Информационные источники управленческого анализа Information sources for management analysis
Лялькова Евгения Евгеньевна, к.э.н., доцент Департамента «Учет, анализ и аудит», Финансового университета при Правительстве РФ,
Москва, 8-909-6203070 E-mail: lyalkovae@mail. ru
Evgeniya Lyalkova, Ph.D. (Econ.), Assistant Professor Department "Accounting, analysis and audit" Financial University under the Government of the Russian Federation
Аннотация: В статье рассмотрены информационные источники управленческого анализа. Цель работы заключалась в систематизации многочисленных информационных потоков, поступающих менеджменту организаций и аналитикам. В результате все источники были классифицированы в 4 группы. В статье дана характеристика каждой группы. Перечислены официальные документы и нормативно - плановые источники, входящие в состав первой группы. Рассмотрены возможные учетные источники информации, составляющие вторую группу. Оценена информативная значимость бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической, управленческой отчетности. Представлены внеучетные источники информации управленческого анализа, составляющие третью группу. Дана общая характеристика этой группы. Приведены современные источники деловой информации. Рассмотрено понятие «надежности», предложена и представлена в виде таблицы шкала оценивания надежности источника и достоверности сведений, полученных их него. Представлена четвертая группа источников информации управленческого анализа в виде деловой итоговой информации для выбора управленческого решения. Оговорено, что аналитическая информация может быть финансового и нефинансового характера, дана характеристика каждой из них. Приведены две группы способов преобразования данных в управленческую (аналитическую) информацию. Обосновано внедрение автоматизированных информационных технологий в процессе проведения внутреннего управленческого анализа на современном предприятии. Сделан
вывод о влиянии систематизации информационных источников на принятие управленческих решений.
Abstract: The article explores the sources of information for the management analysis. The aim of this work was to systematize numerous information flows incoming to the management and analysts of the company. All sources were categorized into 4 groups. The characteristics of each group is described in the article. The official documents, rules and regulations included in the first group are listed. The possible sources of information composing the second group are examined. The informative importance of the financial, tax, statistical, management reporting is estimated. The third group includes the non-accounting sources of information for management analysis. The modern sources of business information are listed. The concept of "reliability" is examined. The scale of assessment of reliability of the source of information and validity of the information obtained proposed and presented in the table.. The fourth group of the information sources for the management analysis - is the business summary of information for selecting management decisions. The analytical information can have financial and non-financial nature. The characteristics of each of these types are given in the article. Two groups of methods of converting data into management (analytical) information are described. The implementation of the automated information technologies in the process of conducting of the internal management analyses in the modern enterprise is justified. The conclusion are drawn about the influence of systematization of the information sources for the management decisions.
Ключевые слова: управленческий анализ, источники информации, управленческие решения, информационные потоки, учетные и внеучетные источники, отчетность, надежность информации.
Key words: management analysis, sources of information, management decisions, information flows, accounting sources, reporting, reliability of the information.
Управленческая деятельность невозможна без использования различных информационных потоков, ведь в процессе принятия управленческих решений информация выступает одним из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми и другими. Исходя из этого, в современных условиях хозяйствования внутри организации, значительно расширились рамки и качество принимаемой во внимании информации. Потребностям управления в обеспечении информацией отвечает управленческий анализ, т.к. в качестве базы он объединяет в себе все представленные виды информации, используя разнообразные информационные источники.
Информационная база управленческого анализа значительно шире, чем информационные источники финансового анализа, и включает в себя входные данные, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступающие в систему управления, то есть представляет собой совокупность взаимосвязанных данных, направленных на решение той или иной проблемы. На практике органам управления необходимо иметь достаточно четкие представления:
^ о происходящих в обществе, экономике, политике, социальной
сфере изменениях, тенденциях их развития; ^ о том, на каком этапе своего развития находится организация и насколько она и реализуемая ею стратегия соответствуют тенденциям и целям социально-экономического развития общества; ^ насколько существующие в организации подходы к управлению отвечают требованиям гармоничного взаимодействия с деловыми партнерами, традициям, культуре управленческих отношений как внутри, так и вне ее; ^ о том, какая стратегия должна быть выработана для организации, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, удовлетворение жизненных и социальных потребностей персонала.
