Научная статья на тему 'Информационные технологии как инструментарий повышения качества услуг в страховании'

Информационные технологии как инструментарий повышения качества услуг в страховании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ERP-СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ИС) / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТОМ (СУД)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адельшинов Эльдар Рамильевич

Рынок страховых услуг постоянно требует оперативного контроля за ситуации и возможности оперативно вносить изменения в стратегию его развития. При этом предполагая учет того, что компании имеют множество филиалов, значительно усложняющих для них процедуру контроля. В работе эту проблему предлагается решить внедрением дистанционного контроля и ERP-систем в деятельность страховых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как инструментарий повышения качества услуг в страховании»

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 18, 2010. -\-

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 338.467.5 Э.Р. Адельшинов

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ В СТРАХОВАНИИ

Рынок страховых услуг постоянно требует оперативного контроля за ситуации и возможности оперативно вносить изменения в стратегию его развития. При этом предполагая учет того, что компании имеют множество филиалов, значительно усложняющих для них процедуру контроля. В работе эту проблему предлагается решить внедрением дистанционного контроля и ЕЯР-систем в деятельность страховых компаний.

Ключевые слова: Система планирования ресурсов предприятия - ЕЯР-система, Информационные системы (ИС), Страховая компания, качество услуг, дистанционный контроль, система управления документооборотом (СУД).

Одним из факторов успешного развития страховой компании в конкурентной среде является повышение качества услуг, благодаря внедрению новых информационных технологий.

Современные средства информатизации стали важным фактором повышения эффективности управления страховой компанией, основой зарождения информационного менеджмента.

Сфера информационного менеджмента вобрала в себя все процессы необходимые на всех этапах жизненного цикла компании: начиная от процессов сбора информации и заканчивая предоставлением нужной информации в нужном виде и в нужное время.

Условно можно выделить следующие наиболее популярные в настоящее время трактовки информационного менеджмента: информационное обеспечение (в широком смысле); информационные ресурсы и управление ими; информационные услуги и предпринимательство; информационные системы, их техническая поддержка и управление ими; организация научно-информационной деятельности; обработка и анализ информации; офис-менеджмент; организация коммуникаций; стратегическое планирование и менеджмент.

Первоначально перед информационным менеджментом была поставлена задача получения аккуратной, своевременной и полезной информации на всех уровнях управления компанией. Однако процесс развития этой сферы требует, на наш взгляд, существенного расширения круга решаемых задач.

В связи с этим современный менеджмент нами условно предлагается разделить на два направления, каждое из которых включает в себя свои специфические задачи.

Первое направление рассматривает вопросы применения информационных технологий в целях решения общих задач страховой компании, включая в себя следующие задачи: классификация ИС для бизнеса по функциональному признаку; анализ готовых решений в области ИС, критерии выбора готовых ИС; проблемы внедрения готовых систем; вопрос подготовки персонала компании к внедрению ИТ и т.д.

Второе направление рассматривает вопросы и задачи создания, управления и развития информационных систем, в страховых компаниях, включая в себя: формирование технологической среды ИС; развитие и обслуживание ИС; планирование в среде ИС; формирование организационной структуры ИС; использование и эксплуатация ИС; формирование инновационной политики; управление персоналом в сфере ИС; управление финансами в области ИС.

-\-

В работе предлагается автоматизировать все поставленные задачи с помощью внедрения трех систем автоматизирующих деятельность страховой компании:

• внедрение системы дистанционного контроля;

• внедрение «ERP - системы»;

• внедрение единой открытой платформы построения бизнес-процессов.

Внедрение системы дистанционного контроля

В современных условиях конкуренции перед страховыми компаниями встает вопрос максимальной осведомленности о деятельности всех своих филиалов. Вся информация должна стекаться в головную компанию для проведения постоянного анализа и ведения статистки, что позволит принимать оперативные решения как по одному филиалу, так и по всем. Все это может быть реализовано с помощью внедрения системы дистанционного контроля.

Дистанционный контроль - это система, в которой реализуется процесс дистанционного контроля головной компании над филиалами для получения всей текущей информации о состоянии их дел и передачи своевременных указаний, которые становятся основой его дальнейшей трудовой деятельности.

В развитии современного менеджмента трудно переоценить роль информационной поддержки и дистанционного контроля, полностью способного удовлетворить все его потребности.

Современные методы управления во многом формировались благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса новейших информационных технологий. Поэтому для реализации дистанционного контроля обязательно наличие компьютеров, локальных и глобальных телекоммуникационных сетей, программных технологий информационного обеспечения бизнеса.

