Поляков А.А.* ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ
Введение
Наше время - время информационных технологий. Мы все больше и больше учимся обрабатывать информацию с помощью машин, хранить, передавать и распределять ее. Объединение информационных ресурсов в рамках государства неизбежно приводит к образованию информационного пространства, основой которого становятся корпоративные или территориальные информационные системы. Для формализации дальнейшего рассмотрения вопросов эффективного использования информационных систем в управлении приведем определение используемое в данной статье:
Система информационная-Information System (Система информационная автоматизированная-Computer-based Information System) - комплекс вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, лингвистических средств и информационных ресурсов, который обеспечивает их сбор, хранение. Актуализацию, распространение и обработку в целях поддержки какого-либо вида деятельности. Автоматизированная информационная система может функционировать самостоятельно или входить в более сложную систему, например в систему поддержки принятия решений, САПР, различные системы управления1.
Очевидно, что информационные системы (ИС) для управления в практической деятельности образуют ряд групп по направлениям деятельности и решаемым задачам, например:
- документальная, кооперативная, распределенная, геоинформационная, руководителя, управленческая, фактографическая и др.;
- системы управления базами данных (знаний), документами
- системы управления данными, документами, знаниями, потоками работ, распределения, хранения данных;
- системы справочника данных и справочника информационных ресурсов.
Приведенные группы ИС и любые другие системы работают с электронными ресурсами (электронными документами) и включают в себя:
- методологию использования электронных документов;
- организацию электронного делопроизводства и документооборота;
- технологию работы с корпоративными электронными ресурсами (Интранет);
- автоматизированное рабочее место руководителя и концепция работы с приложениями;
- порядок работы с информационными ресурсами Интернет.
Сегодня очевидно, что конкурентоспособность любых отраслей промышленности пропорциональны ее комплексной автоматизации на основе информационных технологий. Компьютер и компьютерные сети все чаще применяются для автоматизации производственных процессов и могут стать существенной составной частью будущих сетей, базисом для разработок, которые в ближайшем будущем приобретут большую
* Поляков Александр Александрович - доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой информационных технологий в управлении факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.
значимость. Быстрый рост сложности и размеров комплексов, программ при одновременном повышении ответственности выполняемых функций резко повысил требования к их качеству и надежности функционирования. Однако многие проекты оказываются неудачными или терпят полный провал из-за недостаточной компетентности привлекаемых разработчиков и не случайно, в практическую плоскость, поставлен вопрос о создании в экономически развитых странах электронного правительства (ЭП).
Движение к созданию ЭП получило нормативную базу в 2000 году в виде Окинавской хартии Глобального информационного общества. Россия, как «подписант» взяла на себя обязательства способствовать распространению информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) и преодолению цифрового разрыва, угрожающего многократно усилить существующее социальное и экономическое неравенство в мире. В Росси ИКТ-сектор начинает играть все большую роль в экономике и политике страны; российские магистральные линии связи рассматриваются как часть глобального инфокоммуникационного пространства. К сожалению, в стране пока недостаточно движущих сил развития ИКТ, транснациональных производителей информационно-коммуникационных продуктов, услуг и решений, которые заставляют остальные правительства большой Восьмерки так жестко настаивать на приоритетном развитии ИКТ во всем мире.
Суммируя существующие определения ЭП (еОоуегпшеп1;) можно сказать, что они предусматривают осуществление комплекса инициатив, обеспечивающих трансформацию «традиционного» правительства в «электронное», т.е. в правительство, обладающее новыми качествами (открытостью, ответственностью, эффективностью) в сфере получения полезных результатов своей деятельности и предоставления их в качестве услуг — оказания услуг гражданам и от их имени, а также частным компаниям и стране в целом, благодаря использованию достижений информационных технологий2.
Рассмотрены этапы решения проблем связанных с созданием основ информационного общества.
