1. Опросы «Интернет в России». Основные результаты / Фонд «Общественное мнение» // http://www.fom.ru/projects/23 .htm
2. Акаев, Д. В. Интернет-коммуникации в современном обществе (на примере Саратовской области) [Текст] / Д. В. Акаев // Исследование социально-экономических и политических институтов и процессов : мат-лы Всерос. науч. конф. молодых исследователей. - Киров, 2008.
3. Кастелъс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кас-тельс ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М., 2000.
4. Rheingold, Howard. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier [Текст] / Howard Rheingold. - N.Y., 1993.
5. Арешев, А. Г. Виртуальная политика, сетевой электорат. Блоги стирают границы между наблюдателями и игроками [Текст] / А. Г. Арешев // Информационное право и становление основ гражданского общества в России. - М., 2008.
6. Блогосфера российского Интернета. Информационный бюллетень // http://download. yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2008.pdf
УДК 32.001 ББК 66.0
А.К. Калямин
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
политической науке вопросы наличия информационного пространства политики и его функциональных характеристик впервые получили теоретическое обоснование в рамках теории политических систем. Сторонник функционалистского подхода Д. Истон описывает функционирование политической системы как процесс взаимодействия трех элементов посредством перемещения информации: «входа», «конверсии» и «выхода». Уточнение взаимосвязи «входа» и «выхода» посредством циркулирования информации между ними произвел сторонник структурно-функционального подхода Г. Алмонд. В информационно-кибернетической трактовке политической системы К. Дойча политическая система описывается как организованная совокупность информационных связей. В логике К. Дойча государственная власть функционирует на основе спиралевидных цикличных информационно-коммуникативных процессов, при которых конец одного цикла перетекает в начало следующего.
Теоретические положения, выработанные в рамках системно-кибернетического подхода, подразумевают существование информационного пространства политики как условия функционирования политической системы и наличие в ней коммуникативной подсистемы. Политическая коммуникация связана с
процессами формирования информационных полей и осуществления политической власти. Функционирование и развитие политической системы становится возможным в результате ее информационного взаимодействия с внешней средой. Обеспечение этого взаимодействия в условиях постоянного потока запросов общества к политической системе - сфера ответственности политической коммуникации как функции политической системы.
Французский социолог Р.-Ж. Шварценберг, который предложил наиболее цитируемое определение политической коммуникации, охарактеризовал ее как «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между политической и социальными системами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия» [1, с. 174].
В результате научных разработок теорий политической коммуникации политологи пришли к общему базовому выводу о научной проблематике в постижении политической коммуникации как некоего властного ресурса. Сущностной стороной процесса политической коммуникации является перемещение и осмысление политически значимой информации. Под воздействием получаемых сообщений акторы политического процесса способны изменять свое ситуационное и конкретно-историческое политическое поведение. Отсюда следует вывод о политической коммуникации как ресурсе в процессе борьбы за завоевание и осуществление власти. В этом контексте стоит присоединиться к мнению Ю.В. Ирхина, который характеризует политическую коммуникацию как специфический вид властных отношений: «Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные, собственно информативные и фактические» [2, с. 308].
Таким образом, информационное пространство может иметь две основные контекстно-функциональные характеристики: как совокупность информационных связей в рамках политической системы и как поле осуществления повседневной деятельности политических субъектов. Следует особо подчеркнуть, что средства массовой информации как политический ресурс и социальный институт выступают привилегированным объектом анализа в рамках двух упомянутых теорий.
Специфика информационного пространства как поля осуществления повседневной деятельности политических субъектов раскрывается сторонниками парадигмы политического дискурса, которые понимают политику как пространство функционирования дискурсов, являющихся важнейшими агентами политической коммуникации. Одновременно дискурс признается важнейшим властным ресурсом, посредством которого акторы политического процесса конкурируют за власть [3, с. 39]. Дискурсы, развивающиеся в политическом поле, взаимосвязаны и составляют информационное пространство коммуникативной системы.
На особую роль государственной власти как наиболее влиятельного агента информационно-коммуникативного пространства указывает видный теоретик процесса установления повестки дня Е.Г. Дьякова. Автор считает, что публичная повестка дня формируется путем перестройки и коррекции медиа-повестки, которая, в свою очередь, в значительной мере вырабатывается за счет перестройки и коррекции политической повестки [4, с. 117-118].
Как следует из анализа структуры агентов политической коммуникации, предложенной Б. Маккейнером [5] и уточненной А.И. Соловьевым [6], для политических акторов СМИ являются определяющим каналом коммуникации. Соответственно, перед политическими акторами встает прикладная задача эффективного оперативного управления данным каналом коммуникации как политическим ресурсом.
