Научная статья на тему 'Информационные процессы в вузе как фактор эффективности взаимодействия «Преподаватель – студент»'

Информационные процессы в вузе как фактор эффективности взаимодействия «Преподаватель – студент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION PROCESSES / ORGANIZATIONAL INTERACTION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Пучков Андрей Александрович

В статье анализируются информационные процессы как фактор эффективности взаимодействия «преподаватель – студент», степень интеграции студентов в информационные процессы в вузе и возможные позитивные и негативные ее последствия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nformation processes as a factor of efficiency of «teacher – student» interaction, extent of integration of students in information processes in higher education institution and also possible positive and negative consequences are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Информационные процессы в вузе как фактор эффективности взаимодействия «Преподаватель – студент»»

Социология

Василий СТЕГНИЙ, Андрей ПУЧКОВ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ»

В статье анализируются информационные процессы как фактор эффективности взаимодействия «преподаватель - студент», степень интеграции студентов в информационные процессы в вузе и возможные позитивные и негативные ее последствия.

Information processes as a factor of efficiency of «teacher - student» interaction, extent of intégration of students in information processes in higher education institution and also its possible positive and negative consequences are analyzed in the article.

Ключевые слова:

информационные процессы, организационное взаимодействие, высшее образование; information processes, organizational interaction, higher education.

Информационные процессы в вузе как социальной организа -ции выражаются в хранении, распространении и иных дей -ствиях, производимых с информацией. Образовательный, воспитательный и научный процессы в вузе немыслимы без опера -ций с информацией. Поэтому характер информационных процес -сов и качество их протекания в вузе являются важными факторами эффективности организационного взаимодействия «преподаватель

— студент».

В настоящее время данная тема представляется мало изученной. В основном исследователи концентрируются на мотивации студентов при поступлении в вуз, а также на стратегиях трудоустройства после его окончания. Также их внимание сконцентрировано на эффективности самого образовательного процесса — новейших методиках и пр. Значение информационных процессов в вузе в этом случае несколько умаляется, а ведь именно от качества их протекания во многом зависит и качество остальных процессов в вузе как соци альной организации. Цель данной статьи — попытка определить основные показатели протекания информационных процессов в вузе и дать оценку их влияния на эффективность организационного взаимодействия «преподаватель — студент».

Прежде чем говорить об информационных процессах в вузе, необходимо определить, готовы ли студенты к интеграции в инфор -мационные процессы вуза, готовы ли они учиться и чем они моти -вированы при поступлении в вуз? Ведь готовность брать на себя обязательства и вступать в социальное взаимодействие (а значит, и в информационные процессы) является важной предпосылкой эффективности этого взаимодействия.

Данные социологического опроса, проведенного среди студен -тов Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. Д.Н. Прянишникова (ПГСХА), свидетельствуют, что доступ -ная плата за обучение и наличие бюджетных мест важны для 48,7% респондентов (см. рис. 1). Очевидно, что это весомая доля числа опрошенных, и именно так обстоит дело: факторы доступности образования играют наиболее важную роль при выборе абитури ентом рассматриваемого вуза. Однако на 2 - м месте остается мотив специализации — 47% респондентов пришли в вуз для получения престижной профессии.

СТЕГНИЙ

Василий

Николаевич —

д.соц.н., профессор;

декан гуманитарного

факультета

Пермского

национального

исследовательского

политехнического

университета

(ПНИПУ)

gf@pstu.ru

ПУЧКОВ

Андрей

Александрович — аспирант кафедры социологии и политологии ПНИПУ

Родственники получили образование в академии

По рекомендации знакомых

Возможность получения престижной профессии

Наличие бюджетных мест, доступная плата за обучение

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% Рисунок 1. Мотивация поступления студентов в вуз, всего по массиву

Для 27,4% респондентов выбор посту -пления был обоснован рекомендацией родственников и знакомых, которые, очевидно, сами закончили данный вуз или имеют таких знакомых. В исследо -вании, проведенном в 2009—2010 гг. в республике Татарстан и Ярославской обл., также фиксируется, что «молодые люди, происходящие из семей с более высоким образовательным статусом, имеют зна -чительно больше шансов для получения высокого уровня образования. В отно -шении школьников можно констатиро вать особо значимое влияние семейного образовательного статуса: дети из семей с хорошими образовательными ресурсами планируют поступать в вуз гораздо чаще, чем дети родителей без высшего образова ния. Это решение почти не связано с про -фессиональным статусом родителей, но в основном определяется их образованием и домашней обстановкой»1.

