ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
В. Г. ДРОБЫШЕВА
В современных условиях эффективность деятельности предприятия и успех его работы все больше определяет информационная составляющая. В данной статье проанализированы тенденции развития информационных технологий, обоснована необходимость их внедрения в деятельность предпринимательских структур с целью обеспечения их конкурентоспособности.
Ключевые слова: информационные технологии, предпринимательские структуры, информационное общество, инновационные информационно-коммуникационные технологии.
Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает в современном обществе характер глобальной информационной революции, оказывающей огромное влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом.
Основным вектором развития человечества на сегодняшний день является переход к информационному обществу. Под информационным обществом принято понимать такое общество, в котором, производство и потребление информации являются важнейшим видом деятельности, информация признается наиболее значимым стратегическим ресурсом, новые информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) становятся базовыми технологиями, а основу инфраструктуры общества формирует информационно-коммуникационная инфраструктура [5].
Понятие информационного общества имеет фактически официальный международный статус. Так, развитию информационного общества были посвящены Окинавская встреча [6] «Большой восьмерки» в июле 2000 г. и Всемирный саммит по информационному обществу (Женева, 2003 г.; Тунис, 2005 г.). Так, на Окинавской встрече была принята «Хартия глобального информационного общества», а в июне 2005 г. Европейская комиссия приняла «Программу 2010 -европейское информационное общество для роста и занятости» [4].
Информационное общество формируется в процессе информатизации, представляющей собой социально-экономический и научно-технологический процесс широкомасштабного внедрения ИКТ во все сферы человеческой деятельности, для кардинального улучшения условий труда и жизни населения, повышения эффективности всех видов его деятельности.
Традиционными сферами человеческой деятельности является экономика, политика, оборона, культура, образование, наука и т. д. В процессе информатизации эти сферы подвергаются активному влиянию ИКТ, которые выполняют при этом роль своеобразного катализатора, ускоряющего их развитие.
На сегодняшний день основной инструмент оперирования с информацией и информационными ресурсами - это информационно-коммуникационные технологии, представляющие собой совокупность методов и средств сбора, обработки, хранения, представления, передачи и защиты информации.
В современных условиях формирование инновационной структуры управления предпринимательских структур невозможно без использования современных информационных компьютерных систем. Формирующиеся модели управления следует помещать в оболочку единого информационного пространства (интегрированной информационной среды), которая как катализатор ускоряет получение информации о процессах, происходящих на предприятии; структурирует обмен данными между смежными подраз-
делениями; повышает эффективность планирования и управления производством и ресурсами организации [2].
Для того чтобы понять роль и значение информационных технологий в управлении предпринимательскими структурами, необходимо дать определение и проследить эволюцию развития информационных технологий.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных и программнотехнических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности.
Методологические корни современных систем управления предпринимательскими структурами уходят в 50-е гг. XX в.
В своем развитии данные системы управления прошли ряд этапов.
Первый этап эволюции. До начала 60-х гг. ХХ в. Внедрение и использование в системе управления ЭВМ первого и второго поколений. Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов и появление первых управляющих программ реального времени и пакетного режима.
Второй этап. 60-70-е гг. XX в. - выпущены мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель - разработка инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Первым этапом в становлении современных систем управления ресурсами предприятия стало создание относительно примитивной технологии планирования потребностей в материалах. Комплекс подобных расчетов был объединен термином MRP (Material Requirements Planning). Продуктивной средой для развития технологий прогнозирования в 1970-х гг. стал бизнес машиностроителей, которым приходилось решать все более сложные производственные задачи. MRP базировался на данных основного производственного плана, при составлении которого за исходную точку принимается ожидаемый спрос на готовую продукцию либо иные возникающие потребности
в материалах. В эти же годы начали активно развиваться системы автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства (CAD, CAM).
Третий этап эволюции 1970-90-е гг. - появление персонального компьютера. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В 1980-е гг. на смену MRP пришла концепция MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), которую принято считать методологической основой ERP-систем. Данный метод включал планирование в натуральных единицах и в стоимостном выражении, а также элементы моделирования производственных ситуаций. Основным предназначением данной системы является управление складами, снабжением, продажами, спросом и производством, а также оценку результатов деятельности (Performance Measurement).
