Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / ИКТ / НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ / ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ / SOUTHEAST ASIAN COUNTRIES / ICT / TAX ADMINISTRATION / E-FILING / E-PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муранова А.П.

В статье раскрываются уровень развития ИКТ в странах Юго-Восточной Азии, действия правительств по внедрению ИКТ в налоговые органы и масштабы применения электронных средств при оформлении налоговых платежей. По оценке автора, панорама использования налоговыми органами электронных средств неоднозначна и определяется рядом экономических и социальных факторов. Чётко обозначились три группы стран. Первая группа - наиболее технологически развитые страны региона, где довольно активно применяются современные способы взимания налогов. Вторая группа - технологически менее развитые страны, в которых сфера применения ИКТ несравненно уже. Третья группа - наименее развитые страны региона, где налоговая администрация только приступает к использованию ИКТ в налогообложении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT AND ITS USE IN THE TAX ADMINISTRATION OF THE SOUTHEAST ASIAN COUNTRIES

The article shows the level of ICT development in the Southeast Asian countries, the measures of the governments of these countries for introducing of ICT into tax administration and implementation of ICT for tax payments. According to the author, the panorama of the use of electronic means for tax payments is ambiguous and is determined by a number of economic and social factors. Three groups of countries were accurately designated. The first group consists of technologically developed countries of the region where modern means of tax payments very actively used. The second group consists of less technologically developed countries, where scope of ICT is incomparably narrow. The third group of countries consists of the least developed countries where the tax administration just begins to use ICT.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ»

Муранова А. П. *

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Muranova A.P.**

ICT AND ITS USE IN THE TAX ADMINISTRATION OF THE SOUTHEAST ASIAN COUNTRIES

DOI: 10.31696/2227-5568-2020-01-045-072

Аннотация: В статье раскрываются уровень развития ИКТ в странах Юго-Восточной Азии, действия правительств по внедрению ИКТ в налоговые органы и масштабы применения электронных средств при оформлении налоговых платежей. По оценке автора, панорама использования налоговыми органами электронных средств неоднозначна и определяется рядом экономических и социальных факторов. Чётко обозначились три группы стран. Первая группа - наиболее технологически развитые страны региона, где довольно активно применяются современные способы взимания налогов. Вторая группа - технологически менее развитые страны, в которых сфера применения ИКТ несравненно уже. Третья группа - наименее развитые страны региона, где налоговая администрация только приступает к использованию ИКТ в налогообложении.

Ключевые слова: Страны Юго-Восточной Азии, ИКТ, налоговая администрация, электронная система налоговых деклараций, электронная система уплаты налогов.

Abstract: The article shows the level of ICT development in the Southeast Asian countries, the measures of the governments of these countries for introducing of ICT into tax administration and implementation of ICT for tax payments. According to the author, the panorama of the use of electronic means for tax payments is ambiguous and is determined by a number of economic and social factors. Three groups of countries were accurately designated. The first group consists of technologically developed countries of the region where modern means of tax payments very actively used. The second group consists of less technologically developed countries, where scope of ICT is incomparably narrow. The third group of countries consists of the least developed countries where the tax administration just begins to use ICT.

Key words: Southeast Asian countries, ICT, tax administration, e-filing, e-payment.

Повышение эффективности государственного управления в сфере налогообложения, позволяющее собирать необходимый объём налогов при минимальных затратах, является одной из целей экономической политики

* Муранова Анна Петровна - к.э.н., старший научный сотрудник ИВ РАН.

** Muranova Anna Petrovna - PhD (Economics), senior researcher fellow, IOS RAS.

+ В статье использована некоторая информация из подготовленной автором главы «4.6 Цифровая трансформация в странах Юго-Восточной Азии: использование ИКТ в налоговых органах» в коллективной монографии «Афро-азиатские страны и новые технологии». М., ИВ РАН, 2019.

правительств любой страны. С конца ХХ в. важным фактором, способствующим решению этой проблемы, стал технологический прогресс, который создаёт новые возможности для широкого применения налоговыми органами более результативных методов сбора налогов. Информационные и коммуникационные технологии, и в частности заполнение налоговых деклараций электронным способом (e-filing) и уплата налогов электронным способом (e-payment), пришли на смену бумажным носителям и существенно облегчают проведение необходимых операций (регистрацию налогоплательщиков, заполнение налоговых деклараций, определение размера налогов и процесс их уплаты).

Впервые информационно-коммуникационные технологии были использованы для сбора налогов в США в 1986 г., когда Служба внутренних доходов в рамках небольшой тестовой программы оформила с помощью компьютера 25 тысяч деклараций (только в отношении федеральных налогов). В 1990 г. электронный способ оформления налоговых деклараций стал применяться уже по всей стране, хотя вплоть до 1999 г. всё ещё требовалось представлять и подписанные бумажные документы1. В ХХ1в. прогрессивные методы сбора налогов стали активно использоваться фискальными органами как развитых, так и развивающихся государств. По данным Всемирного банка, к 2016 г. 92 страны полностью перешли на электронные формы взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков, причём 66 стран ввели или расширили их в последние 12 лет2.

Эволюция налоговых систем стран Юго-Восточной Азии идёт в русле глобальных изменений в технологии сбора налогов, и в регионе также происходит процесс модернизации налоговой администрации и внедрения в её деятельность современных технологий. Его начало восходит к последним годам ХХ в., однако более активно новые формы уплаты налогов стали вводиться фискальными органами лишь в ХХ1в. Этому способствуют: 1) целенаправленная политика правительств по развитию информационных и коммуникационных технологий, 2) быстрый рост в странах региона индустрии информационно-коммуникационных технологий, 3) стремительное распространение среди населения различных электронных инструментов связи, 4) мероприятия правительств по внедрению ИКТ в налоговые службы. Вместе с тем использование налоговыми органами электронных средств тормозится из-за воздействия существенных негативных факторов.

Прежде чем раскрыть масштабы применения новых технологий в налоговой сфере стран ЮВА, стоит сначала рассмотреть уровень развития ИКТ в них и те социально-экономические факторы, которые вкупе определяют возможности фискальных органов модернизировать технологию уплаты налогов. При этом следует отметить, что в регионе две небольшие по размеру страны занимают особое положение - Сингапур как высокоразвитое

1 e-file History - Electronic Tax Filing in the United States. URL: https://www.efile.com/e-file-electronic-tax-filing-history; World Bank. Doing Business 2014. P. 57. URL: https://www.doingbusiness.org/DB14-Full-Report.pdf.

2 World Bank Group. Paying Taxes 2018. P. 14. URL: https://www.doingbusiness.org/2018-Paying-Taxes.pdf.

государство с самым большим в Юго-Восточной Азии размером ВВП на душу населения и Бруней Даруссалам как малонаселённая нефтедобывающая страна с высоким подушевым доходом.

1. Факторы, влияющие на использование налоговыми органами стран Юго-Восточной Азии информационно-коммуникационных технологий

Ниже рассматриваются две категории факторов, воздействующих на масштабы внедрения ИКТ в налогообложение: 1) способствующие расширению сферы использования ИКТ и 2) ограничивающие возможности использования ИКТ.

А. Факторы, способствующие внедрению ИКТ в деятельность фискальных органов:

а). Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий

Конец ХХв. ознаменовался активной политикой правительств наиболее развитых в ЮВА государств (Сингапура, Малайзии, Таиланда и Филиппин), направленной на модернизацию экономики путём развития информационных и коммуникационных технологий. Остальные страны региона подключились к этому тренду в начале XXI в. О процессе развития ИКТ в странах ЮВА в XXI в. можно судить по такому комплексному и репрезентативному индикатору, как индекс развития ИКТ (IDI- ICT Development Index), который позволяет сравнивать достижения стран мира в этой сфере (см. табл. 1). Он рассчитывается по методике специализированного подразделения ООН -Международного союза электросвязи (МСЭ) (International Telecommunication Union) на основе информации государств-членов МСЭ, в которую включены сведения о доступности и распространении электронных средств, практическом знании населением информационно-коммуникационных технологий, умении пользоваться ими и другая информация (до 2018 г. при расчёте индекса ИКТ использовались 11 показателей, с 2018 г. -14показателей).

Таблица 1

Страны Юго-Восточной Азии: сравнительные данные об индексе развития ИКТ и их позиции в глобальном рейтинге в 2002, 2007 и 2017 гг.

Страны Индекс развития ИКТ Позиция страны в глобальном рейтинге по индексу развития ИКТ (2002 г. - 154 страны, 2007 г. - 159 стран, 2017 г. - 176 стран)

2002 г. 2007 г. 2017 г. 2002 г. 2007 г. 2017 г.

1. Сингапур 4,83 6,57 8,05 16 15 18

2. Бруней Даруссалам 3,27 4,80 6,75 41 42 53

Страны Индекс развития ИКТ Позиция страны в глобальном рейтинге по индексу развития ИКТ (2002 г. - 154 страны, 2007 г. - 159 стран, 2017 г. - 176 стран)

2002 г. 2007 г. 2017 г. 2002 г. 2007 г. 2017 г.

3. Малайзия 2,50 3,80 6,38 50 52 63

4. Таиланд 2,17 3,44 5,67 70 63 78

5. Филиппины 2,07 2,63 4,67 79 91 101

6. Вьетнам 1,59 2,61 4,43 107 108 108

7. Индонезия 1,54 2,13 4,33 109 108 111

8. Камбоджа 1,07 1,53 3,28 126 121 128

9. Мьянма 1,64 1,57 3,00 104 119 135

10. ЛНДР 1,08 1,60 2,91 125 117 139

Для сравнения: Швеция Исландия 6,05 5,88 7,50 7,06 8,41 8,98 1 2 1 4 11 1

Источники: Measuring the Information Society Report. The ICT Development Index 2009.ITU. URL: https://www.itu.int/MISR2009_w5.pdf; Measuring the Information Society Report 2017.Vol-ume 1. P. 41. URL: https://www.itu.int/MISR2017_Volume 1.pdf.