Этап I. Меры по созданию основ информационного общества в ЕС
Для иллюстрации серьезности подхода к проблеме создания ЭП достаточно привести основные документы Европейского Союза в этом направлении. В настоящее время Европейским Союзом предпринимается комплекс мер, целью которых является вывести к 2010 году экономику Евросоюза на передовые позиции в мире путем построения в масштабах единой Европы наиболее конкурентоспособного и динамично развивающегося общества, основанного на знаниях при общем улучшении условий труда и уровня социального благополучия. Предусмотрена выработка целого ряда согласованных концепций, таких как «Европейская стратегия занятости», «Европейское исследовательское пространство» и др., основанных на объединении ресурсов (людских, финансовых, технических, информационных и т.п.) стран-членов ЕС при реализации скоординированных национальных и общеевропейских программ. Общим элементов этих концепций является признание важности роли, которую в современном обществе играет информационная и телекоммуникационная инфраструктура, на базе которой формируется широкий спектр услуг по предоставлению доступа к огромному массиву информационных ресурсов в различных областях человеческой деятельности. Идеологи европейской интеграции убеждены, что информационное общество располагает значительным и пока еще неосвоенным потенциалом в плане улучшения условий жизни. Этот потенциал возрастает вместе с развитием производительности различных
вычислительных платформ и возможностью объединения их ресурсов посредством использования широкополосных каналов связи, включая цифровое телевидение и мобильную связь третьего поколения.
Появление новых информационных услуг и бизнес-приложений приводит к созданию новых рынков и обеспечивает возможность роста производительности труда и, соответственно, экономическому подъему и повышению занятости в экономике. Для бытовых применений это будет означать возможность получения более удобного доступа к информации и средствам связи. Именно на решение этих задач была нацелена и первая программа «Электронная Европа 2002 - информационное общество для всех», одобренная Евросоюзом в 2000 году. Программа включала в себя разработку комплекса мер для реализации стратегии создания общества, построенного на знаниях. Мероприяти программы были сгруппированы в две группы:
- стимулирование расширения рынка услуг, бизнес-приложений и развития информационных ресурсов как для правительственных и общественных организаций, так и для нужд промышленности и коммерции;
- обеспечение совершенствования технологической базы телекоммуникационной инфраструктуры и решение вопросов ее надежности и безопасности информации.
Разработчики программы выделили 3 направления деятельности, в которых страны-члены ЕС должны были сконцентрировать свои усилия.
1. Снижение стоимости, повышение скорости и безопасности Интернет, в том
числе:
- снижение стоимости и повышение скорости доступа к Интернет (модификация GPRS и EDGE технологий и сети 3 поколения);
- высокоскоростной (2,5 Гбит/сек) Интернет для исследователей и студентов;
- безопасные сети и интеллектуальные карты;
2. Инвестирование в развитие людских ресурсов и профессиональной квалификации, в том числе:
- европейская молодежь в цифровой век;
- новые методы работы в обществе, основанном на знаниях;
- обеспечение участия всего общества в основанной на знаниях европейской экономике;
3. Стимулирование использования Интернет, в том числе:
- дальнейшее развитие электронной коммерции;
- правительство on-line: электронный доступ к государственным службам;
- здравоохранение on-line (телемедицина);
- европейские информационные ресурсы для глобальных сетей;
- интеллектуальные системы транспорта.
Мероприятия в рамках первого направления были направлены на предоставление гражданам Европы широкого доступа к высокопроизводительным и широкополосным каналам связи в масштабах всего Евросоюза, развитию сетевых систем на базе интернет-протокола IPv6, доступа к GRID-технологиям при одновременном обеспечении безопасности каналов связи и конфиденциальности передаваемой по ним информации.
В рамках второго и третьего кластера Евросоюз решал задачи по созданию предпосылок для развития базовых компонент направлений «Информационного общества», получивших в дальнейшем названия «Электронное правительство», «Электронное здравоохранение», «Электронное образование», «Электронный бизнес».
Логическим продолжением «Электронной Европы 2002» стала программа «Электронная Европа 2005» с той разницей, что были определены более практические цели и источники финансирования. Реализация программы «Электронная Европа 2005» должна привести к появлению в Европе:
- современных государственных служб, допускающих взаимодействие с гражданами в режиме реального времени;
- электронного правительства;
- системы электронного образования;
- системы электронного здравоохранения;
- динамичной среды электронного бизнеса;
на базе наличия и использования:
- широких возможностей по доступу к высокопроизводительным и широкополосным сетям по конкурентоспособным (низким) ценам;
- надежной и безопасной информационной инфраструктуры.
Ключевой является программа «Электронное образование», т.к. повышение качества и эффективности общего и профессионального образования рассматривается ЕС в качестве ключевого элемента обеспечения наличия квалифицированных трудовых и исследовательских кадров, недостаток которых сказывается уже в настоящее время и на которые прогнозируется резкое повышение спроса в самой ближайшей перспективе. Осознание важности обозначенной проблемы выразилось в том, что программа «Электронное образование» была выделена в отдельное стратегическое направление и на ее реализацию в 2004-2006 гг. запланировано выделить средства в объеме 36 млн. евро из бюджета Комиссии ЕС1.
