Научная статья на тему 'Информационные ресурсы регионального развития в системе политического инжиниринга'

Информационные ресурсы регионального развития в системе политического инжиниринга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / POLITICAL ENGINEERING / POLITICAL ADMINISTRATION / REGIONAL DEVELOPMENT / INFORMATION RESOURCES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заяц Павел Всеволодович

В статье рассматриваются актуальные вопросы регионального развития, анализируются качественные характеристики информационных ресурсов, осмысливается их эффективность в системе политического инжиниринга. Раскрываются аспекты формирования управленческой модели информационного регламентирования системы политического администрирования на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION RESOURCES OF THE REGIONAL DEVELOPMENT IN THE POLITICAL ENGINEERING SYSTEM

In article topical issues of regional development are considered, qualitative characteristics of information resources are analyzed, their efficiency in system of political engineering is comprehended. Aspects of formation of administrative model of information regulation of system of political administration at regional level reveal.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы регионального развития в системе политического инжиниринга»

ПРАВО, ГОСУДАРСТВО, ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ

П. В. Заяц

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНЖИНИРИНГА

В статье рассматриваются актуальные вопросы регионального развития, анализируются качественные характеристики информационных ресурсов, осмысливается их эффективность в системе политического инжиниринга. Раскрываются аспекты формирования управленческой модели информационного регламентирования системы политического администрирования на региональном уровне.

Ключевые слова: политический инжиниринг, политическое администрирование, региональное развитие, информационные ресурсы, эффективность.

Процесс эффективного политического администрирования регионального развития построен на управлении информационными ресурсами на базе технологий и методов политического инжиниринга. Управление информационными потоками проявляется в умении создавать, контролировать информационные сообщения, направлять их в необходимую точку приложения политической воли различных региональных акторов [1, с. 41].

Среди большого количества технологических приемов остановимся на наиболее актуальных на сегодняшний день. Для этого могут использоваться как классические формы СМИ (газеты, журналы, телевидение и радио), так и новацион-ные - блогосфера, электронная рассылка, социальные сети и иные веб-ресурсы. Новые технологии обеспечивают практически неограниченные возможности для информационной политики административного учреждения на региональном уровне. Отсюда вытекает необходимость овладения технологическими навыками проведения органами государственного и муниципального управления информационной политики -организации и управления внешними и внутренними потоками информации с целью информационного обмена между властными структурами и их общественностью [2, с. 166-167].

При решении обозначенной проблемы необходимо: во-первых, изучить «информационное поле», «информационное пространство» и его компоненты в системе политического инжиниринга; во-вторых, когнитивно осмыслить информацию как социально-управленческий ресурс

государственной информационной политики и зафиксировать состояние информационного пространства регионального развития.

Информация представляет собой человеческую деятельность, состоящую из четырех структурных взаимообусловленных элементов: субъект производства информации (личность, субъект политических отношений); информационный ресурс; объект приложения усилий (личность, объект политических отношений); информационный продукт. Ее смысловое содержание состоит в том, что информационные ресурсы регионального развития могут быть переработаны в информационный продукт, который будет служить определенному целеполаганию.

Объектом приложения информационных усилий является житель региона, который, в свою очередь, выступает также и субъектом - производителем информации.

В современном мире информация базируется на признании свободы слова и прессы, которая считается краеугольным камнем системы прав человека. Право человека на информацию - свободу убеждений и на свободное их выражение, предусматривающее возможность беспрепятственно придерживаться своих убеждений, а также свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, содержится в статье 19 Всеобщей декларации прав человека. Независимость СМИ от идеологического контроля государства и правовое регулирование этих отношений чрезвычайно важны в современной России [3, с. 3]. Однако не менее важной являет-

ся проблема осмысления взаимоотношений СМИ и гражданина в системе политического администрирования.

При координировании деятельности региональных СМИ органам государственного и муниципального управления необходимо помнить, что негосударственные СМИ создаются с двумя целями: либо для выражения интересов и продвижения ценностных ориентиров учредителей, либо для зарабатывания денег. Журналист в современном мире всегда не свободен (не существует прямой связи между уровнем рыночной экономики и демократией) [3, с. 3]. В первом случае его поведение, в конечном счете, определяет собственник-хозяин, во втором - рынок. Власть собственника субъективна (это индивидуальный произвол), а влияние рынка объективно (это естественная среда). Можно обозначить две базовых позиции, которые объективно регулируют свободу слова и печати. Первая - если инвестор (в том числе и государственные административные структуры) желает и дальше в условиях рыночной конкуренции зарабатывать на издании, он ни при каких условиях не станет пытаться корректировать редакционную политику. Вторая -если у редакции развито чувство самосохранения, она всеми силами будет пресекать попытки вмешательства инвестора и приращивать объем паблисцитного репутационного капитала.