Примечания:

1. В данной и последующих региональных таблицах страны расположены в соответствии с индексом развития ИКТ

2. Самый высокий индекс ИКТ - у страны, занявшей в глобальном рейтинге первое место (в 2002 г. и 2007 г. - Швеция, в 2017 г. - Исландия).

Представленные в табл. 1 показатели свидетельствуют, во-первых, о быстром развитии ИКТ во всех странах региона и, во-вторых, о неоднородной и весьма пёстрой панораме развития ИКТ. Чётко определились три группы. Первая группа - технологически развитые Сингапур, Бруней Даруссалам, Малайзия и Таиланд. Наилучший показатель, свидетельствующий об успешном развитии ИКТ, - у Сингапура. С большим отрывом от него следуют Бруней Даруссалам, Малайзия и Таиланд, которые, хотя очень заметно отстают от Сингапура, но всё же занимают в глобальном рейтинге ИКТ достойные позиции в первой сотне государств. Во вторую группу входят Филиппины, Индонезия и Вьетнам, которые технологически уступают первой группе. Индекс развития ИКТ у них одинаков и существенно ниже. Так же, как и позиции в мировом рейтинге. Третью группу образуют наименее развитые страны региона с ограниченным усвоением новых технологий. Это - Камбоджа, Мьянма и ЛНДР, для которых характерен очень большой отрыв от остальных государств ЮВА как по индексу уровня развития ИКТ,

так и соответственно по позиции в глобальном рейтинге. Следует отметить, что одной из веских причин их отставания являются начавшиеся в 90-е годы ХХв. фундаментальные изменения в стратегии социально-экономического развития этих трёх стран и их длительный и сложный переход от соцориенти-рованной экономики к рыночной. К тому же, в Камбодже продолжительная гражданская война разрушила большую часть инфраструктуры.

Показатели табл. 1 позволяют также увидеть и весьма важную позитивную тенденцию, а именно ускоренное развития ИКТ в третьей группе стран, их «подтягивание» к более развитым и сокращение отставания от последних. Так, индекс развития ИКТ в самой слаборазвитой стране региона - Лаосе был ниже, чем в Сингапуре, в 2002 г. в 4,5 раза, а в 2017 г. разрыв сократился до 2,8 раза. Такая же ситуация в Камбодже и Мьянме.

б) Расширение использования населением стран ЮВА электронных средств связи

Разный уровень и социально-экономического, и технологического развития стран ЮВА определил и очень ощутимое различие между ними в использовании электронных средств. Так, в 2016 г. в ЛНДР количество мобильных телефонов было в 2,6 раза меньше, чем в Сингапуре, а доля домохозяйств, имевших компьютер в 2017 г., - даже в 6,5 раз (см.табл. 2).

Таблица 2

Страны Юго-Восточной Азии: использование населением инструментов электронной связи в 2000 г. и 2017 г.

Страны Количество мобильных телефонов (в расчёте на 100 жителей) Численность Интернет-пользователей (в расчёте на 100 жителей) Доля домохо-зяйств, имевших в 2017 г. Позиция страны в мировом рейтинге по показателю «Применение ИКТ» (140 стран), ' 2017 г.

2000 г. 2017 г. 2000 г. 2017 г. Компьютера/о Доступ в Интернет,/

Сингапур 70,2 146,8 36,6 84,4 86,5 91,1 4

Бруней Даруссалам 28,5 127,1 9,0 94,9 93,5 76,0 17

Малайзия 22,1 133,9 21,4 80,1 74,1 85,7 32

Таиланд 4,9 176,0 3,7 52,9 24,8 64,4 64

Филиппины 8,3 110,4 2,0 60,1 23,3 42,7 67

Вьетнам 1,0 125,6 0,3 58,1 21,6 27,3 95

Индонезия 1,7 164,9 0,9 32,3 19,1 57,3 50

Камбоджа 1,1 116,0 0,0 34,0 12,5 21,0 92

Мьянма 0,0 89,8 0,0 30,7 16,6 28,3 нет данных

Страны Количество мобильных телефонов (в расчёте на 100 жителей) Численность Интернет-пользователей (в расчёте на 100 жителей) Доля домохо-зяйств, имевших в 2017 г. Позиция страны в мировом рейтинге по показателю «Применение ИКТ» (140 стран), ' 2017 г.

2000 г. 2017 г. 2000 г. 2017 г. Компьютера/о Доступ в Интернет,/

ЛНДР 0,2 54,1 0,1 25,5 13,2 24,5 96

Средний глобальный показатель 103,6 48,6 47,1 54,7

Источники: Key Indicators for Asia and the Pacific 2019. 50th Edition. September 2019. ADB. P. 173. URL: https://www.adb.org/publications/key-indicators-for.2019; Measuring the Information Society Report 2018 - Volume 2, ICT. Country Profiles.2018.ITU. Geneva. PP. 27, 31, 79, 96, 107, 124, 142, 162, 178, 196. URL: https://www. itu.int.; The Global Competitiveness Report 2018. World Economic Forum. Insight Report, PP. 120, 137, 284, 337, 373, 464, 512, 557, 601. URL: https://www3. weforum.org.

Как следует из данных табл. 2, процесс насыщения современными средствами связи идёт быстрее в менее развитом ареале региона. Так, в 2017 г. число мобильных телефонов в расчёте на 100 человек увеличилось по сравнению с 2000 г. в Сингапуре - более чем в 2 раза, Брунее Даруссаламе -в 4,2 раза, Малайзии - в 6 раз, а в Камбодже - в 106 раз, в ЛНДР - в 270 раз (!), а Мьянма начинала практически с нуля. Нельзя не заметить, что в половине стран ЮВА распространение мобильных телефонов и Интернета началось в XXI в. либо с нуля (ЛНДР и Мьянма), либо почти с нуля (Вьетнам, Камбоджа, Индонезия), а через полтора десятка лет показатели этих стран заметно приблизились к средним общемировым величинам.

Активное использование населением электронных инструментов благоприятствует внедрению ИКТ в налоговую администрацию. Однако распространяются они очень неравномерно: как правило, больше всего пользователей в столице и наиболее развитых ареалах страны. Например, в Таиланде в 2003 г. из 6,03 млн пользователей Интернета 2,01 млн проживали в Бангкоке, 1,34 млн. - в северном регионе, 1,0 млн. - в Центральном, 1,07 млн. - в Северо-Восточном и только 620 тысяч - в Южном регионе3.

Б. Факторы, сдерживающие внедрение ИКТ в деятельность налоговых органов

Как уже было отмечено выше, ряд социально-экономических факторов серьёзно ограничивает использование ИКТ в налоговой сфере. В их числе -проживание значительной части населения в сельских районах, большой массив натуральной и теневой экономики в отдельных странах региона,

3 Thailand ICT Indicators moving towards the information society. Series 1, October 2003. The second edition. URL: http://www.nitc.go.th/.

низкие доходы и высокий уровень бедности, коррупция, недостаточная грамотность (особенно компьютерная) немалой доли населения.

По сведениям Секретариата АСЕАН, в 2017 г. в Камбодже доля сельских жителей составляла 77% всего населения, в Мьянме - 70%, в ЛНДР - 66%, во Вьетнаме - 65%, на Филиппинах - 53%, в Таиланде - 51%, Индонезии -45%, Малайзии - 25%, Брунее Даруссаламе - 23%4. Это обусловливает невысокий уровень доходов населения во всех странах региона, кроме Сингапура, Брунея Даруссалама и Малайзии (см. табл. 3).

Таблица 3

Размер и динамика ВВП на душу населения в странах ЮВА, 2000-2018 гг. (в долларах США в текущих ценах)

Страна 2000 г. 2018 г. Рост,%

1. Сингапур 23853 64580 271

2. Бруней Даруссалам 18477 30667 166

3, Малайзия 3993 11067 277

4. Таиланд 2083 7446 357

5. Индонезия 800 3933 492

6. Филиппины 1055 3104 294

7. Вьетнам 404 2 589 641

8. ЛНДР 322 2 649 823

9. Камбоджа 294 1571 534

10. Мьянма 1208 (2013 г.) 1245 (2017 г.) 103

Для сравнения: Япония 38532 39280 102

Источник: Key Indicators for Asia and the Pacific 2019. 50th Edition. September 2019. ADB. P. 99. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/521981/ki2019.pdf. Примечание: Приведенные в таблице показатели - оценки Азиатского банка развития, сделанные на основе национальных источников и данных Международного валютного фонда об официальных курсах валют.

В регионе сохраняется очень большой массив населения, проживающего на доход в размере менее, чем 3.20 доллара в день (в паритетных ценах 2011 г.) - он составлял в ЛНДР (2012 г.) 58,7%, на Филиппинах (2015 г.) -32,6%, в Мьянме (2015 г.) - 29,5%, Индонезии (2017 г.) - 27,3%, во Вьетнаме (2016 г.) - 8,4%. Лишь в Малайзии и Таиланде таких жителей было в эти годы менее 1%. Это означает, что существенная доля населения находится вне рамок системы обложения подоходным налогом и возможности применения налоговыми ведомствами новых технологий ограничиваются5.