Все информационные источники, используемые в управленческом анализе можно объединить в четыре группы (рис. 1)
Источники информации управленческого анализа
->
->
->
->
Рисунок 1. Источники информации управленческого анализа Как видно из рисунка 1, первую группу составляют официальные документы и нормативно - плановые источники. В эту группу включаются: Законы государства; Указы Президента; Постановления Правительства и местных органов; Приказы вышестоящих органов; хозяйственно - правовые документы (договоры, решения арбитража, судебных органов и т. п.); финансовая информация, содержащаяся в прейскурантах, ценниках, прайс-листах, справочниках и др.; технико-технологическая информация, характеризующая уровень техники и технологии (справочники, паспорта машин и оборудования, чертежи, спецификации); производственные и планово-бюджетные нормативы, сметы (бюджеты); стандарты технологии, государственные или внутренние (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СанПиН, СНиП и т.д.), стандарты качества, (ISO 9000).
Большое значение в методике управленческого анализа имеет внешняя информация. Объемный блок внешней информации — это законодательство. Аналитик должен не только учитывать современное состояние вопроса, но и моделировать ситуацию с учетом изменений в законодательстве.
Вторую группу источников управленческого анализа составляют учетные. К ним относятся:
- Финансовая (бухгалтерская) отчетность
Официальные документы и нормативно - плановые источники
Учетные источники информации
Внеучетные источники информации
Деловая итоговая информация для выбора управленческого
решения (исходящая)
- Управленческий учет и отчетность
- Данные синтетического и аналитического учета
- Статистический учет и отчетность
- Оперативный учет и отчетность
- Налоговая отчетность
- Первичная учетная документация
Отчетность является основным инструментом информирования заинтересованных пользователей о различных аспектах деятельности экономического субъекта, позволяющим оценить финансовое положение и финансовые результаты, экономический, социальный и экологический потенциал, качество корпоративного управления [1]. Бухгалтерская (финансовая) отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
В состав бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств.
Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на базе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.
Так как любой анализ черпает информацию из системы учета, непосредственное влияние на организацию управленческого анализа будет играть наличие и уровень развития системы управленческой учета на предприятии. На предприятии, где не ведется управленческий учет, проведение
управленческого анализа будет чрезвычайно затруднено недостаточностью информации.
Недостаточный уровень развития управленческого учета ведет к формированию неполной, фрагментарной информационной базы. В данном случае процесс организации управленческого анализа потребует больших трудозатрат. Управленческий учет готовит, интерпретирует, обобщает, оформляет и передает внутренним пользователям информацию для дальнейшего тщательного анализа.
Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта ее использования в управлении хозяйствующим субъектом.
Необходимо отметить, что к высшим уровням управления объем информации сокращается, а ответственность (значимость) принимаемых решений увеличивается. Внутренняя управленческая отчетность наряду с планом счетов управленческого учета - системообразующий элемент, основной элемент, на котором держится вся управленческая структура.
Наряду с перечисленными учетными источниками, необходимо отметить высокую информационную насыщенность форм статистической отчетности. Формы федерального статистического наблюдения предназначены для сбора и обработки данных в системе Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Территориальные органы Росстата определяют перечень форм статистической отчетности, которые обязаны представлять все организации, включая субъекты малого предпринимательства и обеспечивают отчитывающиеся субъекты бланками форм. Примеры существующих форм статистической отчетности по направлениям деятельности представлена на официальном сайте Федеральной службы Государственной статистики [3].
Каждая организация, в зависимости от вида деятельности, заполняет свойственный ей набор форм. Существуют формы по следующим направлениям: общеэкономические показатели деятельности организаций, институциональные преобразования в экономике, малое предпринимательство, правонарушения в сфере экономики, демографические показатели, доходы и уровень жизни населения, платные услуги, жилищные условия населения, ход реформы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение и социальные услуги, образование, охрана окружающей среды и геологоразведочные работы, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля, гостиницы, транспорт и связь, наука и инновации, инвестиции, цены и тарифы, рынок труда, финансы, финансовая деятельность и приватизация государственного и муниципального имущества, внешнеэкономическая деятельность, деятельность органов местного самоуправления.
Статистическая отчетность в настоящее время является незаменимым источником разнообразной информации о хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей. При этом в ней рассматриваются как количественные, так и качественные показатели.
Третью группу источников составляют внеучетные источники информации, в частности:
■ Материалы, акты, заключения внутреннего и внешнего аудита, внутриведомственных и вневедомственных ревизий, проверок деятельности налоговой службой, кредитными учреждениями, территориальными агентствами по финансовому оздоровлению и др.
■ Материалы собраний акционеров и советов директоров;
■ Материалы собраний трудовых коллективов;
■ Объяснительные и докладные записки;
■ Заключения лабораторного и врачебно - санитарного контроля,
региональных отделов статистики, профессиональных консалтинговых фирм;
■ Плановые данные;
■ Внутренние нормативы (лимиты);
■ Деловая переписка с партнерами, кредиторами и т.п.