В программе «Электронное образование» были определены вполне конкретные результаты и сроки, которые на сегодня практически все реализованы. Во-первых, ускорено развертывание в общеевропейском масштабе высокопроизводительной инфраструктуры при обеспечении низкой стоимости доступа. В частности, обеспечение всех школ и университетов в масштабах ЕС свободным доступом к интернет и мультимедийным ресурсам к концу 2003 года и оборудование всех классных комнат высокоскоростным интернет-соединением к концу 2005 года, практически завершено.
Этап II. Роль и стратегическое значение ИКТ в развитии российского общества3
2.1. Перспективы информационных технологий в РФ.
Как следует из вышесказанного, информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) во всем мире признаны ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие
1 Одним из финансовых источников для реализации программы «Электронная Европа 2005» является бюджет 6-й Рамочной программы Евросоюза по научным исследованиям и технологическому развитию 2003-2006 гг. На поддержку исследовательской и инновационной деятельности в области технологий информационного общества в данной программе ЕС направляет свыше 3.6 млрд. евро. В качестве дополнительных источников
финансирования проектов программы «Электронная Европа» ЕС рассматривает бюджеты европейских программ «eTEN» (создание трансевропейской информационной сети), «IDA», «eCONTENT», а также средства Европейского Фонда Регионального Развития, Европейского Социального Фонда и Европейского Инвестиционного Банка, предусмотренные на поддержку инновационных программ в области информатизации, оцениваемые на уровне 50-70 млрд. евро на 2003-2006 гг.
В дополнение к этим средствам ЕС планирует направить на реализацию проектов развития информационных технологий по разделу «Электронного образования» 360 млн. евро из бюджета в 6-й Рамочной программы.
десятилетия будут являться основным двигателем научно-технического прогресса и экономического роста, важным фактором социальной стабильности в обществе. Сохранение высокого научного потенциала в области перспективных информационных технологий жизненно важно для обеспечения реальной технологической независимости и информационной безопасности страны, а значит и будущего развития ее экономики, полноправного участия в мировом сообществе.
Темпы роста ранка ИКТ, несмотря на все сложности в развитии мировой экономики составляют около 9,5% в среднем за год, и уже в 2008 году его объем составит 2 триллиона долларов США. При этом прирост рынка программного обеспечения составляет 14%. Только рынок офшорного программирования, наиболее открытый с точки зрения возможностей вхождения в него превысит в 2005 году 100 миллиардов долларов, из которых на долю США приходится более 40%.
В связи с этим сегодня дополнительная потребность в специалистах по ИКТ в мире оценивается цифрой более 500 000 человек.
Возрастающая макроэкономическая роль ИКТ, их развитие и внедрение самым непосредственным образом влияет на состояние экономики всех стран мира, уровень их промышленного и социального развития, и, следовательно, на мировые экономические и политические отношения. По прогнозам, уже в 2010 году доля занятых в секторе ИКТ в развитых странах может превысить 50%.
Отметим, отличительные особенности этого сектора технологий:
- ИКТ-технологии входят в первую десятку приоритетов всех развитых стран;
- практически во всех развитых и в большинстве развивающихся странах приняты национальные программы создания и развития ИКТ, имеющие высокий приоритет в государственной политике и законодательную поддержку;
- недостаточность развития ИКТ является существенным сдерживающим фактором прогресса во всех без исключения областях;
- меры, предпринимаемые различными странами в области развития и внедрения ИКТ, в значительной степени аналогичны, так же аналогичны и наиболее приоритетные вопросы в рамках всего спектра ИКТ;
- лидирующее положение в этом секторе занимают страны, обладающие высокоразвитым интеллектуальным потенциалом;
- ни одна из стран мира не может развивать ИКТ в отрыве от мирового сообщества;
- развитые страны (Германия, США, Япония, Канада и др.) испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах (в первую очередь, в программистах с фундаментальным математическим образованием), они ориентируются на привлечение таких специалистов из Индии, России и других стран;
- формирование ИКТ как самостоятельной отрасли требует концентрации профессиональных знаний, соответствующей технологической базы для их опережающего развития и специальной образовательной политики;
- рынок ИКТ - один из самых крупных и динамичных;
- высокая степень «привлекательности» и «выгодности» ИКТ-сектора экономики: высокий уровень образования, квалифицированные и «комфортные» рабочие места, высокий уровень прироста.
