№ 5'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ISSN ON-LINE 2409-6652 _vestnik.mgup.ru
УДК 004.5
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Арсентьев Дмитрий Андреевич
доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А admin@hi-edu. гы
Грицук Алексей Викторович
магистрант кафедры информатики и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А рк. [email protected]
Аннотация. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны применения дистанционного образования в вузах, виды информационных технологий, применяемых для его реализации.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, тьютор, кейс-технологии, интернет обучение.
Современные информационные технологии позволяют проводить учебный процесс дистанционно [12]. Технологии, широко применяемые в дистанционном обучении, можно разделить на три вида [10-12]. Первым видом является кейс-технология, которая основывается на бумажных носителях. К данному виду относятся учебно-методические пособия, которые также называют учебными тетрадями. Обычно они сопровождаются тьютором, который поддерживает все возможные виды связи со студентами. То есть студент может позвонить на мобильный телефон своему тьютору, чтобы проконсультироваться по тому или иному вопросу. Тьютор может даже встречаться со студентами в учебных центрах или консультационных пунктах [1]. Следующим видом является телевизионно-спутниковая технология. Она весьма дорогая, а потому не пользуется большим спросом. К тому же она обладает плохой интерактивностью, а значит, практически не имеет обратной связи. Третий вид представляет собой сетевую технологию, т.е. интернет-обучение. Обычно в процессе обучения на расстоянии в разных пропорциях используются все перечисленные выше виды технологий дистанционного обучения.
Использование дистанционных образовательных технологий позволяет существенно снизить нагрузку на преподавателя, в результате чего один преподаватель может вести одновременное обучения большего количества студентов, чем при очном обучении, число людей, обучающихся на одних и тех же программах в одном и том же университете, определяется только характеристиками коммуникационного оборудования [2].
Студенты, обучающиеся дистанционно, могут сами решать, сколько времени в течение семестра уделять изучению материала, т.е. строить для себя индивидуальный график обучения. Некоторые вузы дают своим студентом возможность приостанавливать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без
необходимости снова оплачивать образовательные услуги [3].
Относительная дешевизна получения знаний - еще один плюс дистанционного образования. Получение диплома университета в среднем обойдется приблизительно в три раза дешевле очного обучения. Правда, пока еще достаточно мало вузов предлагает дистанционное обучение в чистом виде. Но к этому все идет.
Из минусов дистанционного образования можно отметить:
• необходимость в сильной мотивации. Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем;
• дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует [5-9]. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде;
• недостаток практических знаний. Дистанционное обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики;
• проблема распознавания пользователя. Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы [4].
№ 5'2015 ВЕСТНИК МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
ISSN ON-LINE 2409-6652 _vestnik.mgup.ru
Дистанционное обучение все больше применяется в сфере дополнительного образования. Оно идеально подходит для тех, кто хочет получить второе высшее образование, пройти профпереподготовку, повысить квалификацию. Учиться будет нетрудно - у обучаемого уже есть наработанная база знаний, которую он получил, будучи обычным студентом, он имеет азы профессии. Сроки учебы зависят от избранной специальности. В основном это от 3,5 до 5 лет. Так как человек обучается по индивидуальной программе и не зависит от общего утвержденного плана, сроки обучения по сравнению с другими традиционными формами образования укорачиваются.
Во всех вузах, предоставляющих возможность дистанционного образования, по завершению обучения выдается документ, и он имеет все законные права наравне с обычным дипломом об окончании вуза.
Надо отметить, что при дистанционном образовании выбор специальностей не такой обширный — преимущественно они связаны с коммерцией или с компьютерными технологиями.
Не всем подходит дистанционное обучение: если человек лучше воспринимает информацию на слух, то такое обучение может показаться скучным и трудным. Если кто-то не может променять живое общение с преподавателем и другими студентами на переписку по электронной почте, интернет-образование вряд ли ему подойдет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арсентьев Д.А., Демидов Д.Г. Тьюторство в окрытом образовании // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2009.- № 12. — С. 104-107.
2. Арсентьев Д.А. Карпов А.С. Методологические основы разработки мультимедийных курсов для дистанционного обучения // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2012. - № 8. — С. 169-172.
3. Арсентьев Д.А., Ермилов А.И., Пашков П.С. Разработка информационно -образовательного портала для ИОО МГУП // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2015. - № 1. — С.
4. Байдукова Л.Д., Богатырева Ж.В. Проблемы социализации личности в условиях дистанционного образования - V Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2013 г.).
5. Зотов В.А., Демидов Д.Г. Оценка эффективности систем электронного обучения // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2013. — № 9. - С. 4850.
6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. — М., 1981.
7. Ostroukh, A.V., Popov, D.I., Demidov, D.G. Surkova, N.E. Development of the rules base for an expert system choice adaptive learning strategy // ARPN Journal of En-gineering and Applied Sciences. Vol.10. NO.10. June 2015. P. 4430-4435.
8. Демидов Д.Г. Адаптивный метод комплексной оценки знаний при аттестации персонала предприятий // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2010. - № 3. - С. 68-77.
9. Демидов Д.Г., Виноградов Д.В. Использование TinCan API в электронном обучении // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2013 — № 9. -С. 32-33.
10. Попов Д.И., Якубовский К.И., Демидов Д.Г. Нечеткая модель выбора тестовых заданий для аттестации персонала полиграфических предприятий // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2014. — № 3. — С. 3-9.
11. Попов Д.И., Арсентьев Д.А. Выбор алгоритмов оценки результатов тестирования // В мире научных открытий. — 2011. — № 9. — С. 60-65.
12. Попов Д.И. Методы и технологии поддержки открытого образования на основе интеллектуальной информационно-образовательной среды дистанционного обучения. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 168 с.
INFORMATION SYSTEMS IN DISTANCE EDUCATION
Dmitriy Andreevich Arsentyev
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Aleksey Viktorovich Gritsuk
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A
Annotation. The paper considers the positive and negative aspects of remote way-tion in higher education, types of information technologies used to implement it.
Keywords: Distance education technology, tutor, case-technologies, online learning.