■ Материалы средств массовой информации (печать, СМИ, Интернет, радио, телевидения);
■ Материалы, получаемые в результате личных контактов;
■ Техническая и технологическая документация;
■ Реклама.
Как можно увидеть из перечисленных источников, из внеучетных источников поступает в основном вербальная форма информации, редко по стандартизированной форме. Так формируются хорошо аргументированные обзоры, учитывающие множество точек зрения.
Аналитики в процессе своей деятельности собирают различную, разнообразную информацию, например, справочную: цены на товары конкурентов, цены на оборудование и т.д. Нужно обратить внимание, что информация, необходимая для проведения управленческого анализа может быть использована также из средств массовой информации (СМИ). Например, сюда относится периодическая печать, публикующая годовые отчеты наиболее крупных фирм, сведения о выпуске отдельных видов продукции, кадровой политике, кадровых перестановках и т.д.
Кроме того, сведения, поступающие извне, например, аналитические статьи в крупных изданиях, позволяют руководителям организации получить такой объем информации о рынках и продуктах, который практически невозможно (или очень дорого) сгенерировать самостоятельно.
К серьезным источникам деловой информации можно отнести такие издания, как: Эксперт, Коммерсантъ, Экономическая газета, финансовая газета, экономика и жизнь, Bussines Week, Forbes, Wall Strit Journal, такие интернет агентства, как Росбизнесконсалтинг (РБК), Финмаркет, Московская
межбанковская валютная биржа (ММВБ), российская торговая система (РТС), Dow Jones, Reuter, Financial Times и другие.
Однако, в отдельных случаях, не следует пренебрегать и, например, «дамскими» журналами: компании, работающие в индустрии красоты, могут почерпнуть из них гораздо больше, нежели из деловых изданий.
Но, учитывая такое разнообразие информации, возникает вопрос о ее надежности. Для полноты качественной оценки информационной базы управленческого анализа оценить надежность информации можно, например, по следующей шкале оценивания надежности источника и достоверности сведений, полученных их него (Табл. 1):
Таблица 1
Шкала степени надежности источника и достоверности сведений.
Степень надежности источника Степень достоверности сведении
1) Совершенно надежный 1) Достоверность подтверждена
2) Обычно надежный 2) Скорее всего, информация правдивая
3) довольно надежный 3) Возможно, информация правдивая
4) Не всегда надежный 4) Сомнительная информация
5) ненадежный 5) Неправдоподобная информация
6) Надежность не может быть определена 6) Степень достоверности не может быть определена.
Но использование этих шкал возможно только экспертным путем. Четвертую, заключительную группу источников информации составляет
деловая итоговая информация для выбора управленческого решения. К ней относятся:
- Отбор и концентрация учетной, отчетной и другой информации;
- Вторичная расчетная аналитическая информация;
- Информация, характеризующая состояние фондового рынка и рынка недвижимости;
- Расчеты и оценка факторных и результативных показателей;
- Рейтинговые оценки;
- Документы оформления результатов анализа;
- Бестекстовый анализ на основе систематизированной информации;
- Графики, диаграммы и т. п.
Нужно сразу оговориться, что аналитическая информация может быть финансового и нефинансового характера. Информация финансового характера доминирует в отчетности, однако роль нефинансовых сведений тоже весьма существенна [5].
Аналитическая информация финансового характера - это данные, выраженные в денежном измерителе. Аналитическая
информация нефинансового характера - это любые количественные данные, измеренные в натуральных единицах, а также описательная часть управленческого отчета, включая факты и обстоятельства, не поддающиеся точной денежной оценке (например, описание используемых методик анализа).
Вся вторичная информация, поступающая из аналитической системы в систему принятия решений, также должна быть представлена в виде, пригодном для принятия на ее основе управленческих решений. Деловая итоговая информация по сути - это входящие потоки, т.е. вид информации после преобразования.
Для анализа внешних данных по компаниям в отрасли сейчас активно используется система СПАРК (система профессионального анализа рисков и компаний) - крупнейшая база данных по компаниям России, Украины и Казахстана с широким спектром аналитических возможностей. Она позволяет решать такие задачи, как: проверка контрагента на благонадежность или аффилированность с другими предприятиями, пресечение мошеннических сделок, анализ и мониторинг собственной базы клиентов, подбор новых рынков сбыта и постоянное отслеживание изменений, которые происходят с вашими партнерами. База данных по компаниям включает в себя официальные сведения из более чем 20 источников, в числе которых федеральные государственные службы, министерства и ведомства, ключевые СМИ, сами компании [2].
