Научная статья на тему 'Информационные и коммуникационные технологии в самообразовании студентов экономического профиля (зарубежный опыт высших профессиональных школ)'

Информационные и коммуникационные технологии в самообразовании студентов экономического профиля (зарубежный опыт высших профессиональных школ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА МУЛЬТИМЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA SYSTEMS / MEDIA EDUCATION / DOCUMENTARY MEDIATION / DIVERSIFICATION OF SELF-EDUCATION / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галишникова Елена Михайловна, Баклашова Татьяна Александровна

В статье описана проблема использования информационных и коммуникационных технологий в самообразовании студентов. Путем анализа отечественной и зарубежной литературы определены возможности использования системы мультимедиа в контексте профессиональной подготовки студентов экономического профиля. Авторами по-казано, что использование медиатехнологий в рамках высшей профессиональной школы способствует диверсификации способов самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галишникова Елена Михайловна, Баклашова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SELF-EDUCATION OF STUDENTS MAJORING IN ECONOMICS (EXPERIENCE OF FOREIGN HIGHER VOCATIONAL SCHOOLS)

The article considers the use of information and communication technologies in the students’ self-education. The analysis of the national and foreign literature has identified the possibility of using multimedia systems in the context of vocational training of students majoring in economics. The authors show that the use of media technologies in higher vocational schools contributes to the diversification of self-education methods.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникационные технологии в самообразовании студентов экономического профиля (зарубежный опыт высших профессиональных школ)»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)

УДК 378:004.9

Галишникова Елена Михайловна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета

Баклашова Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры иностранных языков в сфере

экономики, бизнеса и финансов

Института управления, экономики и финансов

Казанского (Приволжского) федерального

университета

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В САМООБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ)

Аннотация:

В статье описана проблема использования информационных и коммуникационных технологий в самообразовании студентов. Путем анализа отечественной и зарубежной литературы определены возможности использования системы мультимедиа в контексте профессиональной подготовки студентов экономического профиля. Авторами показано, что использование медиатехнологий в рамках высшей профессиональной школы способствует диверсификации способов самообразования.

Ключевые слова:

информационные и коммуникационные технологии, система мультимедиа, медиаобразование, документальная медиация, диверсификация самообразования, дистанционное обучение.

Galishnikova Elena Mikhaylovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Department of Foreign Languages for Economics, Business and Finance, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University

Baklashova Tatyana Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Department of Foreign Languages for Economics, Business and Finance, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SELF-EDUCATION OF STUDENTS MAJORING IN ECONOMICS (EXPERIENCE OF FOREIGN HIGHER VOCATIONAL SCHOOLS)

Summary:

The article considers the use of information and communication technologies in the students' self-education. The analysis of the national and foreign literature has identified the possibility of using multimedia systems in the context of vocational training of students majoring in economics. The authors show that the use of media technologies in higher vocational schools contributes to the diversification of self-education methods.

Keywords:

information and communication technologies, multimedia systems, media education, documentary mediation, diversification of self-education, distance learning.

Отечественная система высшего профессионального экономического образования претерпевает сегодня значительное реформирование, имеющее результатом инновирование принципов отбора и структурирования содержания подготовки специалистов, а следовательно, и образовательных технологий, среди которых все более заметную долю занимают информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Г. Поппель, Б. Голдстайн определяют информационную индустрию как быстроразвивающуюся отрасль экономики, связанную со сбором, производством, использованием и защитой различных видов информации [1]. Отечественные исследователи Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский подчеркивают масштабность и глубину процессов информатизации человеческой деятельности, которые ведут к качественным изменениям самого общества [2]. Проблеме использования ИКТ в рамках реализации онлайнового обучения посвящены работы ученого Д. Мошеллы, утверждающего идею их долгосрочного потенциала [3].

Характерными чертами системы высшего профессионального экономического образования в нашей стране являются: приоритет практики самообразования; увеличение количества часов на внеаудиторную, самостоятельную работу; относительная автономия каждого субъекта образовательного процесса посредством придания ему независимого статуса, актуализации принципа самообразования и совершенствования инновационных форм обучения [4]; наличие механизмов открытого образования (ресурсные центры, медиаобразование, дистанционное обучение, мультимедийные системы) [5, с. 58]. Под самообразованием мы подразумеваем «целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни» [6].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблема выбора и использования ИКТ в самообразовании студентов отечественных вузов экономического профиля не может быть эффективно решена без изучения и анализа зарубежного опыта подготовки экономистов.