Внедрению ИКТ в налоговые органы препятствуют также такие весьма распространенные во многих странах явления, как теневая экономика

4 ASEAN Statistical Yearbook 2018. URL: https//asean.org/static_post=asean-statistical-yearbook. P. 3, 7.

5 Key Indicators for Asia and the Pacific 2019. 50Th Edition. September 2019. ADB. P. 83. URL: https://www. adb.org/sites/default/files/publication/521981/ki2019.pdf.

и коррупция. Вьетнамские исследователи в 2014 г. определили размер теневой экономики в странах ЮВА (кроме Сингапура и Брунея Даруссалама) в пределах 22-50% ВВП6. О больших масштабах теневой экономики, в частности на Филиппинах, говорит оценка в 40% ВВП, высказанная главой Управления внутренних доходов этой страны на 5-й налоговой конференции в Токио в апреле 2014 г.7

Очень распространена в регионе коррупция. О её размерах можно судить по индексу восприятия коррупции, составляемому международной неправительственной организацией Transparency International (чем выше позиция страны в мировом рейтинге, тем меньше в ней масштабы коррупции). В 2018 г. наиболее чистой от этого явления страной был Сингапур, занявший среди 180 государств мира 3-ю позицию, а самой коррупционной была Камбоджа - 161 место. Остальные страны заняли следующие позиции: Бруней Даруссалам - 31, Малайзия - 61, Индонезия - 89, Вьетнам - 117, Таиланд и Филиппины поделили 99 позицию, а Мьянма и ЛНДР - 132 место. Очевидно, что коррупция процветает прежде всего в наименее развитом ареале региона - Мьянме, ЛНДР и Камбодже, хотя и другие страны далеко не свободны от неё. В «Отчёте о глобальной конкурентоспособности за 2017-2018 г.», подготовленном для Мирового экономического форума, приводятся данные о 16 самых острых проблемах, которые более всего мешают ведению бизнеса. Среди них коррупция занимает 1-е место в Индонезии и Камбодже, 3-е место - во Вьетнаме и на Филиппинах, 5-е - в Таиланде, 6-е - в Малайзии и ЛНДР. Не наблюдалось этого явления в Сингапуре8.

Масштабы использование населением электронных инструментов при уплате налогов определяется также и уровнем грамотности населения (кстати, это один из индикаторов, учитываемых Международным союзом электросвязи при расчёте индекса развития ИКТ). В целом общеобразовательный уровень жителей стран региона весьма высокий. Так, по данным Секретариата АСЕАН, в 2016 г. грамотных жителей было в Сингапуре 97%, в Брунее Даруссаламе - 96,6%, в Индонезии - 95,4%, во Вьетнаме -95%, Малайзии - 94,2%, Мьянме - 89,7%, ЛНДР - 84,7%, Камбодже - 84,4%, на Филиппинах - 96,5% (2013 г.), Таиланде - 92,9% (2015 г.). Вместе с тем в менее развитом секторе региона (Камбоджа, ЛНДР, Мьянма) еще значительна доля неграмотных людей. Да и среди грамотных людей далеко не все владеют компьютерной техникой и могут воспользоваться новой технологией9.

6 Measuring the Shadow Economy in the ASEAN nations: The MIMIC Approach. URL: https://www. research-gate.net/publication/287.pdf.

7 URL: https://www.imf.org/Jacinto-Henaris.pdf.

8 Key Indicators for Asia and the Pacific 2019. 50Th Edition. September 2019.ADB. P. 198; The Global Competitiveness Report 2017-2018, PP. 78, 148, 174, 192, 232, 262, 286, 308. URL: https://espas.secure. europarl.europa.en.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 ASEAN Statistical Yearbook 2018. P. 11. URL: https://asean.org/static_post=asean-statistical-yearbook.

Из изложенных выше фактов следует, что в странах ЮВА есть немало негативных социальных и экономических факторов, которые серьёзно ограничивают возможности налоговой администрации внедрять прогрессивные методы налогообложения.

2. Действия правительств стран ЮВА по внедрению в налоговые органы информационно-коммуникационных технологий

Одним из первых в мире и первым в Юго-Восточной Азии стало применять электронную систему в налоговой сфере правительство Сингапура.

Ещё в 1972 г. на смену счётным машинам в Департамент внутренних доходов Министерства финансов Сингапура пришёл первый компьютер - IBM 360. Было активировано микрофильмирование и компьютеризированы расчеты и сбор налога на имущество. В 1980 г. Комитет по проблемам национальной компьютеризации провел обследование с целью определения возможностей развития Сингапура как регионального центра компьютерного программирования и компьютерных услуг. В сентябре 1981 г. был создан Национальный Совет компьютеризации, в функции которого входило нижеследующее: а) организация компьютерных услуг населению, б) координация компьютерного образования и обучения и в) развитие индустрии компьютерных услуг. Вскоре была разработана пятилетняя программа компьютеризации услуг населению, в которой ключевая роль отводилась компьютеризации производства и повышению технического уровня населения. На начальном этапе осуществлялась компьютеризация рутинных действий налоговых органов - регистрация налогоплательщиков и их счетов. В 1989 г. была создана компьютерная Система управления информацией, которая предназначалась для ведения подоходного и поимущественного налогов.

В 1992 г. Департамент внутренних доходов был законодательно преобразован в поныне действующее полуавтономное Управление внутренних доходов Сингапура (The Inland Revenue Authority of Singapore - IRAS) при Министерстве финансов с более высоким статусом и более широкими полномочиями. Главным направлением его деятельности стал переход от бумажных носителей информации к электронным. Была принята программа предоставления различных электронных услуг налогоплательщикам и создания в налоговой администрации интегрированной компьютеризированной системы. В том же году было создано Телекоммуникационное управление Сингапура и открыта Голосовая служба информации (Voice Response System) - автоматическая телефонная система, действующая круглосуточно и консультирующая по телефону. В 1994 г. была введена в строй система, позволяющая плательщикам индивидуального подоходного налога заполнять налоговую декларацию по телефону. В 1995 г. была торжественно открыта Интегрированная система внутренних доходов.

В 1998 г. власти Сингапура были среди первых в мире правительств, открывших электронный сервис для заполнения деклараций по подоходному

налогу физических лиц через Интернет. В том же году было введено электронное заполнение деклараций по налогу на товары и услуги. В 1999 г. было создано Управление информационно-коммуникационного развития путем слияния Телекоммуникационного управления Сингапура и Национального компьютерного управления. В том же году разрешено ставить печать на документах электронным способом. В 2001 г. была введена электронная система уплаты индивидуального подоходного налога и поимущественного налога. В 2001-2002 гг. было создано несколько электронных сервисов для индивидуальных и корпоративных налогоплательщиков. В 2003-2005 гг. завершилось создание единого интерактивного портала, интегрировавшего разрозненные сервисы разных государственных организаций, в том числе и налоговой администрации. В 2006 г. принята программа «Умная нация», которая предусматривает применение ИКТ во всех сферах жизни общества.

В 2007 г. начал работать портал «Мои налоги» (My Tax Portal). Это - персонифицированный портал, на который выведены все трансакции налогоплательщиков с Управлением внутренних доходов и который позволяет им просматривать все их трансакции и управлять ими. В том же году была открыта услуга «Без декларации» (NoFiling) для лиц, которые получают один и тот же по размеру доход и имеют одни и те же налоговые льготы. Необходимую информацию об их доходах налоговая служба получает из различных источников (работодателей, финансовых учреждений и других). Кроме того, в 2007 г. было сделано обязательным электронное заполнение декларации при уплате налога на товары и услуги.

В 2015 г. Управление ввело обязательное электронное заполнение деклараций всеми компаниями, независимо от их размера. В 2017 г. на сайте Управления внутренних доходов Сингапура появился виртуальный ассистент «Спроси Джемми» (Ask Jammie), оказывающий налогоплательщикам помощь при заполнении и уплате налогов через электронные средства связи10.

Таиланд так же, как и Сингапур, начал развивать ИКТ в 80-е годы ХХ в. В 1986 г. Национальное агентство по развитию науки и техники Министерства науки, технологий и энергетики создало Национальный центр электроники и компьютерных технологий (НЦЭКТ). Интернет был впервые использован в 1987 г., когда с помощью электронной почты была установлена связь между тайским университетом принца Сонгкхла и австралийский университетом в Мельбурне (кстати, к 1994 г. все государственные университеты Таиланда располагали связью через Интернет).

Компьютеризация налогового ведомства и переход к новым формам оформления налоговых платежей осуществляется в Таиланде на основе проектов, нацеленных на ускорение развития ИКТ в стране.

В 1991 г. правительство подготовило проект компьютеризации Департамента доходов (Revenue Department) и создания во всех районах страны

10 History and Milestones - IRAS. URL: https://www.iras.gov.sg; Modernizing Tax Administration in Singapore. URL: unpan1.un.org/UNPAN003581.pdf; IRAS (Inland Revenue Authority of Singapore) Annual Report 2012/13. URL: https://www.iras.gov.sg/AboutUS2012.pdf.

усовершенствованной системы сбора налогов. Всемирный банк выделил на эти цели кредит в размере 32 млн долл. сроком на 17 лет. Однако данный проект не был реализован.

В 1992 г. правительство основало Национальный комитет информационных технологий (НКИТ) во главе с премьер-министром, которое стало заниматься разработкой политики и планов развития и использования ИКТ. В 1996 г. Комитет представил проект «Национальная политика Таиланда в области информационных технологий в 1996-2000 гг.», или «ИТ-2000».

