Научная статья на тему 'Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности образовательных программ в системе корпоративного обучения'

Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности образовательных программ в системе корпоративного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CORPORATE TRAINING / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / COMPUTER SIMULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kaganov B.

Information education technology application in the corporate «Norilsk Nickel» university is discussed. Large-scale application of distance learning courses allows satisfying the need for prompt and high quality teaching staff. To maintain the desired level of company staff computer simulators are actively being used. Learning technologies employed improve the efficiency of the educational process giving a positive effect on the competitiveness of the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности образовательных программ в системе корпоративного обучения»

№ 6 (36) 2011

В. Ш. Каганов, канд. экон. наук, первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы

Информационные технологии как инструмент повышения конкурентоспособности образовательных программ в системе корпоративного обучения

Организация подготовки управленческих кадров и специалистов — одна из важнейших задач корпоративного образования. В корпоративном университете «Норильский никель» эффективно используются компьютерные технологии обучения.

Введение

Тенденции развития современного общества привели к активному внедрению в образовательный процесс информационных и компьютерных технологий. Результатом применения инновационных моделей и технологий, которые обеспечивают конкурентное преимущество, являются такие современные движения в сфере образования, как е-1еагпПд [2]. Массовое образование должно идти по пути развития обучения, базирующегося на современных информационно-коммуникационных технологиях [3]. Эти вопросы весьма актуальны и для подготовки квалифицированных кадров в режиме корпоративного образования.

С 2004 года в корпоративном университете «Норильский никель» идет активная работа по разработке и внедрению системы дистанционного обучения (СДО). Причины масштабного использования дистанционных курсов очевидны. С одной стороны, рабочий ритм становится все напряженнее, все сложнее и дороже отрывать сотрудников от работы, расширяется география присутствия компании и разбросанность отдельных производственных подразделений. С другой стороны, постоянно растет потребность в оперативном и качественном обучении.

Важной компонентой стратегии использования информационных технологий в корпоративном образовании является в том числе использование компьютерных трена-

жеров. Ряд научных и инженерных коллективов страны давно работает над применением компьютеров в обучении, в том числе для обучения персонала различных производств. Но ситуация на рынке компьютерных тренажеров остается неизменной: он насыщен простейшими тренажерами-«эк-заменаторами» по различным областям знаний, однако в основном — по оперативным переключениям, а тренажеров по сложному технологическому оборудованию по-прежнему мало.

Система дистанционного обучения

Дистанционное обучение — особенно важный инструмент организации процесса обучения в корпоративном университете. Главные площадки находятся далеко друг от друга, и необходимо использовать возможности сети Интернет и видеоконференц-связи — пример того, как новые технологии определяют не только форму обучения, но и его содержание. Используя новые технологии, можно больше сделать, больше успеть. Перспективность дистанционного обучения очевидна. Это не просто публикация учебных материалов на доступном ресурсе, а система, построенная на определенных принципах:

• фундаментальность — стремление во всяком деле или учебном предмете дойти до сути, избежать лишней информации, т. е. «воды»;

№ 6 (36) 2011

• инновационность — обучение должно приносить принципиально новые и свежие идеи и концепции, а не «перепевы» опыта двадцатилетней давности, не имеющего от-

I ношения к прогнозу завтрашнего дня;

• инструментальность — знание должно быть предельно прагматичным, практи-

| чески применимым в решении назревших I проблем бизнеса.

СДО корпоративного университета «Но-«= рильский никель» состоит из современного § программно-технического комплекса дистанционного обучения, комплекта дистанци-У онных курсов, на данный момент состояще-« го из 55 единиц, а также административных, Ц организационно-технических мероприятий & по продвижению курсов к конечным пользова-g телям — сотрудникам компании. В настоящее § время не менее 2 тыс. сотрудников ежегодно ¡a обучаются с использованием корпоративной (s сети дистанционного обучения. В частности § разработаны, введены в систему и пользуются § спросом следующие группы курсов. g • Информационные технологии (опера-| ционная система Windows 2000, редактор текстов Word 2000, электронные таблицы g Excel 2000, подготовка презентаций Power £ Point 2000, система документооборота Lo! tus Notes 5.0, 6.5).

■с • Управление проектами (в том числе MS * Project Практикум по управлению проектами). I • Развитие личной эффективности (авто! ризованные курсы Tomson NetG, тайм-менед-! жмент; успешная презентация; основы искус-¡S ства убеждения; искусство межличностного js общения; принятие решений и разрешение

проблем; ведение переговоров). Í • Производство (общие основы получе-

Ьс

S ния цветных металлов, основы промышлен-! ной безопасности, а также ряд тренажеров § по отработке производственных процессов). § • Менеджмент, лидерство (выбор способа бов действий; обучение искусству лидерства I (авторизованный курс Tomson NetG); практи-Ц ческие навыки менеджера; основные прин-I ципы управления; групповая организацион-.Ц ная динамика; принятие решений и разрешена ние проблем; мотивация).