2.1.1. В геополитическом плане сегодня наблюдается процесс информационной глобализации общества на основе развития информационно-телекоммуникационных сетей и создания единого мирового информационного пространства. Степень включенности страны в
это пространство определяет сегодня не только ее положение в мировом сообществе, но и возможности для дальнейшего экономического, интеллектуального и научно-технического развития.
Для равноправного партнерства с основными участниками этого пространства необходимо иметь современную информационную инфраструктуру, информационные ресурсы, средства информатизации и информационные технологии. Однако этого мало. Необходимо также современное законодательство и правовое обеспечение.
2.1.2. Роль информационных технологий в сфере образования быстро возрастает, они становятся здесь ключевым фактором для сохранения и развития интеллектуальных ресурсов общества, подготовки и переподготовки специалистов необходимого профиля, в том числе на основе методов дистанционного образования.
2.1.3. Информационные технологии являются катализатором развития промышленности, в значительной части определяют ее эффективности и конкурентоспособность производимой продукции. Сегодня при организации промышленного производства широко используются интегрированные информационные технологии. Они охватывают процессы проектирования, создания, испытаний, и также управления производством. При этом информационные технологии встраиваются в конечную продукцию.
2.1.4. Уже сформирован и стремительно развивается мировой информационный рынок. Товаром на нем является информационные продукты, услуги и технологии. Стремительно расширяются объемы электронной торговли и, в первую очередь, через сеть Интернет.
2.1.5. Развитие информационных технологий сегодня имеет исключительно важное значение для информационных коммуникаций, культуры и демократизации общества. В современном обществе без этого невозможно обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею.
2.1.7. Управление государственными структурами различных уровней требует использования современных и унифицированных технологий подготовки и принятия решений, контроля за их исполнением. Особенно остро стоит эта проблема в условиях чрезвычайных ситуаций. Для России с ее огромной территорией и высоким уровнем износа оборудования эта проблема является особенно важной.
2.1.8. Уровень развития информационных технологий в значительной степени определяет обороноспособность страны и ее возможности по обеспечению национальной безопасности и, в первую очередь, информационную безопасность.
Этап III. Развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий в России
3.1. Состояние ИКТ в России.
К моменту начала преобразования в России состояние ИКТ было на грани катастрофического; отставание от передовых стран можно было измерить сотнями, а по некоторым аспектам, тысячами раз. Не перешагнуть эту грань помогли потребности нарождающихся структур, в первую очередь, в персональных компьютерах, системах связи и программном обеспечении к ним (по сути, это были одни из первых реальных рынков в России).
В последние годы рынок ИКТ в России вырос и качественно и количественно. Тем не менее, несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия не смогла обеспечить существенного сокращения разрыва с промышленно-развитыми странами в уровне информатизации экономики и общества. Об это говорят в частности следующие цифры, по состоянию на 2003-2004 годы по различным источникам:
- 700-800 российских ИКТ компаний имеют оборот около 2,0 млрд. долларов (приблизительно в 200 раз меньше, чем в США);
- компьютерный парк в 20 раз меньше, чем в США.
Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем, недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, науке и образовании, развитии производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся:
- несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;
- недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;
- барьеры на пути вхождения российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки из-за недостатков в регулировании экономической деятельности;
- высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.
3.2. Необходимость собственного высокотехнологического производства в области
ИКТ.
Опыт развитых стран показывает, что выход на наукоемкий мировой рынок невозможен без организации собственного высокотехнологического производства, в области ИКТ, основанного на:
- наличии высококвалифицированных кадров;
- фундаментальной и прикладной науке;
- востребованности (наличии рынка) производства в наукоемких разработка в области
ИКТ;
- поддержки развития ИКТ на государственном уровне.
В нашей стране существует необходимый интеллектуальный потенциал для развития отечественных разработок в области информационных технологий, отвечающих современным требованиям. Примерами таких разработок могут служить крупномасштабные и региональные информационно-телекоммуникационные сети и системы, мобильные системы связи и навигации, высокопроизводительные вычислительные системы и технологии, интегрированные промышленные автоматизированные системы, интеллектуальные информационные технологии подготовки принятия решений, а также обеспечения защиты информации.