В 2001 г. был принят основополагающий Закон об электронных операциях, который признал правомочность операций онлайн и электронной подписи и установил правила проведения электронных трансакций.

Важной вехой в деятельности Департамента доходов стало введение в 2001 г. электронного оформления через Интернет деклараций по подоходному налогу.

В марте 2002 г. был утверждён проект «Политика Таиланда в области информационных и коммуникационных технологий в 2001-2010 гг.», или «ИТ-2010». В рамках этого проекта был разработан и принят «1-й сводный план развития ИКТ в Таиланде в 2002-2006 гг.», который был увязан с заданиями Девятого Национального плана экономического и социального развития в 2002-2006 гг. Планировалось исполнять 90% правительственных услуг в электронной форме.

В том же 2002 г. было создано Министерство информационных и коммуникационных технологий, в функции которого входит формулирование государственной политики и планов в области ИКТ.

Министерство ИКТ в сотрудничестве с Национальным центром электроники и компьютерных технологий подготовило «2-й сводный план развития ИКТ в Таиланде в 2009-2013 гг.». Девизом плана стало «Движение к Умному Таиланду через ИКТ». Были сформулированы следующие цели плана: 1) добиться, чтобы по меньшей мере 50% населения имели знания и возможности доступа и использования информации; 2) повысить к 2013 г. позиции Таиланда в мировом рейтинге «Готовность к ИКТ», 3) к 2013 г. повысить роль и значение индустрии ИКТ в экономическом развитии и увеличить её долю в ВВП по меньшей мере до 15%.

В 2011 г. было создано Агентство по развитию электронных трансакций, которое стало ответственным за развитие и поддержание электронных

«_».«•' и 1 и Т-1

трансакций и за обеспечение электронной инфраструктурой. Был принят «Сводный план предоставления основных телекоммуникационных услуг в 2012-2014 гг.» и утверждён Новый проект «Политика в области ИКТ в 20112020 гг.», или «ИКТ-2020», который предусматривал обеспечение до 2020 г. доступа к Интернету всех жителей страны.

В сентябре 2016 г. Министерство информационных и коммуникационных технологий было преобразовано в Министерство цифровой экономики и цифрового общества. В 2017 г. правительство опубликовало Сводный

план электронных платежей, который был положен в основу нового закона об электронных формах уплаты налогов.

Департамент доходов предлагает налогоплательщикам на выбор два вида усдуг:1) электронные услуги и 2) веб-услуги.

Электронные услуги предоставляют отдельным жителям или организациям возможность воспользоваться самостоятельно (индивидуально) такими услугами, как получение электронных форм, заполнение налоговой декларации, электронная регистрация налогоплательщика.

Веб-услуги - это контакты между заявленной программой индивидуального налогоплательщика или организации (запрашивающего услугу) и Департаментом доходов (предоставляющего услугу).

В рамках электронных услуг на сайте Департамента доходов можно:

а) заполнить налоговую декларацию (эта электронная страница на тайском языке) и воспользоваться калькулятором, имеющимся на сайте в период оформления деклараций индивидуального подоходного налога:

б) уплатить налог через расширенную интернет-систему, включающую более 20 адресов;

в) зарегистрироваться;

г) заполнить два вида налоговой декларации на английском языке

В рамках веб-услуг (они открыты с 2005 г.) предлагается 11 услуг.

Правительство Таиланда разработало Сводный план национальной

платёжной системы как часть принятой в 2014 г. экономической модели «Тайланд 4.0», нацеленной на повышение глобальной конкурентоспособности страны, и придает большое значение развитию электронной налоговой системы11.

На Филиппинах в 1972 г. был создан Национальный компьютерный центр, в 1994 г. разработан проект компьютеризации налогового ведомства, в 1996 г. создана интегрированная система налогообложения, в 1998 г. открыт сайт в Управлении внутренних доходов (УВД) (Bureau of Internal Revenue - BIR). Действия правительства по внедрению ИКТ в налоговую администрацию проводятся в рамках, как всегда, тщательно проработанных законов. Основополагающим является подписанный президентом Д.Е. Эстрада 14 июня 2000 г. Закон об электронной коммерции (Electronic Commerce Act of 2000 = Republic Act No.8792). В законе утверждалось, что государство признаёт важную роль информационных и коммуникационных технологий и необходимость создания условий, которые обеспечат доступность и разнообразие услуг ИКТ. Закон признал правомерность электронных

11 National ICT Policy in Thailand. URL: https://www.nectec.or.th/user/htk/publish/200020302-National-ICT-Policy-v16-word.pdf; Electronic Transaction Act B.E.2544 (2001). URL: https://www.bot.or.th/et_act_2544_ eng.pdf; Digital Review of Asia Pacific 2009-2010. P. 244-245. URL: https://books.google.ru; Thailand ICT Indicators. Series 1. Published by NECTEC. Bangkok, October 2003. P. 7. URL: https://www. nectec.or.th/ ict_indicators 2003.pdf; Rumana Bukht and Richard Heeks "Digital Economy Policy: The Case Example of Thailand". 2018. P. 4-12.URL: https://diodeweb.files.worldpress.com/thai-digital-economy-policy-diode-paper 1.pdf; RD services. URL: https://www.rd.go.th/e-Service.

сообщений, электронных документов и электронных подписей и разрешил оформлять контракты в электронной форме. В разделе «Электронные трансакции в правительстве» было записано, что в течение двух лет от даты вступления закона в силу все департаменты, управления, офисы и агентства, а также все полностью правительственные и контролируемые правительством корпорации должны создавать или представлять документы в электронной форме или в форме электронных сообщений12.

В соответствии с данным законом правительство 1 июня 2001 г. открыло в Управлении внутренних доходов специальную платформу - электронную систему полного электронного оформления налоговых платежей (eFPS -electronic filing and payment system - система заполнения налоговых деклараций и уплаты налогов онлайн). Вместо традиционного способа заполнения бумажных носителей информации и передачи их чиновникам местных налоговых служб электронная система позволяет пользователям одновременно заполнить декларацию и уплатить налог онлайн. Эта платформа предназначалась для всех налогоплательщиков, желающих оформить декларации и уплатить налоги электронным способом, но в первую очередь для крупных налогоплательщиков13.

Несмотря на очень быстрый рост численности владельцев электронных устройств и пользователей Интернета лишь очень незначительное число налогоплательщиков обращалось к электронному оформлению налоговых деклараций и уплаты налогов (по оценке Управления внутренних доходов, в 2014 г. таких было всего лишь 3%)14.

Чтобы дать возможность использовать сайт Управления более широкому кругу налогоплательщиков, в 2013 г. правительство открыло альтернативную платформу - электронную систему бланков Управления внутренних доходов (eBIRForms - electronic Bureau of Internal Revenue Forms). Правила оформления налогового платежа на данной платформе предусматривают получение налогоплательщиком на сайте УВД необходимых налоговых бланков (в 2015 г. их было 36), их заполнение, печатание и передачу в налоговый орган с персонального компьютера.

Налоговое законодательство на Филиппинах предоставляет налогоплательщикам альтернативу - пользоваться электронными платформами на сайте УВД либо оформлять декларации и платежи самостоятельно. Однако возможности выбора постепенно уменьшаются, так как правительство расширяет список налогоплательщиков, которые обязаны платить налоги только через указанные две платформы. Так, например, обязанность использовать полную систему онлайн (eFPS) была вменена в 2002 г. крупным компаниям, обозначенным Управлением внутренних доходов, в 2004 г. -страховым компаниям, в 2007 г. - корпорациям с оплаченным капиталом

12 Republic Act No. 8792. Electronic Commerce Act of 2000/ URL: https://www.bsp.gov.ph/RA8792.pdf.

13 Revenue Regulations No.9-2001. URL: www.bir.gov.ph/rr09_01.pdf.

14 BIR widen scope of e-tax payments. URL: https://www.philstar.com/business/2015/02/17/1424473/bir-widens-scope-e-tax-payments.

в 10 млн песо и более, в 2009 г. - 5000 самым крупным индивидуальным налогоплательщикам, в 2010 г. - предприятиям, имеющим фискальные льготы. В результате в 2018 г. использовать эту платформу были обязаны 13 крупных индивидуальных и корпоративных налогоплательщиков, а альтернативную платформу (e-BIRForms) - 7 налогоплательщиков, в том числе правительственные или контролируемые правительством корпорации и предприятия местных органов власти15.

В 2015 г. Управление внутренних доходов выпустило инструкцию, которая предусматривает наказание налогоплательщиков, не выполняющим постановления об обязательном электронном оформлении налоговых платежей, -штраф в размере 1.000 песо, помимо прочих форм наказания.

На сайте Управления внутренних доходов налогоплательщикам предоставляются следующие электронные услуги:

1) eReg (e-Registration System), на котором налогоплательщики регистрируются, получают Идентификационный номера налогоплательщика (Taxpayer Identification Number - TIN) и сертификат о регистрации и уплачивают регистрационный сбор;

2) eFPS (e-Filing and Payment System), на котором налоговый платёж оформляется полностью (то есть заполняется налоговая декларация и уплачивается налог);

3) eBIRForms (eBureau of Internal Revenue Forms), на котором налогоплательщики получают анкеты Управления внутренних доходов с последующим их заполнением и уплатой на персональном компьютере;

4) ePay обеспечивает связь с платёжными каналами уполномоченных банков, через которые налогоплательщики могут провести электронные платежи своих налоговых обязательств16.

