НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Антопольский А.Б.
д.т.н. гл.н.с. ИНИОН РАН
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ И НАУКОВЕДЕНИЯ
В РОССИИ1
Ключевые слова: информационные ресурсы, научно-техническая информация, ГСНТИ, управление наукой, науковедение.
Введение
Для задач управления наукой, так же как для науковедения, традиционно использовались информационные ресурсы, которые принято называть научно-технической информацией (НТИ). До реформ 1990-х гг. НТИ создавали и использовали множество учреждений, которые образовывали Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ).
ГСНТИ была, безусловно, одним из существенных достижений советской информатики. ГСНТИ отличалась практически полным общегосударственным охватом, включением всех существенных информационных потоков, разумным разделением труда между участниками и использованием современных на тот момент информационных технологий. Важную роль играла головная организация ГСНТИ - ВИНИТИ РАН, которая реально организовывала многие общесистемные проекты. Основу ГСНТИ составляли общегосударственные центры НТИ, осуществлявшие обработку практически тотального мирового потока информации и генерирующие централизованные информационные продукты (прежде всего, реферативные издания и базы данных). Далее эти продукты распределялись по отраслям и регионам, пополняясь одновременно информационными продуктами соответственно отраслевого и регионального происхождения.
В рамках ГСНТИ было реализовано достаточно много таких общих решений, некоторые из них сохранили свое значение до сих пор, например, Государственный рубрикатор научно- технической информации, комплекс стандартов СИБИД и др.
Однако с началом реформ начала 1990-х годов деятельность ГСНТИ как системы стала очевидным образом деградировать, будучи несовместимой с той системой управления наукой и народным хозяйством в целом, которая сложилась в ходе трансформаций последних 30 лет.
Постановка задачи
В настоящее время российская сфера НТИ представляет собой хаотическое множество дублирующих друг друга информационных служб и продуктов, не имеющее никакой координации и в то же время имеющее множество лакун. К сожалению, даже Национальный проект «Наука», одно из направлений которого - это развитие научной инфраструктуры, фактически не предлагает никакой разумной политики по оптимизации этой важной сферы научного обслуживания.
Острая дискуссия последних лет по поводу методов оценки эффективности научных учреждений, в том числе о роли наукометрии и экспертизы, практически не затронула проблему организации системы НТИ. В то же время, по мнению автора, именно на основе системы НТИ должна быть выстроена обратная связь между учеными и органами власти, реализованы способы оценки эффективности научных учреждений и, следовательно, сформирована адекватная система управления наукой.
В настоящей статье делается попытка анализа современного состояния ресурсов НТИ России, по крайней мере, той их части, которую можно использовать для изучения состояния науки в России, а также для практических задач управления научной сферы.
1 Статья отражает результаты работы по Программе фундаментальных исследований президиума РАН «Большие вызовы, научные основы прогнозирования и стратегического планирования».
Исходные данные
Исходной базой проведения данного исследования послужили результаты мониторинга информационных ресурсов Российской академии наук в области общественных наук, проведенного автором ранее, и описанного в ряде публикаций1.
Результатом данного мониторинга стала информационная система, которая получила название Навигатор информационных ресурсов по общественным наукам (НИРОН)2.
В ходе создания НИРОН было собрано и описано много информационных ресурсов, относящихся к организации научных исследований, истории науки, а также содержащих результаты этих исследований в системе РАН. В НИРОН были включены также информационные ресурсы по управлению наукой, принадлежащие ФАНО, куда институты РАН были переданы в ходе реформы РАН в 2013 г.
Таким образом, исходным материалом для проведения мониторинга и инвентаризации российских информационных ресурсов по управлению наукой послужили описания ресурсов, относящихся к этой проблеме, имевшиеся в учреждениях РАН. Критерием для отнесения описания ресурсов к этой проблеме был выбран тематический: к ресурсам по управлению наукой были отнесены все ресурсы, имевшие индекс ГРНТИ 12 Науковедение, или подчиненные индексы 2-го и 3-го уровней. Всего таких ресурсов вошло в новый каталог св. 300, причем значительная часть их относится к истории науки, поскольку история науки входит в 12 Науковедение.
