УДК 327:659.4(985)
ТАМИЦКИЙ Александр Михайлович, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 21 научной публикации
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО АРКТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В данной статье подчеркивается значимость арктического региона в геополитике современных приарктических государств. Акцентируется внимание на развитие и значимость информационного пространства как территории интенсификации сотрудничества и соперничества между этими странами. Делается вывод о необходимости формирования информационной арктической стратегии России, а также называются мероприятия, способствующие развитию инфопространства в Арктике.
Геополитика, арктический регион, арктическая стратегия, информационное пространство, информационная политика
Начало XXI века ознаменовалось смещением геополитического центра мира к Арктике и Северу. Арктический бум подарил наступившему веку эпитет «эры», или «эпохи Арктики». Это объясняется все возрастающим интересом стран к арктическому региону как к экосистеме, влияющей на глобальные изменения климата на планете, а также как кладовой природных ресурсов: по предварительным оценкам здесь находится 30% мировых неразведанных запасов природного газа и 13% неразведанных запасов нефти1.
Территорией Арктики считается северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов2. Переоценить геополитическое значение региона невозможно, потому как это не только площадь в 21 млн км2, наличие осва-
© Тамицкий А.М., 2011
иваемых трансконтинентальных морских систем - «Северный морской путь» (кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком) и «Северо-Западный проход» (морской путь между Атлантическим и Тихим океанами), авиакроссполярный путь «Северный воздушный мост» (соединяет Северную Америку с Юго-Восточной Азией), но и широкое разнообразие био-, эко- и энергоресурсов.
В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми приарктичес-ких государств: России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Максимальную протяженность границ в Арктике имеет Российская Федерация.
Сегодня национальные интересы приаркти-ческих государств связаны с экономикой, гео-
политикой, наукой и экологией в данном регионе, они обострились в связи с прогнозами специалистов о том, что к 2040 году из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда и существенно облегчится доступ к природным богатствам со дна, удешевятся перевозки3. В ответ на это уже в конце XX столетия стали появляться один за другим международные новообразования и институты (Международный арктический научный комитет (1990), Северный форум (1991), Ассоциация циркумполярных университетов (1992), Совет Баренцева Евро-Арк-тического региона (1993), Арктический Совет (1996), Северный исследовательский форум (2000), Университет Арктики (2001) и др.), которые ставят своей целью решение вопросов и проблем экологического, политического, социально-экономического и культурного характера в арктическом регионе. На сегодняшний момент насчитывается около 100 международных организаций, которые занимаются отраслевыми проблемами развития Севера и Арктики.
Институциональное оформление международного сотрудничества получило логичное продолжение в интенсификации мероприятий отдельных стран по освоению Арктики, организации совместных научно-исследовательских проектов по ее изучению, в попытках расширения внутреннего суверенитета на континентальный шельф (лишь заявка Норвегии в Комиссии ООН отчасти была удовлетворена в апреле 2009 году), а также подготовки и реализации национальных доктрин и стратегий в отношении арктического региона, которые поэтапно были сформулированы циркумполярными державами.
Гонка национальных арктических стратегий в XXI веке стартует в Норвегии, первой из соперничающих стран, определившей свой арктический вектор развития («The Norwegian government’s High North strategy», 2006), где Крайний Север занимает ключевые позиции в программе внутренней и внешней политики.
В 2008 году подробное изложение своей политики, касающейся Арктики, публикует правительство Дании («Arktis i en brydningstid Forslag til strategi for aktiviteter i det arktiske
omrade»), затем России («Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу»4) и вскоре появляется документ Европейской Комиссии («The European Union and the Arctic region»). В 2009 году США сформулировали Президентскую директиву США о национальной безопасности, касающейся политики в арктическом регионе («National Security Presidential Directive Arctic Region Policy»), Канада - «Северную стратегию Канады» («Canada’s northern strategy»).
В названных документах определяются национальные стратегические интересы в Арктике, долгосрочные цели, основные задачи, приоритеты и механизмы реализации политики в рассматриваемом регионе.
Финляндия в 2010 году разработала проект под названием «Стратегия Финляндии в Арктике» («Suomen arktinen strategia»), где представлен детальный анализ арктического региона и определены конкретные цели финской политики в будущем.