В Малайзии Управление внутренних доходов (Inland Revenue Board of Malaysia), в ведении которого находятся прямые налоги (индивидуальный подоходный налог и корпоративный подоходный налог) ввело в 2003 г. электронную систему заполнения деклараций для корпоративных налогоплательщиков, а в 2004 г. - для индивидуальных налогоплательщиков. Им разрешено заполнять налоговые декларации и уплачивать налоги онлайн на одном сервере. Налогоплательщики могли выбирать - оформлять декларации электронным или ручным способом. В 2007 г. была введена система электронных платежей (e-bayaran), которая предлагает налогоплательщикам разные каналы и позволяет уплачивать подоходные налоги онлайн через Интернет-бэнкинг. Однако ею могут воспользоваться только

15 Revenue Memorandum Circular No.19-2015. URL: www.2.deloitte.com/ph-tax-rmc-no-19-2015-noexp% 20(1).pdf; Philippines Tax Profile. Produced in conjunction with the KPMG Asia Pacific Tax Centre. August 2018. P. 9. URL: https://home.kpmg/ Philippines-2018.pdf; Online Tax Return Filing and Payment in the Philippines. By Tax and Accounting Center. Philippines. URL: https:/taxacctgcenter.ph.

16 eServices - Bureau of Internal Revenue. URL: https://www.bir.gov.ph/eServices.

те налогоплательщики, которые имеют счета в крупных банках. (CIMB Bank, Public Bank, Hong Leong, Maybank 2U, Bank Islam)17.

В 2012 г. Управление расширило систему электронного заполнения налоговой декларации и предоставило индивидуальным налогоплательщикам возможность заполнять декларации через смартфоны18.

На сайте Управления внутренних доходов Малайзии функционируют следующие электронные системы, которые облегчают и ускоряют выполнение налогоплательщиками их налоговых обязательств:

1) система ByrHasil, которая позволяет платить онлайн подоходные налоги через уполномоченные банки;

2) система e-Daftar, которая разрешает новым налогоплательщикам регистрироваться онлайн для заполнения налоговой декларации по подоходному налогу;

3) система e-Bayaran, которая предоставляет налогоплательщикам альтернативный канал для уплаты налогов

4) система e-Kemaskini, которая облегчает получение информации

5) другие услуги, которые оказывают помощь корпоративным налогоплательщикам.

В Индонезии правительство начало использовать ИКТ с 2002 г. в связи с реформированием Генеральной дирекции налогообложения Индонезии (r^HW>(Directorate General of Taxes of Indonesia), которое проводилось при поддержке международных доноров, и в частности Всемирного банка. Было введено электронное оформление регистрации налогоплательщиков и заполнение ими налоговых деклараций. В 2011 г. налоговое ведомство приступило к реализации проекта, нацеленного на повышение эффективности налоговой администрации и расширение электронных услуг для налогоплательщиков. Предусматривалось разрешить уплату налогов через автоматические банковские автоматы или через электронные операции банков. После проведения совместного с некоторыми банками тестирования, которое длилось нескольких лет и охватило несколько районов страны, проект был окончательно принят в январе 2016 г.

В 2019 г. Генеральная дирекция налогообложения Индонезии издала инструкцию, установившую процедуры подачи и прохождения налоговых деклараций. В соответствии с нею налоговую декларацию налогоплательщики (как индивидуальные, так и корпоративные) могут подавать только после регистрации в ГДНИ и получения налогового идентификационного номера. Электронное оформление деклараций (e-filing) объявлено обязательным. Заполнять их следует только на индонезийском языке, а сумму платежа

17 Dorasamy, M., Marimuthu, M., Raman, M., & Kaliannan, M.(2010). E-Government Services Online: An Exploratory Study on Tax E-Filing in Malaysia. International Journal of Electronic Government Research 6(4).12-24.

18 Revenue Statistics in Asian Countries. Trends in Indonesia, Japan, Kazakhstan, Korea, Malaysia, the Philippines and Singapore.1990-2015.OECD Publishing, Paris, 2017, P. 45.

указывать только в индонезийских рупиях. Для оформления деклараций налогоплательщики могут пользоваться такими платформами или каналами, как веб-сайт ГДНИ, веб-сайт для подачи электронных налоговых деклараций, цифровые голосовые каналы, специальные сети передачи информации и другие каналы, определяемые Генеральной дирекцией налогообложения.

В стране введена обязательная электронная система уплаты корпоративного подоходного налога, индивидуального подоходного налога и налога на добавочную стоимость.

Слабое развитие инфраструктуры ИКТ и Интернета создают большие трудности для налогоплательщиков, живущих за пределами о. Ява. В связи с этим в 2015 г. французский предприниматель, проживающий в Индонезии в течение пяти лет, после полуторагодовалого согласования с ГДНИ открыл частную электронную платформу «Онлайн Паджак» (Online Pajak), которая интегрирована в структуру ГДНИ и помогает корпоративным налогоплательщикам подготовить и подать декларацию и уплатить налог19.

В Брунее Даруссаламе развитием информационных и коммуникационных технологий занимается Совет по проблемам информационной технологии, который был создан в 2000 г. В него вошли министр коммуникаций (глава Совета) и наиболее компетентные представители государственного и частного секторов экономики. В Плане национального развития на 2007-2012 гг. на развитие ИКТ было выделено 12,1% ассигнований. В апреле 2012 г. начала функционировать единая интернет-система "STARS" (System of Tax Administration and Revenue Services). Были установлены правила заполнения налоговых деклараций и уплаты корпоративного налога юридическими лицами (индивидуального подоходного налога здесь нет).

Во Вьетнаме развитие ИКТ входит в компетенцию Министерства науки и технологии. Во многих важных документах правительства развитие ИКТ рассматривается как приоритетное направление экономической политики. В 2005 г. был принят Закон об электронных трансакциях, в 2006 г. - Закон об информационных технологиях, в 2009 г. - Закон о телекоммуникациях. В 2015 г. Министерство финансов издало циркуляр об электронных трансакциях (Circular No.110/2015/TT/BTC), который вошёл в силу 10 сентября. В соответствии с Законом о налоговой администрации предприятия должны выполнять электронным способом все налоговые процедуры, включая регистрацию в местных налоговых органах, заполнение налоговых деклараций, уплату налога и оформление возврата налога. Налогоплательщикам разрешено регистрировать мультипликационные цифровые сертификаты для

19 Revenue Statistics in Asian Countries. Trends in Indonesia, Japan, Kazakhstan, Korea, Malaysia, the Philippines and Singapore.1990-2015.0ECD Publishing. Paris, 2017. P. 4. URL: https://www.oecd.org; A Comparative Analysis of Tax Administration in Asia and the Pacific.2018 Edition. ADB. July 2018; Taxation in Indonesia: New Procedure for Tax Return Reporting. URL: https://www.cekindo.com/Indonesia; Digital News Asia. January 19, 2017. URL: https://www.digitalnewsasia.com/digital-economy.

одной или разных налоговых процедур и открывать мультипликационные банковские счета для электронных платежей налогов20.

Мьянма также находится на первоначальном этапе внедрения ИКТ в налоговую сферу. В 2014 г. правительство приступило к реализации программы модернизации управления государственными финансами и создания электронной Интегрированной системы налоговой администрации. Проект получил поддержку Всемирного банка (кредит в сумме 30 млн долл.), а также Великобритании и Австралии (грант в сумме 25 млн долл.) и должен быть полностью реализован к 2030 г. В феврале 2018 г. был сделан первый шаг к использованию современных технологий сбора налогов - была введена система налоговых платежей через электронные устройства. Однако ею могут воспользоваться только те налогоплательщики, которые зарегистрированы в Отделе крупных налогоплательщиков и в Отделе № 1 средних налогоплательщиков, а также те, кто зарегистрировался в районных налоговых офисах. Для регистрации налогоплательщик должен

1. Иметь счёт в национальной валюте хотя бы в одном местном частном банке (KBZ, AYA, CB Bank и другие) (до этого налогоплательщики были должны оформлять налоговые платежи только через отделения государственного Экономического банка Мьянмы).

2. Уведомить о счёте соответствующий налоговый орган и приготовить Регистрационную форму для уплаты налога онлайн,

3. После завершения регистрации послать Регистрационную форму в местный банк.

Данная система предназначена для уплаты таких налогов, как корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на прирост капитала, коммерческий налог, налог на специальные товары и налог на доходы у источника получения дохода (withholding tax). Поскольку проект ещё находится на стадии эксперимента, допускается добровольная регистрация налогоплательщиков21.

В Камбодже правительство при содействии МВФ осуществляет программу мобилизации внутренних ресурсов (Domestic Resource Mobilisation) и модернизации налоговой системы. В течение первого этапа (2014-2018 гг.) был открыт (в 2014 г.) портал для регистрации налогоплательщиков и введена (в ноябре 2017 г.) система уплаты налогов онлайн. На первых порах этой формой оплаты налога могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые имели счета в трёх уполномоченных банках22.

20 Digital Review of Asia Pacific 2009-2010. P. 248-252.URL: https://www.digital-review.org/4th-edition_prelim.pdf; Electronic Tax Transactions Ease Vietnam's Tax Declaration Process. Posted by Vietnam Briefing. URL: https//www. vietnam-briefing.com/news/electronic-tax-transactions-ease-vietnams-tax-declaration-process.html.

21 Myanmar Overview. Project Title: Modernization of Public Finance Management. Published November 24, 2017. URL: www.projects.worldbank.org; Myanmar-Tax-Alert: Updates on Online Payment System and Advance Income Tax on Exports | Legal Tax & Investment Expertise. URL: https://www.dfdl.com/resources/legal-and-tax-updates/Mar-tax-alert-updates-on-online-payment-system-and-advance-income-tax-on-exports/.