Далее полученный каталог был существенно пополнен и расширен, за счет включения в него относящихся к управлению наукой ресурсов институций НТИ, органов власти, университетов, корпораций, а также других организаций-владельцев профильных информационных ресурсов. Сразу укажем, что в настоящее время каталог включает более 1 тыс. ресурсов.
Для создания нового каталога была использована логическая структура НИРОН и разработанная типология информационных ресурсов, описанная в цитированных выше публикациях. Впрочем, в логическую структуру нового каталога, а также в типологию информационных ресурсов были внесены существенные изменения.
Таким образом, был создан специализированный каталог информационных ресурсов по науковедению и управлению наукой3, включая сферу НТИ и науковедения.
Федеральные органы НТИ
На следующем этапе развития этого каталога были рассмотрены современное состояние и информационные ресурсы тех организаций, которые Постановлением Правительства 1997 г. № 950 были отнесены к федеральным органам научно технической информации (далее - федеральные органы НТИ, ФОНТИ). Приведем их перечень с указанием их функций с учетом изменений в этом Постановлении, сделанных в 2010, 2014 и 2018 гг.4
1. Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС) - по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;
2. Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-технический центр оборонного комплекса «Компас» - по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;
3. Федеральное государственное учреждение «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Министерства энергетики Российской Федерации - по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;
4. Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Российской академии наук и Министерства науки и технологий Российской Федерации, - по естественным и техническим наукам
5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий Российской Федерации, (ГПНТБ России) - по естественным и техническим наукам
6. Библиотека Российской академии наук (БАН) - по естественным и техническим наукам;
7. Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) - по естественным и техническим наукам;
8. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)- по естественным и техническим наукам;
9. Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГЦНМБ) - по медицине и здравоохранению;
1 Антопольский А.Б. Инвентаризация информационных ресурсов академического сектора общественных наук // Историческая информатика. 2017. - № 3. - С.20-42. DOI: 10.7256/2585-7797.2017.3.24014. - http://e-notabene.ru/istinf/article_24014.html; Антопольский А. Б. Информационные ресурсы общественных наук. Опыт организации мониторинга // Библиосфера. - М., 2017. -№ 3. - С. 78-84. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-78-84.
2 Навигатор информационных ресурсов по общественным наукам. - http://niron/.inion.ru
3 Навигатор информационных ресурсов по управлению наукой. - http://naukoved.alexo.beget.tech/
4 Система ГАРАНТ. - http://base.garant.ru/11901351/#ixzz61GmgAddy
10. Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (ВНИИТЭИСХ) - по сельскому хозяйству
11. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук (ЦНСХБ) - по сельскому хозяйству;
12. Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова (ВИР) Российской академии сельскохозяйственных наук - по национальному генофонду сельскохозяйственных растений;
13. Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (ВНИИплем) - по национальному генофонду сельскохозяйственных животных;
14. Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства (ГОСНИОРХ) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - по национальному генофонду рыб;
15. Всероссийский государственный научно-исследовательский институт контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов (ВГНКИ) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - по национальному фонду ветеринарных препаратов, штаммов микроорганизмов;
16. Всероссийский научно-исследовательский институт научно-технического прогресса и информации в строительстве (ООО ВНИИТПИ) - по строительству и архитектуре;
17. Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре (ЦБНТБ СИА) Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике - по строительству и архитектуре;
18. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) - по общественным наукам;
19. Российский федеральный геологический фонд (Росгеолфонд), - по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;
20. Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС) - по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;
21. Всероссийская геологическая библиотека (ВГБ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации -по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;
22. Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных (ВНИИГМИ-МЦД) Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по метеорологии и другим смежным областям, включая климатологию, агрометеорологию, гидрологию, геофизику, океанологию, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
23. Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран (Стандартинформ) Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации - по нормативным документам по стандартизации, метрологии и сертификации;
24. Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) - по патентной документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров, а также по документации, относящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;
25. Информационно-издательский центр (ИНИЦ ПАТЕНТ) Российского агентства по патентам и товарным знакам - по патентной документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров, а также по документации, относящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;
26. Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» - по опубликованным в Российской Федерации произведениям печати и государственной библиографии;
27. Всероссийский научно-исследовательский институт проблем машиностроения (РосНИИ ПМ) Министерства науки и технологий Российской Федерации - по отечественным и иностранным каталогам на промышленную продукцию;
28. Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС) Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации - по отечественным и иностранным каталогам на промышленную продукцию;
29. Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ) Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации - по сведениям о материалах и веществах;
30. Российский государственный архив научно-технической документации (РГА НТД) Федеральной архивной службы России - по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданных на постоянное хранение;
31. Научно-технический центр «Информрегистр» - по электронным изданиям;
32. Институт промышленного развития (Информэлектро) - по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности.
