Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / COVID-19 / безработица / трудоустройство / информационные технологии / средства удален-ной коммуникации / удаленная работа / labor market / COVID-19 / unemployment / employment / information technology / means of remote communica-tion / remote work

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Т.В. Бузырева

В данной статье рассматривается динамика основных показателей рынка труда Российской Федерации в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Отмечены основные отрасли экономики, пострадавшие в период пандемии. Проведен общий анализ внедрения информационных технологий в основные сферы деятельности граждан, обозначены основные преимущества и недостатки. Приведены практические примеры функционирования рынка труда в период пандемии. Определены наиболее востребованные на сегодняшний день профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Т.В. Бузырева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF SUPPORTING THE LABOR MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE PERIOD OF COVID-19

This article examines the dynamics of the main indicators of the labor market in the Russian Federation dur-ing the spread of the new coronavirus infection COVID-19. The main sectors of the economy affected during the pandemic are highlighted. A general analysis of the implementation of information technologies in the main spheres of citizens' activities is carried out, the main advantages and disadvantages are indicated. Practical examples of the functioning of the labor market during a pandemic are given. The most in-demand professions today have been identified.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19»

УДК 331.5

Т.В. Бузырева

Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: zakharova-tatiana-2013@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

В данной статье рассматривается динамика основных показателей рынка труда Российской Федерации в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Отмечены основные отрасли экономики, пострадавшие в период пандемии. Проведен общий анализ внедрения информационных технологий в основные сферы деятельности граждан, обозначены основные преимущества и недостатки. Приведены практические примеры функционирования рынка труда в период пандемии. Определены наиболее востребованные на сегодняшний день профессии.

Ключевые слова: рынок труда, COVID-19, безработица, трудоустройство, информационные технологии, средства удаленной коммуникации, удаленная работа.

T.V. Buzyreva

Far Eastern branch of the All-Russian Academy of Foreign Trade of the Russian Ministry ofEconomic Development,

Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: zakharova-tatiana-2013@mail.ru

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF SUPPORTING THE LABOR MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE PERIOD OF COVID-19

This article examines the dynamics of the main indicators of the labor market in the Russian Federation during the spread of the new coronavirus infection COVID-19. The main sectors of the economy affected during the pandemic are highlighted. A general analysis of the implementation of information technologies in the main spheres of citizens' activities is carried out, the main advantages and disadvantages are indicated. Practical examples of the functioning of the labor market during a pandemic are given. The most in-demand professions today have been identified.

Key words: labor market, COVID-19, unemployment, employment, information technology, means of remote communication, remote work.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала причиной возникновения и обострения целого ряда социально-экономических проблем во всем мире. В настоящее время наблюдаются серьезные негативные изменения на рынке труда, которые напрямую связаны со сложившейся эпидемиологической обстановкой.

Распространение COVID-19 привело к массовому закрытию предприятий и приостановке большинства производств, сокращению продолжительности рабочего времени, введению жестких ограничительных мер на передвижение и социальные контакты граждан, что стало причиной снижения заработка и повышения уровня безработицы в стране.

По данным Росстата, уровень безработицы в России составил: в феврале 2020 г. - 4,6% (3,4 млн чел.), в марте 2020 г. - 4,7% (3,485 млн чел.), в апреле 2020 г. - 5,8% (4,3 млн чел.), в мае - 6,1% (4,5 млн чел.). Последний раз уровень безработицы в России превышал 6% в марте 2012 г. (6,5%).

Согласно данным на рис. 1 и 2, можно сделать вывод, что на протяжении 2019 г. уровень безработицы оставался достаточно стабильным. Резкий рост произошел в марте - апреле 2020 г., когда в РФ были введены ограничительные меры и установлен режим самоизоляции.

Рис. 1. Уровень безработицы за период 2019-2020 гг., %

Рис. 2. Уровень безработицы за период 2019-2020 гг., тысяч человек

Отношение численности безработных к численности рабочей силы в январе 2021 г. составило 5,8%, в феврале 2021 г. - 5,7%.

Статистика показывает, что уровень безработицы в Российской Федерации на данный момент сохраняется на высоком уровне.

Острой является и проблема трудоустройства. На рис. 3 приведены статистические данные Росстата относительно продолжительности поиска работы гражданами РФ. Можно сделать вывод, что в октябре 2020 г. люди тратили больше времени на поиск работы, нежели за такой же период в 2019 г. Это можно объяснить особенностями поиска работа в соответствии с квалификацией и желаемым уровнем заработной платы в условиях пандемии. Поэтому данная тема является актуальной [1].

Наиболее пострадавшими от распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 сферами деятельности граждан являются: транспортные перевозки; культура и организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению [2].

Именно в этих сферах наблюдался максимальный спад числа рабочих мест.

Рис. 3. Продолжительность поиска работы, %

Поддержать привычный для граждан темп жизни и дать возможность реализовать свои профессиональные возможности в различных областях в период пандемии помогают информационные технологии.

В настоящее время средства для удаленной коммуникации дают возможность коллективам осуществлять свою деятельность на большом расстоянии друг от друга, что обеспечивает бесперебойную работу организаций и сохранность рабочих мест. К таким средствам относятся: мес-сенджеры, электронная почта, файлообменники, средства удаленного доступа, различные программные инструменты, аудио- и видеоконференции, добавленная и виртуальная реальность, цифровые двойники.

Информационные технологии позволили продолжить работу образовательных учреждений в период самоизоляции. Обеспечивать непрерывность образовательного процесса помогали программы для видео-конференц-связи: Zoom, Skype и т. д., платформы для обучения: Moodle, Edmo-do, GoogleClassroom, iSpringOnline, Российская электронная школа, Электронная школа 2.0. и т. д. Для поддержания связи с педагогом применялись мессенджеры: Whatsapp, Viber и т. п.