По оценкам экспертов Россия имеет хорошие позиции в области криптографии, распознавания образов и обработки изображений, разработки и программного обеспечения для систем связи, языков и систем программирования, сетевых технологий и Интернет-дизайна, баз данных и крупномасштабных хранилищ данных, биоинформатики, гидро- и аэродинамики, физики конденсированного состояния, ядерной физики, наук о Земле, моделирования материалов. И т.д. Наконец, Россия по-прежнему обладает достаточным количеством высококвалифицированных специалистов: в стране приходится примерно 29 исследователей в технических науках на 10 тысяч жителей - против 1,5 в Индии.
В этих областях наша страна имеет наибольший потенциал, который уже получил признание за рубежом. Однако для использования этого потенциала также необходима эффективная и последовательная государственная политика.
Это направление политики должно стать приоритетным на ближайшие 20-30 лет и активно поддерживаться не только на экономическом уровне, но и путем соответствующей ориентации общественного сознания. При этом представляется исключительно важным дать новый импульс развитию информационной культуры российского общества, как основы культуры XXI века.
3.3. Процессы развития и внедрения ИКТ.
В настоящее время процессы развития и внедрения ИКТ активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ.
Системообразующей основой внедрения ИКТ в научную, научно-техническую и образовательную деятельность в России служат федеральные и целевые программы, национальные проекты по приоритетным направлениям развития страны, к которым в первую очередь относятся: «Электронная Россия (2002-2010 годы), «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы» и некоторые другие.
Этап IV. Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в научную и научно-техническую деятельность
4.1. Высокопроизводительные вычисления и суперкомпьютерные приложения. В результате осуществления масштабного комплекса работ Россия к 2003 году, опережая страны ЕС, стала 3-й в мире страной, выполнившей разработку суперЭВМ терафлопной производительности. Высокий научно-технический уровень этой разработки характеризуется тем, что данная система вошла на момент ввода в эксплуатацию в число 30 наиболее мощных суперЭВМ в мире.
Проведение этой разработки позволило укрепить научно-технический и стратегический потенциал страны и обеспечило решение ряда ключевых проблем:
- преодолены негативные факторы, связанные с ограничением на поставку в Россию мощных ЭВМ (МВС 1000М превосходит по производительности допустимые для ввоза в Россию вычислительные системы в 50-100 раз);
- цена системы снижена в 5-10 раз по сравнению с зарубежными аналогами;
- обеспечена возможность полномасштабного удаленного доступа пользователей к
ресурсам вычислительной системы (для закупаемых суперЭВМ удаленный доступ, как
правило, ограничен);
- освоено построение масштабируемых вычислительных систем, включающих 100 и
более процессоров.
4.2. Компьютерная сеть для организаций науки и высшей школы.
Возникшие на базе компьютерных сетей современные формы научных коммуникаций с интерактивным доступом к удаленным информационно-вычислительным ресурсам открыли принципиально новые возможности организации научной деятельности. На сегодняшний день использование компьютерных сетей стало неотъемлемой составляющей научных исследований.
В настоящее время компьютерная сеть науки и высшей школы охватывает ведущие организации этой сферы, включая государственную систему научно-технической информации в подавляющем большинстве административных центров Российской Федерации, обеспечивает «связанность» до 40 центров высокопроизводительных вычислений.
Научная компьютерная сеть сформирована на основе Интернет-технологий, использует существующую систему цифровых каналов связи общего пользования и вписывается в общую задачу развития единого информационно-телекоммуникационного пространства России, являясь ее составной частью.
Реализация этих работ позволила преодолеть отставание в области использования «Интернет» в научно-технической сфере и обеспечила предпосылки для развития информационного обмена на качественно новом уровне.
4.3. Развитие и пилотное использование перспективны сетевых технологий и приложений нового поколения.
В настоящее время идет ускоренный процесс формирования глобальной информационной инфраструктуры. Катализатором и движущей силой этого процесса становятся компьютерные сети нового поколения и их перспективные приложения.
Дальнейшее развитие этого направления нацелено на достижение принципиально нового качественного уровня информационного обеспечения в научно-технической сфере и связано с освоением перспективных информационно-телекоммуникационных технологий и сетевых приложений. В первую очередь это обеспечение доступа России к международным высокоскоростным каналам связи, ориентированным на суперкомпьютерных приложений, такие как: For Advanced Science and Technology Network (Fastnet в США), GEANT в Европе, другим сетям нового поколения (Next Generation Internet).