Заметим, что в данное Постановление (вплоть до 2018 г.) трижды вносились изменения, связанные с реорганизацией отдельных организаций (Росинформресурс, Всероссийская книжная палата, Всероссийский институт межот-
раслевой информации). В то же время произошедшие за этот период реорганизации Минобрнауки, РАН, отраслевых академий, других учреждений в Постановлении не отражены, о чем подробнее сказано ниже.
Однако более важно, что данное Постановление фактически не выполняется во многих других существенных положениях, но это не является предметом обсуждения и принятия управленческих решений.
Прежде всего, исчезло централизованное финансирование государственных ресурсов НТИ. Фактическое состояние государственных ресурсов НТИ не отслеживается, статистики по ним не ведется. В Минобрнауки, которое должно выполнять функции координации ГСНТИ, давно ликвидировано подразделение, которое курировало ГСНТИ. Не функционирует и предусмотренный этим Постановлением совещательный орган ГСНТИ. Отсутствуют общесистемные проекты, направленные на поддержку и развитие ресурсов НТИ. В Академии наук также проблема НТИ практически не обсуждается1.
Следует при этом учитывать, что вопрос о статусе и роли государственных ресурсов НТИ, который является центральным для указанного Постановления, в существующей системе научного законодательства является нерешенным. Представляется очень важным, чтобы нормы, регулирующие создание, использование и сохранность государственных информационных ресурсов НТИ, вошли в новый Закон «О науке», который в настоящее время разрабатывается.
В Навигаторе информационных ресурсов по управлению наукой все перечисленные в Постановлении организации (кроме ликвидированных) включены в категорию «Федеральные органы НТИ», хотя большинство из них таковыми по факту не являются.
Современное состояние Федеральных органов НТИ (ФОНТИ) можно представить в виде табл. 1:
Таблица 1
Изменение статуса и функций ФОНТИ
Краткое наименование ФОНТИ Изменение статуса Функции ФОНТИ
ЦИТИС Новое подчинение Функции выполняются
Компас Ликвидирован ВИМИ, отражено в Постановлении Функции ФОНТИ не выполняются
РЭА Росинформресурс переподчинен и реорганизован, это отражено в Постановлении Функции выполняются частично - в некоторых ЦНТИ, входивших в Росинформресурс
ВИНИТИ Новое подчинение Функции выполняются
ГПНТБ России Не изменился Функции выполняются
БАН Новое подчинение Функции выполняются
БЕН РАН Новое подчинение Функции выполняются
ГПНТБ СО РАН Новое подчинение Функции выполняются
ГЦНМБ Включена в состав МГМУ Функции выполняются
ВНИИТЭИСХ ликвидирован
ЦНСХБ Объединена с ВНИИТЭИСХ Функции выполняются
ВИР Новое подчинение Функции выполняются
ВНИИПлем Не изменился Функции ФОНТИ не выполняются
ГОСНИОРХ Не изменился Функции ФОНТИ не выполняются
ВГНКИ Не изменился Функции ФОНТИ не выполняются
ВНИИТПИ акционирован Функции ФОНТИ не выполняются
ЦБНТБ СИА Новое подчинение Функции ФОНТИ не выполняются
ИНИОНРАН Новое подчинение Функции выполняются
Росгеолфонд Не изменился Функции выполняются
ВИЭМС ликвидирован
ВГБ Включена в состав ВСЕГЕИ Функции выполняются
ВНИИГМИ-МЦД Не изменился Функции выполняются
Стандартин- форм Объединен с издательством, переименован Функции выполняются
ФИПС Объединен с ВПТБ Функции выполняются
ИНИЦ ПАТЕНТ акционирован Функции ФОНТИ не выполняются
ИТАР-ТАСС ВКП вошла в состав ИТАР -ТАСС, отражено в Постановлении Функции выполняются
РОСНИИ ПМ ликвидирован
ВНИИС ликвидирован
ВНИЦСМВ Не изменился Сведений нет
РГА НТД Не изменился Функции ФОНТИ не выполняются
Информрегистр Новое подчинение Функции выполняются
Информэлектро акционирован Сведений нет
В итоге, в отношении 32 ФОНТИ, перечисленных в Постановлении, произошли следующие изменения статуса:
• Ликвидированы - 4
• Акционированы - 3
• Изменили подчинение - 10
• Объединены с другой организации - 6
1 Исключение составляют проблемы научной периодики.
