УДК 002.2(7)
М.С. Костенко, M. S. Kostenko
Ровенский государственный гуманитарный университет, г. Ровно, Украина Rivne State Humanitarian University, Rivne, Ukraine
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ
INFORMATION RESOURCES OF ARTISTIC CULTURE AND ART
Раскрываются аспекты информационного обеспечения отрасли художественной культуры и искусства. Проанализированы типологические и содержательные особенности системы отраслевых информационных ресурсов.
Aspects of the information field of artistic culture and art are highlighted. Typological and content features of specialized information resources are analyzed.
Ключевые слова: художественная культура и искусство; информационное обеспечение; информационные ресурсы
Keywords: artistic culture and art; information field; information resources
Перспективы современного развития социума преимущественно определяются возможностями общественного использования информационных ресурсов (ИР). Становление и самореализация личности во многом обусловлены степенью эффективности информационного обеспечения (ИО). Тенденции гуманизации общества усиливают внимание граждан к вопросу ИО художественной культуры и искусства (ХКИ).
Важным фактором повышения эффективности ИО ХКИ является выработка обоснованных подходов к классификации отраслевых ИР. Мы предлагаем в сложной структуре первичнодокумент-ного звена системы ИР по ХКИ выделять три общих комплекса документов, для определения которых используем термины: «текстовые документы» и «квазикнига по ХКИ» (1-й комплекс); «литература по ХКИ» и «произведения искусства» (2-й комплекс); «опубликованные» и «неопубликованные документы» (3-й комплекс). Дефиниции понятий «текстовой», «опубликованный» и «неопубликованный документ» приводим по «Краткому терминологическому словарю по библиографоведению и социальной информатике» [1] (в оригинале - «Короткому термшолопчному словнику iз бiблiографознавства та сощально1 шформатики»), одним из авторов которого является автор статьи. «Текстовой документ» - документ, в котором информация передаётся средствами письма (графич-ными знаками, отражающими слова). Термин «опубликованный документ» рассматривается как документ, доведённый до ведома широкого, изначально не ограниченного, круга лиц путём издания, депонирования, публичного объявления, демонстрирования и т. п. «Неопубликованный документ» -документ, не предоставленный для широкого публичного использования. Понятием «квазикнига по ХКИ» целесообразно, по нашему мнению, определять такие категории отраслевых документов, как аудиальные и аудиовизуальные. Термин «литература по ХКИ» может рассматриваться в значении «литературный (текстовый) документ». «Произведения искусства» предлагаем определять как форму воплощения культурных ценностей, в частности, как продукт индивидуального творчества - продуктивной деятельности человека, способной порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения.
Исходя из предложенной Ю. Зубовым, К. Погорелой, А. Туровской [2] типологии изданий литературы по искусству, предлагаем в типологической системе изданий литературы по ХКИ выделить такие типы:
- издания трудов выдающихся представителей эстетической и критической мысли;
- научная;
- мемуарно-эпистолярная;
- учебная;
- популярная;
- справочная литература.
Издания трудов выдающихся представителей эстетической и критической мысли (представлены наследием классиков эстетики и наследием мастеров искусства и литературы, являющимся логичным продолжением и обобщением их художественной практики) обеспечивают научное освоение ХКИ. Жанры мемуарно-эпистолярной литературы (собственно мемуары, дневники, письма, тексты записных книжек деятелей искусства) составляют источниковедческую базу для профессиональных искусствоведческих и культурологических исследований и - при условии наличия соответствующего справочно-вспомогательного аппарата - удовлетворяют также непрофессиональный интерес к отрасли. Научная литература по ХКИ (монографии, сборники научных трудов, материалов и докладов или тезисов научных конференций, авторефераты диссертаций, обобщающие труды) направлена на отражение результатов изучения всех важных звеньев мирового и национального культурного процесса. Разнообразие учебной литературы культурологической либо искусствоведческой проблематики (учебников, практических пособий, хрестоматий, репертуарных сборников, пособий в помощь художественной самодеятельности, материалов об опыте мастеров культуры и искусства) определяется её целевым и читательским назначением, спецификой отрасли культуры, видом искусства, типом учебного заведения и др.
Справочная литература по ХКИ кроме классических жанров (энциклопедии, словари, справочники) представлена также специфическими искусствоведческими жанрами: летописями и хрониками культурной жизни, путеводителями по музеям и т. п.
Издания популярной литературы, направленные не только на предоставление читателю-любителю информации по ХКИ, но и на пробуждение устойчивого интереса к познанию этих отраслей и чтения литературы подобной тематики, обусловили значительное количество её жанров: научно-популярная и художественная литература, искусствоведческая и культурологическая публицистика, справочные популярные издания, популярные беседы мастеров культуры и искусства.
