Научная статья на тему 'Информационные технологии академической библиотеки в условиях постиндустриального общества'

Информационные технологии академической библиотеки в условиях постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии академической библиотеки в условиях постиндустриального общества»

Н.М.Баженова, Н.В.Поном apee а

Информационные технологии академической библиотеки в условиях постиндустриального общества

В условиях постиндустриального общества книга с ее двойственной природой предмета духовной и материальной культуры особенно остро реагирует на изменения среды своего бытования, меняя способы работы с ней библиотек. Как предмет духовной культуры книга является средством хранения знания. Как предмет материальной культуры она зависит в своей материальной основе от распространения тех или иных технологий. Бурное развитие современных информационных технологий диктует жесткие сроки внедрения специальных приемов работы с книгой, порождая не только желание следовать запросам времени, но и конкуренцию в борьбе за читателя.

Положение академической библиотеки, т.е. библиотеки, которая по статусу предназначена для обслуживания ученых Академии наук, характеризу-,

способом участия в производстве знания, поскольку без информации об уже добытом знании ученые не могут генерировать новое знание. Это уточнение помогает несколько иначе взглянуть на процесс производства знания и добавить в него новых актантов — академические библиотеки.

Различие между академическими и общедоступными публичными библиотеками также базируется на характере причастности к процессу произ-.

подготовку фундамента и проработку элементов нового знания — специали-

,

подбор литературы по темам исследований, справочное и библиографическое обеспечение исследований и т.п. По мере выполнения исследовательских работ корректируются и виды библиотечной деятельности, что обеспечивается постоянным и тесным контактом с учеными. Таким образом, участие академических библиотек в производстве нового знания можно оценить как ак-, , ,

его деятельности общедоступных публичных библиотек, для которых в какой-то мере характерно «сетадирование информации1 впрок» в ожидании более или менее случайного совпадения научного запроса и библиотечного .

1 В данном сообщении представляется целесообразным разграничить термины «знание» и «информация». Термин «знание» мы употребляем в смысле результата произведенного исследования («нового знания»), а термин «информация» — в смысле информации о полученном ранее знании.

© Баженова Н.М., Пономарева Н.В., 2008

Поскольку академическая библиотека тесно связана с производством знания, т.е. с наукой, на нее влияет не только состояние общества (как на любую библиотеку), но и состояние ученого сообщества, что не может не сказываться на библиотечных функциях. На современном этапе это особенно заметно, потому что в настоящее время не только общество, но и отечественная наука в лице Российской академии наук находятся в самом эпицентре .

Следует отметить, что образ науки в общественном сознании двоится1. С , -

ных мелочей до гигантских процессов, направляющих и изменяющих ход истории. От науки ждут решений, от которых зависит, будет ли вообще продолжаться человеческий род. Наука обязана овладеть новыми источниками

, , ,

найти защиту от глобальных катастроф, к которым ведут неразумное техническое развитие, социальные катаклизмы, войны. Еще никогда в истории будущее так не зависело от настоящего, ибо всеобщая гибель может наступить как результат случайности, оплошности или злого умысла. Но никогда в истории человечество не располагало и столь мощными, внушающими надежду средствами защиты от возможных крушений, не располагало такой широкой и глубокой перспективой осмысленного развития. И этим человечество в значительной мере обязано науке.

С другой стороны, общество потребления воспринимает науку в отрыве от своих интересов. Оно активно использует плоды научно-технического развития, но индифферентно по отношению к ценностям, соединяющим, а не разъединяющим науку и культуру. Это порождает реальную проблему, поскольку возникает разлад между «внутренними» фундаментальными интересами науки и «внешним» поверхностным интересом общества, склонного в своем восприятии все более скатываться к дилетантизму и даже шарлатанству. Когда-то такой общественный разлад был немыслим, но сегодня он уже реальность. Всем известно, какой сложный период переживает в настоящий момент Российская академия наук...

Проблема еще более усугубляется тем обстоятельством, что обрыв и преобразование традиционных связей академической науки происходят как раз в , ,

, , ,

качество и достоверность распространения информации. При этом само общество не способно обеспечить академической среде естественную преемственность: превращение свободного исследования в «научное предприятие» привело к возникновению слоя «плебеев от науки»2 с его ориентацией на ус-

1 Порус В.Н. Наука как культура и наука как цивилизация // Философия науки. Методология и история конкретных наук. — М., 2007. — С. 481 и след.

2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 371.

пех, а не на истину1. Однако времени на самолюбование не осталось, нужно умело воспользоваться накопленными наукой знаниями и предлагаемыми технологиями.

В этой связи на академические библиотеки и, в частности, на Библиотеку

Российской академии наук (БАН) как старейшую и крупнейшую академиче-

,

общности2 науки, ее универсализма3 и преемственности. В настоящее время для нее на первый план выходит скорость и качество предоставления информации реальным и потенциальным читателям.

, -

ность выйти на рынок электронных услуг, что связано со сложностями финансирования РАН. Однако с 2006 г. целенаправленно ведутся работы по

созданию электронного академического информационного пространства.

, « »,

о насущной необходимости и актуальности которого писали неоднократно4. Он финансируется Президиумом РАН, рассчитан на несколько лет и осуществляется всеми крупнейшими академическими библиотеками. Целью является создание полнотекстовой электронной библиотеки РАН, отражающей историю Академии наук, важнейшие достижения российской мысли в области науки и культуры, участие российских ученых в узловых событиях жизни страны и мира, персоналии. Предполагается, что оцифрованные источники будут представлены как в отдельных электронных ресурсах, так и на сайтах БАН и других академических библиотек и открыты для доступа пользователей (с соблюдением принципа интеллектуальной собственности).