Эти данные сопоставимы с данными исследования, проведенного учеными в Пермском государственном техническом университете (ПНИПУ). В проведенном опросе среди студентов этого вуза на во -прос: «Почему Вы решили получить выс -шее образование?» — верхние позиции занимают следующие варианты ответов: «без высшего образования нельзя сделать карьеру» (52,3%); «интересна специаль -ность, которую можно получить в этом вузе» (46,3%); «без высшего образования нельзя заняться интересной и содержа

тельной работой» (40,6%)2. А по данным опроса, проведенного в Омском государственном техническом университете, интерес к содержанию специальности при поступлении наблюдается у 54—55% опро -шенных3.

Таким образом, студенты, как правило, поступают в вуз для получения престиж ной и интересной специальности. По мне нию исследователей, ориентация на фор мальное получение диплома вытесняется мотивацией успешного трудоустройства4.

Показательно, что ориентация на полу чение высшего образования как возмож ность заняться интересной и престижной работой, сделать карьеру свойственна большей части студентов. Исследователи видят причину такого положения в мер кантилизации многих сторон жизни обще -ства и появлении «массового человека»5.

Вместе с тем, отвечая на вопрос: «В чем Вы видите ценность высшего образова ния?» — 57,5% респондентов ПНИПУ ответили, что оно «готовит к квалифици -рованной профессиональной деятельно сти», и 50,1% — что обеспечивает широ -

1 Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социс, 2012, № 2, с. 141.

2 Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества : монография. — Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009, с. 261.

3 Кудринская Л.А., Кубарев В.С. Особенности учебной мотивации студентов технического вуза // Социс, 2012, № 3,с. 145.

4 Цылев В.Р., Дюмина Н.Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска // Социс, 2012, № 2, с. 145.

5 Босов Д.В.Современный студент как «массовый человек» // Высшее образование в России, 2009, № 4, с. 120.

Свой вариант

Мероприятия студклуба

Научно - практические конференции

Спортивные мероприятия

Факультетские праздники

3%

0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0%30,0% 35,0% 40,0%

Примечание. Поскольку каждый студент мог выбрать несколько вариантов ответов, то общая сумма больше 100%.

Рисунок 2. Активность студентов во внеучебной жизни вуза

кие материальные перспективы в жизни1. Эти данные подтверждают тезис о том, что значительная часть населения видит в высшем образовании гарантию стабиль -ности в будущем.

Таким образом, мотивация у большин ства студентов к интеграции в информа ционные процессы в вузе сформирована и базируется на представлении о ценности получения высшего образования. Однако стоит ли сбрасывать со счетов «формаль ные» мотивы, связанные с формальной ценностью диплома о высшем образова -нии на рынке труда? Ответ дадут следую щие данные.

О готовности студентов к интеграции в образовательные процессы в вузе кос венно свидетельствует и их нацеленность на активное участие в вузовской жизни. Данные проведенных опросов обучаю -щихся в ПГСХА показывают, что основ -ная масса респондентов во внеучебное время активно участвует в жизни вуза: около трети — в факультетских празд -никах, столько же заняты в спортивных мероприятиях и т.п. (см. рис. 2).

Обращают на себя внимание ответы опрошенных (22,2%), которые отметили

1 Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Указ. соч., с. 261.

в анкете графу «свой вариант». Основная масса респондентов, ответы которых были отнесены к категории «свой вариант», написали «не участвую», в единичных слу -чаях — «не вижу смысла», «не интересно». Иными словами, примерно четверть студентов вуза не полностью интегрированы в информационные процессы организа -ции. Вероятно, они обращают внимание только на необходимую им информацию, которая касается хода образовательного процесса.

Возможно, это студенты, которые под -ходят к получению высшего образования формально. Основание для такого вывода

— весомая доля ответивших: «не принимаю участия», «не участвую». И здесь именно преподаватель играет немаловажную роль в том, чтобы заинтересовать ту часть ауди -тории, которая слабо интегрирована в информационные процессы в вузе.

