ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
И. М. Рассолов*
Информационное право и информационное законодательство в условиях инновационного развития
Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции становления и развития информационного права как комплексной отрасли российского права, юридической науки, а также учебной дисциплины. Выделены десять общественных отношений, которые входят в предметную область этой отрасли. Уделено внимание процессам становления новой субкультуры общества — информационной культуры — и формированию нового типа правосознания. Рассмотрены приоритеты преподавания данной учебной дисциплины в высших учебных заведениях России.
Ключевые слова: информация, информационная культура, информационное право, Интернет, общество, информационные посредники, блогер, блогосфера, страница сайта, информационная сфера, правосознание, провайдер.
001: 10.17803/1994-1471.2016.65.4.092-095
За последние 200 лет человечество сформировало техносферу, которая представляет собой основу современной цивилизации. До изобретения паровой машины основными движущими силами была мускульная сила, сила ветра и воды. Мы не нарушали баланс в природе. После третьей информационной революции, связанной с изобретением электричества, мы построили информационную сферу (часть ноосферы), которая может вступать в противоречие с биосферой. Это может приводить к конфликтам в социуме и ставить перед современной правовой системой, а также научной доктриной многочисленные правовые проблемы (например, проблему идентификации лиц, борьбы с кибернетической преступностью, внедрения новых «живых» технологий, оборота генетической информации, борьбы с глобальным потеплением и др.).
Все большее значение приобретает информационное право. Сегодня существуют все предпосылки для того, чтобы признать его в качестве комплексной отрасли права и научного направления исследований. Кроме того, информационное право выступает в качестве учебной дисциплины, связанной с преподаванием нового знания, основанного на последних достижениях науки и техники.
Можно выделить следующие тенденции становления и развития информационного права как отрасли права и формирующейся юридической науки.
Во-первых, происходит расширение понятийного аппарата этой отрасли, причем как в Российской Федерации, так и в других странах. Наблюдается процесс обогащения и последовательного закрепления в нормативных правовых актах новых понятий. Это касается
© Рассолов И. М., 2016
* Рассолов Илья Михайлович, доктор юридических наук профессор кафедры правовой информатики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 11уагаББо!оу@таИ . ги
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
таких категорий, как поисковая система, оператор поисковой системы, блогер, доменное имя, инсайдер, инсайдерская информация, организатор распространения информации в сети Интернет, сетевой адрес, сетевое издание, провайдер хостинга, единая система идентификации и аутентификации, электронный документ, электронные денежные средства, информационная продукция, оборот информационной продукции, классификация информационной продукции, информационная услуга, информационная безопасность детей, информация порнографического характера. Однако многие понятия еще пока не находят своего закрепления в современном российском законодательстве (например, это касается таких категорий, как электронная торговля, электронная экономическая деятельность, спам, киберпреступность, киберпреступление, сетевой договор и т.д.).
Во-вторых, это реализация второго этапа государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011— 2020 годы)», а также последовательное введение в гражданский оборот универсальной электронной карты (УЭК). Это касается и финансирования многих пилотных проектов по вопросу развития концепции информационного общества, которые должны эффективным образом заработать к 2020—2025 году. На сегодняшний день можно отметить положительную работу официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов в системе государственных закупок (www.torgi.gov.ru). Важной задачей, сформулированной во многих программных документах по информационному обществу, является повышение качества предоставляемых услуг, а также рейтинга конкурентоспособности нашей страны в мировом информационном пространстве.
В-третьих, это последовательная реализация на практике новых законов, которые можно причислить к информационному законодательству.
Они имеют особое значение для последующего развития информационной сферы общества и ее подсистем. В первую очередь это касается Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»1, Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»2, Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в силу с 1 сентября 2012 г., Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»3, Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»4 и др.
В 2014 году на июньском форуме «Интернет-предпринимательство в России», В. В. Путин встречался с главами «Яндекса», Mail.Ru Group и других компаний и заявил, что представителям интернет-отрасли «надо вылезать из-под коряги». После данной встречи можно также отметить появление нового субъекта в области медиации интернет-споров (технологии альтернативного урегулирования конфликтов) — интернет-омбудсмена5. Основная его задача сформулирована так: сделать интернет-индустрию значимой отраслью для экономики.
