БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА
УДК 004.77
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Р. Шрёдер
Университет Ольденбурга E-mail: [email protected]
В статье обсуждается актуальное содержание категории «новые информационные технологии», исследована история возникновения термина, сделан подробный обзор литературных источников, проведено сравнение Веб 1.0 и Веб 2.0 на уровне важнейших качественных параметров. Информационные технологии рассматриваются как один из решающих факторов развития современного общества, обосновывается их место и роль в глобализации мировой экономической системы. На конкретных примерах показано, как информационные технологии меняют сложившуюся парадигму важнейших элементов экономических систем, придают им новое содержание и направление развития.
Ключевые слова: информационные технологии, информационное общество, «новая экономика», интернет-экономика.
INFORMATION TECHNOLOGIES, THEIR ROLE IN TRANSFORMATION AND DEVELOPMENT OF ECONOMIC AFFAIRS
R. Shreder
Oldenburg University E-mail: [email protected]
The paper discusses the current matter of the «new information technologies» category. The history of the origin of the term is examined. The literary sources were reviewed in detail. The comparison was drawn between Web 1.0 and Web 2.0 at the level of primary qualitative characteristics. Information technologies are treated in the paper as one of the determinant factors of the development of the contemporary society, their place and role in the globalization of the world economic system is validated. The specific examples demonstrate how information technologies change the preconceived paradigm of primary elements of economic systems, add new content and drift.
Key words: information technologies, information society, «new economy», Internet-economy.
© Шрёдер P., 2011
Понятие «(новые) информационные технологии» (НИТ) стало постоянно применяться в отношении цифровых носителей информации, начиная с 80-х годов прошлого века. Что касается прилагательного «новый», то следует учесть, что обсуждаемые здесь информационные технологии могут в течение коротких циклов совершенствоваться или заменяться другими. Например, в 1980-е годы понятие «новые информационные технологии» включало в себя персональный компьютер и мобильный телефон. На сегодняшний день помимо новых радиотехнологий, смартфонов и других технических средств мобильного доступа к интернету в центре интереса стоит Веб 2.0. Он подразумевает такие технические службы, как блоги, вики-системы, Роёсаз18, интернет-сообщества и программы текстовых сообщений, которые значительно облегчают отдельному пользователю или виртуальным сообществам размещение собственных материалов в интернете, а также общение друг с другом через интернет [7, с. 387].
Сравнение Веб 1.0 и Веб 2.0
Веб 1.0 Веб 2.0 Примеры
Читатель и автор Четко определено, кто является автором, а кто читателем информации в интернете Разделение между автором и читателем расплывчатое Читатели могут размещать новые статьи в Википедии или изменять уже существующие статьи
Локальное хранение и хранение в сети Личная информация хранится на собственном компьютере; только доступная общественности информация хранится на серверах Границы между хранением личной информации на компьютере и общественно доступной информации в сети стираются Фотографии размещаются на фотопорталах, доступ к которым имеет только определенный круг людей
Личная и общественная информация Как правило, личная информация другим недоступна Личная информация предоставляется общественности Дневники в интернете (блоги)
Источник: Kerres 2006, 6; Ehlers 2009, 6.
Исходя из общего и независимого от времени определения, информационные технологии можно разделить на мульти- и телемедийные средства. Под телемедийными средствами понимается доступ к сетям, под мультимедийными -интуитивное управление графическими пользовательскими интерфейсами и обработка текстов, изображений, движущихся изображений и звука.
Дать более точное определение информационным технологиям сложно, так как вследствие смешения медийных концептов исчезают границы между развлекательными и коммуникационными технологиями, а также между передачей данных через интернет, телефонную или мобильную сеть. Так, например, персональный компьютер и мобильный телефон все больше сливаются друг с другом. «Смартфоны» - это приборы размером с мобильный телефон, которые оснащены самыми ходовыми функциями персонального компьютера, такими как, например, управление электронной почтой, контактными данными и рабочим календарем; имеют доступ к интернету и другие функции, например навигационная система. В то же время UMTS (Универсальная мобильная телекоммуникационная система) обеспечивает быстрый доступ к интернету через мобильную связь, телефонные разговоры по интернету вытесняют обычные телефонные разговоры, а по телевизору или мобильному телефону можно смотреть передачи
платного кабельного, спутникового, мобильного телевидения и интернет-телевидения.