Однако задача преподавателя — не только заинтересовать студентов, но и под -готовить их к будущей профессиональной деятельности. Эта подготовка немыслима без самостоятельной работы студентов, направленной на освоение дисциплины. В ходе исследования в ПГСХА были выяв -лены основные источники информации, к которым студенты обращаются в ходе подготовки к занятиям (рис. 3).

Городские библиотеки Домашняя библиотека Библиотека вуза Интернет- ресурсы

1 9,09 58,7% II

0 39.89

77.0% 76.0%

1

84,0е!

ш 9,: :%

Студенты пользуются

и Преподаватели рекомендуют

0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0%

Рисунок 3. Сравнительный анализ источников подготовки к занятиям

Из приведенных данных следует, что наиболее популярным источником, к которому обращаются за информацией студенты при подготовке к занятиям, является Интернет. Им пользуется пода вляющее большинство (84,0%) студентов -респондентов. В век информационных технологий это достаточно высокий результат. Другое дело, что студенты млад -ших курсов зачастую не умеют работать с информацией и указывать источники. Но это уже задача преподавателей — сформи -ровать у них соответствующую компетен -цию. Отметим, что сами преподаватели не часто рекомендуют интернет - источники. Результаты социологических исследова -ний, проведенных в других вузах, пока зывают, что «лишь 5% преподавателей гуманитарных наук рекомендуют студен там интернет -ресурсы в качестве допол -нительного источника информации; из преподавателей - естественников такие рекомендации дают 35% опрошенных, и только среди преподавателей компьютер ных наук пользование интернет - ресурсами поощряется практически всеми респон -дентами. ...С сетевыми источниками информации знакомы практически все, но только 30% применяют научные интернет -ресурсы в своей работе»1. Но ведь препода -ватели должны быть сведущими в исполь -зовании и распространении электронных ресурсов! Образуется противоречие между недостаточными навыками преподава -телей (неумение пользоваться интернет -источниками и в них ориентироваться) и потребностями студентов, которые про -

1 Опарина О. Об информационных компетенциях преподавателя // Высшее образование в России, 2008, № 8, с. 136-137.

водят в Интернете достаточно много вре -мени, а значит, интернет - источники для них более доступны.

Естественно, не следует сводить само -стоятельную подготовку студентов только к использованию Интернета. Библиотека академии — также весьма популярный информационный ресурс, которым поль -зуются студенты в ходе подготовки к заня -тиям, причем разница с первым вариан -том всего 6,9%. Зафиксирована примерно одинаковая частота обращения респон -дентов к этим ресурсам: библиотечным и интернет - ресурсам.

В 4 раза реже студенты посещают город -ские библиотеки, и только у пятой части студентов есть нужные издания в домаш -ней библиотеке.

Таким образом, Интернет и библио -тека вуза являются наиболее важными источниками информации для студентов. Отметим, что, по видимому, в России раз вивается новое, нечитающее поколение: только пятая часть студентов регулярно читает книги2.

Приведенные выше данные сопоста -вимы с результатами опроса студентов ПНИПУ (ПГТУ). Респондентам был задан вопрос: сколько примерно книг вы прочи -тываете в месяц (не учебников)? Данные распределились следующим образом: 1, да и то не каждый месяц — 43,7%; регулярно 1— 2 книги — 22%; регулярно 3 книги и более — 7,9%; читаю обычно во время каникул — 19,4%3.

Результаты опроса свидетельствуют, что

2 Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социс, 2010, № 7, с. 96—103.

3 Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Указ. соч., с. 283.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

к—- 50% 46%

1

25%

■ 19%

6%

■ в

Ж

оГ

.О4

г

Х>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.0#

б4

Рисунок 4. Каналы получения информации о ходе образовательного процесса

регулярно читают книги только 22% сту -дентов ПНИПУ Нечастое использование студентами ПГСХА городских и домаш -них библиотек дает основание предполо -жить, что и они читают книги «для себя» тоже редко.

Эти данные совпадают с результатами социологических исследований, прово -димых Левада - Центром. Согласно им, 81% россиян практические никогда не бывают в библиотеках1, 60% (против 30% в 2004 г.) не покупают книги ни для себя, ни для семьи, 61% респондентов не берут книги ни у друзей, ни у знакомых, 89% не скачивают книги из Интернета, 94% — не покупают и не пользуются аудиокнигами. В домашней библиотеке совсем не имеют книг 29% респондентов, до 100 книг — 41%, 100—300 книг — 17%2. Как раз при -мерно такая же доля имеющих книги дома представлена и в наших данных — 19,7%.