В-четвертых, появляются новые субъекты информационного права, а именно разнообразные посредники, которых можно разделить на два вида: традиционных информационных посредников (например, операторов поисковой системы, блогеров, инсайдеров, регистраторов доменных имен) и торговых информационных
1 СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2302.
2 СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3479.
3 СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.
4 СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.
5 Официальное название должности — уполномоченный по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования, контроля функционирования и развития Интернета.
посредников. К последним можно отнести крупные сетевые площадки, организаторов торговли. Здесь также можно выделить оператора платежной системы, то есть организацию, определяющую правила платежной системы, а также выполняющую иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О национальной платежной системе». Это также касается оператора услуг платежной инфраструктуры, который представляет собой операционный центр, платежный клиринговый центр или расчетный центр и осуществляет также информационные посреднические функции на профессиональной основе (ст. 3 Федеральный закон от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе»)6 .
В-пятых, наблюдается процесс закрепления в нормативных правовых актах новых блоков общественных отношений, в частности информационных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в блогосфере; отношений в сфере обработки персональных данных; отношений в сфере использования электронных документов; отношений по ведению электронной торговли и др. И в этом плане интересным будет законодательный опыт, в частности, Республики Беларусь, Украины, Казахстана, где имеет место расширение правового регулирования сферы электронной торговли и электронного документооборота, а также повышенное внимание к информационной безопасности7. Поэтому в среднесрочной перспективе можно было бы ставить вопрос о выделении отдельных подотраслей информационного законодательства из общего информационного законодательного массива.
В-шестых, это последовательное развитие законодательства о системах блокировки вредной информации, размещаемой на страницах сайтов в Интернете.
Важным этапом регламентации процедурных норм информационного права в данной социальной сфере является принятие Федерального закона от 13 июля 2015 года № 264-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»8 (так называемый Закон о праве на забвение в Интернете). Закон вступил в силу с 1 января 2016 года. Насколько он будет эффективным, покажет время. Закон в некоторой степени учитывает аналогичный европейский опыт по блокировке и удалению недостоверной информации в Интернете.
Он предусматривает, что поисковые сети по требованию гражданина обязаны удалить информацию:
— являющуюся недостоверной;
— являющуюся неактуальной;
— утратившую значение для заявителя в силу последующих событий (действий) заявителя. Исключение составляет информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информация о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
Удалять информацию обязали и иностранных операторов поисковых систем, распространяющих рекламу, адресованную россиянам.
Поисковые ресурсы имеют право требовать документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина.
Требование заявителя должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
2) информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
3) указатель страницы сайта в сети Интернет, на которой размещена этой информация;
4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.
6 См.: Тедеев А. А. Развитие информационных технологий, информационной экономики и правовое регулирование дистанционного труда в Российской Федерации (некоторые проблемы) // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 25—29.
7 Федотов М. А. К вопросу о концептуальных основах информационного права как права киберпро-странства // Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 71—98.
8 СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4390.
В течение 10 дней оператор поисковой системы рассматривает запрос и в случае его отклонения должен предоставить мотивированный отказ. При этом поисковики не имеют права раскрывать информацию о факте обращения пользователя. Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении требования заявителя или мотивированный отказ в его удовлетворении в той же форме, в которой сам получил указанное требование. Если заявитель считает отказ необоснованным, он может подать иск в суд.
В-седьмых, современный этап характеризуется постепенным разворотом государственной политики от развития четвертого сектора экономики к реиндустриализации. Представляется, что в ближайшие пять лет приоритетным будет именно второй сектор экономики, а именно промышленность. Так, 27 февраля 2015 года прошли парламентские слушания на тему «Реиндустриализация экономики регионов России как базовое условие реализации политики импортозамещения». Это касается и оборота информационной продукции9. В этой связи следует переосмыслить роль и значение информационного права в период замедления экономики и геополитических шоков. Можно прогнозировать повышенное внимание законодателя к таким институтам информационного права, как институт информационной безопасности, институт интернет-права, институт правового регулирования электронного документооборота, институт рассмотрения информационных споров и др.10
В-восьмых, последовательное закрепление в учебных планах находит дисциплина «Информационное право», а также вводятся в обучение смежные с этой дисциплиной спецкурсы. Например, в специальности 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавриат) курс «Информационное право» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономи-
ческого цикла, то есть является основной дисциплиной. Это касается также специальностей 080200 «Менеджмент по профилю антикризисное управление», 100700 «Торговое дело» (профиль «Реклама в торговой деятельности»), где дисциплина «Правовое обеспечение информационное деятельности» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла.
