СРОЧНО В НОМЕР
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА
М.М. Жабоев1
Ставропольская медицинская академия
Обоснована актуальность оптимизации информационного сопровождения организации медицинской помощи больным стоматологическими заболеваниями в системе здравоохранения крупного города. В настоящее время учет заболеваний имеет ряд недостатков в силу неэффективного взаимодействия между различными лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающих стоматологическую помощь населению крупного города. Для совершенствования учета медицинской помощи больным стоматологическими заболеваниями могут использоваться типовые программные комплексы, помогающие не только учитывать все обращения по поводу стоматологических заболеваний, но и принимать управленческие решения по улучшению работы медицинских учреждений и их структурных подразделений.
Ключевые слова: стоматологическая помощь, учет заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях, программные комплексы
Медицинскую помощь населению Кисловодска оказывают 20 стоматологических медицинских учреждений, в том числе городская стоматологическая поликлиника и 19 частных стоматологических клиник и кабинетов.
В 2009 г. в Кисловодске зарегистрировано 74 956 обращений в городскую стоматологическую поликлинику, что составило 553,9 обраще-
1 Жабоев Мурат Музафарович — аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения; 355000, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 310; тел: 8-(8652)-37-21-52.
ний на 1000 населения, в 2010 г. — 570,2 случаев и в 2011 г. — 590,3 соответственно.
Таким образом, объем стоматологической помощи жителям Кисловодска в муниципальной стоматологической поликлинике с 2009 по 2011 гг. имеет тенденцию ежегодного роста обращений (табл. 1).
Число посещений в стоматологическую городскую поликлинику в 2011 г. по сравнению с 2009 г. увеличилось, при этом первичных обращений стало меньше. За тот же период времени число закончивших лечение, больных кариесом и
ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В .ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 5-6, 2013
Таблица 1
Обращаемость населения Кисловодска в стоматологическую городскую поликлинику в 2009—2011 гг. (на 1000 населения)
Показатель Годы
2009 2010 2011
Посещений всего 553,9 570,2 590,3
В т.ч. первичных больных 193,4 185,0 183,9
кариесом 134,0 134,0 133,6
пульпитом 54,3 56,0 73,7
периодонтитом 13,4 13,4 12,0
Запломбировано зубов 201,7 208,5 207,0
Удалено зубов 108,0 110,5 111,0
Санировано больных 109,0 88,9 92,5
Осмотрено профилактически 94,8 90,1 47,8
Нуждались в санации (%) 87,7 83,3 81,2
Санировано (%) 81,9 77,5 79,6
периодонтитом остается на одном уровне. Отмечается тенденция к увеличению числа осложнений пульпитом. При снижении числа санированных больных увеличилась частота удаления зубов. Динамика отчетных данных убедительно показывает резкое увеличение числа больных с осложненным пульпитом кариесом.
В 2009 г. в г. Кисловодске зарегистрировано 134 856 обращений в негосударственные коммерческие стоматологические клиники и кабинеты, что составило 996,7 обращений на 1000 населения, в 2010 г. — 140 290 обращение или 1036,8 на 1000 населения и в 2011 г. — 149 174 и 1102,5 соответственно (табл. 2).
Таким образом, объем стоматологической помощи жителям в негосударственных коммерческих стоматологических клиниках и кабинетах с 2009 г. по 2011 г. имеет тенденцию к ежегодному росту обращений.
При увеличении числа обращений в негосударственные коммерческие стоматологические клиники и кабинеты стало больше. За тот же период времени закончивших лечение больных кариесом и периодонтитом остается на одном уровне. Отмечается тенденция к увеличению числа осложнений пульпитом. При снижении числа санированных больных увеличилась частота удаления зубов. Динамика отчетных данных убедитель-
но показывает резкое увеличение числа больных с осложненным пульпитом кариесом.
Среди всех обратившихся со стоматологическими заболеваниями в стоматологические медицинские учреждения различной формы собственности женщины составляли 53,8%, мужчины — 46,2%.
Эпидемиологические исследования стоматологической заболеваемости в последние годы указывают на высокий уровень заболеваемости кариесом, в частности школьников. Своевременная диагностика и ежедневное лечение на ранних стадиях могут остановить разрушение зуба и предотвратить его потерю. При неадекватной, несвоевременной стоматологической помощи частота кариеса увеличивается, так как без лечения он необратимо прогрессирует, проявляя местную латентно существующую инфекцию вплоть до полного разрушения зуба, и число пораженных им зубов накапливается.
Увеличение доли негосударственных коммерческих стоматологических организаций и кабинетов в системе медицинского обслуживания стоматологических больных большого города в значительной мере привело к снижению профилактической работы. В изучаемый период произошло снижение удельного веса санированных в числе нуждающихся в санации. Также снизилась и доля санированных в числе осмотренных.
Таблица 2
Обращаемость населения г. Кисловодска
в негосударственные коммерческие стоматологические клиники и кабинеты в 2009—2011 гг. (на 1000 населения)
Показатель Годы
2009 2010 2011
Посещений всего 996,7 1036,8 1102,5
В т.ч. первичных больных 283,1 288,7 283,9
кариесом 437,1 438,8 443,6
пульпитом 153,3 160,2 170,7
периодонтитом 33,1 33,4 34,0
Запломбировано зубов 308,2 309,5 310,7
Удалено зубов 203,3 212,5 214,1
Санировано больных 10,9 8,9 9,2
Осмотрено профилактически 9,1 9,0 7,8
Нуждались в санации (%) 9,7 8,3 8,2
Санировано (%) 8,2 7,5 7,4
С учетом вышеперечисленных исходных положений для создания современной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности системы мониторинга необходима разработка общей модели информационного взаимодействия между всеми участниками системы [1,2].
Развитие информационных технологий в условиях переходной экономики объективно необходимо для обеспечения учета всех случаев заболеваний среди различных групп и слоев населения.
Для планирования и эффективного использования возможностей лечебно-профилактических учреждений необходимы полные и достоверные данные как о потребностях пациентов в стоматологической медицинской помощи, так и о фактически выполненных ее объемах в различных учреждениях, отделениях и кабинетах, дифференцированных по месту получения помощи.
В процессе предоставления медицинской помощи населению принимают участие многие функционально различные субъекты, взаимодействие между которыми при этом практически не осуществляется.
Для обеспечения учета медицинской помощи больным стоматологическими заболеваниями могут использоваться типовые программные комплексы, предназначенные для формирования базы данных по учету оказанной медицинской помощи.
Оптимизация процесса сбора информации, быстрая обратная связь с пациентами позволяет учитывать все обращения по поводу стоматологических заболеваний и принимать управленческие решения по улучшению работы медицинских учреждений и их структурных подразделений.
Основой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей персонифицированный учет состояния стоматологического здоровья и факторов, влияющих на возникновение и течение заболеваний, является медико-социальная электронная карта здоровья пациента.
Применение медико-социальной электронной карты пациента позволяет не только накапливать информацию о состоянии здоровья пациента и факторах, влияющих на течение стоматологических заболеваний, но и определять оптимальную схему лечения и планировать профилактические мероприятия среди населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазатов М.В., Микшин А.Г., Пшеничников Д.Ю., РотГ.З., Шульман Е.И., Яновский Г.Я. Значение информационных технологий в повышении безопасности пациентов и эффективности лечения // Врач и информационные технологии. 2004. № 1. С. 22—26.
2. Савостина Е.А. Мониторинг медицинской помощи населению и ее ресурсного обеспечения в единой территориальной информационной системе здравоохранения. М., 2004. С. 199.