Существуют инжиниринговые рецепты социальной успешности СМИ в системе регионального развития и вытекающей из нее свободы слова: выкристаллизовывать общественную ценность (солидарность, честность, патриотизм) и обеспечивать социальный интерес для читателя; перманентно совершенствовать существующие информационные продукты, ибо СМИ как продукт легко социально воспроизводимо; создавать самобытные уникальные информационные продукты, ориентированные на платежеспособный сегмент рынка и дающие синергетический эффект; быть этичными с аудиторией; постоянно анализировать состояние продуктов и их рынков.

В регионе имеется информационное поле -вся совокупность существующей информации, необходимой для социального взаимодействия. Сегодняшнее российское общество развивается по схеме «ожидания»: распрощавшись с советским прошлым, оно однозначно не уверено в оптимальности реализуемого сценария развития [4, с. 188]. Поэтому формирование информационного поля зависит от следующих характеристик: наличие тех или иных ценностей и норм социального поведения населения, коммуникативных средств передачи информации (напри-

мер, степень покрытия Интернетом), социальных контактов с этими средствами большинства жителей региона, ценностно-нормативной модели восприятия передаваемой информации. Ее источниками и носителями являются органы государственного и муниципального управления, бизнес-структуры, информационные центры, СМИ, которые формируют информационное пространство.

Информационное пространство - сфера распространения и функционирования социальной информации (совокупность информационных телекоммуникационных систем, существующих в рамках информационного поля на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан по удовлетворению их информационных потребностей с помощью системы СМИ). Основными компонентами информационного пространства являются информационные ресурсы и информационная инфраструктура. Информационные ресурсы - целостная совокупность отдельных документов и массивов документации в информационных системах. Информационная инфраструктура - система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства региона и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура включает в себя совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи и обеспечивает доступ жителей к информационным ресурсам.

Характер информационного пространства и его использование принципиально зависит, естественно, от того, какое значение придается информации как ресурсу региональными управленческими структурами.

Решение функциональных задач информационной политики является многомерным и в целом должно включать следующие компоненты: нормативно-правовую, организационную, социально-образовательную и воспитательную.

В рамках политического инжиниринга однородные компоненты решений задач информационной политики объединяются в системы, структурирующие информационное пространство региона в единое целое и определяющие системообразующие факторы государственной информационной политики на региональном уровне. Нарушение единства и целостности даже одной из подсистем управления приведет к нарушению единства и целостности всего информационного пространства государства [6, с. 349].

Основное противоречие в процессе распространения информации заключается между на-

Право, государство, власть, управление

личием свободы информирования и необходимостью ее ограничения [7, с. 132]. Необходимо помнить, что распространению информации «мешают»: географические барьеры (полнота информации уменьшается по мере удаления от центра формирования информации), временные барьеры («время - деньги»), режимные государственно-политические барьеры (властные структуры стремятся скрыть всю полноту информации от населения), социально-экономические барьеры (невозможность равной доступности к социально-финансовым средствам), технические барьеры (отсутствие технических средств, способных ускорить и оптимизировать течение информационных процессов).

В правовом демократическом государстве основой регулирования информационных процессов и их развития является нормативное правовое регулирование, базирующееся на национальном информационном законодательстве. Де-юре российское информационное законодательство существует и включает соответствующие положения Конституции РФ, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе указы Президента, распоряжения правительства и нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации. Де-факто в постсоветской России происходят масштабные информационные войны, которые не учитывают ни нравственные, на правовые нормы.

В политической системе происходят как управляемые (направляемые), так и неуправляемые информационные процессы [8, с. 167-169, 332-333]. Грань между ними достаточно условна. Целенаправленное манипулирование сознанием людей является основной характеристикой политического информирования граждан органами государственного и муниципального управления [7, с. 132]. Причем направление движения и эмоциональная окраска информационных потоков позволяют судить о степени открытости и закрытости системы, определить тип господствующего политического режима и, главное, говорить о ценностных ориентациях жителей региона. Цели производства информации в информационно закрытой системе сводится к идеологическому воздействию и формированию необходимого общественного климата. В информационно открытой политической системе поток информации нарастает с увеличением числа требований и дифференциацией различных социальных групп и общностей. Для выявления организационно-технологических компонент решения функциональных управленческих задач ин-

формационной политики (в рамках политического взаимодействия) следует структурировать обозначенные задачи как универсальные инжиниринговые техники социальной обработки информации. Практическим результатом, с точки зрения политического инжиниринга как системной методологии, представляется формирование органами государственного и муниципального управления актуальной региональной информационной ресурсной базы.

Единство и взаимосвязанность системы региональных информационных ресурсов является необходимым условием обеспечения рациональности, единства и целостности регионального информационного пространства.