Этап V. Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в учебный процесс
5. ¡.Задачи.
Внедрение ИКТ в сфере образования является необходимым условием обеспечения:
- широкой доступности образования;
- практической реализации принципов открытости и непрерывности образования;
- повышения эффективности обучения за счет обеспечения доступа образовательных учреждений и отдельных граждан к современным электронным образовательным информационным ресурсам и средствам поддержки учебного процесса;
- совершенствования процесса развития научных исследований и опытно-конструкторских работ в высших учебных заведениях;
- повышения эффективности управления сферой образования;
- развития международной кооперации в сфере образования и науки, экспорта российского образования.
Традиционное образование, опирающееся только на классические формы обучения не в состоянии справиться с растущими требованиями к качеству подготовки специалистов и школьников в информационном обществе, обеспечить соответствующую его потребностям кадровую политику. В се большее значение в развитых странах приобретают формы обучения, базирующиеся на широком использовании информационно-коммуникационных технологий.
Основными требованиями сдерживающими до недавнего времени внедрение ИКТ в образовательный процесс являлись:
- слабая оснащенность образовательных учреждений современными средствами вычислительной техники;
- слабое кадровое обеспечение школ специалистами в области информатики;
- незначительное количество школ имеющих полноценное подключение к Интернет.
В настоящее время Россия существенно отстает от развитых стран запада как по количеству имеющих доступ в глобальные телекоммуникационные сети образовательных учреждений, так и по скоростным характеристикам используемых для этого каналов. Особенно это отставание заметно в сфере среднего общего образования. В настоящее время далеко не каждая школа России имеет Интернет-доступ, в то время как в США эта цифра составляет 98%, причем особенно остро эта оторванность от основных источников информации чувствуется в сельских школах. При этом, если для школ США характерен широкополосный Интернет-доступ от 512 Кбит/сек. И выше, то в России эта величина, как правило, не превосходит 33.4-56 Кбит/сек. Малые емкости каналов резко ограничивают число пользователей Интернет в каждом образовательным учреждении, снижают эффективность использования телекоммуникационных возможностей в учебном процессе и научных исследованиях, делают невозможным использование удаленных ресурсов и приложений, требующих высоких скоростей доступа. Опыт использования телекоммуникационных сетей в развитых зарубежных государствах говорит о том, что наряду с традиционными компьютерными данными в сфере образования все большую долю трафика начинают составлять данные мультимедиа характера.
5.2. Использования ИКТ в учебном процессе.
Ситуация в области использования ИКТ в учебном процессе стала меняться с принятием и началом реализации ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», в рамках которой в частности в 2001-2003 годах осуществлена поставка современных компьютеров и компьютерных классов во все учреждения среднего общего образования, осуществлена подготовка учителей в области Информатики, учителей предметников, осуществлено создание системы федеральных образовательных порталов, электронных библиотек, ресурсных центров, широкомасштабное подключение образовательных учреждений к сети Интернет.
Очевидно, что при решении задач обеспечения доступа учебных заведений к информационным образовательным ресурсам необходимо максимально эффективно использовать существующую телекоммуникационную структуру сферы образования и науки. При этом в полной мере может быть использован потенциал ведущих региональных вузов,
которые должны стать опорными ресурсными центрами, обеспечивающими эффективный доступ к информационным образовательным ресурсам для всей системы образования, стать технологической базой для консультационных и сервисных услуг.
5.3. Стратегия внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
Государственная стратегия внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс должна предусматривать достижение следующих целей: обеспечение широкого и свободного доступа учащихся к информационным технологиям в школе и дома.
Особое значение при этом играет качество доступа в Интернет. Медленное и ненадежное соединение, которое не обеспечивает интерактивности и богатого мультимедийного содержания не может удовлетворить современные потребности. Важно обеспечить всех учащихся равными возможностями доступа к современным образовательным технологиям и их использования, ликвидировать «цифровой разрыв» между этими возможностями в промышленных и сельских, центральных и удаленных от центра регионах нашей страны.
Необходимо обеспечить эффективное использование информационных технологий всеми преподавателями, с тем чтобы помочь учащимся получить образование в соответствии с современными образовательными стандартами.