Одним из факторов эффективного ИО ХКИ является наличие в системе ИР пособий ретроспективной научно-вспомогательной библиографии (универсальных, общеотраслевых, проблемно-тематических, персональных, указателей периодических изданий и материалов из них, метабиблио-графических пособий), а также указателей произведений искусства (нотографических, изографических, фильмографических, дискографических) и рекомендательных библиографических пособий (для школьников и подростков, для молодежи, для читателей с высокоразвитыми эстетическими запросами, для участников художественной самодеятельности).
Информатизация как определяющая черта современной цивилизации обусловила включение в систему отраслевых документных ресурсов электронных ИР (ЭИР). Обобщенный подход к классификации ЭИР по ХКИ предусматривает выделение в их массиве следующего ряда видов ресурсов. По физическим характеристикам и особенностям носителя информации ресурсы, используемые библиотеками для ИО отрасли, принадлежат к документно-коммуникационным (в соответствии с признаками типов ИР онлайнового библиотечного сервиса, определёнными Д. Соловяненко) [3]. Особенности способа документирования позволяют различать акустические, голографические, оптические (лазерные), магнитные, другие документы.
По технологии доступа ЭИР по ХКИ включают сетевые документы таких видов, как интернет-документы и документы локальных сетей; локализированные или распределённые. В соответствии с режимом доступа информация по культуре и искусству представлена преимущественно ресурсами открытого доступа и использования. Среди них - разнообразные поисковые сервисы, в т.ч. каталоги, поисковые серверы; справочные сервисы, в частности, интерактивные словари и справочники, учебные сервисы (рейтинги, обзоры, виртуальные туры). Позиционированные специалистами по признаку состава электронных документов гомо- и гетерогенные ресурсы, безусловно, присутствуют и в ИЗ ХКИ.
Целесообразна дальнейшая дифференциация отраслевых ЭИР в границах параметров понятия «информационная составляющая документа». По предназначенности для восприятия ИР по проблемам ХКИ дифференцируются на человеко- и машиночитаемые. По каналу восприятия информации человеком среди ресурсов обслуживания потребителей отраслевой информации целесообразно рассматривать следующие: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тактильные и недоступные восприятию человека.
Художественная культура и искусство исторически формировались как системы, включающие пространственные, временные, пространственно-временные, синтетические, традиционные, техногенные направления, в среде которых развиваются изобразительное, музыкальное, театральное, искусство танца, пантомимы, слова, фото-, киноискусство, компьютерная графика, многое другое.
Отраслевые ЭИР отличаются многоуровневой знаковой структурой. Среди них можно выделить ресурсы аудиальные (текстовые и музыкальные), изобразительные (статичные и динамичные), нотные, комплексные и мультимедийные.
Важное значение для успешного решения задач ИЗ ХКИ имеют ЭИР, предоставляющие „свернутую" информацию. Именно вторичные ресурсы обеспечивают возможность адекватного отражения как самого факта существования, так и аспектов содержания (с той или иной степенью полноты его раскрытия) первичных ресурсов отраслевой информации. Таким образом, по признаку степени аналитико-синтетической переработки информации различают первичные и вторичные ЭИР, а также дайджесты культурологически-искусствоведческого содержания.
Оперирование в качестве критериев классификации ЭИР признаками, раскрывающими условия существования документа во внешней среде (характер распространения документа в обществе, происхождение документа), позволяет позиционировать такие категории ресурсов: опубликованные и неопубликованные (по характеру общественного распространения); ресурсы электронного происхождения, оцифрованные и трансформированные (по признаку происхождения).
Необходимо подчеркнуть, что своего решения ожидает ряд чрезвычайно сложных задач классификации отраслевых ЭИР по целевому назначению, характеру информации, проблемно-тематическому наполнению и т. п.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что сегодня как никогда актуально создание системы отраслевых ИР, полностью соответствующей потребностям специалистов и непрофессиональным информационным потребностям отрасли ХКИ и способной адаптироваться согласно возможным аспектам развития данных информационных потребностей. Успешное решение проблемы эффективного ИО ХКИ обусловлено решением ряда проблем теоретико-методического и прикладного характера.
Библиографический список
1. Короткий термшолопчний словник iз бiблiографознавства та сощально! шформатики / Г. М. Швецова-Водка (керiвник) та ш. - К. : Кн. палата Укра!ни, 1998. - С. 21; 19.
2. Зубов Ю. С. Библиография искусства : учеб.для библ. фак. ин-тов культуры / Ю. С. Зубов, Е. П. Погорелая, А. М. Туровская; под. ред. Ю. С. Зубова. - М. : Книга, 1973. - 304 с.
3. Соловяненко Д. Концепщя онлайнового бiблiотечного сервюу / Д. Соловяненко // Бiбл. вюн. - 2002. - №5. - С. 31-37.