Четвертый этап эволюции 90-е гг. ХХ в. -разработка информационных технологий для автоматизации знаний. Цель - информатизация общества, которая позволяет обеспечить свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Предприятия в конце 1990-х гг. начинают использовать программные комплексы ERP-систем (Enterprise Resource Planning), которые дополняются финансовыми функциями, такими как финансовый, управленческий учет, а также финансовый менеджмент. Новые системы позволяют составлять отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, автоматизировать бухгалтерский документооборот и регулировать денежные потоки. Кроме того, финансовые модули ERP-систем включают функции, поддерживающие процесс бюджетирования (включая формирование финансового плана и контроль его исполнения), а также функции оперативного финансового планирования (ведение платежного календаря). Хотя данные программные комплексы и называются информационными системами, они так и не вышли на уровень управления предприятием в целом. Кроме того, и по сей день, они продолжают оставаться вспомогательными и по своей значимости не могут рассматриваться наравне с основными средствами производства.
Пятый этап эволюции: ХХ1 в. по мере развития интернет технологий появляется новое на-
правление деятельности - электронный бизнес, который позволяет предприятию взаимодействовать со своими контрагентами через интернет. По предложению «Gartner Group», концепция ERP-систем нового поколения на фоне широкого применения интернет-технологий в практике корпоративного управления, получает название ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия). ERP II представляет собой результат развития методологии и технологии ERP в направлении более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами. При этом управленческая информация компании не только используется для внутренних целей, но также направлена на развитие отношений сотрудничества с другими организациями. В современных условиях, потребности предприятий растут, и информационным системам удается удовлетворять их не более чем на половину. Поэтому наиболее оправданным методом сегодня признается создание сетей, через которые повышается эффективность взаимодействия между подразделениями предприятия. Однако, по мнению специалистов, использование сетевых ресурсов не является оптимальным решением автоматизации сбалансированной системы управления. В новой экономической реальности особые надежды возлагаются на PLM (Product Life-cycle Management).
PLM (Product Lifecycle Management) - это управление данными о продукте на протяжении его жизненного цикла. Это стратегический подход к организации управления предпринимательскими структурами, который использует набор совместимых решений для поддержки общего представления информации о продукте в процессе его создания; реализации и эксплуатации; в среде расширенного предприятия - начиная от концепции создания продукта и заканчивая его утилизацией - при интеграции людских ресурсов, процессов и информации.
Под продуктом понимается не только произведенный товар, но и выполненные работы (услуги). Решение PLM «Управление жизненным циклом продукта» объединяет информацию и людей, организуя их эффективную и слаженную работу. Благодаря решению PLM, предприятия могут интегрировать в общий процесс жизнедеятельности предпринимательских структур различные подразделения, включая бухгалтерию, отделы финансов и экономики, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР), а также производство, капитальное
строительство, материальное снабжение, техническое обслуживание и ремонт. Кроме того, данное решение обеспечивает возможность совместной работы партнеров, подрядчиков, покупателей и поставщиков услуг. Реализация PLM-технологий в практическом плане предполагает организацию единого информационного пространства (интегрированной информационной среды), объединяющей автоматизированные системы, предназначенные как для эффективного решения задач инженерной деятельности, так и для планирования и управления производством и ресурсами предприятия.
Интегрированная информационная среда представляет собой совокупность распределенных баз данных, в которой действуют единые, стандартные правила хранения, обновления, поиска и передачи информации, через которую осуществляется безбумажное информационное взаимодействие между всеми участниками жизненного цикла продукции (работ, услуг). Система управления жизненным циклом PLM состоит из следующих модулей:
- управление данными о продукте (Life Cycle Data Management);
- управление жизненным циклом основного средства (Asset Life Cycle Management);
- управление отношениями с клиентами (CRM - customer relationship management);
- управление планированием ресурсов предприятия (ERP - enterprise resource planning);
- управление программами и проектами (Programm and Project Management);
- сотрудничество на протяжении жизненного цикла продукта (Life Cycle Collaboration);
- управление качеством (Quality Management);
- охрана окружающей среды и труда, производственная медицина (Environmental Health and Safity). Указанная ранее ERP-система является составной частью более глобальной PLM-технологии. Однако PLM-технология - это не самоцель, а всего лишь способ, инструмент, дающий существенные преимущества при разработке и внедрении на предприятии сбалансированной системы управления. Какими бы совершенными и эффективными не были информационные технологии, они не сформулируют миссию, видение и ценности предприятия, не определят стратегию ее развития, а также ключевые показатели эффективности деятельности. Это может сделать только человек. Информационные технологии - это уникальное инновационное средство управления информацией, которое помогает руководителям,
конструкторам, инженерам, технологам, финансистам, юристам и другим специалистам управлять всеми данными о проводимых работах и процессах на протяжении всего жизненного пути организации [4].
