел, обучающий имеет возможность перейти на следующий, более низкий, уровень и ознакомиться с его содержанием.

Программа учебной дисциплины представляет собой нормативный документ, составленный в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Математика», и определяет назначение и место учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалиста, ее научное содержание и организационно-структурное построение, требования к уровню освоения содержания курса и реализуется в программном продукте, созданном на основе единого стандартного языка форматирования документов HTML.

Программа учебной дисциплины включает в себя шесть разделов: организационно-методический; содержание курса и примерное планирование; примерное распределение часов курса по темам и видам работ; учебно-методическое обеспечение курса; общие учебные и специальные умения, формируемые в ходе изучения дисциплины; ожидаемые результаты обучения. Каждый из разделов программы имеет многослойную структуру, благодаря которой осуществляется с помощью системы меню навигация по программе.

Электронный учебник является основным элементом учебно-методического комплекса и представляет собой носитель

научного содержания учебной дисциплины, строго соответствующий логике изложения курса, целям профессиональной подготовки специалистов и базовым учебным пособиям.

Использование электронных учебников предоставляет как обучаемому, так и обучающему чрезвычайно широкие, практически безграничные возможности, обеспечивая самостоятельное или при участии преподавателя освоение учебной дисциплины с помощью компьютера. Особенности организации учебного процесса с использованием информационных технологий накладывают на электронные учебники специфические требования. Электронный учебник должен быть дидактически связан с содержанием, реализуемым другими элементами комплекса, ориентироваться на широкое использование в различных формах и методах обучения.

В рамках учебной дисциплины «Алгебра» для студентов, обучающихся в нашем вузе по специальностям «Математика» и «Прикладная математика и информатика», был разработан целый ряд электронных учебников. Подготовка учебников была проведена с использованием, в основном, стандартного программного обеспечения. Например, при разработке учебника по одному из разделов курса алгебры - теории многочленов [4] использовались операционная система Windows XP SP2, среда разработки Macromedia Flash v.8.0, графический пакет Adobe PhotoShop CS.

Одним из элементов учебно-методического комплекса являются также электронные практикумы по дисциплине, разработанные на языке HTML. С электронными практикумами можно работать при помощи любого браузера; их также можно опубликовать в Интернете в свободном доступе для удобства использования студентами и преподавателями (рис. 2).

В электронный практикум по алгебре включены учебные темы, по которым программой предусмотрены практические занятия и самостоятельная работа студентов. Для каждого из них указаны учебные вопросы, задачи, задания для самостоятельной работы и список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

Алгебры. Нейтральные и обратные элементы. Группы

Главная [ Задания и упражнения ] [ Задания для самостоятельной работы ] [ Ответы и решения )

Введение

Алгебры. Нейтральные и обратные элементы. Группы

Группы. Гомомо| ж изоморфизм групп

Кольцо. Поле. Гомоморфизм орфизм колец и

полей

Поле комплексных чисел.

Алгебраическая и тригонометрическая форма комплексного числа

Действия над комплексными числа тригонометрической форме

Контрольный тест

Заключение

Список литературы

2. Какие из арифметических действий являются бинарными операциями на множестве М = {1,0, -1}:

A) сложение, ___________

Ответ: | | ( Проверить)

Б) вычитание,___________ ___________

Ответ: | | ( Проверить)

B) умножение,

[ Задания и упражнения ] [ Задания для самостоятельной работы ] [ Ответы

1. Является ли бинарной алгебраической операцией:

A) умножение рациональных чисел;

Ответ: [да | | ( Проверим

Б) умножение иррациональных чисел; ■—1

О т в е т : I I [ Проверить 1

B) деление во множестве рациональных чисел;

Отв ет: | | ( Проверить)

Г) сложение во множестве чётных чисел.

О т в е т : | | ( Проверить)

Ответ запишите в виде "да” или "нет”

Рис. 2. Схематическое изображение рабочего экрана одной из частей электронного практикума.

Электронные конспекты лекций в виде презентаций, подготовленные с помощью программного пакета Microsoft PowerPoint, представляют собой наборы слайдов по каждой из тем учебного курса, которые могут быть оформлены в сочетании с анимационными, цветовыми и звуковыми эффектами, повышающими уровень эстетического освоения информации. Формы использования презентации зависят как от содержания занятия, так и от цели, которую ставит преподаватель.

В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используется информационно-поисковая система (база данных), представляющая собой гипертекстовую структуру и включающая электронный словарь-справочник основных понятий, определений и теорем курса алгебры. Поиск дефиниций может осуществляться двумя способами. Первый из них предусматривает последовательный просмотр всех имеющихся в словаре, а второй - набор нужного слова в специальном окне.

Информационно-справочная система

является своего рода инструментальной программной оболочкой, к дидактическим функциям которой относятся информационная, систематизирующая и самообразовательная.

Для обеспечения контрольно-оценочных функций при изучении учебной дисциплины «Алгебра» предусмотрено наличие автоматизированной системы оценки и контроля знаний обучаемых, которая реализована в виде контрольно-обучающих программ, позволяющих пользователю самостоятельно осуществлять оценку усвоения приобретенных им знаний.

Таким образом, учебно-методический комплекс является своеобразным стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающегося. Результаты экспериментального обучения свидетельствуют о том, что использование учебно-методического комплекса в ходе алгебраической подготовки студентов позволяет:

- интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс;

- производить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, формирования навыков и умений; вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучающегося и группы в целом, что обеспечивает достаточно объективную оценку и хорошую информированность преподавателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить ее стимулирующую составляющую;

- реализовать в процессе самостоятельной работы пользователей дидактическим комплексом индивидуальный темп усвоения учебного материала;

Литература:

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы.

- 1999. - №3. - С. 29-35.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 032100 «Математика». - М., 2005. - 21 с.

3. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 года). - М.: Пресс-сервис, 1994. - 100 с.

4. Кузнецова И. В., Костиков А. Н. Теория многочленов: Учебное пособие по направлениям педагогического образования. -Архангельск: Поморский университет, 2006. - 154 с.

5. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971. - 208 с.

6. Писаренко Е. А. Информационные технологии в экологическом образовании студентов экономических специальностей вузов. Автореф. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - С.5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.