Современные информационные и коммуникационные технологии, используемые в отечественной и зарубежной системах профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, характеризуются переносимостью и повторным использованием программного обеспечения, интероперабельностью, масштабируемостью компьютерных платформ и распределенных систем [7]. Обладая подобными характеристиками, они способствуют реализации самообразования, перемещая его в плоскость так называемой «образовательной инженерии», позволяя активизировать познавательную деятельность, делать доступными зарубежные источники, обогащать и расширять получаемую информацию, увеличивать объем знаний.

По мнению европейских ученых, цель медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Использование системы мультимедиа в контексте профессиональной подготовки студентов экономического профиля предоставляет обучающимся следующие возможности: формирование новых представлений о социально-экономической действительности; организация и реализация коммуникации на протяжении всего образовательного процесса; интерактивность обучения, позволяющая моделировать и решать проблемы. Система мультимедиа носит мультисен-сорный, мультизнаковый и мультисигнальный характер. Она характеризуется западными исследователями как система мультимедийных сообщений, позволяющих сделать учебный процесс интересным, действенным в любое время, не требующим присутствия в аудитории участников образовательного процесса. В действительности, благодаря новым ИКТ, система интерактивного мультимедийного обучения позволяет студентам взаимодействовать со всеми типами знаков. Интерактивность обеспечивается способностью системы к обмену и диалогу [8]. Данная система вписывается в контекст самообразования по причине следующих характеристик: поддержание мотивации, соблюдение индивидуального ритма, интерактивность, адаптированное управление и незамедлительная обратная связь, учет индивидуальных различий в мотивации, перцепции, предыдущем опыте студентов, а также их воспитании и уровне общей культуры.

При выборе ИКТ с целью профессиональной подготовки экономистов, целесообразно учитывать такие факторы, как: дополнительные затраты, экономическая выгода вследствие доступа к обучению большей аудитории, педагогические преимущества (гибкость относительно места и времени обучения, доступ к большему набору дидактического материала) и т. д. Специфика дидактического процесса, приводимого в действие при помощи медиатехнологий, состоит во владении преподавателем техникой работы со средством информации в целом комплексе взаимодействий. Здесь необходимо учитывать специфические особенности документальной медиации, предполагающей работу участников образовательного процесса не над общим планом, а над трехмерным пространством, в котором средства информации являются одним из элементов дидактического и педагогического взаимодействия. Использование медиатехнологий в рамках высшей профессиональной школы способствует диверсификации способов самообразования, что имеет результатом активизацию и интенсификацию использования полученных знаний, а также их концентрацию на основе междисциплинарных связей (интрасеть, информационная база интернет-ресурсов, база глоссариев и справочных материалов, сетевые коммуникационные группы общения на основе профессиональных интересов).

Самообразовательная практика предполагает изменение рабочей роли студента, его обязательный переход к позиции «навигатора», «автоинформатора», «обучающегося». Однако без соблюдения организаторами процесса таких условий, как наличие достаточного временного ресурса, корректной организации рабочего пространства, владения особым образом действия в определенном контексте обучения всеми участниками образования, медиатехнологии будут носить вспомогательный характер и соответствовать классическому лекционному образованию.

Ссылки:

1. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. М., 1990.

2. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методические основы информатизации. СПб., 2000.

3. Мошелла Д. Бизнес-перспективы информационных технологий. М., 2004.

4. Хусаинова А.А. Педагогические условия использования системы MOODLE в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономического профиля // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2.

5. Марданшина Р.М. Методический потенциал иностранного языка в формировании исследовательских навыков студентов-экономистов // Alma Mater. 2013. № 10.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; редкол.: М.М. Безруких [и др.]. М., 2003.

7. Сухомлин В.А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М., 2005.

8. Miège B. L'information-communication, objet de connaissance. De Boeck Supérieur, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.