Данные лишь тогда становятся информацией, пригодной для
управленческого анализа, когда подвергнутся соответствующей обработке. Наиболее удобными, аналитическими и распространенными являются такие формы предоставления информации, как: текстовая, числовая, табличная, формульная, графическая.
Для того, чтобы преобразовать данные в управленческую (аналитическую) информацию, используются две большие группы способов.
К первой группе относятся стандартные способы, которые применяются через равные промежутки времени по унифицированным отчетам и другим источникам сведений. Частота и глубина проведения таких предварительных подготовительных процедур диктуются требованиями конкретных пользователей. В современной учетной практике в любой компьютерной бухгалтерской системе имеется подсистема анализа данных. Существует множество специальных компьютерных программ для типовой обработки больших массивов разного рода данных, в том числе экономических.
Ко второй группе относятся способы преобразования, применяемые в редко встречающихся или нетипичных ситуациях, например, корреляционно-регрессивный анализ, матричный анализ, анализ сценариев и ситуаций и др.
Таким образом, выбирая тот или иной прием преобразования данных в информацию, аналитик трансформирует ее в методически обусловленную форму, позволяющую в дальнейшем определять требуемые показатели и параметры.
В преобразовании информации большую роль играют современные информационные технологии управленческого анализа, главной задачей, которых является своевременное предоставление достоверной, необходимой и достаточной информации специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений.
От точности получаемых в процессе анализа результатов зависит правильность и адекватность принятия управленческих решений, поэтому применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы.
Наиболее эффективной организационной формой использования информационных технологий является создание на их базе автоматизированных рабочих мест (АРМ) аналитиков, т.е. профессионально ориентированных малых вычислительных систем, предназначенных для автоматизации работ по экономическому управленческому анализу.
Необходимость внедрения автоматизированных информационных технологий в процессе проведения внутреннего управленческого анализа на современном предприятии очевидна [4]. Это позволит достичь следующих целей:
■ сокращения сроков обработки аналитических данных (повышение оперативности анализа);
■ повышения качества и достоверности обработки за счет более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности, замены приближенных или уточненных расчетов точными вычислениями, постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически невыполнимых вручную и традиционными методами;
■ повышения гибкости в управлении;
• совершенствования организации труда аналитических работников, снижения трудоемкости и стоимости аналитического процесса.
Таким образом, основное содержание процесса принятия управленческих решений — это постоянная, логически последовательная работа с большим массивом информации, которая реализуется посредством сбора, хранения, передачи и анализа данных о хозяйственной деятельности предприятия. Систематизация такой информации приведет к более эффективному ее использованию и, как следствию, к более грамотному и обоснованному принятию управленческих решений.
Список использованной литературы:
1. Вахрушина М.А. Малиновская Н.В. Корпоративная отчетность: новые требования и направления развития. Международный бухгалтерский учет. 2014. № 16. С. 2-9
2. Официальный сайт компании СПАРК // [Электронный ресурс] http://WWW. SPARK-INTERFAX.RU/PROMO.
3. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики // [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/free/b14 43/Main.htm
4. Сидорова М.И. Информационные технологии как неотъемлемый элемент современной модели бухгалтерского учета. // Учет.Анализ. Аудит. 2015. № 3. С. 82-92
5. Ситникова В.А. Признаки финансовой и нефинансовой информации. // В сборнике: АПРЕЛЬСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Л. Т. ГИЛЯРОВСКОЙ материалы IV Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет". 2015. С. 123-127. References:
1. Vahrushina M.A. Malinovskaya N.V. Korporativnaya otchetnost': novye trebovaniya i napravleniya razvitiya [CORPORATE REPORTING: NEW REQUIREMENTS AND LINES OF DEVELOPMENT]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. 2014. № 16. S. 2-9
2. Oficial'nyj sajt kompanii SPARK // [EHlektronnyj resurs] http://WWW.SPARK-INTERFAX.RU/PROMO.
3. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby Gosudarstvennoj statistiki // [EHlektronnyj resurs] http://www.gks.ru/bgd/free/b 14_43/Main.htm
4. Sidorova M.I. Informacionnye tekhnologii kak neot"emlemyj ehlement sovremennoj modeli buhgalterskogo ucheta. [Information Technology as an Integral Part of Accounting System]// Uchet.Analiz. Audit. 2015. № 3. S. 82-92
5. Sitnikova V.A. Priznaki finansovoj i nefinansovoj informacii. [The characteristics of the financial and non-financial information] // V sbornike: APREL'SKIE NAUCHNYE CHTENIYA IMENI PROFESSORA L. T. GILYAROVSKOJ materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; FGBOU VO "Voronezhskij gosudarstvennyj universitet". 2015. S. 123-127.