При этом система дистанционного контроля должна отвечать следующим требованиям:

1. Нерегламентированный отрезок времени работы системы (особенно характерен для таких стран как Россия где несколько часовых поясов, в то время как самый дальний филиал заканчивает работу, другой только её начинает);

2. Гибкость и возможность в любое удобное время, в любом месте поучить всю информацию по всем филиалам компании;

3. Модульность - возможность из набора независимой информации с каждого филиала формировать единую программу для всей компании, отвечающей как индивидуальным, так и групповым потребностям.

4. Параллельность - возможность наблюдения и сравнения деятельности нескольких филиалов на единовременный момент времени;

5. Социальное равноправие. Равные возможности получают все филиалы независимо от места их нахождения и уровня экономической эффективности;

6. Доступность и оперативный обмен опытом между филиалами;

7. Экономичность. Эффективное использование технических и транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление информации;

8. Технологичность. Использование в страховании новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих выходу страхования на новый уровень развития.

Внедрение «ERP- системы»

В современных условиях развития рынка оказания услуг в страховании обязательно необходим выход на новый уровень автоматизации её деятельности. Этот выход можно осуществить внедрением современной «ERP - системы». Данная информационная система предоставляет возможность эффективного планирования и

-\-

управления всеми ресурсами компании, которые необходимы для осуществления

оперативного учета и действенного оказания услуг.

Главная задача «ERP-системы» заключается в интеграции всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслуживать все специфичные нужды отдельных подразделений.

Такая «ERP - система» должна учесть потребности и запросы всех отделов страховой компании. Каждый из отделов обычно имеет собственную компьютерную систему, оптимизированную под свои особенности работы. «ERP-система» комбинирует их в рамках одной интегрированной программы, которая работает с единой базой данных, так, что все офисы компании могут легко обмениваться информацией и общаться друг с другом.

Внедрение «ERP - системы» в страховую компанию позволит: улучшить контроль и качество обслуживания; ускорить бизнес-процессы и принятие оперативных управленческих решений; улучшить качество исполнения бизнес-процессов; упростить своевременный контроль за исполнением поручений.

Современные требования к быстроте, надежности, точности принимающихся решений столь высоки, что комплекс решаемых задач может, быть решен лишь автоматизацией процесса функционирования компании. Для этого необходима максимально возможная формализация управленческих процедур, которая должна опираться на базы данных, а также на средства их обработки и анализа, включая статистические модели.

Для разработки и внедрения «ERP- системы» должна быть сформулирована четкая внутренняя иерархия сотрудников внутри компании с целью повышения эффективности их работы. Внутри компании необходимо поддерживать единые механизмы аутентификации и разграничения прав доступа ко всей информации. В противном случае пользователю понадобится вводить множество паролей, а администратору - вести большое количество списков пользователей для разных приложений. На практике система должна обеспечивать единые средства аутентификации, интегрированные со средствами аутентификации операционной системы, а также обеспечивать возможность доступа к информации, как в локальной сети, так и при использовании глобальной сети.

Из сказанного следует, что «ERP-система» должная интегрировать все отделы и функции компании в единую компьютерную систему, которая обслуживает специфичные нужды отдельных подразделений. С помощью этой системы происходит автоматизация и оптимизация процедур, образующих бизнес-процессы. Таким образом, после внедрения «ERP-системы», в компании существенно снижается объем бумажного документооборота, повышается прозрачность всех процессов, информация становится более доступной и удобной для работы. Помимо автоматизации бизнес-процессов внедрение «ERP-системы» повышает взаимную ответственность друг перед другом всех функциональных подразделений компании, способствует повышению дисциплинированности её сотрудников. Для руководства и топ-менеджеров «ERP-система» предоставляет инструменты оперирования взаимосвязанными показателями и осуществления стратегического управления компанией в целом.

Внедрение единой открытой платформы построения бизнес-процессов

Единая открытая платформа построения бизнес-процессов - это третья предлагаемая в работе система по автоматизации деятельности страховой компании, на базе которой уже будут функционировать все приложения программного комплекса

В данной платформе должны быть реализованы возможности решения задач управления структурированной и неструктурированной информацией в рамках единого информационного пространства на базе общих технологий и инструментов, тем самым сокращая затраты на интеграцию и уменьшая совокупную стоимость владения информационной системой.

-\-

Система должна обеспечивать возможность управления основными данными,

бизнес-процессами и знаниями.