Проведенные социологические иссле -дования, таким образом, фиксируют существующее несоответствие страте гий поиска информации: преподаватели рекомендуют одни источники инфор мации, студенты обращаются к другим. Чаще всего преподаватели, рекомендуя литературу, которую можно получить в библиотеках, упускают из виду возможно -сти интернет ресурсов. Последние зача стую более доступны, чем библиотека. Эта разница может стать основанием для непонимания между преподавателями и

1 Общественное мнение, 2009. — М. Центр, 2009, с. 131.

2 Там же, с. 133.

Левада-

студентами при разборе учебной темы на практических занятиях.

Образовательный процесс многогранен. Мы разобрали, какими источниками студенты пользуются для подготовки к заня -тиям. Однако кто осуществляет передачу информации студентам о самих занятиях и других новостях, о ходе образователь -ного, научного и воспитательного процес сов в вузе?

Данные исследования в ПГСХА сви -детельствуют, что, как правило, доводит информацию до студента староста группы (в 54,3% случаев) как наиболее влиятель -ное звено в передаче информации (см. рис. 4).

2 - е по значимости звено в передаче информации — однокурсники и 3- е — преподаватели. Следовательно, куратор группы доводит информацию до вверен ной ему группы в 3 раза реже, чем старо ста, и в 2,5 раза — чем преподаватель. Институт кураторства, по крайней мере в рассматриваемом вузе, таким образом, не является главным звеном в передаче информации.

Администрацию вуза в лице деканатов по данным опроса также нельзя считать основным звеном передачи информации, поскольку лишь четверть респондентов (25%) получает сведения от заместителей деканов факультета.

Налицо противоречие: официальную информацию до студента должны дово дить должностные лица — куратор, замде -кана, преподаватель. Фактически студент ее получает через вспомогательные звенья передачи информации — через старост и

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

77%

59%

1 1 31%

3%

Оформляю на компьютере контрольные работы и рефераты

Уверенно использую компьютерные поисковые системы

Обрабатываю результаты Заказываю все работы, своих расчетов с помощью связанные с использовани -специальных ем компьютера,

компьютерных программ специалистам

Рисунок 5. Результативность работы на компьютере в ходе учебного процесса

90% 80% 70% 60% 50% 78»о

1

45%

1

40% 30% 20%

20° о

11

10% - 0 1°0

0% Перечитываю Пишу Использую Надеюсь, Договоримся Я ведь

ответ на каждый вопрос

с преподавателем

тройку и так поставят

Рисунок 6. Формы подготовки студентов к экзамену

однокурсников, на полуофициальном или неофициальном уровне.

Подобная ситуация может объясняться условиями работы кураторов, особенно если куратор назначается из числа преподавателей, которые и без того чрезвычайно загружены. Однако проблема по прежнему остается акту альной.

Сложившаяся ситуация, безусловно, негативно сказывается на всем образо вательном процессе и, в частности, на эффективности взаимодействия «препо -даватель — студент».

Вопрос о мотивации студентов к инте -грации в информационные процессы вуза и звеньях передачи информации тесно связан с тем, насколько студенты успешно усваивают полученную информацию. Здесь мы коснемся лишь образователь -ного процесса, т.к. именно он является

основным предметом взаимодействия «преподаватель — студент».

Поскольку студенты чаще всего гото -вятся к занятиям, используя Интернет, значит, они должны быть уверенными ПК- пользователями. Это предположение подтверждается данными исследования, проведенного в ПГСХА (см. рис. 5).

Большая часть студентов (77%) уверенно готовит рефераты и контрольные работы на компьютере, 59,3% уверенно исполь -зуют поисковые системы, 31% обраба -тывают результаты своих исследований с помощью компьютерных программ. И лишь 2,8% респондентов заказывают работы, связанные с работой на компью -тере. Результаты опроса, безусловно, сви -детельствуют, что студенты — уверенные ПК - пользователи.