Формирование и развитие единой, взаимосвязанной системы региональных информационных ресурсов представляет собой системообразующий фактор государственной информационной политики, направленный на интеграцию информационного пространства. Наряду с системой национальных информационных ресурсов организационно-технологическим фундаментом решения всех функциональных задач государственной информационной политики является формирование и развитие информационно-коммуникативной инфраструктуры регионов Российской Федерации, комплекса организационных и технологических средств поиска, хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг во всех сферах жизнедеятельности общества. Она включает в себя территориально распределенные депозитарии информационных ресурсов, государственные и корпоративные сети.

Одна из важнейших задач, решение которой на организационно-технологическом уровне также должна обеспечивать информационно-коммуникативная инфраструктура, - задача массового информирования, массового информационного обмена и массовых коммуникаций. Поэтому традиционные СМИ - неотъемлемая составляющая этой инфраструктуры [10, с. 92-95]. Причем обеспечить необходимый общественный контроль органов государственного и муниципального управления за ростом информации позволяет анализ информационного поля с помощью принципов системного анализа: линейности, непрерывности и дискретности. Данные категории в системе политического инжиниринга дают возможность отслеживать информационные контакты в региональном пространстве и определять специфичность актуальных свойств социального движения и взаимодействия в каждом конкретном случае.

Таким образом, уникальной особенностью рынка информационной продукции и услуг на региональном уровне является то, что в настоящее время основным и исполнителем, и потребителем выступает государственная власть в лице ее органов, организаций и учреждений. А в секторе индивидуальных информационных технологий наблюдается тенденция смещения в сторону крупных корпоративных заказчиков, обладающих серьезными финансовыми ресурсами, прежде всего, финансовых структур, которые в этом секторе даже опережают региональную государственную и муниципальную власть. Подобная односторонняя потребительская ориентация рынка серьезно ограничивает возможности его развития и приводит к деформации информационного пространства за счет развития опережающими темпами информационно-правовой сферы государственной и муниципальной власти по сравнению с коммуникативной сферой протогра-жданского общества.

Важная особенность регионального информационного рынка - его неоднородность по регионам, вследствие традиционного для России развития от центра к регионам и преимущественного развития в городах (о чем еще в начале ХХ в. писал выдающийся русский историк В. О. Ключевский), являющихся крупными научно-промышленными центрами. Такая неоднородность рынка порождает территориальную неравномерность информационного пространства, деформирующую это пространство и создающую угрозу его целостности.

Информационно-коммуникативная инфраструктура в системе регионального администрирования занимает особое место среди укрупненных социальных инфраструктур (например, групп и сообществ в социальных сетях), т. к. именно эта инфраструктура играет определяющую роль в организационно-технологическом обеспечении как единства и целостности информационно-правового пространства, так и его успешной социальной интеграции, основу которой составляет именно включение в повседневную жизнь жителя региона.

Постоянное информационное взаимодействие между протогражданским обществом и государственной властью, между различными административно-территориальными и национальными образованиями, между всеми ветвями и структурами центральной и местной власти -важнейшее условие устойчивого развития российского государства, сохранения его единства и целостности. Исходными основополагающими условиями для эффективного проведения госу-

дарственной политики, направленной на удовлетворение потребностей и интересов общества в информационно-коммуникативной сфере, являются формируемые самой государственной властью: концепция государственной политики, определяющая краткосрочные, среднесрочные и долговременные перспективы развития данной сферы жизнедеятельности общества и государства; законодательная база, определяющая обязательные для всех политических субъектов правила поведения; организационное обеспечение практической реализации и контроля процессов государственного регулирования данной сферы как объекта государственного управления.

Поэтому состояние информационных ресурсов в системе регионального развития и отсутствие эффективной информационной политики на региональном уровне выступают факторами безопасности современной России как федеративного государства. Возрастает потребность в когнитивном осмыслении данной проблемы в контексте объективной необходимости информационно-коммуникативного сопровождения управленческих решений и донесения их до первичного потребителя - жителей региона.

Литература

1. Заяц П. В. Инжиниринговое конструирование в области гуманитарного знания: допустимость использования // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 3.

2. Зинченко Г. П., Зинченко Я. Г. Государственная служба: социологические очерки. М., 2013.

3. Премьер у Познера (в программе известного телеведущего принял участие Дмитрий Медведев) // Российская газета. 2012. 6 июня.

4. Познер В. В. Прощание с иллюзиями. М., 2013.

5. Волков Ю. Г., Кривопусков В. В. Доверие и креативный класс: факторы консолидации российского общества. Ереван, 2013.

6. Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования. М., 2005.

7. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 1999.

8. Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.

9. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

10. Коновалова О. В. Тенденции развития региональной системы телекоммуникаций. Ростов н/Д, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.