Сплетение технологий, систем, людей и общества изменило также структуру предприятия и рынков. Возникшие в 1990-е годы новые бизнес-модели положили основу понятию «новая экономика» («New Economy»), которая первоначально рассматривалась как новая сфера экономики, состоящая из производителей инфраструктуры и программного обеспечения, а также из фирм, предлагавших услуги с применением интернета [9, с. 23]. В дальнейшем понятие «новая экономика» включало в себя экономическое развитие на основе новых технологий. Понятие «новая экономика» применяется как синоним значительных структурных сдвигов по направлению к информационному и научному обществу. В современных хозяйствах на соответствующие отрасли - это, прежде всего, информационная техника, СМИ, телекоммуникация, развлекательная индустрия, образование и частично финансы - приходится быстро растущая доля общей добавленной стоимости. По всей вероятности, эти отрасли будут основным двигателем развития промышленных стран. Однако помимо того что эти отрасли бурно развиваются сами, стремительно растет их доля и в других секторах. Например, в машине среднего класса вычислительной техники больше, чем в ракете «Аполлон» [11, с. 12]. С экономической точки зрения в пользу применения понятия «новая экономика» говорило и то, что эта сфера экономики не подчиняется традиционным рыночным механизмам. Рассмотрим данный аспект на примере некоторых основополагающих экономических категорий.
1. Обмен и собственность. Покупая товары и услуги, мы обмениваем их на деньги. Но если мы покупаем музыку в интернете и скачивает ее к себе на компьютер, то мы делаем лишь абсолютно идентичную копию оригинала, который остается на веб-сервере. Следовательно, понятие «скачать» означает не перенос файла из интернета на собственный компьютер, а всего лишь изготовление копии. То есть продавец остается собственником оригинала в интернете. Таким образом, в процессе скачивания происходит создание добавленной стоимости, которое не связано непосредственно с производственным процессом. Однако продажа копий также является традиционным элементом «старой экономики».
2. Факторы производства с особым учетом информации. Основой процесса производства товаров и услуг традиционно являются труд, земля, капитал; кроме того, сегодня называются еще естественная окружающая среда и информация. Дигитализация экономики сопровождается дематериализацией, например площади складирования заменяются сложными информационными и логистическими системами. Переход от производственной деятельности к деятельности, связанной с переработкой информации, снижает потребность в рабочих, складских помещениях и расходы на транспортировку. Благодаря изобретению книгопечатания расходы на сохранение и передачу информации чрезвычайно сократились по сравнению с размножением книг вручную. Благодаря размещению информации в интернете - взять хотя бы, к примеру, дигитализацию целых библиотек фирмой Google - информация уже не является ограниченным, а значит, экономическим благом; следовательно, несуществующая больше ограниченность одного из основных ресурсов должна была бы изменить характер экономики. Однако из виду часто упускается следующий факт: непосредственная проблема заключается в том, что несистематизированная, непроверенная на
правдоподобность и солидность информация для дальнейшего ее использования должна быть подвергнута эффективной фильтрации и категоризации. Связанная с этим необходимость управления знаниями на индивидуальном уровне и на предприятиях рассмотрена здесь не будет.
Информацию все чаще рассматривают как отдельный фактор производства и фактор конкурентоспособности, так как она становится все более доступней и все чаще используется в экономических целях; в связи с этим говорят об информационной экономике [6, с. 36]. На рисунке информация подробно рассматривается как один из факторов конкурентоспособности.
Фактор конкурентоспособности «Информация» как основа информационной экономики
[6, с. 37]
3. Транзакционные издержки. Размер транзакционных издержек решающим образом влияет на то, какие формы сотрудничества возникают и являются эффективными. Транзакционные издержки включают в себя как заключение, так и осуществление сделок, например, поиск информации, подготовку сделки, налаживание оборудования и обеспечение качества. В интернете в последнее время появилось множество виртуальных рынков (известный пример тому интернет-аукцион eBay), на которых можно предлагать и покупать самые различные товары и услуги. Виртуальные рынки достигли такого значения в значительной мере и за счет снижения транзакционных издержек благодаря сокращению расходов на получение информации. Для транзакционных издержек характерны также комплексность и неопределенность, связанные с процессом обмена. Информационные технологии позволяют осуществлять сложные транзакции более эффективно и, следовательно, дешевле. Но в интернете транзакционные издержки возрастают вследствие существующей неопределенности, так как прочных деловых контактов между клиентами и поставщиками
становится все меньше и в то же время растет число временных деловых отношений, когда деловые партнеры, по крайней мере при первых попытках наладить деловые отношения, не знакомы друг с другом. Это, нужно сказать, благоприятствует мошенничеству в сети.