867
• Реорганизованы с внесением изменений в Постановление - 3
• Не изменили организационный статус - 6.
С точки зрения функционирования в качестве ФОНТИ, т.е. генерации общедоступных ресурсов НТИ:
• Функционируют - 17
• Существуют, но не выполняют функций ФОНТИ - 10
• Не существуют - 4
• Выполняют функции частично - 1
• Нет сведений - 2
Если говорить о содержательной экспертной оценке деятельности ФОНТИ, то из 17 действующих ФОНТИ можно выделить несколько наиболее продвинутых, в которых происходит реальное развитие количества, качества и разнообразия предоставляемых пользователям ресурсов и сервисов. Среди библиотек можно отметить ГЦНМБ, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, ЦНСХБ. Среди информационных центров устойчиво работают ФИПС, ЦИТИС, ВНИИГМИ-МЦД.
Однако бесспорным лидером среди отечественных ФОНТИ, соответствующим современному уровню развития инфосферы, представляется комплекс геологических информационных служб. Комплекс включает Росгеолфонд с сетью территориальных геологических фондов, ВСЕГЕИ, с входящими в его состав Всероссийской геологической библиотекой и Центральным научно-исследовательским геологоразведочным музеем им. академика Ф.Н. Чернышева (ЦНИГР МУЗЕЙ). Всего Росгеолфонд и ВСЕГЕИ поддерживают 32 информационные системы и ресурсы, вошедшие в созданный нами каталог. Кроме того, для информационного обслуживания отрасли действуют многочисленные другие информационные системы, поддерживаемые органом власти отрасли (Роснедра) и предприятиями ведомства, а также Минобрнауки, университетами.
Справедливости ради стоит отметить, что геологическая отрасль располагала самой развитой информационной системой в стране еще в советское время.
При оценке деятельности ФОНТИ, отраженных в упомянутом Постановлении, следует, конечно, учитывать, что с 1997 г. возникло множество других информационных систем, служб и ресурсов в области науки и науковедения в организациях различных форм собственности, не отраженных в Постановлении. Мы постарались включить их в каталог.
Таким образом, состав и функции органов НТИ, определенных Постановлением № 950, существенно изменились. Соответственно, указанное Постановление требует радикального пересмотра. Конечно, речь должна идти не только о пересмотре номенклатуры ФОНТИ, но об определении роли, функций и статуса всех органов НТИ в современной научной инфраструктуре.