Таким образом, все приарктические государства и ключевые международные организации демонстрируют явный интерес к Арктике, поэтому сегодня после периода политических деклараций последует их фактическая реализация, что в будущем в одинаковой степени приведет к росту и международного сотрудничества, и межгосударственного соперничества за геополитические позиции.
В современную эпоху глобализации ведущей ареной международного взаимодействия становится информационное пространство. Осознавая немаловажность его значения, разработчики российской «арктической стратегии» включили во второй этап ее реализации (2011-2015 годы) пункт о завершении создания единого информационного пространства Арктической зоны РФ5 - территории, включающей полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, ЯмалоНенецкого и Чукотского автономных округов.
Действительно, сегодня достаточно пристальное внимание со стороны мировых дер-
жав уделяется вопросу развития и контроля информационных потоков и сетевой инфраструктуры, результатом решения которого является отнесение государства либо к тем, которые владеют информационной техникой и технологиями, либо к не имеющим самостоятельных позиций в этой области и зависимым от информационной политики стран, господствующих в информационном поле.
Информационное пространство в современной научной литературе рассматривается с трех позиций - геополитической6, как сферы информационного взаимодействия7 и социокультурной8 . Подчеркивая важность каждого дискурса в отдельности, информационное пространство в системном качестве стоит представлять как совокупность субъектов, входящих в информационное взаимодействие между собой, собственно информационные ресурсы и технологии, а также информационно-коммуникационной инфраструктуры этого взаимодействия. При этом само пространство необходимо рассматривать с точки зрения его статических свойств, анализируя его структуру, и динамических показателей, или конкретных действий входящих в него акторов.
Субъектами информационного пространства в Арктике являются отдельные личности -политики, общественные деятели, исследователи, также группы людей (в т.ч. малые народности и этнические сообщества); информационные структуры государств и международных организаций; корпоративные структуры (например, российская энергетическая компания «Газпром», французская корпорация Total, норвежская StatoilHydro и др.); специализированные зарубежные, российские и региональные информационные структуры; финансовые институты; научные, образовательные и религиозные организации; средства массовой информации и коммуникации и др. В этом плане информационное пространство арктического региона достаточно полисубъектно и открыто для новых участников взаимодействия.
Информационные ресурсы в рассматриваемом регионе представлены в виде совокупности содержащейся в базах данных информации
и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Сегодня одним из ключевых информационных хранилищ по арктической тематике является Арктический центр Университета Лапландии (Финляндия), сферой деятельности которого является объединение и развитие международной арктической экспертизы. Среди имеющихся баз данных значатся: арктические исследовательские институты; эксперты по Арктике; исследования, связанные с холодным климатом; печатные материалы и библиотечные ресурсы, фотографии, музыка, события культуры, связанные с полярными регионами и др.
Подобные центры созданы в Канаде при Арктическом институте Северной Америки (Арктическая информационная системе по науке и технологиям (ASTIS)9), в Великобритании при Университете Кембриджа (Исследовательский полярный институт Скотта10), в США (Аляска) при Университете Фэрбенкса (Международный арктический исследовательский центр)11 и др. Таким образом, основными хранилищами баз данных служат институты и центры при университетах, занимающихся разработкой арктической тематики. Данный опыт имеет смысл использовать при организации подобных центров в России.
Информационные ресурсы бесполезны без информационных технологий, под которыми понимается совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации, а также без информационной инфраструктуры, состоящей из сети массового обслуживания населения. Сюда входят: техническая составляющая (компьютерная техника, средства связи), программные средства поддержки технологии, а также организационно-методическая база, необходимая для людей, участвующих в реализации представленной технологии.
По данным ООН, арктический регион отличается неравномерным развитием информационной инфраструктуры. По представлению он-лайн сервисов в 2010 году США заняли 2-е место, Канада - 3-е, Норвегия - 7-е,
Дания - 13-е, Швеция - 24-е, Финляндия -32-е, Исландия - 48-е, Российская Федерация -68-е из 189 стран.
По уровню телекоммуникационной инфраструктуры, учитывающей данные внедрения на 100 жителей интернета, фиксированной телефонной линии, мобильной связи и компьютеров, а также широкополосного доступа в сеть, приар-ктические страны распределились следующим образом: Швеция - 3-е место, Дания - 6-е, Норвегия - 9-е, Канада - 10-е, США - 11-е, Исландия - 12-е, Финляндия - 16-е, Россия -63-е место из 190 стран12. Таким образом, российские позиции представлены достаточно слабо, что указывает на серьезный «цифровой разрыв» с приарктическими государствами.