• Экономика и финансы (модель бюджетного планирования дочерних и зависимых обществ; модель бюджетного планирования ЗФ ОАО «ГМК "Норильский никель"»; модель бюджетного планирования ОАО «Кольская горно-металлургическая компания»).

• Корпоративное управление (управление качеством; ISO 9001:2000: Краткие сведения о стандартах; набор персонала и профилактика текучести кадров; интегрированная система менеджмента качества и экологического менеджмента (ИСМК и ЭМ) ОАО «ГМК "Норильский никель"»; аудит ИСМК и ЭМ; основы инновационной технологической деятельности; нормирование труда.

• Персонал и социальная политика (анализ профессиональной деятельности; организация труда, мотивация персонала; оплата труда).

Система дистанционного обучения состоит из современного программно-технического комплекса, комплекта дистанционных курсов, включающего 55 единиц, а также системы административных и организационно-технических мероприятий по продвижению курсов к конечным пользователям — сотрудникам компании. Более детальное описание СДО корпоративного университета «Норильский никель» представлено в работе [1].

Компьютерные тренажеры

В сегодняшних экономических условиях цена ошибок оперативного персонала производств со сложным технологическим оборудованием многократно возрастает. Компьютерные тренажеры позволяют сформировать моторно-рефлекторные навыки действий в сложных ситуациях, показать сущность протекающих в оборудовании процессов, их взаимную зависимость, а также ряд существенных тонкостей, которым не всегда придается значение на практике.

В отечественной литературе существуют различные классификации компьютерных тренажеров. Автор расширяет существующие подходы к классификации [1].

№ 6 (36) 2011

1. Электронный экзаменатор. Это простейший программный продукт, реализуемый на всех видах отечественной и зарубежной вычислительной техники. Его основная функция — замена «живого» экзаменатора в строго регламентированных областях (техника безопасности различных производств, правила дорожного движения и т. п.). Как правило, электронный экзаменатор содержит различные виды тестов. Стоимость разработки подобных экзаменаторов невелика, но такой вид программных продуктов можно лишь условно назвать тренажером.

2. Демонстрационные тренажеры показывают (моделируют) детали, устройства и процессы. Программное обеспечение может быть сложным (3D-графика, анимация, видео и т. д.). Как и в случае программных продуктов 1-го класса, в данном случае тренируется внимание, память и т. д. Однако в программных продуктах 2-го класса изучается еще и структура, пространственное расположение, последовательность действий и т. д. Тем не менее, здесь также отсутствует возможность тренировки навыков.

3. Тренажеры, обучающие моторным навыкам, широко применяются для обучения вождению различных транспортных средств, стрельбе, сварочным работам, спортивным играм.

4. Тренажеры, обучающие распознаванию образов, используются для подготовки специалистов в области медицинской диагностики и для обучения навыкам синхронного перевода. Но наиболее интенсивно этот тип тренажеров применяется для обучения операторов различных военных специальностей.

5. Тренажеры, обучающие работе по алгоритму, предназначены для обучения методикам использования оборудования, эксплуатации сложной техники, в том числе медицинской.

6. Тренажеры, обучающие поведению в нештатных (аварийных) ситуациях, используются для тренировки персонала и операторов электростанций, атомных станций, химических производств, а также при обучении управлению движущимися

объектами (самолет, судно) в сложных си- Ц туациях, когда существует опасность столк- ,<| новения с другим объектом. гд

7. Тренажеры, обучающие решению ва задач с разветвленным деревом допустимых решений. Основной упор здесь делается на проверку решения, предложенного обучаемым. Подобным образом проводится обучение навыкам проектирования, монтажа, сборки систем, а также навыкам поиска неисправностей и ремонта оборудования.

С помощью предлагаемой классификации существенно легче решить вопрос стоимости разработки и выпуска тренажеров.

Заключение

Помимо экономического, существенным фактором столь масштабного успеха использования дистанционных образовательных технологий являются также особенности психологического восприятия мультимедийных учебных материалов. Так, в работе [4] показано, что нейрофизиологические особенности восприятия информации, связанные с устройством человеческого мозга, обуславливают как значительную привлекательность, так и высокую эффективность компьютерного обучения.

Автор надеется, что представленные им подходы будут интересны не только коллегам, реализующим программы подготовки кадров для промышленных компаний, но и представителям системы государственного профессионального образования.

Список литературы

1. Каганов В. Ш. Корпоративный университет «Норильский никель»: опыт лидера. М.: Вершина, 2008.

2. Рубин Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. М.: Маркет ДС, 2009.

3. Карпенко М. П. Телеобучение. М.: Современная гуманитарная академия, 2008.

4. Дорошенко Н. Б. О пользе мультимедийных комплексов в профессиональном образовании: вопросы психологии // Прикладная информатика. 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.