Для государственной власти как наиболее влиятельного агента коммуникации средства массовой информации могут являться одной из составляющих механизма государственной власти, поскольку посредством СМИ осуществляются государственные полномочия, выполняются специфические управленческие задачи и функции. Кроме того, СМИ можно считать и самостоятельным институтом, способным эффективно воздействовать на принятие политических и управленческих решений.
При всем многообразии каналов массовой коммуникации в современном обществе наиболее востребованными в качестве властного ресурса являются СМИ, которые в своем совокупном воздействии на аудиторию способны эффективно формировать общественное мнение относительно политических программ и решений, инициируемых органами государственной власти и политическими структурами. Стратегия государственной власти России по обеспечению своей повседневной деятельности средствами массовой коммуникации заключается в формировании лояльного информационного пространства как совокупной аудитории наиболее влиятельных СМИ. Средства массовой информации в состоянии создать у общества необходимый стереотип мышления, соответствующий реалиям данного времени и подходящий для более успешной реализации поставленных властью задач.
В качестве критерия отнесения СМИ к системе политической коммуникации А.И. Соловьев предлагает параметр их информационной нагрузки в пространстве власти и способности к активизации коммуникативного потенциала заинтересованного в контактах с властью населения. Как справедливо отмечает Соловьев, СМИ могут рассматриваться как политический инструмент власти в контексте перемещения политически значимой массовой информации [6, с. 16].
Специфика форм и методов взаимодействия российских СМИ и государственной власти позволяет предположить, что в настоящее время наблюдается промежуточная модель конструкции данных взаимоотношений в логике парадигмы «четырех теорий прессы». Данная модель имеет признаки как авторитарной, так и либералистской. Например, можно отметить эффективное функционирование системы властно-экономического контроля государства за повседневной информационной деятельностью наиболее влиятельных российских СМИ, способных исполнять функцию «средств производства общественного мнения». При этом государство оперирует тремя основными способами управления СМИ как коммуникативным ресурсом: нормотворческой деятельностью, косвенным властно-управленческим принуждением и активной информационно-коммуникативной деятельностью.
Имеющаяся в настоящее время конфигурация информационного пространства как массива совокупных аудиторий СМИ позволяет государственной влас-
ти России проводить результативную информационную политику по формированию общественного мнения. Государство обеспечило себя возможностью эффективной передачи сообщений средствами массовой коммуникации. При этом сохраняется конкурентное политическое и экономическое поле существования СМИ вне зависимости от их форм собственности и персоналий учредителей. Государство выступает в качестве ведущего и наиболее влиятельного субъекта воздействия на информационное пространство, но не монопольного обладателя коммуникативных ресурсов.
Концепт проводящейся сегодня государственной информационной политики в России предусматривает централизацию массовых коммуникативных каналов с целью формирования единого информационного пространства государства. Государственные агенты коммуникации осуществляют централизованную деятельность по продвижению в аудиторию различных по форме и содержанию сообщений, ставящих целью формирования у аудитории позитивного отношения к деятельности государственной власти как центра принятия решений. Проведение подобной информационной политики возможно при наличии прямой связи между СМИ и политическими субъектами. В настоящее время можно говорить о сращивании масс-медиа и политики, то есть о медиатизации политической сферы.
Следствием медиатизации политической сферы стало существенное уменьшение возможностей ведущих российских СМИ как самостоятельных акторов политической коммуникации. В данных политических условиях логичным является процесс общего «разрежения» коммуникативного пространства, при котором уменьшаются физические параметры присутствия альтернативных и оппозиционных агентов и акторов коммуникации, ослабляется содержательносмысловая нагрузка отправляемых ими сообщений. Закономерным следствием процесса медиатизации политики выступает поглощение информационного пространства политической сферы совокупностью информационных полей всего комплекса СМИ, подконтрольных власти.
Единое информационное пространство государства предусматривает централизацию в выработке отдельных смысловых составляющих информационной доктрины. Государственная исполнительная власть в регионах участвует в продвижении единой государственной информационной политики на территории субъекта Федерации в соответствии с промежуточными целями данной политики. В качестве базовой задачи, решаемой региональной государственной властью в процессе региональной политической коммуникации, выступает удержание региона в едином информационном пространстве государства. Это достигается в том числе через лояльность ведущих региональных СМИ общероссийской информационной политике. Единое коммуникативное пространство государства предусматривает контентную тождественность сообщений, поступающих в каналы массового распространения информации. В свою очередь, технологические возможности доступа к источникам массовой информации в значении институциональной составляющей системы коммуникации, тождественные вне зависимости от территориального фактора, также являются базовым условием формирования единого коммуникационного пространства государства.
Основной вектор мотивации повседневной деятельности политических акторов в регионе можно определить как процесс завоевания или удержания власти либо создания эффективных рычагов воздействия на принятие управленческих решений. Наряду с существованием в регионе неподконтрольных региональной власти экономических субъектов, подчиненное положение региональной власти относительно федеральной определяет и специфику политической деятельности в регионе.
Обратимся к феномену регионального информационного пространства как поля повседневной деятельности региональных политических акторов.
В региональном информационном пространстве уместно выделить две основные составляющие: общероссийскую информационно-коммуникативную систему, включающую в том числе и региональные СМИ, и собственно региональные СМИ, в социально-политическом значении связанные с обособленной составляющей - региональным политическим процессом. Регион включен в единое информационное пространство России на основании повседневной деятельности общероссийских СМИ, формирующих свою аудиторию, в том числе и на территории субъекта РФ. В этом информационном пространстве практически не присутствуют сообщения о повседневной деятельности региональных политических акторов. Подобные сообщения о повседневной деятельности региональных политических акторов в массе своей характерны для региональных СМИ, которые являются основным каналом политической коммуникации в регионе. В то же время в региональном политическом процессе имеется возможность артикуляции сообщений политическими акторами в расчете на вмешательство федеральных органов власти.
Как и общероссийское, региональное информационное пространство формируется в первую очередь совокупностью аудиторий СМИ. Совокупность аудиторий всего комплекса региональных СМИ составляет региональное информационное пространство как поле деятельности политических акторов. Для региональных СМИ характерно наличие уникальной по внутренним характеристикам аудитории получателей сообщений.
Совокупность региональных СМИ как институциональная составляющая системы региональной политической коммуникации также является частью единого общероссийского коммуникативного пространства. Однако единое коммуникативное пространство государства можно охарактеризовать как совокупность обособленных по контентному содержанию коммуникативных процессов. Подобный подход к изучению политической коммуникации характерен, в частности, для сторонников теории политического дискурса, на что указывает А.Д. Трахтенберг при характеристике макро- и микроуровневых исследований политической коммуникации в дискурс-теориях [7, с. 45-46].
Исследователь Ю.А. Нисневич указывает, что организационная основа публичной политики может быть охарактеризована как совокупность локальных информационно-коммуникативных процессов, сливающихся в единое целое в информационно-коммуникативном пространстве страны [8, с. 78]. Автор указывает при этом на возможность распада общегосударственного информационного пространства на территориальные локалитеты в случае технологических
разрывов в институциональной составляющей системы политической коммуникации либо нарушения контентной тождественности сообщений, преобладающих в общегосударственном и территориально локализованном коммуникативном пространстве.
Специфика содержания политического процесса в регионе и повседневной деятельности региональных СМИ как коммуникативной составляющей данного процесса обусловливает двоякую институциональную характеристику регионального информационного пространства. Оно является частью общероссийского информационного пространства как поля реализации общефедеральной публичной политики, так и полем функционирования региональных политических субъектов, стремящихся к реализации своих политических целей в рамках политической системы, закрепленной в Конституции РФ.
Библиографический список
1. Шварценберг, P.-Ж. Политическая социология [Текст] : в 3 ч. / P.-Ж. Шварценберг. - М., 1992. - Ч. 1.
2. Ирхин, Ю. В. Политология [Текст] / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М., 2001.
3. Русакова, О. Ф. Политическая дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса [Текст] / О. Ф. Русакова, Д. А. Максимов // Полис. -2006. - № 4.
4. Дьякова, Е. Г Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу [Текст] / Е. Г. Дьякова // Полис. - 2003. - № 4.
5. Макнейр, Б. Власть, выгода, коррупция и ложь (Российские средства массовой информации в 90-е годы) [Текст] / Б. Макнейр // Pro et Contra. - 2000. - № 4. - Т. 5.
6. Соловьев, А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации [Текст] / А. И. Соловьев // Полис. - 2002. - № 3.
7. Трахтенберг, А. Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации и парадоксы левого сознания [Текст] / А. Д. Трахтенберг // Полис. - 2006. - № 4.
8. Нисневич, Ю. А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы [Текст] / Ю. А. Нисневич // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. - 2006. - № 1 (6).
УДК 316.347(470+571)
ББК 60.56+75
Е.В. Пронюшкина
ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
У -
же с начала развития этносоциологических исследований конца 50-х - начала 70-х годов XX в. в отечественной науке были выделены два уровня национальных отношений: институциональный (межреспубликанский) и межгрупповой, межличностный. Последний был легитимирован только с