В настоящее время можно отметить повышенное внимание со стороны экономических и юридических вузов страны к дисциплинам: «Правовое обеспечение информационной безопасности», «Интернет-право», «Правовое регулирование отношений в сфере электронного документооборота», «Правовые проблемы электронной торговли», «Интернет-право и интеллектуальная собственность» и др. Что касается дисциплины «Информационное право» для юристов, то в основном этот курс относится к вариативной части учебной программы или читается как дисциплина по выбору студентов.
Все эти процессы постепенно ведут к становлению новой субкультуры общества — информационной культуре — и формированию нового типа информационного правосознания. В наших работах информационная культура рассматривается:
а) через деятельность нового типа, связанную с умением работать с информацией и технологиями (деятельность программиста, регистратора домена, пиар-менеджера, лиазона);
б) через продукты такой деятельности (например, сайты, социальные сети и т.д.). Информационная культура индивида определяет сегодня его качество жизни, выражает определенный уровень развития информационного общества. Она связана с определенными навыками по использованию технических средств, с развитием сектора наукоемких технологий, а также с умением извлекать различную информацию из разных источников.
9 Информационная продукция представляет собой предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукцию СМИ, печатную и аудиовизуальную продукцию, программы для ЭВМ и базы данных, информацию, распространяемую посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи. Такое определение этому понятию дает статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
10 Рассолов И. М. Правовые проблемы электронной торговли: цивилистическое исследование. М. : Юнити-Дана, 2010. 157 с.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Рассолов И. М. Правовые проблемы электронной торговли: цивилистическое исследование. — М. :
Юнити-Дана, 2010. — 157 с.
2 . Тедеев А. А. Развитие информационных технологий, информационной экономики и правовое регули-
рование дистанционного труда в Российской Федерации (некоторые проблемы). //Российская юстиция. — 2014. — № 6. — С. 25—29.
3 . Федотов М. А. К вопросу о концептуальных основах информационного права как права киберпро-
странства // Вопросы правоведения. — 2011. — № 3. — С. 71—98.
Материал поступил в редакцию 25 января 2015 г.
INFORMATION TECHNOLOGY LAW AND INFORMATION TECHNOLOGY LEGISLATION UNDER THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
RASSOLOV Ilya Mikhailovich —Doctor of Law, Professor of the Department of Legal Informatics of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ilyarassolov@mail . ru
123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Review. The article considers the main tendencies for the establishment and development of IT law as the complex branch of Russian law, legal science and academic discipline.
The author distinguishes ten social relations that are included into the subject area of this branch. Attention is paid to the procedures of formation of a new subculture of the society, i.e. the information culture, and the formation of a new type of legal consciousness. The author considers priorities in teaching this academic discipline in higher educational institutions of our country.
Keywords: information, information culture, IT Law, Internet, society, information brokers, blogger, blogosphere, site, information sphere, legal consciousness, provider
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Rassolov I. M. Pravovye problemy jelektronnoj torgovli: civilisticheskoe issledovanie. — M. : Juniti-Dana,
2010. — 157 s.
2 . Tedeev A. A. Razvitie informacionnyh tehnologij, informacionnoj jekonomiki i pravovoe regulirovanie
distancionnogo truda v Rossijskoj Federacii (nekotorye problemy). //Rossijskaja justicija. — 2014. — № 6. — S. 25—29.
3 . Fedotov M. A. K voprosu o konceptual'nyh osnovah informacionnogo prava kak prava kiberprostranstva //
Voprosy pravovedenija. — 2011. — № 3. — S. 71—98.