В ПНИПУ проводилось подобное исследование, в ходе которого студентам

списать

Таблица 1

Степень усвоения различных форм подачи материала, %

Вариант ответа легко усваивается С определенными трудностями С большим трудом

Печатный, текстовый материал (книги, учебники и.т.п.) 60,6 27,2 3,4

Компьютерные текстовые материалы 37, 41,1 8,7

Аудиозаписи (лекции, художественно -литературные произведения, аудиопро -граммы) 30,7 37 17,9

Видеозаписи (рисунок, схема, графика, диаграммы с использованием анимаци -онных технологий) 74,1 19,3 5,2

задавался вопрос: «Как часто Вы посе -щаете компьютерный центр вуза, ком -пьютерные клубы?» Ответы респондентов показывают, что ежедневно центр и клубы посещают лишь 2,8% респондентов, не посещают — 77,7%. Вероятно, студенты выходят в Интернет из дома — сегодня в городе подключиться к сети довольно просто и сравнительно недорого. Однако по результатам социологических опросов, проведенных Левада - Центром среди насе -ления регионов России, 72% респонден -тов никогда не пользуются компьютером1. Эти данные заставляют сделать вывод, что оставшиеся 30% — наиболее активные ПК- пользователи, в которую входит и сту -денчество.

В контексте взаимодействия «препода -¡атель — студент» представляется важным рассмотреть, каким образом студент гото вится к экзаменам (см. рис. 6).

Результаты опроса обучающихся в вузе свидетельствуют, что, как правило, сту денты готовятся к итоговому контролю знаний и навыков, перечитывая лекции (77,6%). Пишут шпаргалки, тем самым активизируя свою моторную память, 53,0% респондентов - студентов. И послед -ний вариант, также справедливый при мерно для половины респондентов (45,0% в выборке, от 39,7 до 50,1% — в генераль -ной совокупности), — использование учебников для подготовки. Примерно каждый четвертый студент (25%) надеется нелегальным способом пройти итоговый контроль знаний, наиболее массовый из которых — списывание. Эта доля (25% опрошенных) нами уже отмечалась выше

— это те, кто не участвует во внеучебной жизни вуза и, по нашему предположению,

формально относится к получению выс шего образования. Именно таких студен -тов администрация вуза и преподаватели должны взять под контроль. В противном случае из вуза выйдут «безбилетники», которые формально отнеслись не только к получению своего диплома, но, что не менее важно, к профессии.

Однако большинство студентов все же нацелены пройти контроль знаний с помощью легальных способов.

При анализе способов подготовки к контролю знаний и навыков (экзамен или зачет) в студенческой среде важно учи -тывать форму подачи материала, которая оценивается респондентами как наиболее эффективная и усваиваемая. Для этого приведем данные, собранные исследова телями из ПНИПУ (см. табл. 1)2.

Из данных исследования, проведен -ного в ПНИПУ, видно, что самой легкой для усвоения формой подачи материала для большинства студентов являются видеоматериалы — 74,1%, за ним следует печатный текстовый материал — 60,6%. Компьютерный текст и аудиозаписи при -мерно равны по степени усвоения, в сред нем — 33,9%. Треть студентов усваивают книжный материал с определенными трудностями, что неудивительно, т.к. большинство из них во внеучебное время, по нашему предположению, не читают никаких книг, кроме учебников.

Следовательно, интенсивное исполь зование преподавателями в ходе лекций видеоматериалов, на семинарах — заданий из учебников или другой учебной литера -туры сможет существенно повысить уро -вень усвоения знаний студентами.

На усвоение студентами дисциплины

1 Там же, с. 133.

2 Там же, с. 292.

Свой вариант

Я не знал, что можно приходить на консультации

Преподаватели говорят, что за консультации никто не платит

Зачем нужны эти консультации

— и так все сдадим

Не пользуюсь, хотя знаю, практически всех

Да, пользуюсь каждую сессию

6.6°,

66.2%

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0% Рисунок 7. Значение консультаций для студентов

также влияет то, пользуются ли студенты консультациями преподавателей (см. рис. 7).

Каждую сессию консультациями преподавателей пользуются большинство студентов (66,2%), не пользуются, хотя знают, что консультации есть,

— 16,6%. Иными словами, основная масса респондентов читает лекции и учебники, пользуется консультациями преподавателей и в целом настроена на полноценное взаимодействие в ходе образовательного процесса с преподавателями. Около 20% студентов постоянно демонстрируют намерение вывести это взаимодействие за рамки закона, признавая возможность списывания и способов «договориться».