Управление основными данными должно включать в себя управление нормативно-справочной информацией (НСИ) в условиях распределенной IT-инфраструктуры - одна из наиболее сложных и в то же время важных задач, с которой сталкиваются современные страховые компании. Это в полной мере относится и к задачам управления документами, автоматизация которых невозможна без наличия корректных и согласованных справочных данных. Единая платформа должна позволить эффективно решать задачи ведения, объединения и консолидации НСИ, обеспечивая распространение требуемых данных между всеми приложениями и системами, используемыми компанией.

Управление бизнес-процессами должно обеспечивать поддержку функций автоматизации деловых процессов, которая является одним из ключевых требований к современным системам управления документами. Так как документ на протяжении всего жизненного цикла (от создания до уничтожения) может перемещаться как в рамках компании, так и за её пределами, необходимы инструменты для моделирования, контроля и мониторинга процессов документооборота в соответствии с требованиями конкретного заказчика.

От единой платформы требуется наличие средств управления потоками информации, как в рамках отдельной системы, так в интеграции бизнес-процессов в рамках нескольких приложений.

Управление знаниями в рамках платформы подразумевает решение задач упорядочения и классификации неструктурированной информации (офисные документы, e-mail, web-страницы и пр.), поступающей из различных источников, а также обеспечение централизованного доступа к накопленной информации для всех сотрудников компании. Платформа должна содержать решения, которые предоставят инструменты для совместной разработки и опубликования документов, ведения версий, развитые средства поиска и классификации, построения иерархических рубрикаторов и т.д.

Кроме систем управления бизнес процессами и основными данными, нами предлагается, внедрить в единую платформу базовый набор низкоуровневых инструментов и сервисов для решения задач управления документами. Платформа должна обеспечить администрирование и хранение документов во внешних репозиториях и электронных архивах. В качестве таких репозиториев могут выступать как собственные системы хранения документов самой платформы, так и СУД сторонних производителей (Documentum, IBM Content Manager, IXOS, Saperion и пр.). Для интеграции функций управления документами в бизнес-процессы приложений должны быть разработаны встроенные технологии, позволяющие осуществить привязку документов к объектам учетной системы.

Так же должны быть предусмотрены и специальные возможности платформы, связанные с автоматизацией делопроизводства, архивного дела, управления договорами и т.п. Можно, конечно, использовать уже готовые решения в этой области (CompanyMedia, «Дело», DocsVision и пр.) или даже полнофункциональную ECM-платформу (Documentum, DOCS Open), однако, если на предприятии уже используется единая платформа, неизбежно придется решать вопросы, связанные с интеграцией функций управления документами в контур бизнес-процессов единой платформы.

Для более широкого документооборота необходимо наличие встроенных средств интеграции с системами массового ввода документов и баз данных для них, которые могут эффективно использоваться для хранения больших объемов неструктурированной информации. В то же самое время конечные пользователи должны сохранять возможность продолжать работать с документами, используя прежние инструменты и графические интерфейсы.

В свою очередь автоматизация с помощью внедрения единой платформы повлечет за собой:

-\-

• удешевление разработки и внедрения конечных приложений;

• обеспечение удобства пользователя и унификацию интерфейса всех приложений;

• сокращение стоимости эксплуатации и сопровождения комплекса приложений;

• обеспечение общего информационного пространства, возможности интегрированного поиска и извлечения знаний, накапливаемых в различных приложениях;

• обеспечение возможности сбора статистической и аналитической информации по скорости и своевременности исполнения этапов бизнес процессов.

На наш взгляд, создание такой платформы позволит полностью сосредоточить все функции компании в одной системе без внедрения в нее отдельных элементов или совместимых с ней платформ для решения какого-либо отдельного сектора задач.

Таким образом, единая платформа с «ЕКР-системой» и дистанционный контроль должны стать таким комплексом программных средств и управленческих решений, который позволяет в необходимые сроки с максимальной точностью выполнить заказ потребителя путём правильного планирования, перераспределения и направления всех ресурсов компании.

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 18, 2010.

-\-

E. R. Adelshinov

Information technologies is as toolkit of improvement of quality of services in insurance

The market of insurance services constantly demands the operative control over situations and possibilities operatively to make changes to strategy of its development. So assuming the account of that the companies have set of the branches considerably complicating for them procedure of the control. In work this problem is offered to be solved introduction of the remote control and ERP-systems in activity of the insurance companies.

Keywords: Enterprise Resource Planning System - ERP-system, Information systems (IS), the Insurance company, quality of services, the remote control, the control system of document circulation (CSDC).

Адельшинов Эльдар Рамильевич (1985), ассистент кафедры Информатики, окончил Дагестанский Государственный Технический Университет (2007). Область научных исследований Экономика отрасли. Страхование. Количество работ - 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.