Между тем арктические страны имеют довольно жесткие противоречия, связанные с их устремлениями на поиск оптимальных инструментов легитимации расширения суверенитета в зоне континентального шельфа. Однако единые принципы раздела шельфа между ансамблем арктических держав до сих пор не определены. Особенностью современных геополитических взаимоотношений является диалектическое единство соперничества и сотрудничества между странами даже по отдельным направлениями международных отношений. В динамичном информационном пространстве одни государства увеличивают свой информационный потенциал, а другие создают множество самостоятельных направлений и разновидностей социальных отношений. Для действующих субъектов стремление контролировать эти социальные отношения и процессы в собственных интересах может стать причиной возникновения на этой почве геополитического соперничества и даже прямой информационной конфронтации.
Практически каждая страна, заинтересованная в разделе Арктики, наращивает собственное присутствие на оспариваемых территориях как политическими, так и информационными средствами. Российская Федерация обладает наиболее богатым историческим и современным опытом деятельности в арктическом регионе и связано это с реализацией научно-исследовательских программ, наличием
самого большого ледокольного флота в Арктике, широкой военной инфраструктуры и мощностей (Северного Флота ВМС и баз ВВС). Однако информационно-коммуникативная составляющая активного присутствия России в данном регионе еще недостаточно выражена.
Лишь однажды громким информационным поводом для обсуждения проблемы Арктики явилась экспедиция «Арктика-2007» под руководством А. Чилингарова, в результате которой были проведены научные исследования в районе Северного полюса и установлен на дне океана российский флаг как демонстрация намерений России на активное освоение арктического шельфа. Данное событие заполнило все новостные ленты международных информационных агентств, вызвало множество комментариев со стороны политического истеблишмента арктических государств и массу дискуссий в средствах массовой информации различного уровня.
На сегодня в мировом информационном пространстве позиции российской стороны выглядят достаточно аморфно и представлены бессистемно. Безусловно, российская сторона является активным участником деятельности международных арктических организаций, российские исследователи, политики и общественные деятели участвуют в зарубежных мероп-риятиях13, где определяются арктические проблемы и предлагаются варианты их решения, создаются специализированные интернет-порталы, размещающие информацию по арктической тематике14. В России ведется научно-исследовательская работа по различным аспектам развития Арктики. На это указывает тот факт, что в Российской государственной библиотеке на начало 2011 года содержится порядка 140 диссертационных работ, а также около 300 научных работ и сборников публикаций по арктической тематике, вышедших в России за последние 10 лет.
К сожалению, у ведущих отечественных информагентств отсутствуют попытки сформировать «арктическую повестку дня». Отсюда российская позиция в арктических делах оценивается зарубежными аналитиками «двусмысленно, запутано и трудно интерпетируемо»15.
Между тем зарубежные информационные структуры государств четко определяют свои интересы, продвигают идеи и свои проекты по освоению Арктики.
Полагается, что основание в июне 2010 года Северного (Арктического) федерального университета в г. Архангельске призвано решить множество обозначенных проблем. Несомненно, данный научно-исследовательский комплекс в перспективе станет центром освоения Арктики и развития всего Русского Севера, базой для освоения Штокмановского месторождения, подготовки высококвалифицированных кадров, площадкой для защиты национальных интересов России, в т.ч. в информационном пространстве.
Здесь необходимо понимание того, что информационная мощь субъектов международных отношений заключается в способности контролировать собственный сегмент информационного пространства и эффективно противостоять конкурентам, а также расширять сферу своего информационного влияния. Отсюда назревает необходимость формирования в арктическом векторе развития Российской Федерации информационной стратегии, которая бы адекватно отвечала вызовам времени и способствовала усилению позиций страны в арктическом регионе.