Наибольшее развитие в период пандемии получила онлайн-торговля. Небольшие магазины розничной торговли, которые попали под ограничения, перевели свою деятельность в интернет-пространство. Крупные торговые сети делали акцент на разработку и развитие онлайн-приложений, с помощью которых можно заказать доставку необходимых продуктов. Граждане, находящиеся на самоизоляции или карантине, могут в дистанционном формате приобрести любой товар: продукты питания, одежду, бытовую технику, лекарства, отпускаемые без рецепта, мебель и т. д. Существующие онлайн-магазины зафиксировали максимальную прибыль в период режима самоизоляции.

В период ограничительных мер многие культурные учреждения в стране оказались закрыты и недоступны для посещения. Информационные технологии позволили сотрудникам сферы культуры продолжить работу и поддерживать граждан в это непростое время в онлайн-режиме. Максимальная централизация всех культурных событий происходила на портале «Культу-ра.РФ», где была создана всероссийская афиша онлайн -мероприятий, среди которых были интерактивные выставки, онлайн-демонстрации концертов, спектаклей, фильмов [3].

Одной из наиболее пострадавших отраслей считается сфера общественного питания. Осуществлять свою деятельность заведения общественного питания были вынуждены посредством доставки или торговли готовыми продуктами на вынос. Для реализации своей работы организациями создавались и разрабатывались веб-сайты и онлайн-приложения, воспользовавшись которыми люди могли ознакомиться с меню и сделать заказ из дома.

Самой востребованной в период пандемии является сфера здравоохранения. Увеличение заболеваемости новой коронавирусной инфекцией СОУГО-19 привело к значительной нагрузке на учреждения здравоохранения и систему отечественной медицины в целом. Во время пандемии получила особенное развитие телемедицина - сервис удаленной медицинской помощи. Необходимую консультацию граждане могут получить посредством доступных информационных технологий - видеосвязи или чатов с использованием мобильного приложения или веб-страницы. Этот метод связи удобен тем, что исключает необходимость посещения поликлиник, которые являются местом массового скопления людей, а также возможностью получить доступную консультацию специалиста узкой направленности вне временных ограничений. Такие сервисы, как правило, предоставляют услуги круглосуточно.

Посредством видеосвязи многие врачи консультируют и следят за состоянием граждан, находящихся на домашнем лечении или выписанных из стационара по причине выздоровления. Информационные технологии в медицинской сфере помогают многим людям получить квалифицированную помощь вне зависимости от их местоположения. Как правило, услуги предоставляются на коммерческой основе.

Для облегчения взаимодействия граждан и государства и упрощения процесса получения гражданами государственных услуг был создан единый портал государственных и муниципальных услуг. Данный сервис не только обеспечивает доступ к справочным сведениям о существующих государственных и муниципальных услугах, но и осуществляет предоставление этих услуг в электронной форме, что особенно важно в период пандемии. Обладая широким функционалом и удобным интерфейсом, он стал незаменимым помощником во время самоизоляции. Например, многие граждане смогли оформить пособия, не выходя из дома [4].

Работники физкультурно-оздоровительной сферы и спорта в связи с введенными ограничениями оказались в трудном материальном положении. Однако современный уровень развития информационных технологий позволил проводить спортивные мероприятия посредством он-лайн-трансляций.

В настоящее время работники сталкиваются не только с проблемой потери рабочего места, но и с физической проблемой - заражением СОУГО-19. Поэтому наибольшую популярность набирают профессии, которые позволяют людям работать удаленно при помощи технических и программных средств.

Наиболее востребованными профессиями в период пандемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 являются: веб-разработчик, программист, SMM-менеджер, таргетолог, онлайн-преподаватель, веб-дизайнер, удаленный помощник руководителя. Данные профессии можно освоить с помощью специальных образовательных онлайн-платформ, которые доступны любому пользователю сети Интернет.

Информационные технологии получили особое развитие в период пандемии новой корона-вирусной инфекции СОУГО-19. Многие пострадавшие сферы человеческой жизни перешли в онлайн-пространство, что позволило сохранить бизнес и рабочие места. Однако пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19 показала острую необходимость развития отрасли информационных технологий и повышения квалификации сотрудников в данной сфере, указала на существующие проблемы. Многие работники не смогли подстроиться под происходящие стремительные изменения и лишились работы. Возникла проблема последующего трудоустройства. Тем не менее существует и категория людей, которые смогли освоить новые профессии и повысить свой уровень жизни именно в период пандемии.

Информационные технологии оказали значительную поддержку рынку труда в Российской Федерации, но не смогли полностью адаптироваться в привычный уклад жизни граждан. Пандемия новой коронавирусной инфекции показала, что быт людей нельзя полностью перевести в онлайн-пространство, однако сфера 1Т является наиболее перспективной, поэтому спрос на специалистов данного направления будет увеличиваться и в будущем.

Литература

1. Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/109518.

2. ФНС России «Определен перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики» [Электронный ресурс]: ФНС России. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Как пандемия коронавируса повлияла на культурную жизнь России [Электронный ресурс] // Российская газета: Сайт. - 2020. - URL: https://rg.ru/2020/05/26/kak-pandemiia-koronavirusa-povliiala-na-kulturnuiu-zhizn-rossii.html (дата обращения: 01.05.2021).

4. Государственные услуги [Электронный ресурс] // Правительство России: Сайт. - URL: http://government.ru/gos_services/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.