ПРАВО, ГОСУДАРСТВО, ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ
П. В. Заяц
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНЖИНИРИНГА
В статье рассматриваются актуальные вопросы регионального развития, анализируются качественные характеристики информационных ресурсов, осмысливается их эффективность в системе политического инжиниринга. Раскрываются аспекты формирования управленческой модели информационного регламентирования системы политического администрирования на региональном уровне.
Ключевые слова: политический инжиниринг, политическое администрирование, региональное развитие, информационные ресурсы, эффективность.
Процесс эффективного политического администрирования регионального развития построен на управлении информационными ресурсами на базе технологий и методов политического инжиниринга. Управление информационными потоками проявляется в умении создавать, контролировать информационные сообщения, направлять их в необходимую точку приложения политической воли различных региональных акторов [1, с. 41].
Среди большого количества технологических приемов остановимся на наиболее актуальных на сегодняшний день. Для этого могут использоваться как классические формы СМИ (газеты, журналы, телевидение и радио), так и новацион-ные - блогосфера, электронная рассылка, социальные сети и иные веб-ресурсы. Новые технологии обеспечивают практически неограниченные возможности для информационной политики административного учреждения на региональном уровне. Отсюда вытекает необходимость овладения технологическими навыками проведения органами государственного и муниципального управления информационной политики -организации и управления внешними и внутренними потоками информации с целью информационного обмена между властными структурами и их общественностью [2, с. 166-167].
При решении обозначенной проблемы необходимо: во-первых, изучить «информационное поле», «информационное пространство» и его компоненты в системе политического инжиниринга; во-вторых, когнитивно осмыслить информацию как социально-управленческий ресурс
государственной информационной политики и зафиксировать состояние информационного пространства регионального развития.
Информация представляет собой человеческую деятельность, состоящую из четырех структурных взаимообусловленных элементов: субъект производства информации (личность, субъект политических отношений); информационный ресурс; объект приложения усилий (личность, объект политических отношений); информационный продукт. Ее смысловое содержание состоит в том, что информационные ресурсы регионального развития могут быть переработаны в информационный продукт, который будет служить определенному целеполаганию.
Объектом приложения информационных усилий является житель региона, который, в свою очередь, выступает также и субъектом - производителем информации.
В современном мире информация базируется на признании свободы слова и прессы, которая считается краеугольным камнем системы прав человека. Право человека на информацию - свободу убеждений и на свободное их выражение, предусматривающее возможность беспрепятственно придерживаться своих убеждений, а также свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, содержится в статье 19 Всеобщей декларации прав человека. Независимость СМИ от идеологического контроля государства и правовое регулирование этих отношений чрезвычайно важны в современной России [3, с. 3]. Однако не менее важной являет-
ся проблема осмысления взаимоотношений СМИ и гражданина в системе политического администрирования.
При координировании деятельности региональных СМИ органам государственного и муниципального управления необходимо помнить, что негосударственные СМИ создаются с двумя целями: либо для выражения интересов и продвижения ценностных ориентиров учредителей, либо для зарабатывания денег. Журналист в современном мире всегда не свободен (не существует прямой связи между уровнем рыночной экономики и демократией) [3, с. 3]. В первом случае его поведение, в конечном счете, определяет собственник-хозяин, во втором - рынок. Власть собственника субъективна (это индивидуальный произвол), а влияние рынка объективно (это естественная среда). Можно обозначить две базовых позиции, которые объективно регулируют свободу слова и печати. Первая - если инвестор (в том числе и государственные административные структуры) желает и дальше в условиях рыночной конкуренции зарабатывать на издании, он ни при каких условиях не станет пытаться корректировать редакционную политику. Вторая -если у редакции развито чувство самосохранения, она всеми силами будет пресекать попытки вмешательства инвестора и приращивать объем паблисцитного репутационного капитала.
Существуют инжиниринговые рецепты социальной успешности СМИ в системе регионального развития и вытекающей из нее свободы слова: выкристаллизовывать общественную ценность (солидарность, честность, патриотизм) и обеспечивать социальный интерес для читателя; перманентно совершенствовать существующие информационные продукты, ибо СМИ как продукт легко социально воспроизводимо; создавать самобытные уникальные информационные продукты, ориентированные на платежеспособный сегмент рынка и дающие синергетический эффект; быть этичными с аудиторией; постоянно анализировать состояние продуктов и их рынков.