Проблема состоит в том, что большинство учителей обучалось и обучается по моделям, которые далеко отстали от требований сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. Для ее решения далеко не достаточно предоставить учителям широкий доступ к новым технологиям преподавания и обучения. Сама подготовка и переподготовка учителей в области использования новых информационно-телекоммуникационных технологий должна быть существенно усовершенствована как качественно, так и с точки зрения широты охвата преподавательского состава.
Все учащиеся должны освоить навыки работы с новыми информационными технологиями.
Необходимость развития у учащихся тех навыков, которые потребуются им для полноценного участия в жизни общества при постоянном росте его технологизации должна стать главным приоритетом системы образования. Одним из важных шагов в этом направлении должно стать включение технологической и информационной грамотности в государственные образовательные стандарты.
Необходимо трансформировать учебный процесс в соответствии новым цифровым содержанием и сетевыми приложениями.
ИКТ открывают возможности существенного улучшения учебного процесса, помогая учащимся воспринимать трудные для понимания концепции, становиться активными участниками учебного процесса. Использование ИКТ должно способствовать изменению подходов к обучению. Для того чтобы эти перемены привели к расширению возможностей учащихся, необходимо чтобы и инструменты ИКТ и сетевые ресурсы отличались высоким качеством и с точки зрения методологии обучения и с точки зрения педагогической эффективности.
5.4. Основания для решения вопросов подготовки специалистов в области ИКТ.
Важной особенностью сферы образования в особенности высшего является то, что она
представляет собой не только потребителя, но и источник развития информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов.
Высокий потенциал российской системы образования в этой области характеризуется в частности призовыми местами, которые на протяжении многих последних лет российские команды студентов и школьников занимают на международных олимпиадах по информационным технологиям, программированию и информатике.
В настоящее время в России всего около 250 примерно из 900 российских вузов (государственных и негосударственных) готовят специалистов области информационных технологий. Общее число студентов на таких специальностях не превышает 100 тыс. человек (из более чем 3,5 миллионов студентов, включая заочных). Кроме того, имеющее место вымывание квалифицированных преподавательских кадров в сфере ИКТ в коммерческий сектор приводит к снижению уровня подготовки специалистов, дисбалансу между спросом и предложением по важнейшим направлениям ИКТ.
5.5. Задачи подготовки специалистов в области ИТ - технологий.
Стимулирование развития образования специалистов в области ИКТ должно включать:
- разработку программы развития системы подготовки специалистов в области ИКТ, в том числе за счет значительного расширения набора студентов по ИКТ-специальностям, сокращения объемов подготовки специалистов по техническим специальностям с очевидным избытком предложения на внутреннем рынке труда, развития системы образовательных кредитов;
- модернизацию образовательных стандартов по информатике и связанным областям знаний при их согласовании с международными стандартами;
- разработку программ повышения квалификации преподавателей в области информатики;
- ускорение реализации реформы высшего и среднего специального образования, развитие системы кредитования высшего образования;
- инициирование государством изменения структуры подготовки специалистов в области ИКТ в пользу специалистов в области программирования; инвестирование государством значительных средств в повышение качества высшего образования как необходимой предпосылки роста отечественного конкурентоспособности сектора ИКТ.
Одним из первых мероприятий в этом направлении может быть создание сети «ИТ-технопарков», интегрирующих индустрию, науку, образование и формирующих высококачественную инфраструктуру с современным оборудованием и средствами связи, необходимую для создания ИТ-продукции на экспорт. Основной задачей технопарков должно стать обеспечение благоприятных инфраструктурных условий для разработки и экспорта. При этом, необходимо отметить, что взрывной рост объемов информации на российском рынке привел к существенному увеличению поставок систем хранения данных и ПО для обеспечения полного управления жизненным циклом информации. Масштабы роста позволяют говорить о переходе России к качественно новой концепции построения ИТ-инфраструктуры предприятия, в которой главную роль играют данные. Utility Computing (UC) - концепция управления жизненным циклом информации, подразумевающая отношение к данным как централизованно управляемым ИТ-ресурсам.
В этой концепции данные играют ключевую роль как главное содержимое ИС и ее основная ценность.
5.6. Базовые знания по ИС.