22 Hor Kimsay "GDT now allows you to pay the tax man online". Phnompenh Post, 21 November 2017. URL: https://www.phnompenhpost.com.

В Лаосской народно-демократической республике Департамент информационной технологии разработал план развития ИКТ на 2008-2015 гг. В 2013 г. Министерство финансов объявило о планах создания электронной системы налогообложения. Предусматривалось осуществить проект тремя этапами: первый - в октябре-декабре 2013 (тестовый период, в течение которого должна быть введена электронная форма уплаты налога на автотранспорт), второй - к декабрю 2014 (электронное оформление уплаты индивидуального и корпоративного подоходных налогов) и третий - к декабрю 2015 г. (электронное оформление уплаты потребительских налогов)23.

Вышеизложенный материал показывает чёткое разделение региона на два сегмента. В одном - Сингапур, Таиланд, Филиппины, Малайзия, где уже длительное время проводится целенаправленная политика развития ИКТ и модернизации налоговой администрации, подкрепляемая конкретными мероприятиями, в другом - остальные страны региона, в которых модернизация налоговой системы по сути только начинается.

3. Масштабы применения ИКТ налоговыми органами и их эффективность

Рассмотренные выше социально-экономические условия, а также государственная политика, нацеленная на внедрение в сферу налогообложения современных форм уплаты налогов, определяют масштабы применения налоговыми службами современных технологий.

Фискальные органы используют разные электронные формы контак-

П u и

тов с налогоплательщиками. В их числе - заполнение деклараций онлайн (e-filing), предварительное заполнение деклараций (pre-filled returns), налоговые платежи онлайн (e-payment), интегрированные счета налогоплательщика, услуги вебсайта, на котором вывешена различная информация и есть калькуляторы. О том, какие из этих форм используются налоговой администрацией стран ЮВА, даёт представление табл. 4.

Таблица 4

Электронные услуги, предоставляемые налоговыми органами стран Юго-Восточной Азии

Страны Заполнение деклараций онлайн Предварительное заполнение деклараций Проведение платежей онлайн Интегрированные счета налогоплательщиков Каль-куля-торы Информация на вебсайте Другие онлайн услуги

Сингапур Да Да Да Да Да Да Да

Малайзия Да Да Да Да Да Да Да

Таиланд Да Нет Да Да Да Да Да

23 2 4 Laos: Ministry of Finance moves to modernize tax administration. International Tax Review. URL: https://www.international tax review.com/article/.../laos-ministry-of-finance-moves-to-modernise-tax-administration.

Страны Заполнение деклараций онлайн Предварительное заполнение деклараций Проведение платежей онлайн Интегрированные счета налогоплательщиков Каль-куля-торы Информация на вебсайте Другие онлайн услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бруней Дарукссалпм Да Нет Да Нет Нет Да Нет

Филиппины Да Нет Да Да Нет ДА Да

Индонезия Да Да Да Да Да Да Да

Камбоджа Да Нет Да (с 2017 г.) Нет Да Да Да

Источники: Revenue Statistics in Asian Countries: Trends in Indonesia, Japan, Kazakhstan, Korea, Malaysia, the Philippines and Singapore. 1990-2015. OECD Publishing. Paris, 2017. P. 41. URL: https//www.oecd-library.org/9789284278943-en.pdf; The Comparative Analysis of Tax Administration in Asia and the Pacific. Asian Development Bank. 2018 Edition. July 2018. P. 101. URL: https://www.adb.org/tax-administration-asia-pacific-2018.pdf; Hor Kimsay "GDT now allows you to pay the tax man online". Phnom Penh Post, 21 November 2017. URL: https://www.phnompen-hpost.com.

Примечание: Предварительное заполнение деклараций (prefilled returns) осуществляется налоговыми службами на основании информации о доходах налогоплательщиков, поступающей из различных источников (работодатели, банки, страховые фонды и другие). В Сингапуре примерно половина всех электронных деклараций оформляется в настоящее время как предварительные декларации.

Наиболее распространены две формы электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговой администрации:

1) электронная система заполнения налоговых деклараций (e-filing system);

2) электронная система уплаты налогов (e-payment).

Насколько широко применяются в настоящее время электронные средства для оформления налоговых платежей в каждой стране региона, трудно определить из-за крайне скудной информации. Однако благодаря обследованию, проведённому Азиатским банком развития в начале текущего десятилетия, можно получить некоторое представление о том, как используются, например, электронные средства при заполнении налоговых деклараций по трём основным видам налогов - корпоративному подоходному налогу, индивидуальному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость (НДС) (см. табл. 5).

Таблица 5

Доля налогоплательщиков, использующих электронные средства при заполнении налоговых деклараций, в общей численности налогоплательщиков, %

Страна Доля налогоплательщиков, заполнявших налоговые декларации через электронные устройства(%)

Индивидуальный подоходный налог Корпоративный подоходный налог Налог на добавленную стоимость (НДС)

2011г. 2013 г. 2011г. 2013 г. 2011г. 2013 г.

Сингапур 96 97 63 69 100 100

Бруней Даруссалам не взимается не взимается 51 не взимается не взимается

Доля налогоплательщиков, заполнявших налоговые декларации через электронные устройства(%)

Страна Индивидуальный подоходный налог Корпоративный подоходный налог Налог на добавленную стоимость (НДС)

2011г. 2013 г. 2011 г. 2013 г. 2011 г. 2013 г.

Малайзия 69 83 49 76 такого налога нет такого налога нет

Таиланд 45 34 10 75 14 69

Филиппины менее 1 1 9 14 12 16

Индонезия менее 1 5 57

Для сравнения: Япония Республика Корея 44 87 50 91 58 97 64 98 53 79 63 83

Источник: A Comparative Analysis of Tax Administration in Asia and the Pacific.2016 Edition. Man-daluyong City, Philippines. Asian Development Bank.2016, P. 93. URL: https://www.adb.org/tax-ad-min-asia-pacific-2016.pdf.

Примечание: В Малайзии нет налога на добавленную стоимость (НДС), а взимается его эквивалент, а именно налог на продажи товаров и услуг, который уплачивался до апреля 2015 г., когда был заменён на налог на товары и услуги. В сентябре 2018 г. был восстановлен старый налог на продажи и услуги.

В первые годы внедрения электронных услуг налогоплательщики относились к новой технологии настороженно и не доверяли ей. Даже в Сингапуре на следующий год после введения в 1998 г. электронного заполнения деклараций по подоходному налогу к электронике обратились только 10% налогоплательщиков. Но уже в 2000 г. их доля в общей численности плательщиков персонального подоходного налога возросла до 30%24.

Некоторые льготы (например, продление на три дня срока подачи декларации при её оформлении «онлайн») способствовали приобщению налогоплательщиков к электронному способу оформления платежей, и в последующие годы они использовали электронные средства весьма активно. Это видно из данных табл. 6.

Таблица 6

Сингапур: доля налогоплательщиков, оформивших налоговые декларации электронным способом (% от общей численности налогоплательщиков, обязанных подавать декларации)

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012-2017 гг. 2018-2019 гг.

79 87 91 94 96 97 более 97

Источники: IRAS. Annual Report 2007/08.Singapore, 2008. P. 018. URL: https://www.iras.gov.sg/ IRAS/Home /Publications; IRAS. Annual Report 2012/13. Singapore, 2013. P. 35. URL: https://www. iras.gov.sg/About Us 2012. pdf; IRAS. Annual Report 2016/17. Singapore, 2017. P. 12. URL: https://www. iras.gov.sg/IRAS/Annual Report 2016-2017_pdf; IRAS. Annual Report 2017/18. Singapore, 2018. P. 13. URL: https;//www. iras. gov. sg/Annual Report 201718(1). pdf; IRAS. Annual Report 2018/19. Singapore, 2019. URL: https://www.iras. gov.sg/IRAS Annual Report FY201819.pdf.

Примечание: Как было отмечено в разделе 2, в 2007 г. был введён режим «Без декларации» для тех налогоплательщиков, кто имеет один и тот же доход и одни и те же налоговые льготы.

24 History and Milestones - IRAS. URL: https://www.iras.gov.sg.

После этого численность налогоплательщиков, обязанных заполнять декларацию, стала уменьшаться из-за роста численности таких «льготников», которых было 45 тысяч человек в 2007 г., 332 тыс. в 2008 г., 963 тыс. в 2013 г. и 1,5 млн человек в 2018 г. (см. указанные выше источники).

В Малайзия налогоплательщики также сдержанно вели себя по отношению к электронной системе оформления налогов после её введения в 2003 г. В 2006 г. только 4500 человек заполнили налоговые декларации электронно. Чтобы привлечь население к новой форме подачи деклараций, служащие Управления внутренних доходов Малайзии проводили семинары, распространяли брошюры и листовки и использовали слоган «так же просто, как раз, два, три». Чтобы стимулировать применение современных методов уплаты налогов Управление внутренних доходов предоставляет некоторые привилегии. Например, налогоплательщикам, оформляющим декларации онлайн, Управление продлевает срок сдачи деклараций на 15 дней, а при нарушении срока подачи декларации - уменьшает на 5% полагающийся штраф. Принятые меры изменили поведение налогоплательщиков: в 2007 г. оформили подачу деклараций электронным способом 70 тыс. человек, в 2008 г. - 1,2 млн человек. Возросло и число налогоплательщиков, использующих электронику для уплаты налогов. За период с 2006 г. по 2012 г. доля налогоплательщиков, уплативших индивидуальные и корпоративные налоги через электронную систему, значительно выросла и составляла в 2006 г. 5,0% общей численности плательщиков налогов, в 2007 г. - 15,2%, в 2008 г. - 23,4%, в 2009 г. - 28,9%, в 2010 г. - 33,2%, в 2011 г. - 33,9%25.