В регионе имеется информационное поле -вся совокупность существующей информации, необходимой для социального взаимодействия. Сегодняшнее российское общество развивается по схеме «ожидания»: распрощавшись с советским прошлым, оно однозначно не уверено в оптимальности реализуемого сценария развития [4, с. 188]. Поэтому формирование информационного поля зависит от следующих характеристик: наличие тех или иных ценностей и норм социального поведения населения, коммуникативных средств передачи информации (напри-
мер, степень покрытия Интернетом), социальных контактов с этими средствами большинства жителей региона, ценностно-нормативной модели восприятия передаваемой информации. Ее источниками и носителями являются органы государственного и муниципального управления, бизнес-структуры, информационные центры, СМИ, которые формируют информационное пространство.
Информационное пространство - сфера распространения и функционирования социальной информации (совокупность информационных телекоммуникационных систем, существующих в рамках информационного поля на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан по удовлетворению их информационных потребностей с помощью системы СМИ). Основными компонентами информационного пространства являются информационные ресурсы и информационная инфраструктура. Информационные ресурсы - целостная совокупность отдельных документов и массивов документации в информационных системах. Информационная инфраструктура - система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства региона и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура включает в себя совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи и обеспечивает доступ жителей к информационным ресурсам.
Характер информационного пространства и его использование принципиально зависит, естественно, от того, какое значение придается информации как ресурсу региональными управленческими структурами.
Решение функциональных задач информационной политики является многомерным и в целом должно включать следующие компоненты: нормативно-правовую, организационную, социально-образовательную и воспитательную.
В рамках политического инжиниринга однородные компоненты решений задач информационной политики объединяются в системы, структурирующие информационное пространство региона в единое целое и определяющие системообразующие факторы государственной информационной политики на региональном уровне. Нарушение единства и целостности даже одной из подсистем управления приведет к нарушению единства и целостности всего информационного пространства государства [6, с. 349].
Основное противоречие в процессе распространения информации заключается между на-
Право, государство, власть, управление
личием свободы информирования и необходимостью ее ограничения [7, с. 132]. Необходимо помнить, что распространению информации «мешают»: географические барьеры (полнота информации уменьшается по мере удаления от центра формирования информации), временные барьеры («время - деньги»), режимные государственно-политические барьеры (властные структуры стремятся скрыть всю полноту информации от населения), социально-экономические барьеры (невозможность равной доступности к социально-финансовым средствам), технические барьеры (отсутствие технических средств, способных ускорить и оптимизировать течение информационных процессов).
В правовом демократическом государстве основой регулирования информационных процессов и их развития является нормативное правовое регулирование, базирующееся на национальном информационном законодательстве. Де-юре российское информационное законодательство существует и включает соответствующие положения Конституции РФ, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе указы Президента, распоряжения правительства и нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации. Де-факто в постсоветской России происходят масштабные информационные войны, которые не учитывают ни нравственные, на правовые нормы.
В политической системе происходят как управляемые (направляемые), так и неуправляемые информационные процессы [8, с. 167-169, 332-333]. Грань между ними достаточно условна. Целенаправленное манипулирование сознанием людей является основной характеристикой политического информирования граждан органами государственного и муниципального управления [7, с. 132]. Причем направление движения и эмоциональная окраска информационных потоков позволяют судить о степени открытости и закрытости системы, определить тип господствующего политического режима и, главное, говорить о ценностных ориентациях жителей региона. Цели производства информации в информационно закрытой системе сводится к идеологическому воздействию и формированию необходимого общественного климата. В информационно открытой политической системе поток информации нарастает с увеличением числа требований и дифференциацией различных социальных групп и общностей. Для выявления организационно-технологических компонент решения функциональных управленческих задач ин-
формационной политики (в рамках политического взаимодействия) следует структурировать обозначенные задачи как универсальные инжиниринговые техники социальной обработки информации. Практическим результатом, с точки зрения политического инжиниринга как системной методологии, представляется формирование органами государственного и муниципального управления актуальной региональной информационной ресурсной базы.
Единство и взаимосвязанность системы региональных информационных ресурсов является необходимым условием обеспечения рациональности, единства и целостности регионального информационного пространства.
Формирование и развитие единой, взаимосвязанной системы региональных информационных ресурсов представляет собой системообразующий фактор государственной информационной политики, направленный на интеграцию информационного пространства. Наряду с системой национальных информационных ресурсов организационно-технологическим фундаментом решения всех функциональных задач государственной информационной политики является формирование и развитие информационно-коммуникативной инфраструктуры регионов Российской Федерации, комплекса организационных и технологических средств поиска, хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг во всех сферах жизнедеятельности общества. Она включает в себя территориально распределенные депозитарии информационных ресурсов, государственные и корпоративные сети.