В настоящее время большинство российских предприятий работает в быстро изменяющейся и непредсказуемой окружающей среде, в условиях значительного роста объема информационных потоков и глобализации информационных связей, что подтверждает их острую потребность в использовании современных информационных технологий.
Современные информационные технологии существенно изменяют бизнес-процессы, открывают в хозяйственной деятельности предприятий новые возможности.
Глобальная сеть Интернет, корпоративные сети, мобильная связь и оптимальные стратегические решения позволяют сохранять конкурентоспособность бизнеса, добиваться повышения операционной производительности и действенности контроля, а также адекватно реагировать на изменения внешней среды. Они позволяют предпринимательских структурам существенно ускорить рабочие процессы, сократить затраты, улучшить координацию различных видов деятельности, существенно повысить производительность.
Кроме того, развитие информационных технологий позволяет существенно сократить временные и географические барьеры. Использование же глобальных вычислительных сетей и мобильной компьютерной связи полностью устраняет их. Время и место становятся все менее значимой коммуникативной переменной. Управленческая команда сегодня практически может работать одновременно на всей территории страны. Появление электронной и голосовой почты позволяет почти мгновенно выйти на связь с партнерами в любой точке мира [3].
Заметим, что глобализация информационных связей меняет не только процесс управления предприятием, но и сами цели и задачи его деятельности. Существенным образом она влияет и на процесс управления предприятиями.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название «виртуальных» компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной се-
ти, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих предприятий достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся «прозрачными», и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом. Использование виртуальных организационных структур эффективно также при корпоративном объединении малых промышленных предприятий и других организаций промышленности. Это, с одной стороны, позволяет им оставаться экономически независимыми, с другой стороны, объединять свои усилия в случае реализации высокодоходных, крупных подрядных проектов. Причем в последнем случае малые предприятия могут строить свои взаимоотношения на принципах коммерческого расчета.
В развитых странах электронная коммерция в виде продаж товаров и услуг с использованием доступа по вычислительной сети широко представлена не только благодаря высоким темпам технического прогресса, но и ввиду подготовленности населения к подобному виду сервиса. Дело в том, что в развитых странах десятилетиями практикуется приобретение товаров по каталогам, под заказ с доставкой на дом, что не совсем свойственно для России. У нас подобная практика стоит на пороге своего развития [1].
Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что создание инновационной системы управления предпринимательскими структурами возможно только при комплексном подходе, объединяя систему сбалансированных показателей с последними инновационными достижениями в области информационных технологий управления - PLM-технологиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных информационных технологий в деятельности отечественных предпринимательских структур является важнейшим направлением повышения их эффективности в условиях глобализации информационных связей.
Литература
1. Имери В. Как сделать бизнес в Шете^ пер. с англ. Изд. 3-е. К.; М.; СПб., 2003.
2. Марданова Э. У. Маркетинг на крупном предприятии розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 5.
3. Мухтаров Ш. Г., Атаева В. Х. О некоторых аспектах использования современных информационных технологий в деятельности предприятий в условиях
глобализации информационных связей // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 6.
4. Невейкин П. П. Информационные технологии как составная часть инновационного процесса по формированию системы управления предприятиями // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т. 4. № 8.
5. Юсупов Р. М. О влиянии информационнокоммуникационных технологий на обеспечение национальной безопасности в условиях формирования информационного общества // Труды СПИИРАН. 2009. Вып. 8.
6. Юсупов Р. М., Заболотский В. П. Научнометодологические основы информатизации. СПб., 2000.
7. URL: http://www.library.cjes.ru
* * *
INFORMATION TECHNOLOGIES AS FACTOR OF COMPETITIVENESS OF
ENTREPRENEURIAL ORGANIZATION
V. G. Drobysheva
At modern conditions the efficiency of enterprise activity and its success the more are determined by information component. In this article, the tendencies of development of information technologies are analyzed, as well as the necessity of its adoption in entrepreneurial organization activity for the purpose of competitiveness is determined.
Key words: information technologies, entrepreneurial organizations, information society, innovative information and communication technologies.