ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ1
Л.А. Пронина, Н.Е. Копытова, Н.В. Шаталова, А.Н. Евстигнеев
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Предметные информационные среды, построенные по принципу электронных учебников, обладают ограниченными возможностями, что вполне оправданно, так как они являются определенным типом электронного издания, выполняющего
определенные целевые установки. Мы
предлагаем использовать в качестве предметной информационной среды
коллекции информационных ресурсов (в первую очередь, электронных).
Коллекция информационных ресурсов -это систематизированная совокупность информационных ресурсов, объединенных по какому-либо критерию принадлежности (например, по общности содержания, источников, назначения, по кругу пользователей, способу доступа и т. д.). Интеграция самых различных
информационных ресурсов (первичной и вторичной информации), ссылки на другие ресурсы, дидактическая часть значительно расширяют образовательные возможности коллекции. А размещение информационных ресурсов в помощь образованию, самообразованию, научно-исследовательской и педагогической деятельности позволяет обеспечивать потребности системы непрерывного образования [1].
Электронные коллекции в нашей стране появились лишь в конце 1990-х гг. В 1999 г. состоялась первая Всероссийская научная конференция «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии. Электронные коллекции», что было вызвано развитием Интернета и мультимедийных технологий и привело к возникновению методик создания электронных
информационных коллекций. Ранее в рамках программы РФФИ «Электронные библиотеки» в 1998 г. в Москве был организован семинар-сове-щание
«Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции». Данные тенденции характерны
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-01-12107в
для многих стран мира. В ряде стран появляются информационные системы
нового класса, ключевую роль в которых
играют сформировавшиеся в 1990-е гг. технологии управления информационными ресурсами и коммуникационными средствами.
Обобщенная структурная модель
коллекции, независимо от вида определяющих ее признаков, содержит
четыре взаимосвязанных элемента: создатели и потребители информационных ресурсов; транспортные информационные артерии; базы информационных ресурсов; аппаратнопрограммный комплекс. Сегодня создание коллекций - проблема не только техническая, а скорее культурологическая, так как необходимо разработать методологию и технологию их создания и
развития. Во-первых, формируя
образовательный сегмент в сетях целесообразно разработать концепцию коллекции, определить содержательные границы, выработать критерии, по которым она создается, и обосновать их. Во-вторых, только на этой основе возможна выработка технологических и методических решений: определение содержательного состава, источников формирования, принципов
систематизации, обеспечения полноты. В-третьих, необходимо выбрать
информационные технологии для создания, поддержки и использования коллекции. Коллекции, созданные на подобном подходе, могут выполнять в сетях следующие
функции:
- информационную - накопление, систематизация и передача информации;
- познавательно-гносеологическую -приобретение знаний об окружающей жизни, фактах из истории края;
- преобразовательную - превращение знаний в духовно-практические ценности;
- научно-исследовательскую;
- аксиологическую - оказание помощи личности в осознании значимости для себя, для общества тех или иных событий, явлений и др. из жизни, участие в формировании
личностного отношения к тем или иным культурным ценностям;
- интегративную - ориентация на
междисциплинарные исследования, на
формирование фундаментальных понятий;
- регулятивную - установление
традиционных норм и правил, которые регулируют поведение, передавая знания из поколения в поколение;
- культурологическую - участие в расширении кругозора, образовании, самообразовании, развитии культуры мышления и т. д.;
- воспитательную - формирование самосознания личности;
- практическую (утилитарную) -
содействие решению социально-
экономических, культурных и других задач.
В истории развития человеческого общества чрезвычайно велика роль краеведения. Оно является
культурологическим, историко-
антропологическим и социально-психологическим феноменом, имеющим глубокие исторические корни. Чем легче доступ к информационным ресурсам краеведения, тем эффективнее региональная социокультурная деятельность. В широком культурно-фило-софском контексте
информационные ресурсы краеведения выступают одним из определяющих факторов развития региона, наряду с такими факторами, как наука, техника, социальное управление и др.
Изучение регионального
информационного рынка для выявления информационных продуктов краеведческого характера является актуальной задачей при разработке электронных ресурсов. Краеведческая электронная продукция создается библиотеками, архивами и музеями путем оцифровки письменных и вещественных первичных и вторичных краеведческих информационных ресурсов, хранящихся в их фондах, и путем создания ресурсов, которые уже не имеют традиционных печатных аналогов. Это позволяет предоставлять большинству пользователей не физические экземпляры краеведческих документов и предметов, а их цифровые аналоги или оригиналы. Таким образом, расширяется доступ к ресурсам, и одновременно обеспечивается их физическая сохранность.