Такое положение вещей может сохраняться и дальше, если вуз не будет уделять внимание развитию корпоративной культуры. Последняя является немаловажным фактором эффективности взаимодействия «преподаватель — студент». Ее развитию способствуют внутривузов-ские мероприятия, в которых принимают участие как студенты, так и преподаватели. Именно они во внеучебное время позволяют «настроить» массу студентов на взаимодействие с преподавателями согласно атмосфере в вузе.

И наконец, одним из ключевых факторов взаимодействия «преподаватель —

студент» является вопрос о том, должен ли преподаватель иметь личную информацию о студентах (см. рис. 8).

Подавляющая часть респондентов-студентов в 2009 г. считали правомерным, что преподаватель имеет личную информацию о них. Другими словами, студенчество в массе своей было готово к диалогу с преподавателем. Четверть опрошенных не соглашались предоставлять преподавателям информацию личного характера.

Если сопоставить результаты опроса 2009 г. и данные 2011 г., можно отметить, что в 2011 г. более половины респондентов посчитали нужным раскрывать личную информацию только в том случае, если она касается учебного процесса. Доля респондентов, которые не собираются раскрывать личную информацию, возросла вдвое — с 17,1% до 38%. Значительно уменьшилась и даже практически исчезла категория лиц, которые согласны делиться информацией с целью достижения более глубокого взаимопонимания с преподавателем. В этой ситуации фиксируется смещение ответов, т.к. вариант: «только если это связано с учебным процессом» был включен в анкету только в 2011 г. Однако все равно наблюдается существенное уменьшение удельного веса опрошенных, готовых давать о себе личную информацию в случае возникновения конфликт-

с учебным процессом

Нет

Да

0%

>6.5%

17.1%

- 38.0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

72

■■ 8.3° о

■ 2009

и 2011

.4%

0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00%

Рисунок 8. Должен ли преподаватель иметь личную информацию о студентах? (всего по массиву)

ной ситуации в ходе образовательного процесса.

Наблюдается тенденция к смещению от общей осведомленности преподавателя о студенте лишь до тех фактов, которые касаются учебного процесса. Вероятно, именно по причине такой неосведомлен ности и возникает непонимание между студентами и преподавателями, и, как следствие, снижается эффективность взаимодействия «преподаватель — сту -дент».

Таким образом, анализ данных, полу -ченных в ходе исследований, проведен ных как в ПГСХА, так и в других вузах, позволил сделать следующие выводы, касающихся протекания информацион ных процессов в вузе.

1. Мотивация студентов при поступле -нии в вуз. Ее наличие определяет готов -ность студентов к интеграции в инфор -мационные процессы вуза. На сегодня эти мотивационные установки доста -точно стабильны: студенты поступают в вуз ради получения престижной и инте -ресной профессии, востребованной на рынке труда.

2. Активность студентов во внеучеб -ной жизни вуза показывает, насколько они готовы к интеграции в корпоратив ную культуру вуза, к усвоению ценностей своей профессии. По данным исследова ния в настоящее время основная масса студентов исследуемого вуза включена во внеучебную деятельность. А те, кто не включен, как правило, формально отно

сятся к получению высшего образова -ния.

3. Источники подготовки к занятиям — существенный фактор протекания инфор -мационных процессов в вузе. Анализ дан -ных указывает на противоречия между рекомендованными преподавателями и используемыми студентами источниками. Такое противоречие — негативный фактор, который может повысить уровень кон -фликтности образовательного процесса.

4. Каналы получения информации. Исследование установило, что студенты в исследуемом вузе получают больше информации от старост и от однокурсни -ков, чем от кураторов и работников ака демии. Безусловно, на разных факультетах имеются свои особенности, однако общая картина именно такова.

5. Результативность работы на компью -тере. Основная масса студентов — уверен -ные ПК- пользователи.

6. Основная масса студентов пользуется консультациями преподавателей и исполь -зует «легальные» источники подготовки к итоговому контролю знаний по дисци -плинам. Вместе с тем наблюдается устой -чивый контингент студентов, которые формально относятся к высшему образо -ванию, получению диплома и используют «нелегальные» способы подготовки к зачетам и экзаменам. Усилия вуза должны быть направлены на повышенное внима ние к этой части студентов, чтобы усилить их интеграцию в информационные про цессы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.