Одна из важнейших задач, решение которой на организационно-технологическом уровне также должна обеспечивать информационно-коммуникативная инфраструктура, - задача массового информирования, массового информационного обмена и массовых коммуникаций. Поэтому традиционные СМИ - неотъемлемая составляющая этой инфраструктуры [10, с. 92-95]. Причем обеспечить необходимый общественный контроль органов государственного и муниципального управления за ростом информации позволяет анализ информационного поля с помощью принципов системного анализа: линейности, непрерывности и дискретности. Данные категории в системе политического инжиниринга дают возможность отслеживать информационные контакты в региональном пространстве и определять специфичность актуальных свойств социального движения и взаимодействия в каждом конкретном случае.
Таким образом, уникальной особенностью рынка информационной продукции и услуг на региональном уровне является то, что в настоящее время основным и исполнителем, и потребителем выступает государственная власть в лице ее органов, организаций и учреждений. А в секторе индивидуальных информационных технологий наблюдается тенденция смещения в сторону крупных корпоративных заказчиков, обладающих серьезными финансовыми ресурсами, прежде всего, финансовых структур, которые в этом секторе даже опережают региональную государственную и муниципальную власть. Подобная односторонняя потребительская ориентация рынка серьезно ограничивает возможности его развития и приводит к деформации информационного пространства за счет развития опережающими темпами информационно-правовой сферы государственной и муниципальной власти по сравнению с коммуникативной сферой протогра-жданского общества.
Важная особенность регионального информационного рынка - его неоднородность по регионам, вследствие традиционного для России развития от центра к регионам и преимущественного развития в городах (о чем еще в начале ХХ в. писал выдающийся русский историк В. О. Ключевский), являющихся крупными научно-промышленными центрами. Такая неоднородность рынка порождает территориальную неравномерность информационного пространства, деформирующую это пространство и создающую угрозу его целостности.
Информационно-коммуникативная инфраструктура в системе регионального администрирования занимает особое место среди укрупненных социальных инфраструктур (например, групп и сообществ в социальных сетях), т. к. именно эта инфраструктура играет определяющую роль в организационно-технологическом обеспечении как единства и целостности информационно-правового пространства, так и его успешной социальной интеграции, основу которой составляет именно включение в повседневную жизнь жителя региона.
Постоянное информационное взаимодействие между протогражданским обществом и государственной властью, между различными административно-территориальными и национальными образованиями, между всеми ветвями и структурами центральной и местной власти -важнейшее условие устойчивого развития российского государства, сохранения его единства и целостности. Исходными основополагающими условиями для эффективного проведения госу-
дарственной политики, направленной на удовлетворение потребностей и интересов общества в информационно-коммуникативной сфере, являются формируемые самой государственной властью: концепция государственной политики, определяющая краткосрочные, среднесрочные и долговременные перспективы развития данной сферы жизнедеятельности общества и государства; законодательная база, определяющая обязательные для всех политических субъектов правила поведения; организационное обеспечение практической реализации и контроля процессов государственного регулирования данной сферы как объекта государственного управления.
Поэтому состояние информационных ресурсов в системе регионального развития и отсутствие эффективной информационной политики на региональном уровне выступают факторами безопасности современной России как федеративного государства. Возрастает потребность в когнитивном осмыслении данной проблемы в контексте объективной необходимости информационно-коммуникативного сопровождения управленческих решений и донесения их до первичного потребителя - жителей региона.
Литература
1. Заяц П. В. Инжиниринговое конструирование в области гуманитарного знания: допустимость использования // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 3.
2. Зинченко Г. П., Зинченко Я. Г. Государственная служба: социологические очерки. М., 2013.
3. Премьер у Познера (в программе известного телеведущего принял участие Дмитрий Медведев) // Российская газета. 2012. 6 июня.
4. Познер В. В. Прощание с иллюзиями. М., 2013.
5. Волков Ю. Г., Кривопусков В. В. Доверие и креативный класс: факторы консолидации российского общества. Ереван, 2013.
6. Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования. М., 2005.
7. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 1999.
8. Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.
9. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.
10. Коновалова О. В. Тенденции развития региональной системы телекоммуникаций. Ростов н/Д, 2003.