Образование должно успевать за происходящими изменениями. Например, при подготовке по любым специальностям «менеджмента» необходимо обеспечить:
- знания для понимания логики InterNet/IntraNet технологий в управлении;
- логику построения 3-х уровневого информационного сервера (HTTP-сервер, сервер приложений, сервер баз данных);
- порядок взаимодействия «универсального клиента» (рабочие места различного уровня) с информационны сервером (CGI. JavaScript, тенология Java);
- опережающее изучение перспективных технологий: сети хранения данных (SAN), неоднородные среды хранения, «кеширование» и т. п.;
- основы сетевых технологий.
5.7. Корпоративные ИС.
Исходя из принятого нами определения ИС, любая организация - это совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках деятельности предприятия или организации, а также информационно, обмениваясь данными (документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д.). Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным. Подобное рассмотрение справедливо практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они не занимались - для правительственного учреждения, банка, промышленного предприятия, коммерческой фирмы и т.д. Такой подход позволяет сформулировать некоторые общие принципы построения корпоративных информационных систем, т. е. информационных систем в масштабе всей организации, в том числе и распределенных систем.
Логично предположить, что преподавание по ИТ - специальностям и ИТ -менеджменту должно исходить из понимания логики построения корпоративной информационной системы включающей обязательные этапы:
- инвентаризация информационной инфраструктуры предприятия;
- выбор архитектуры ИС и аппаратно-программные средства ее реализации, т. е. выбор и/или разработка подсистемы ИС - систему управления корпоративной базой данных; систему автоматизации делопроизводства и документооборота; систему поддержки принятия решений; систему информационной безопасности и др.;
- Выбор специализированных прикладных программных средств и др.
Заключение
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для решения обозначенных в работе проблем необходимо формирование единого информационного пространства России и, в государственном управлении и, в образовании и, в бизнесе. Сегодня необходимо выделение этой задачи как приоритетной, необходима разработка активной долгосрочной государственной политики в сфере ИТ. Необходимы в частности специальные государственные мероприятия, которые предусматривали бы налоговое, законодательное и инвестиционное стимулирование этой области. Какие бы стороны использования ИС в управлении мы не рассматривали, очевидно, что доминирующей тенденцией дальнейшего развития современного общества и перехода к информационному является смена труда и его результатов подавляющей частью занятого населения, т.к. ими становятся информационные ресурсы и научные знания. В этих условиях, прежде всего, система образования должна принципиально изменить методологическую и мировоззренческую составляющие. Методология должна органично включить организацию учебного процесса не как передачу и
усвоение знаний, а как обучение приемам нахождения информации и знаний, т. е. осуществить переход к образованию через всю жизнь в мировом информационном пространстве. Мировоззренческая составляющая на основе решения взаимоувязанных проблем: синтеза знаний по информационным системам; позиционирования фундаментального значения информационных технологий в современной науке; формирования подходов по сглаживанию социальных последствий информатизации общества; выработки концептуальных подходов по социальной адаптации к жизни в информационном обществе сообществ людей и различных социальных групп, выработке стратегии развития цивилизации и отдельных сообществ без катастрофически увеличивающегося цифрового разрыва между отдельными группами государств и слоями населения позволит разработать стратегию устойчивого развития, как отдельных групп населения, так и общества в целом.
Литература
Кочаловская М.Р. Энциклопедия технологий баз данных «Финансы и статистика». М., 2002.
Информационные бюллетени Microsoft, серия «государство в XXI веке - eGavernment», за 2000-2004 гг.
Башмаков А.И., Грачев В.А., Жедяевский Д.Н., Нечипоренко В.П., Поляков А.А., Попов В.В., Путилов А.В. Значение и место кодификации знаний в развитии экономики, основанной на знаниях// Наука и высокие технологии № 1, 2002, с. 3-9.
Поляков А.А. Технологии информационного общества // Международная научно-техническая конференция. Известия вузов. Информационные технологии в науке, образовании и производстве, том 1, Орел 2004, с.14-21.
Поляков А.А. Подготовка и переподготовка ИТ-кадров. Проблемы и перспективы // Горячая линия-Телеком, под редакцией Коршунова С.В., Гузенкова В.Н. Москва, 2005.
Седякин В.П, Катерев А.И., Шлыков О.В. под общей редакцией Полякова А.А. Электронные образовательные информационные ресурсы // Справочное пособие. М., 2003, с.152.
Поляков А. А. председатель редакционного совета/Вестник информационных технологий в образовании // Сборник учебного методических и научных работ, выпуск 1, М., 2005, с.268.