Инвентаризация владельцев ресурсов НТИ
Основной задачей мониторинга было выявление институций (органов власти, учреждений, структурных подразделений, советов и комиссий), которые владеют информационными ресурсами, связанными с управлением наукой. Вначале приведем некоторую статистику по числу научных организаций страны (данные в основном за 2017 г.)1. Всего организаций, выполняющих НИР, - 3944. В том числе По типам организаций
Научно-исследовательские организации - 1577 Образовательные организации высшего образования - 970 По секторам
Государственный сектор - 1493 Предпринимательский сектор - 1292 Сектор высшего образования - 1038 Сектор некоммерческих организаций - 121 Академии наук ФАНО - 8042 Другие - 19
Организации, подведомственные Минобрнауки;
Научные - 466, в том числе:
Бывш. РАН - 318
Бывш. РАМН - 31
Бывш.. РАСХН - 97
Бывш. РАО - 7
Бывш. Минобрнауки - 13
Университеты - 252
Очевидно, что тотальная проверка всех организаций, занимающихся наукой в России, является слишком объемной, но не очень осмысленной работой. Очевидно, что основная доля ресурсов для управления наукой должна была
1 Организации и персонал, выполняющие научные исследования и разработки / ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. 2018. -http://www.csrs.ru/archive/stat_2018_institutions/
2 В настоящее время все эти организации переподчинены Минобрнауки.
находиться не столько в научных учреждениях, сколько в управляющих структурах. Поэтому при проведении инвентаризации было принято решение сплошной проверки управляющих структур и специализированных информационных организаций и выборочной - научных и образовательных учреждений. Результаты проведения инвентаризации представлены в табл. 2.
Таблица 2
Владельцы ИР по управлению наукой, включенные в каталог
Категория владельцев Число владельцев.
Академические управляющие структуры 45
Академические научные учреждения 80
Федеральные органы исполнительной власти - 32
Органы власти субъектов РФ 34
Федеральные органы НТИ 32
Университеты 50
Корпорации 52
Информационные организации 54
Научно-исследовательские институты, не входящие в РАН 18
Фонды 17
Общественные организации 13
Другие (категории владельцев) 13
Всего в перечне владельцев 440
Ниже следуют комментарии к результатам этой работы.
Под академическими управляющими структурами понимаются Президиум РАН, отраслевые и региональные отделения, региональные научные центры, а также республиканские академии. Все они ведут учет научных учреждений, ученых, результатов исследований, научных мероприятий и др. Такими же ресурсами располагают некоторые научные учреждения.
Среди федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), к которым относятся Правительство, министерства, агентства, были выделены те, которые имеют организационные структуры (департаменты, управления, советы), ответственные за управление наукой и/или инновациями. Всего таких федеральных органов власти было выделено 33, т.е. менее половины от общего числа федеральных органов исполнительной власти. Непонятно, по каким причинам некоторые ФОИВ, имеющие подведомственные научные организации, т.е. заведомо финансирующие научную и/или инновационную деятельность не выделяют явным образом структуры, ответственные за управление наукой. По крайней мере, таких структур в составе этих ФОИВ обнаружить не удалось.
Возможно, составление списка ФОИВ, осуществляющих управление наукой, более корректно было бы осуществлять по другому критерию, а именно, по наличию в бюджете ФОИВ статьи «Финансирование НИОКР». Однако такой метод не позволит выделить информационные ресурсы, связанные с управлением наукой в данном ФОИВ. Кроме того, затруднительно получить полный список бюджетополучателей по статье «Наука и инновации» из бюджетов всех уровней.
Органы власти субъектов РФ также включены не все, а только те, в составе которых имеются управляющие структуры данного профиля. Всего их оказалось 33 из 85 субъектов РФ. Заметим, что во многих субъектах имеется министерство или департамент образования и науки, но все ресурсы данного органа власти относятся к образованию. Такие органы власти в каталог не включались.
В каталог включены управляющие структуры всех наукоградов. Однако выяснилось, что почти у всех этих структур отсутствуют ресурсы, отражающие результаты научных исследований, проводимых в данном наукограде.
Университеты анализировались только относящиеся к категориям исследовательские или федеральные (а также, конечно, МГУ и СПбГУ, имеющие особый статус). Все проанализированные университеты имеют управленческие структуры, ответственные за науку и инновации, и соответствующие страницы или разделы сайта.
Государственные корпорации включены в каталог, если они включены в перечень организаций, на которые распространяется государственная программа инноваций и если они показывали наличие в своей структуре подразделений, ответственных за науку и инновации.