Исследования электронных
информационных краеведческих ресурсов позволили сформулировать основные требования к контенту коллекции, принципы отбора информации, систематизации и т. д. [2].
При создании проблемно
ориентированной среды ряд вузов в качестве инфраструктуры создают центральный проблемно ориентированный
информационный узел региона,
корпоративные информационные проблемно ориентированные серверы, издательства
электронных изданий - web-лаборато-рии. проблемно ориентированные «электронные» читальные залы. В этой системе особое место должны занимать и коллекции информационных ресурсов.
Целью нашего проекта является формирование сегмента культурно-
образователь-ной среды, включающего редкие (преимущественно
дореволюционные), малодоступные (в силу рассеивания документов) справочные
издания. Ориентируясь на региональные
информационные потребности, нами создается информационно-поисковая
система «Справочные издания о населении и природе Тамбовской области Х1Х-ХХ вв.». Данная информационно-поисковая система (ИПС) представляет собой электронный
ресурс с широкими поисковыми возможностями и учебно-методическими указаниями. Впервые осуществляется оцифровка незащищенных авторскими
правом постоянно востребованных справочных изданий о Тамбовской области (географические словари, административнотерриториальные справочники, сборники статистических сведений, обзоры Тамбовской губернии и т. п.), и создается ИПС с дидактической направленностью. Отличие нашего информационного ресурса от представленных на информационном рынке заключается в наличии дидактической составляющей, сочетании первичной и вторичной информации.
Нами реализуется следующий подход к созданию ИПС: разработка концепции системы (подходы к контенту, определение ее информационной емкости, определение алгоритмов поведения пользователей и их соотношение с поисковыми возможностями системы и т. д.), разработка технологических
и технических решений. На первом этапе максимально полно выявлялись справочные издания о населении и природе Тамбовской области. Первоначально были определены содержательные параметры поиска, выделены ключевые слова и словосочетания, зафиксированы географические,
хронологические границы поиска соответствующих изданий. ИПС
ориентируется на гуманитарные запросы, поэтому природа нами рассматривается как среда обитания, как фактор жизнедеятельности, информация сугубо естественнонаучного характера включалась выборочно. Ведущий принцип отбора документов - максимальная полнота. Были обследованы: сводный систематический
краеведческий каталог Тамбовской
областной универсальной научной
библиотеки имени А.С. Пушкина, каталоги и картотеки научной библиотеки Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Государственного архива Тамбовской области, научной библиотеки Тамбовского областного краеведческого музея, каталоги Российской государственной библиотеки, Государственной публичной
научно-технической библиотеки,
Государственной исторической библиотеки, Российской национальной библиотеки. В качестве дополнительных источников
поиска использованы государственные библиографические указатели Российской книжной палаты и библиографические издания Института научной информации по общественным наукам. Далее происходил отбор справочных изданий для системы по качественным параметрам с использованием и формальных признаков. В связи с этим все документы мы разделили на две группы: те, которые подлежат оцифровке, и дополнительные источники, которые будут представлены только библиографическим описанием. Во вторую группу попали документы, дублирующие информацию, или те, которые не подлежат оцифровке по ряду причин (например, в связи с ветхостью издания). В настоящее время происходит оцифровка соответствующих разделов универсальных, отраслевых и
специализированных справочных изданий федеральных и местных издательств. Сканирование и цифровая фотосъемка отобранных изданий производятся в
зависимости от формата и условий хранения этих изданий.
«Переходным звеном» от
содержательной к технологической составляющей проекта стало построение логической структуры гиперсвязей электронных текстов справочных изданий с аннотациями, указателями, учебными программами, методическими указаниями. Важнейшими элементами технологии реализации проекта являются создание программной «оболочки» и дизайна информационной системы, заполнение информационно-справочной системы,
которые могут осуществляться по ходу оцифровки изданий и их
библиографического описания.
Созданная информационно-поисковая система может использоваться в учреждениях образования области, учреждениях культуры.
Литература
1. Пронина Л.А., Копытова Н.Е., Шатало-
ва Н.В. [и др.]. К проблеме структурирования контента образовательных коллекций // Образовательные технологии: науч.-техн.
журнал. Воронеж, 2006. № 1. С. 252-255.
2. Пронина Л.А., Копытова Н.Е., Шатало-
ва Н.В. [и др.]. Электронные коллекции вузов как сегмент информационно -образовательного
пространства // Известия ОрелГТУ. Сер.: Информ. системы и технологии. 2006. №1 (3). С. 107-112.