Информационная арктическая стратегия России должна включать в себя следующие примерные направления:
- развитие информационное инфраструктуры, поддержка научных проектов, направленных на совершенствование автоматизированных процессов, модернизации технических средств в российском секторе Арктики;
- создание общедоступных и единых электронных информационных ресурсов по вопросам Арктики, которые всесторонне учитывают национальные, языковые, экономические, культурные, религиозные интересы социальных групп, проживающих в Арктической зоне, а
также их интеграция с международными информационными базами данных;
- создание условий для развития этнических и национальных СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет-ресурсы);
- реализация совместных с арктическими странами проектов, активного информационного и научно-технического обмена в области использования ИКТ в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении и т.д.;
- ликвидация компьютерной безграмотности и воспитание информационной культуры учащихся, исследователей, работников медицины, управленцев, представителей бизнеса и др. путем взаимных обменов, консультаций, обеспечения мобильности в страны арктического региона;
- формирование «арктической повестки дня» и создание положительного имиджа России в телерадиовещании, образовании и науке, экономике и политике, в т.ч. на международном уровне;
- обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства (борьба с компьютерными преступлениями и информационной дезинформацией, охрана интеллектуальной собственности, создание защищенной инфраструктуры в органах власти и т.д.).
Таким образом, формирование арктической информационной стратегии должно затрагивать в комплексе все основы развития общества и в дальнейшем служить источником преодоления «информационного разрыва» с арктическими странами в уровне распространения и овладения новыми технологиями, развития инноватив-ной экономики и создания благоприятной среды для жизнедеятельности человека. Стратегия должна способствовать формированию и развитию единого информационного пространства, защищая национальные интересы Российской Федерации и ее права на обладание частью Арктики.
Примечание
1 International Energy Agency. World Energy Outlook. 2008. Paris, 2008. P. 206.
2 Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.; СПб., 2000. С. 68.
3 Цыганок А.Д. Край ледяного безмолвия - будущий горячий регион планеты URL: http://www.tsiganok.ru/ publications/smi/doc/386/ (дата обращения: 01.02.2011).
4 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу // Рос. газ. 2009. 30 март. N° 4877.
5 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике... П. 11.
6 См.: Информационный рынок в России / Ю.М. Арский, Р. С. Гиляревский, В.С. Егоров и др. М., 1996. С. 7-8.
7 См.: МанойлоА.В. Государственная информационная политика в особых условиях: моногр. М., 2003. C. 75-76.
8 См.: Дзялошинский И.М. Политическое пространство России: политическая метафора или научное понятие // Право знать. Бюллетень правозащитного Фонда Комиссии по свободе доступа к информации. 2001. № 7-8; Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; и др.
9 The Arctic Science and Technology Information System (ASTIS). URL: http://www.aina.ucalgary.ca/astis/, free.
10 International Polar Year Publications Database. URL: http://nes.biblioline.com/scripts/login.dll.
11 The International Arctic Research Center at the University of Alaska Fairbanks. URL: http://www.iarc.uaf.edu/ipy, free.
12 United Nations E-Government Survey 2010. Leveraging e-government at a time offinancial and economic crisis. N.Y., 2010. P. 114-121.
13 Одна из последних международных конференций состоялась 23-28 января 2011 года в г. Тромсё (Норвегия) под названием «Арктические рубежи-2011», ее темой стал человеческий потенциал и научно-исследовательские сообщества как главный движитель освоения и развития Арктики в XXI веке. В работе конференции приняли участие представители 20 государств мира.
14 Примерами регулярно обновляемых веб-ресурсов могут служить: информационно-аналитический портал «ARCTICunivers» (URL: www.arcticuniverse.com), основанный Международным институтом стратегических исследований «Vector» и группой социологов, политологов, журналистов; интернет-портал «Виртуальный “Полярный университет”» (URL: http://polaruni.ru), созданный Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ГНЦ РФ ААНИИ) по решению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др. С недавнего времени начала свою работу интернет-страница «Арктика и Север» (URL: http://narfu.ru/aan/news.php) на сайте Северного (Арктического) федерального университета.
15 Zysk K. Russia’s Arctic Strategy. Ambitions and Constraints // Joint Force Quarterly. Issue 57. 2nd Quarter 2010. P. 103-110.
Tamitsky Alexander
THE ARCTIC INFORMATION SPACE UNDER THE MODERN GEOPOLITICAL TRANSFORMATIONS
The given article emphasizes the significance of the Arctic region in the geopolitics of the modern pre-Arctic states. Attention is focused on the development and significance of the information space as an area of the cooperation and competition intensification between these countries. The conclusion is drawn about the necessity of forming the information Arctic strategy of Russia, the activities contributing to the development of the information space in the Arctic being mentioned.
Контактные данные: e-mail: [email protected]
Рецензент - Мокшин В.К., доктор политических наук, профессор кафедры политологии и социологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова