Научная статья на тему 'Информационные ресурсы по художественной культуре и искусству'

Информационные ресурсы по художественной культуре и искусству Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1333
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / ARTISTIC CULTURE AND ART / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION FIELD / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костенко М. С.

Раскрываются аспекты информационного обеспечения отрасли художественной культуры и искусства.Проанализированы типологические и содержательные особенности системы отраслевых информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION RESOURCES OF ARTISTIC CULTURE AND ART

Aspects of the information field of artistic culture and art are highlighted. Typological and content features of specialized information resources are analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы по художественной культуре и искусству»

УДК 002.2(7)

М.С. Костенко, M. S. Kostenko

Ровенский государственный гуманитарный университет, г. Ровно, Украина Rivne State Humanitarian University, Rivne, Ukraine

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ

INFORMATION RESOURCES OF ARTISTIC CULTURE AND ART

Раскрываются аспекты информационного обеспечения отрасли художественной культуры и искусства. Проанализированы типологические и содержательные особенности системы отраслевых информационных ресурсов.

Aspects of the information field of artistic culture and art are highlighted. Typological and content features of specialized information resources are analyzed.

Ключевые слова: художественная культура и искусство; информационное обеспечение; информационные ресурсы

Keywords: artistic culture and art; information field; information resources

Перспективы современного развития социума преимущественно определяются возможностями общественного использования информационных ресурсов (ИР). Становление и самореализация личности во многом обусловлены степенью эффективности информационного обеспечения (ИО). Тенденции гуманизации общества усиливают внимание граждан к вопросу ИО художественной культуры и искусства (ХКИ).

Важным фактором повышения эффективности ИО ХКИ является выработка обоснованных подходов к классификации отраслевых ИР. Мы предлагаем в сложной структуре первичнодокумент-ного звена системы ИР по ХКИ выделять три общих комплекса документов, для определения которых используем термины: «текстовые документы» и «квазикнига по ХКИ» (1-й комплекс); «литература по ХКИ» и «произведения искусства» (2-й комплекс); «опубликованные» и «неопубликованные документы» (3-й комплекс). Дефиниции понятий «текстовой», «опубликованный» и «неопубликованный документ» приводим по «Краткому терминологическому словарю по библиографоведению и социальной информатике» [1] (в оригинале - «Короткому термшолопчному словнику iз бiблiографознавства та сощально1 шформатики»), одним из авторов которого является автор статьи. «Текстовой документ» - документ, в котором информация передаётся средствами письма (графич-ными знаками, отражающими слова). Термин «опубликованный документ» рассматривается как документ, доведённый до ведома широкого, изначально не ограниченного, круга лиц путём издания, депонирования, публичного объявления, демонстрирования и т. п. «Неопубликованный документ» -документ, не предоставленный для широкого публичного использования. Понятием «квазикнига по ХКИ» целесообразно, по нашему мнению, определять такие категории отраслевых документов, как аудиальные и аудиовизуальные. Термин «литература по ХКИ» может рассматриваться в значении «литературный (текстовый) документ». «Произведения искусства» предлагаем определять как форму воплощения культурных ценностей, в частности, как продукт индивидуального творчества - продуктивной деятельности человека, способной порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения.

Исходя из предложенной Ю. Зубовым, К. Погорелой, А. Туровской [2] типологии изданий литературы по искусству, предлагаем в типологической системе изданий литературы по ХКИ выделить такие типы:

- издания трудов выдающихся представителей эстетической и критической мысли;

- научная;

- мемуарно-эпистолярная;

- учебная;

- популярная;

- справочная литература.

Издания трудов выдающихся представителей эстетической и критической мысли (представлены наследием классиков эстетики и наследием мастеров искусства и литературы, являющимся логичным продолжением и обобщением их художественной практики) обеспечивают научное освоение ХКИ. Жанры мемуарно-эпистолярной литературы (собственно мемуары, дневники, письма, тексты записных книжек деятелей искусства) составляют источниковедческую базу для профессиональных искусствоведческих и культурологических исследований и - при условии наличия соответствующего справочно-вспомогательного аппарата - удовлетворяют также непрофессиональный интерес к отрасли. Научная литература по ХКИ (монографии, сборники научных трудов, материалов и докладов или тезисов научных конференций, авторефераты диссертаций, обобщающие труды) направлена на отражение результатов изучения всех важных звеньев мирового и национального культурного процесса. Разнообразие учебной литературы культурологической либо искусствоведческой проблематики (учебников, практических пособий, хрестоматий, репертуарных сборников, пособий в помощь художественной самодеятельности, материалов об опыте мастеров культуры и искусства) определяется её целевым и читательским назначением, спецификой отрасли культуры, видом искусства, типом учебного заведения и др.

Справочная литература по ХКИ кроме классических жанров (энциклопедии, словари, справочники) представлена также специфическими искусствоведческими жанрами: летописями и хрониками культурной жизни, путеводителями по музеям и т. п.