Заметим, что государственные научные центры (ГНЦ) делегировали информирование о результатах своей научной деятельности общественной организации - Ассоциации государственных научных центров «НАУКА», поэтому в число владельцев информационных ресурсов по управления наукой не были включены.
Информационные организации - смешанная категория владельцев, включающая информационные центры, библиотеки, архивы, издательства, коммерческие информационные организации, а также условные группы владельцев информационных ресурсов, например, «создатели каталогов научных БД». Заметим, что большая группа информационных организаций - региональные центры научно-технической информации, ранее входившие в объединение «Росинформресурс», не включена в число владельцев, поскольку они теперь не являются юридическими лицами (кроме Татарстанского ЦНТИ).
Эти центры представлены в каталоге как филиалы, т.е. подразделения головного ведомства - Российского энергетического агентства.
Федеральные органы НТИ, перечисленные в Постановлении № 950, выделены в отдельную категорию.
Научные учреждения включены в каталог на основе экспертных сведений, что они содержат интересующие нас информационные ресурсы. В частности это касалось всех учреждений Минобрнауки, унаследованных от прежнего министерства.
Вообще состав организаций, которые могли бы в настоящее время быть отнесены к категории «органы НТИ», определить довольно сложно. Большинство тех организаций, которые входили в эту категорию до реформ 90-х гг., сменило профиль или исчезло. Зато возникло очень много организаций различных форм собственности, обладающих теми или иными ресурсами НТИ.
Общее число включенных в каталог владельцев ресурсов, которые можно использовать для управления наукой, -427 организаций.
Инвентаризация ресурсов
Центральной проблемой инвентаризации ресурсов, которые могут быть использованы для управления наукой и науковедения в целом, является вопрос, какие типы ресурсов могут использоваться для этой роли. Какие именно объекты являются результатом научной деятельности, насколько эти результаты могут быть метризованы, т.е. выражены количественными наукометрическими показателями - эти вопросы продолжают оставаться дискуссионными. Хотя некоторые наукометрические показатели являются официальными, т.е. используются органами управления для оценки деятельности научных учреждений, научное сообщество не вполне удовлетворено существующей моделью управления. Например, публикации признаются результатами научно-технической деятельности (РНТД), только если они изданы в определенных изданиях, в основном индексированных в мировых наукометрических базах данных. В то же время размещение тех же сведений в базах данных или в социальных сетях, в качестве РНТД не учитываются. Некоторые РНТД могут быть зарегистрированы в виде объектов интеллектуальной собственности, но также далеко не все. Многие типы научных продуктов, например, электронные библиотеки, базы и банки данных, информационные системы, 3Б-объекты, интерактивные продукты, также не учитываются как РНТД.
В целом мы придерживаемся точки зрения, что номенклатура информационных объектов, которые содержат результаты научных исследований, должна быть существенно расширена, прежде всего, за счет новых цифровых объектов, сведения о которых распространяются через Интернет. Такого же мнения придерживается мировая общественность. Обзор мировых научных документов, посвященных этой проблеме, содержится в статье автора1.
Подготовка научных кадров, в том числе аспирантура и защита диссертаций также учитывается отдельно от собственно научных результатов, что автору представляется неверным. Кроме того, для управления наукой должны быть использованы собственно науковедческие и наукометрические исследования.
С учетом всех этих соображений, к ресурсам, которые могут использоваться для управления науки, могут быть отнесены ресурсы, содержащие следующие сведения: о Объекты интеллектуальной собственности; о Инновационные предложения, проекты;
о Электронные библиотеки научных публикаций, библиографические издания, каталоги, БД, о Периодические издания по науковедению и управлению наукой; о Труды конференций по науковедению и управлению наукой; о Диссертации, отчеты, другие неопубликованные материалы; о Статистика науки; о Статистика печати;
о Статистика высшего профессионального образования (обучение в аспирантуре и защита диссертаций); о Географические системы по результатам НИОКР; о Справочники научных и инновационных институций; о Индексы цитирования;
о Вебометрические и альтметрические ресурсы; о Антиплагиатные ресурсы
о Персональные ресурсы - указатели ученых (выборочно); о Перечни грантов, проектов, экспедиций; о Программы НИР;
о Архивные фонды, путеводители, каталоги по истории науки (выборочно)
Особый вопрос представляет периодика, которая пока является важнейшим видом научной коммуникации. Наиболее полный перечень российских научных периодических научных изданий имеется в базе данных Научной электронной библиотеки е-ИЬгату, В данном исследовании к самостоятельным информационным ресурсам для управления наукой были отнесены издания, которым в этой системе присвоена рубрика 12. Науковедение.