Уплата налогов онлайн через систему e-Bayaran на первых порах также была не популярна. Так, в 2007 г. через электронные каналы было оформлено 17265 налоговых платежей, из них - через e-Bayaran - 1567 платежей (9,08% всех платежей онлайн), через Public Bank Berhad - 12253 (70.97%) и через CIMB Bank Berhad - 3445 платежей (19,95%)26.

Новые технологии очень слабо использовались населением Индонезии и Филиппин (см. показатели табл. 5), что, вероятно, в немалой степени объясняется их островным положением.

Для большего привлечения налогоплательщиков к использованию электронных инструментов уплаты налогов, индонезийское правительство создало новый сервис для электронной оплаты налогов через автоматические кассовые аппараты и ввело в 2016 г. обязательное использование электроники. По согласованию с министерством финансов электронные платежи оформляет также частная фирма «Онлайн Паджак». В 2016 г. через неё провели платежи 300 тысяч корпоративных налогоплательщиков (из 30 млн зарегистрированных налогоплательщиков и 94 млн зарегистрированных работающих жителей)27.

25 Doing Business 2014.11th Edition, P. 58. URL: https://www.doingbusiness.org/DB-14-Full-Report.pdf.

26 Suhani Anuar, Radiah Othman, "Determinants of Online Tax System in Malaysia" - International Journal of Public Information Systems. Vol.2010:1, P.18. URL: https://www.ijpis.net/IJPIS/article/download.

27 Masyitha Baziaci Indonesia's Online Pajak to eliminate companies" tax headache. Digital News Asia. January 19, 2017. URL: https://www.digitalnewsasia.com/digital-economy.

На Филиппинах в результате принятых правительством мер (открытие в 2013 г. дополнительной электронной платформы; расширение круга налогоплательщиков, обязанных уплачивать налоги только электронным способом; установление в 2015 г. штрафа за нарушение постановления об обязательном использовании электроники при оформлении налоговых платежей -см. об этом в параграфе 2) наметился быстрый рост численности (табл. 7).

Таблица 7

Филиппины: статистические данные о численности налогоплательщиков, заполнивших налоговые декларации через электронные системы

Год Электронная система полного оформлении налоговых деклараций и уплаты налогов, тыс. человек Электронная система налоговых бланков Управления внутренних доходов, тыс. человек Итого налогопла-тель-щиков, использовавших электронные системы, тыс. человек Общая численность налогоплательщиков, заполнивших налоговые декларации, тыс. человек Доля налогоплательщиков, использовавших электронные системы

2002 29,1 29,1

2012 1270,5 1270,5

2013 1505,3 1505,3

2014 1952,3 2,5 1954,8

2015 3287,1 6563,9 9851,0 23020,9 43%

2016 4304,3 13243,8 17548,1 28862,4 61%

2017 4847,3 15032,7 19880,0 28764,9 69%

Источник: Tax Administration in the Digital Age. Challenges and Opportunities. URL: https://www. business.unsw.edu.au/Philippines-Presentation-Tax-System-Integrity-ppt.pdf.

Ситуация с оформлением деклараций онлайн значительно улучшилась. Но электронная система уплаты налогов по-прежнему не очень популярна у населения Филиппин, о чём свидетельствуют показатели табл. 8.

Таблица 8

Филиппины: статистические данные об электронных налоговых платежах

Год Количество электронных налоговых платежей (млн.) Общее количество налоговых платежей (млн.) Доля электронных налоговых платежей в общей сумме налоговых платежей

2015 2,098 13,797 15,2%

2016 2,818 15,558 18,1%

2017 3,569 16,729 21,3%

Источник: Tax Administration in the Digital Age. Challenges and Opportunities. URL: https://www. business.unsw.edu.au/Philippines-Presentation-Tax-System-Integrity-ppt.pdf.

Во Вьетнаме налогоплательщики, чтобы провести электронные трансакции, должны иметь доступ к Интернету и действующие цифровые сертификаты, которые выпущены и удостоверены государственными провайдерами

либо компетентными государственными органами. Лица, не имеющие цифровых сертификатов, обязаны предоставить налоговым органам адрес электронной почты и номер мобильного телефона. При положительном решении вопроса фискальные органы или поставщики услуг должны послать налогоплательщику подтверждение. В случае отклонения электронного налогового документа они должны объяснить причины отклонения через веб-портал Главного управления налогообложения - ГУН (General Department of Taxation). По данным ГУН, к концу 2014 г. воспользовались электронными услугами при уплате налогов 462.391 предприятие, или почти 94% всех зарегистрированных предприятий28.

Использование налоговыми ведомствами электронных средств, несомненно, приносят большую пользу как государству, так и налогоплательщикам. Предоставляя налогоплательщикам современные услуги, государственные органы избавляются от огромного объёма бумаг, затрачивают меньше времени на их обработку, повышают качество предоставляемых услуг и эффективность своей работы, снижают стоимость налоговых операций, создают хороший имидж своей деятельности. Подтверждением такого вывода может служить информация о затратах налогового органа в Сингапуре, где расходы на сбор 1 сингапурского доллара составляют менее одного цента, и к тому же они снижаются (см. табл. 9).

Таблица 9

Сингапур: средние затраты Управления внутренних доходов на сбор одного сингапурского доллара налога (цент)

2004/05 г. 2005/06г 2013/14г. 2014/15 г. 2015/16 г. 2017/18 г. 2018/19 г.

1,02 0,93 0,86 0,82 0,83 0,84 0,80

Источники: IRAS. Annual Report 2009/10. P. 50. URL: https://www.iras.gov.sg/AR09_Financial Report.pdf; IRAS. Annual Report 2017/18. P. 29. URL: https://www.iras.gov.sg/IRAS Annual Report 2017/18Financial Report.pdf; IRAS.Annual Report FY2018-19. P. 8-06. URL: https://www.iras.gov. sg/IRAS Annual Report FY201819.pdf.

Для налогоплательщиков электронная система также удобна, ибо, во-первых, уменьшается число налоговых платежей и снижаются затраты на операции, во-вторых, уходит меньше времени на их уплату и не требуется посещать налоговое ведомство, в-третьих, налогоплательщики имеют возможность через компьютер проверить свои трансакции с налоговым управлением, в-четвёртых, что не менее важно, нет прямых контактов с чиновниками налоговых служб, и, следовательно, исключается возможность коррупции (что, как показано в параграфе 1) весьма широко распространено практически во всех странах региона, кроме Сингапура).

О несомненных позитивных для налогоплательщиков результатах внедрения ИКТ в налоговую сферу свидетельствуют публикуемые Всемирным банком данные о числе налоговых платежей, которые вносит компания

28 Electronic Tax Transactions Ease Vietnam's Tax Déclaration Process. Posted by Vietnam Briefing. URL: https//www.vietnam-briefing.œm/news/electronic-tax-transactions-ease-vietnams-tax-dedaration-process.html.

среднего размера, о количестве времени, затраченного ею на их оформление, и о её налоговой нагрузке (см. табл. 10).

Таблица 10

Страны Юго-Восточной Азии: сравнительные данные о количестве налоговых платежей, вносимых компанией среднего размера, о времени, затраченном ею на их оформление, и о налоговой нагрузке в 2007 г. и в 2018 г.

Страна Количество налоговых платежей в течение года 2007 г./2018 г. Количество часов на их оформление в течение года 2007 г./2018 г. Налоговая нагрузка (% коммерческой прибыли) 2007 г./2018 г. Позиции в глобальном рейтинге «Уплата налогов», 190 стран 2018 г.

Сингапур 5/5 49/64 23,2/20,6 8

Бруней Даруссалам 15/5 144/52,5 37,4/8,0 84

Малайзия 35/8 166/188 36,0/39,2 72

Таиланд 35/21 264/229 37,7/29,5 59

Филиппины 47/20 195/181 52,8/42,9 94

Индонезия 51/43 266/208 37,3/30,0 112

Вьетнам 32/14 1050/498 41,1/37,8 131

ЛНДР 34/35 672/362 35,5/24,1 135

Камбоджа 27 40 137/173 22,6/21,7 137

Мьянма ./31 ./282 ./31,2 176

Для сравнения: США 10/11 325/175 46,2/37,8 37

Источники: Doing Business 2008. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusi-ness/media/.../DB08-FullReport.pdf; Doing Business 2019. Training for Reform. URL: https://www. doing business.org/dam/doingBusiness/.../DB2019-report_web-version.pdf. Примечания:

1 При определении количества налоговых платежей учитываются все законодательно установленные правительством налоги и сборы (федерального, провинциального и местного уровня). Это - корпоративный подоходный налог или подоходный налог на прибыль некорпоративных партнёрств, взносы социального страхования, выплачиваемые предпринимателем, налог на недвижимость, налог на передачу капитальных активов, налог на автотранспорт и другие небольшие налоги и сборы. Налог на добавленную стоимость не учитывается при определении количества платежей, так как он оплачивается потребителями, но он включается при определения времени, затраченного на оформление налогов.