4. Преимущество крупномасштабного производства. В промышленном производстве затраты на единицу производимой продукции снижаются с возрастающим объемом производства, т.е. с ростом масштабов производства увеличивается доход (Economics of Scale). Чем выше доля постоянных издержек, тем больше эффект масштаба. Эффективность также увеличивается за счет эффекта кривой обучения. При производстве программного обеспечения, PDF-книг или МР3-клипов и размещения их в интернете производственные издержки возникают только для изготовления первого экземпляра (т.е. оригинала для копирования). Производство дальнейших экземпляров не требуется; интернет-пользователь производит свои собственные копии при скачивании файла с сервера, как было описано выше. «Предельные издержки на производство дальнейших битов равны нулю. Битам не требуются складские помещения. Оригинал и копию невозможно различить. Их можно продавать и в то же время оставлять себе. Биты не останавливаются на таможенной или других границах. Их нельзя контролировать» [2, с. 3].
Преимущества крупномасштабного производства могут также проявляться в виде преимуществ от взаимодействия (Economics of Scope) за счет совмещения дополняющих друг друга предложений или компетенций предприятий. Примером такого сотрудничества является техническое соединение операционной системы Windows фирмы Microsoft с процессорами производителя Intel, что в течение двух десятилетий обеспечило этим фирмам доминирующее положение на рынке. Другим примером является сотрудничество и слияние фирм развлекательной и информационно-технологической индустрии, что позволяет поставлять товары развлекательного характера (фильмы, музыка) потребителю напрямую. Но нужно сказать, что слияния такого рода не обязательно ведут к успеху, как показывает история слияния кинопродюсерской компании Time Warner и интернет-компании AOL.
5. Рынок, конкуренция и инновации. Рынок является главным инструментом координирования экономической деятельности в рыночной экономике. Цена регулирует спрос и предложение, а также аллокацию ресурсов. Предприятия конкурируют друг с другом, чтобы удержаться на рынке, что, в свою очередь, приводит к инновациям и низким ценам. Названные экономические функции рынка в особенности могут быть ограничены доминирующей рыночной позицией отдельных предприятий и препятствующей конкуренцией. Доминирующая позиция на рынке может быть результатом роста или слияния предприятий. Так как предприятия интернет-экономики не всегда можно отнести к одной определенной отрасли и они все чаще выступают как глобальные игроки (Global Players) [10, с. 28], национальная (европейская) политика в области конкуренции оказывается на грани своих возможностей. Доминирующая позиция на рынке может возникнуть, в частности, за счет сетевых эффектов и достижения критической массы продаж. Типичным примером являются операционные системы, которые должны быть совместимы с аппаратным и программным обеспечением. Производитель аппаратного и программного обеспечения будет
поддерживать операционную систему только в том случае, если она пользуется большим спросом. Потребители, в свою очередь, принимая решения о приобретении определенной операционной системы, будут исходить из многообразия существующего для этой системы аппаратного и программного обеспечения. Так, например, операционная система Windows для персональных компьютеров фирмы Microsoft занимает доминирующую позицию и совместима с многочисленными техническими приборами и компьютерными программами. Linux, напротив, не нашел, как это ожидалось, такого быстрого распространения для персональных компьютеров. В случае с Linux мы имеем дело с открытой (бесплатной, «Open-Source») операционной системой, вокруг ядра которой существуют многочисленные, частично коммерческие продукты для серверов, персональных компьютеров, смартфонов, нетбуков и т.д. Лемгуис [S] в 2006 г. насчитал 462 таких продукта. Однако из-за того, что продукты для одного и того же типа технических приборов, например персональных компьютеров, только относительно совместимы друг с другом, критическая масса продаж не достигается. Но есть и примеры успешного применения открытых ресурсов для персональных компьютеров: программные пакеты Office и Internetexplorer фирмы Microsoft все чаще вытесняются открытыми ресурсами (Open Office, Firefox, Thunderbird). В Европе в начале этого года Firefox с долей в 38% даже обогнал Internetexplorer Microsoft [16].
Совсем иначе выглядит конкуренция на рынке операционных систем для смартфонов и планшетных персональных компьютеров. Ведущую позицию в настоящее время занимают операционные системы Android (открытая операционная система, получающая массивную поддержку со стороны Google) и IOS 4 (Apple) не только за счет своих технических параметров. Просто названные фирмы добились, благодаря раннему развитию рынка, того, что программисты разрабатывают все новые приложения для этих операционных систем, поэтому соответствующие смартфоны становятся более привлекательными для покупателей. Microsoft и Nokia, которые в равной степени слишком поздно распознали этот тренд, в настоящее время пытаются наверстать упущенное (Nokia собирается использовать в своих приборах Windows Phone 7 вместо собственной операционной системы Symbian). С этим связана надежда на то, что за счет увеличения массы продаж программисты будут разрабатывать большее количество приложений для Windows Phone 7, благодаря чему возрастет привлекательность приборов Nokia [5]. В данном случае проявляется совместная надежда на преимущества от сотрудничества, а также на достижение критической массы продаж.