Как было отмечено выше, в каталог были включены все ресурсы Федеральных органов НТИ, хотя некоторые из них не относились к вышеперечисленным категориям.
Важным методическим вопросом было включение в число ресурсов управления наукой ресурсов, содержащих данные по истории науки. Из общетеоретических соображений эти ресурсы были включены в каталог, поскольку они являются, бесспорно, ресурсами науковедения, хотя для задач управления наукой эти ресурсы не использовались.
1 Перспективы развития научных коммуникаций /Антопольский А.Б. // Культура: теория и практика. Электронный научный журнал. 2019. - Вып. 2 (30) (март-апрель). - http://theoryofculture.ru/issues/104/
Как уже было отмечено, логическая структура и типология каталога в целом соответствовала типологии ресурсов разработанных для НИРОН. В результате информационные ресурсы, отраженные в каталоге, могут быть описаны количественными данными, на основе имеющейся типологии представленными в табл. 3.
Таблица 3
Количество ресурсов, отраженных в каталоге
№ Тип ресурса Количество ресурсов данного типа
1. Библиотеки 7
2. Архивы 22
3. Музеи 33
4. Каталоги 19
5. Электронные коллекции и библиотеки 53
6. Информационные системы 149
7. Справочники, энциклопедии 124
8. Персональные ресурсы 74
9. Лингвистические ресурсы 12
10. Периодика 59
11. Библиографии 30
12. Мероприятия 33
13. Неопубликованные материалы 173
14. Медиа ресурсы 22
15. Прочие Интернет-ресурсы 212
Всего 1012
Заключение
Хотя представленная в каталоге и данной статье картина инфосферы управления наукой не является исчерпывающей, она позволяет оценить состояние и тенденции развития информационных ресурсов в данной сфере и сделать некоторые выводы.
Информационные ресурсы, отражающие результаты научных исследований, отличаются разнообразием, но в то же время содержат значительные лакуны как по ведомствам, так и по территориям.
В каждом типе ресурсов, особенно в новых цифровых, таких как электронные библиотеки, информационные системы, аналитические БД, веб-сайты, наблюдается существенное различие состава и структуры информационных объектов, что затрудняет их сравнение. Нужны стандарты, предлагающие эталонные решения для новых видов цифровых научных объектов.
Поскольку номенклатура РНТД, используемая в официальных наукометрических показателях, плохо учитывает цифровые объекты, используемые научные коммуникации, анализ сетевых научных ресурсов позволяет более полно оценить ситуацию, чем официальная статистика науки.
Многие ресурсы откровенно дублируются, Этого можно было бы избежать, организовав ведение общих для научного сообщества ресурсов, отражающих РНТД, причем эти ресурсы должны пополняться и редактироваться коллективно и удаленно. Это, среди прочего, может существенно сократить затраты ученых и научных учреждений на оформление разного рода отчетности.
Приемлемым решением была бы организация официальной системы мониторинга, учета и распространения результатов научных исследований, представленных в цифровой форме. Многие методические и технологические решения для создания такой системы содержатся в отечественной платформе Соционет1.
Представляется, что правовые, организационные и технические разработки, направленные на оптимизацию системы НТИ в рамках современной научной инфраструктуры и обеспечивающие формирование необходимых данных для принятия обоснованных решений по управлению наукой, должны быть реализованы в рамках Национального проекта «Наука», где имеется соответствующий проект.
1 Соционет - научное информационное пространство. - https://socionet.ru/
871