БАН планирует осуществлять доступ к своим оцифрованным материалам по 3 разделам (литература до XX в., литература XX в., литература XXI в.). В количественном отношении эти разделы, естественно, далеко не равноценны, что представляет определенные трудности при выборе приоритетов. Концепция электронной библиотеки БАН, тем не менее, предусматривает организа-

1 Порус В.Н. Наука как культура... С. 486.

2 БАН является средством, обеспечивающим академической науке принцип общности.

( ),

которых добились ученые каждый в своей стране и которые представлены ими в печатных или теперь уже в электронных изданиях, без создания условий доступа к этому совокупному мировому научному результату (научному знанию) невозможно достичь общности.

3 Примцип универсализма для БАН можно видеть в постоянном стремлении накапливать предельно возможные книжные богатства, представляющие совокупное мировое знание.

4 Месяц ГА. Спасти науку. — М., 2001. — С. 51; Соболев В.С. Для будущего России : деятельность Академии наук по сохранению национального культурного и научного наследия 1890-1930 гг. — СПб., 2002. — С. 5; Наука. Общество. Человек / отв. ред.

B.С. Степин. — М., 2004. — С. 58-64; Алферов Ж.И. Наука и общество. — СПб., 2005. —

C. 277-281.

цию работы по оцифровке по коллекционному принципу, что позволяет работать с ограниченными по объему и завершенными по характеру подбора

, ,

внося в него хаоса. Такой подход имеет свои преимущества: он обеспечивает возможность доступа к информационным материалам по определенной теме, а также к редким изданиям. Технологически процесс оцифровки документа, создания электронной записи в каталоге и оперативного представления пользователям в удаленном доступе организован так, что каждый его этап предполагает проведение всех остальных. Полнотекстовая электронная версия документа и запись в электронном каталоге создаются одновременно, связываются друг с другом и выставляются на сайт БАН. На сайте предусмотрены разные точки доступа к информации: поиск по автору, по заглавию, по учре-, , .

Для создания первой электронной коллекции БАН решено провести сканирование изданий Академии наук, относящихся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. БАН сочла своим гражданским и профессиональным долгом использовать для этой цели академическую библиографию военного времени1. Показателен в этом смысле выпуск 1 за 1941 г., содержание которого отражает перемены в деятельности Академии наук: первая половина изданий года свидетельствует о фундаментальности проводившихся до войны академических исследований, а вторая подчинена требованиям

обороны. В выпуске описано более 6000 источников.

,

представляющий собой национальную академическую библиографию, является мощным кумулятивным источником подлинных документов трагической эпохи. Документы были собраны сотрудниками БАН, частью — в тяжелейших условиях блокады. Книжные издания 1941-1945 гг. составляют более позднюю, но не менее значимую параллель изданиям РАН, датированным двумя первыми десятилетиями XX века, которыми занимаются московские академические библиотеки. Перевод этих публикаций в электронную форму с последующим выводом на сайты БАН и общего портала РАН сделает их доступными для всех, что полностью соответствует общей кон.

БАН как одна из основных академических библиотек страны разрабатывает свою концепцию построения электронного пространства с учетом оптимального сочетания всех информационных способов представления и сохра-. , , : -текстовый, справочный и библиографический. Совокупность данных способов представляет как само знание, так и информацию о нем, постепенно су-

1 Библиография изданий Академии наук СССР: 1941-1945. Вып. I. 1941 год: ежегодник. — СПб. : Альфарет, 2006. — 659 с. — (Мемориальный проект).

жая информационную область и переводя ее из конкретного в абстрактное:

1 2 3.

Каждый из способов сохранения знания имеет свое значение для библио-:

• книжный способ — книги год за годом и поступление за поступлением « » . -

ляются по фонду, в нем как бы «утрачивая» связь со своим автором и своей

, ;

• справочный способ — в справочном издании информация об отдельном знании (факте, персоне, понятии) предстает в системе сведений о науке, помогая читателю сформировать концентрированный образ знания, оторванный от конкретных библиотечных изданий;

• библиографический способ — библиографический указатель восстанавливает связи между автором и книгой, между книгой и наукой. Библиотечный каталог (библиофафический указатель в карточной форме) осуществляет для читателя и библиотекаря связь между информацией об издании и

, . Библиографический способ сохранения знания важен для науки еще и

потому, что библиотеки, создавая библиографические классификации, во, « » ( ) 4,

- , , -

лению «возраста» научного направления, который с трудом определяется 5. .

— . Компьютерные программы дали БАН возможность одновременного сочетания способов сохранения знания и способов его предоставления пользователям. Строя свое электронное информационное пространство, БАН исходила из принципа оптимального сочетания на сайте качеств и возможностей ,

, .

сочетание объясняется, во-первых, желанием академической библиотеки дать

1 В книге излагается полное описание научного знания, полученного путем

исследования.

2

основных его характеристик.

3 ,

имеется полное или краткое описание знания.

4 «

системе знаний и создания образа научного направления». — Иваницкий Г.Р. Круговорот. Общество и наука / отв. ред. А.Б. Медвинский; Ин-т теорет. и эксперим. биофизики РАН. — М., 2005. — С. 69.

5 Там же. С. 68.

ученым адекватный рабочий инструмент, соединяющий в себе следующие возможности:

• использовать различные точки доступа к полнотекстовой версии для

( ),

• получать исчерпывающую библиографическую информацию (возмож-

),

• в реальном времени работать с необходимым текстом (возможности

электронной библиотеки).

- , -

го представления достижений российской академической науки, проведения своего рода презентации результатов ее исследовательской деятельности, что становится все более актуальным в условиях разлада между академической наукой и обществом. Это позволяет сделать вывод о выделении новой функции академической библиотеки — функции ретроспективной презентации научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.