В экономических процессах на базе битов и байтов в принципе действуют те же рыночные закономерности, что и в «старой экономике». Поэтому в наши дни говорят скорее не о «новой экономике», а об интернет-экономике или цифровой экономике, так как эти понятия не предполагают строгого обособления от старой экономики и ее экономических правил: «Таким образом, интернет-экономику следует рассматривать как экономику, которая объединяет в себя как простые феномены, так и феномены, базирующие на интернет-технологиях. В специфических областях могут параллельно действовать как "старые", так и "новые" правила» [3, с. 8]. С авторами можно согласиться, что интернет-экономика является гибридной системой, воспринимаемой как целенаправленная система, цели которой достигаются различными способами через альтернативные подсистемы [3, с. 9].
Литература
1. Ehlers U. (2009): Qualitat im E-Learning 2.0, in: Hohenstein A.; Wilbers K. (Hrsg.): Handbuch E-Learning: Expertenwissen aus Wissenschaft und Praxis, Koln: Fachverlag Deutscher Wirtschaftsdienst, Erganzungslieferung - August 2006, Kapitel 4.26., S. 1-16.
2. Erf C.; Hubner M. (2004): IT-Qualifikationen im Wirtschaftsunterricht. In: Unterricht Wirtschaft, Heft 3/2004, S. 3-8.
3. Grob L.H.; vom Brocke J. (2006): Internetokonomie - Das Internet im Fokus hybrider Systeme. In: Grob L.H.; vom Brocke J. (Hrsg.): Internetokonomie: Ein interdisziplinareer Beitrag zur Erklarung und Gestaltung hybrider Systeme, Munchen: Vahlen, S. 1-20.
4. Kerres M. (2006): Potenziale von Web 2.0 nutzen, in: Hohenstein A.; Wilbers K. (Hrsg.): Handbuch E-Learning: Expertenwissen aus Wissenschaft und Praxis, Koln: Fachverlag Deutscher Wirtschaftsdienst, Erganzungslieferung - August 2006, Kapitel 4.26., S. 1-16.
5. Kolakowski N. (2011): Nokias Plattform brennt - kann der Wechsel zu Windows Phone 7 das Feuer loschen? Artikel vom 18.02.2011, in: ITespresso, XXX http://www.itespresso.de/ 2011/02/18/nokias-plattform-brennt-%E2%80%93-kann-der-wechsel-zu-windows-phone-7-das-feuer-loschen/, zuletzt aufgerufen am 27.02.2011.
6. Kollmann T. (2011): e-Business: Grundlagen elektronischer Geschaftsprozesse in der Net Economy, 4. Aufl., Wiesbaden: Gabler.
7. Laudon K.C.; Laudon J.P.; Schoder D. (2010): Wirtschaftsinformatik: Eine Einfuhrung, Munchen/Boston u.a.: Pearson.
8. Leemhuis T. (2006): An einem Strang. In c't, 26.06.2006.
9. Pauschert D. (2005): New Economy? Die New Economy als neue Form der Industriewirtschaft! Dissertation an der Universitat Wuppertal, Hamburg: Kovac.
10.Picot A.; Heger D.K. (2002): Braucht das Internet eine neue Wettbewerbspolitik? In: Oberender, P. (Hrsg.): Wettbewerb in der Internetokonomie, Berlin: Duncker & Humbold, S. 9-38.
11. Schmidt H. (2001): Das wirtschaftliche Potential der Internet-Ökonomie ist bisher erst in Ansatzen ausgeschopft. In: Schmidt H. (Hrsg.): Die Potentiale der Internet-Ökonomie, Frankfurt, FAZ, S. 9-16.
12. SchroderR. (2006): E-Learning und Telearbeit in der beruflichen Rehabilitation: Ausbildung von schwerstkorperbehinderten Menschen im Virtuellen Berufsbildungswerk, Habilitationsschrift, Oldenburg: BIS.
13. Schroder R. (2010): Fachtagung Ubergang Schule-Beruf in Niedersachsen, in Unterricht Wirtschaft, Heft 2/2010, S. 58-59.