Издания популярной литературы, направленные не только на предоставление читателю-любителю информации по ХКИ, но и на пробуждение устойчивого интереса к познанию этих отраслей и чтения литературы подобной тематики, обусловили значительное количество её жанров: научно-популярная и художественная литература, искусствоведческая и культурологическая публицистика, справочные популярные издания, популярные беседы мастеров культуры и искусства.

Одним из факторов эффективного ИО ХКИ является наличие в системе ИР пособий ретроспективной научно-вспомогательной библиографии (универсальных, общеотраслевых, проблемно-тематических, персональных, указателей периодических изданий и материалов из них, метабиблио-графических пособий), а также указателей произведений искусства (нотографических, изографических, фильмографических, дискографических) и рекомендательных библиографических пособий (для школьников и подростков, для молодежи, для читателей с высокоразвитыми эстетическими запросами, для участников художественной самодеятельности).

Информатизация как определяющая черта современной цивилизации обусловила включение в систему отраслевых документных ресурсов электронных ИР (ЭИР). Обобщенный подход к классификации ЭИР по ХКИ предусматривает выделение в их массиве следующего ряда видов ресурсов. По физическим характеристикам и особенностям носителя информации ресурсы, используемые библиотеками для ИО отрасли, принадлежат к документно-коммуникационным (в соответствии с признаками типов ИР онлайнового библиотечного сервиса, определёнными Д. Соловяненко) [3]. Особенности способа документирования позволяют различать акустические, голографические, оптические (лазерные), магнитные, другие документы.

По технологии доступа ЭИР по ХКИ включают сетевые документы таких видов, как интернет-документы и документы локальных сетей; локализированные или распределённые. В соответствии с режимом доступа информация по культуре и искусству представлена преимущественно ресурсами открытого доступа и использования. Среди них - разнообразные поисковые сервисы, в т.ч. каталоги, поисковые серверы; справочные сервисы, в частности, интерактивные словари и справочники, учебные сервисы (рейтинги, обзоры, виртуальные туры). Позиционированные специалистами по признаку состава электронных документов гомо- и гетерогенные ресурсы, безусловно, присутствуют и в ИЗ ХКИ.

Целесообразна дальнейшая дифференциация отраслевых ЭИР в границах параметров понятия «информационная составляющая документа». По предназначенности для восприятия ИР по проблемам ХКИ дифференцируются на человеко- и машиночитаемые. По каналу восприятия информации человеком среди ресурсов обслуживания потребителей отраслевой информации целесообразно рассматривать следующие: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тактильные и недоступные восприятию человека.

Художественная культура и искусство исторически формировались как системы, включающие пространственные, временные, пространственно-временные, синтетические, традиционные, техногенные направления, в среде которых развиваются изобразительное, музыкальное, театральное, искусство танца, пантомимы, слова, фото-, киноискусство, компьютерная графика, многое другое.

Отраслевые ЭИР отличаются многоуровневой знаковой структурой. Среди них можно выделить ресурсы аудиальные (текстовые и музыкальные), изобразительные (статичные и динамичные), нотные, комплексные и мультимедийные.

Важное значение для успешного решения задач ИЗ ХКИ имеют ЭИР, предоставляющие „свернутую" информацию. Именно вторичные ресурсы обеспечивают возможность адекватного отражения как самого факта существования, так и аспектов содержания (с той или иной степенью полноты его раскрытия) первичных ресурсов отраслевой информации. Таким образом, по признаку степени аналитико-синтетической переработки информации различают первичные и вторичные ЭИР, а также дайджесты культурологически-искусствоведческого содержания.

Оперирование в качестве критериев классификации ЭИР признаками, раскрывающими условия существования документа во внешней среде (характер распространения документа в обществе, происхождение документа), позволяет позиционировать такие категории ресурсов: опубликованные и неопубликованные (по характеру общественного распространения); ресурсы электронного происхождения, оцифрованные и трансформированные (по признаку происхождения).

Необходимо подчеркнуть, что своего решения ожидает ряд чрезвычайно сложных задач классификации отраслевых ЭИР по целевому назначению, характеру информации, проблемно-тематическому наполнению и т. п.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что сегодня как никогда актуально создание системы отраслевых ИР, полностью соответствующей потребностям специалистов и непрофессиональным информационным потребностям отрасли ХКИ и способной адаптироваться согласно возможным аспектам развития данных информационных потребностей. Успешное решение проблемы эффективного ИО ХКИ обусловлено решением ряда проблем теоретико-методического и прикладного характера.

Библиографический список

1. Короткий термшолопчний словник iз бiблiографознавства та сощально! шформатики / Г. М. Швецова-Водка (керiвник) та ш. - К. : Кн. палата Укра!ни, 1998. - С. 21; 19.

2. Зубов Ю. С. Библиография искусства : учеб.для библ. фак. ин-тов культуры / Ю. С. Зубов, Е. П. Погорелая, А. М. Туровская; под. ред. Ю. С. Зубова. - М. : Книга, 1973. - 304 с.

3. Соловяненко Д. Концепщя онлайнового бiблiотечного сервюу / Д. Соловяненко // Бiбл. вюн. - 2002. - №5. - С. 31-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.