2. При определении количества часов на оформление платежей учитывается время, необходимое для того, чтобы подготовить информацию о доходах, заполнить декларацию и произвести оплату корпоративного подоходного налога или налога на прибыль у некорпоративных партнёрств, взносов на социальное страхование, уплачиваемых предпринимателем, налога на добавленную стоимость или налога с продаж товаров и услуг, налога на недвижимость и другие незначительные налоги

3. Увеличение количества часов на оформление налогов и повышение налоговой нагрузки в Малайзии вызвано заменой в апреле 2015 г. налога на продажи и услуги налогом на товары и услуги, который оформляется намного сложнее. (Но и этот налог был отменён в сентябре 2018 г., и восстановлен прежний налог на продажи и услуги).

Показатели табл. 10 позволяют сделать очень важное заключение о том, что использование электронных способов оформления налоговых платежей заметно улучшило ситуацию во всех странах региона, кроме Камбоджи, где, как изложено выше, только началось приобщение налогоплательщиков к новым технологиям. Позитивный эффект особенно заметен в двух

случаях. Во-первых, при сопоставлении количества налоговых платежей в 2007 г. и 2018 г. Во Вьетнаме, Брунее Даруссаламе, Таиланде и на Филиппинах оно сократилось за десятилетие втрое, а в Малайзии - даже в четыре раза. Во-вторых, при сравнении налоговой нагрузки. Она значительно снизилась для предпринимателей. Исключение - Малайзия, где она выросла, вероятно, из-за введения в 2015 г. налога на товары и услуги, заменившего налог на продажи и услуги. Стоит отметить, что показатель «Уплата налогов» является одним из важных компонентов определения условий ведения бизнеса. Данные табл. 10 еще раз подтверждают разделение региона на два сегмента - в половине стран (Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа и ЛНДР) налогообложение не благоприятствует деловой среде, и это, естественно, снижает их общую конкурентоспособность. Отсюда следует, что переход к современным методам оформления налоговых платежей стал в этих странах весьма насущной необходимостью.

Изложенные выше материалы раскрывают уровень развития ИКТ в странах Юго-Восточной Азии, политику их правительств по внедрению в фискальные органы новых технологий и масштабы распространения в них современных методов оформления налоговых платежей. По мнению автора, процесс модернизации налоговой сферы в регионе неоднозначен, идёт он неровно, с разрывом во времени и разными темпами. В технологически продвинутых странах - Таиланде, Малайзии, на Филиппинах и особенно в Сингапуре, который служит маяком для остальных стран, благодаря целенаправленной политике их правительств новые технологии в налогообложении используются активно. Это произошло не в одночасье, а потребовалось несколько лет, чтобы подготовить материально-техническую базу и убедить налогоплательщиков в преимуществах новых методов оплаты налогов. Налоговые системы этих стран вышли на более высокий уровень развития и способствуют повышению их налоговой и общей экономической конкурентоспособности. Данной группе противостоят страны со значительно более низким уровнем социально-экономического развития - Вьетнам, Мьянма, Камбоджа и ЛНДР, которые пережили тяжёлый период перехода от социалистической (Вьетнам) и соцориентированной (остальные три страны) экономики к рыночной и только начинают модернизировать экономику в целом и налоговые системы, в частности. Они постепенно приобщаются к современным формам организации деятельности налоговых органов. На наш взгляд, ни в одну из этих двух групп не входят две страны - Индонезия и Бруней Даруссалам. Индонезия - потому, что хотя электронные услуги в налогообложении были введены в начале XXI в., заметного их использования налогоплательщиками не видно. Бруней Даруссалам - потому, что он развивается как технологически развитое общество. Хотя электронная

система оформления главного - корпоративного подоходного налога была введена намного позже, чем в других развитых странах региона, она в отличие от других стран (например, Филиппин) была сразу же воспринята деловым сообществом, и, как видно из показателей табл. 5, активно используется налогоплательщиками.

Использование информационных и коммуникационных технологий в налоговой сфере является не только одним из направлений модернизации экономики, но и в определенной мере инструментом вовлечения стран ЮВА в процесс глобализации. Этому способствуют международные экономические организации - Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Организация экономического сотрудничества и развития, которые оказывают целенаправленную финансовую и техническую помощь.

Литература/ References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Международные издания

1. ASEAN Statistical Yearbook 2018 - asean.org/ASEAN Statistical Yearbook-2018-ASEAN ONE VISION ONE IDENTITY ONE COMMUNITY

2. A Comparative Analysis of Tax Administration in Asia and the Pacific.2016 Edition. Mandaluyong City, Philippines. Asian Development Bank.2016. URL: https://www. adb.org/tax-admin-asia-pacific-2016.pdf

3. Digital Review of Asia Pacific 2009-2010. URL: https://www.digital-review.org/4th-edition_prelim.pdf.

4. The Global Competitiveness Report 2018. World Economic Forum. Insight Report. URL: https://www3.weforum.org/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf.

5. Key Indicators for Asia and the Pacific 2019. 50th Edition. September 2019.ADB. URL: https://www.adb.org/publications/key-indicators-asia-and-pacific-2019.

6. Measuring the Information Society Report. The ICT Development Index 2009.ITU. URL: https://www.itu.int/MISR2009_w5.pdf.

7. Measuring the Information Society Report 2017.Volume 1. URL: https://www.itu. int/MISR2017_Volume 1.pdf.

8. Measuring the Information Society Report 2018 - Volume 2, ICT. Country Profiles.2018.ITU. URL: https://www.itu.int.

9. Revenue Statistics in Asian Countries. Trends in Indonesia, Japan, Kazakhstan, Korea, Malaysia, the Philippines and Singapore.1990-2015.OECD Publishing, Paris, 2017. URL: https://www.oecd-library.org.

10. Tax Administration in the Digital Age. Challenges and Opportunities. URL: https://www.business.unsw.edu.au/Philippines-Presentation-Tax-System-Integrity-ppt.pdf.

11. World Bank Doing Business 2008. URL: https://www.doingbusiness.org/content/ dam/doingBusiness/media/.. ./DB08-FullReport.pdf.

12. World Bank Doing Business 2014. URL: https://www.doingbusiness.org/DB14-Full-Report.pdf.

13. World Bank Group. Paying Taxes 2018. URL: https://www.doingbusiness.org/2018-Paying-Taxes.pdf.

14. World Bank Doing Business 2019. Training for Reform. URL: https://www.domg business.org/dam/doing Business/.. ./DB2019-report_web-version.pdf.

II. Страновые электронные издания

1. BIR widen scope of e-tax payments. URL: https://www.philstar.com/ business/2015/02/17/1424473/bir-widens-scope-e-tax-payments.

2. Electronic Transaction Act B.E.2544 (2001). URL: https://www.bot.or.th/et_ act_2544_eng.pdf.

3. Electronic Tax Transactions Ease Vietnam"s Tax Declaration Process. Posted by Vietnam Briefing. URL: https//www.vietnam-briefing.com/news/electronic-tax-transactions-ease-vietnams-tax-declaration-process.html.

4. Hor Kimsay "GDT now allows you to pay the tax man online". Phnompenh Post, 21 November 2017. URL: https://www.phnompenhpost.com.

5. Implementing electronic tax filing and payments in Malaysia - in: Doing Business 2014. URL: www.doingbusiness.org/DB-14-Full-Report.pdf.

6. IRAS. Annual Report 2007/08. Singapore, 2008. URL: https://www.iras.gov.sg/ IRAS/Home/Publications/.

7. IRAS. Annual Report 2012/13. Singapore, 2013. URL: https://www.iras.gov.sg/ AboutUs2012.pdf.

8. IRAS. Annual Report 2016/17. Singapore, 2017. URL: https://www.iras.gov.sg/ IRAS/AnnualReport2016-2017.pdf.

9. IRAS. Annual Report 2017/18. Singapore, 2018. URL: https://www. iras.gov.sg/ AnnualReport201718(1).pdf.

10. IRAS. Annual Report 2018/19. Singapore.2019. URL: https://www.iras.gov.sg/ IRASAnnualReportFY201819.pdf.

11. Laos: Ministry of Finance moves to modernize tax administration. International Tax Review. URL: https://www.internationaltaxreview.com/article/./ laos-ministry-of-finance-moves-to-modernise-tax-administration.

12. Myanmar Overview. Project Title: Modernization of Public Finance Management. Published November 24, 2017. URL: www.projects.worldbank.org/Procurement Details.

72 MypaHOBa A. n.

13. Myanmar Tax Alert: Updates on Online Payment System and Advance Income Tax on Exports| Legal Tax & Investment Expertise. URL: https://www.dfdl.com/resources/ legal-and-tax-updates/Mar-tax-alert-updates-on-online-payment-system-and-advance-income-tax-on-exports/.

14. National ICT Policy in Thailand. URL: https://www.nectec.or.th/user/htk/ publish/200020302-National-ICT-Policy-v16-word.pdf.

15. Online Tax Return Filing and Payment in the Philippines. By Tax and Accounting Center. Philippines. URL: https:/taxacctgcenter.ph.

16. Philippines Tax Profile. Produced in conjunction with the KPMG Asia Pacific Tax Centre. August 2018. URL: https://home.kpmg/Philippines-2018.pdf.

17. Republic Act No.8792. Electronic Commerce Act of 2000. URL: https://www.bsp. gov.ph/RA8792.pdf.

18. Taxation in Indonesia: New Procedure for Tax Return Reporting. URL: https://www. cekindo.com.

19. Thailand ICT Indicators. Series 1. Published by NECTEC. Bangkok, October 2003. URL: http://www.nectec.or.th/2008/pdf/ict_indicators2003.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.