14. Schroder R. (2010): Schulerfirma (ubersetzt in die russische Sprache) in EKONOMIKA, Heft 1/2010, S. 35-40.
15. Schroder R.; Kaminski H. (2010): Wir grunden eine Schulerfirma (ubersetzt in die russische Sprache) in EKONOMIKA, Heft 2/2010, S. 40-47.
16. StatCounter (2011): Firefox overtakes Internet Explorer in Europe in browser wars, Artikel vom 04.01.2011, http://gs.statcounter.com/press/firefox-overtakes-internet-explorer-in-europe-in-browser-wars, zuletzt aufgerufen am 27.02.2011.
Bibliography
1. Ehlers U. (2009): Qualitat im E-Learning 2.0, in: Hohenstein A.; Wilbers K. (Hrsg.): Handbuch E-Learning: Expertenwissen aus Wissenschaft und Praxis, Koln: Fachverlag Deutscher Wirtschaftsdienst, Erganzungslieferung - August 2006, Kapitel 4.26., S. 1-16.
2. Erf C.; Hubner M. (2004): IT-Qualifikationen im Wirtschaftsunterricht. In: Unterricht Wirtschaft, Heft 3/2004, S. 3-8.
3. Grob L.H.; vom Brocke J. (2006): Internetokonomie - Das Internet im Fokus hybrider Systeme. In: Grob L.H.; vom Brocke J. (Hrsg.): Internetokonomie: Ein interdisziplinareer Beitrag zur Erklarung und Gestaltung hybrider Systeme, Munchen: Vahlen, S. 1-20.
4. Kerres M. (2006): Potenziale von Web 2.0 nutzen, in: Hohenstein A.; Wilbers K. (Hrsg.): Handbuch E-Learning: Expertenwissen aus Wissenschaft und Praxis, Koln: Fachverlag Deutscher Wirtschaftsdienst, Erganzungslieferung - August 2006, Kapitel 4.26., S. 1-16.
5. Kolakowski N. (2011): Nokias Plattform brennt - kann der Wechsel zu Windows Phone 7 das Feuer loschen? Artikel vom 18.02.2011, in: ITespresso, XXX http://www.itespresso.de/ 2011/02/18/nokias-plattform-brennt-%E2%80%93-kann-der-wechsel-zu-windows-phone-7-das-feuer-loschen/, zuletzt aufgerufen am 27.02.2011.
6. Kollmann T. (2011): e-Business: Grundlagen elektronischer Geschaftsprozesse in der Net Economy, 4. Aufl., Wiesbaden: Gabler.
7. Laudon K.C.; Laudon J.P.; Schoder D. (2010): Wirtschaftsinformatik: Eine Einfuhrung, Munchen/Boston u.a.: Pearson.
8. Leemhuis T. (2006): An einem Strang. In c't, 26.06.2006.
9. Pauschert D. (2005): New Economy? Die New Economy als neue Form der Industriewirtschaft! Dissertation an der Universitat Wuppertal, Hamburg: Kovac.
10. Picot A.; Heger D.K. (2002): Braucht das Internet eine neue Wettbewerbspolitik? In: Oberender, P. (Hrsg.): Wettbewerb in der Internetokonomie, Berlin: Duncker & Humbold, S. 9-38.
11. Schmidt H. (2001): Das wirtschaftliche Potential der Internet-Ökonomie ist bisher erst in Ansatzen ausgeschopft. In: Schmidt H. (Hrsg.): Die Potentiale der Internet-Ökonomie, Frankfurt, FAZ, S. 9-16.
12. SchroderR. (2006): E-Learning und Telearbeit in der beruflichen Rehabilitation: Ausbildung von schwerstkorperbehinderten Menschen im Virtuellen Berufsbildungswerk, Habilitationsschrift, Oldenburg: BIS.
13. Schroder R. (2010): Fachtagung Ubergang Schule-Beruf in Niedersachsen, in Unterricht Wirtschaft, Heft 2/2010, S. 58-59.
14. Schroder R. (2010): Schulerfirma (ubersetzt in die russische Sprache) in EKONOMIKA, Heft 1/2010, S. 35-40.
15. Schroder R.; Kaminski H. (2010): Wir grunden eine Schulerfirma (ubersetzt in die russische Sprache) in EKONOMIKA, Heft 2/2010, S. 40-47.
16. StatCounter (2011): Firefox overtakes Internet Explorer in Europe in browser wars, Artikel vom 04.01.2011, http://gs.statcounter.com/press/firefox-overtakes-internet-explorer-in-europe-in-browser-wars, zuletzt aufgerufen am 27.02.2011.