Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ВИРТУАЛЬНОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ВИРТУАЛЬНОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SOCIETY / VIRTUAL EDUCATION / VIRTUALIZATION / PUBLIC CONSCIOUSNESS / INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитин Григорий Михайлович, Никитина Елена Александровна

Главной силой «новой индустриальной революции, которая многократно увеличивает возможности человеческого интеллекта» становятся новые коммуникационные и информационные технологии. Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х г.г. XX в. Термин «информационное общество» ввел Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества являются: М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин, Д. Бэлл, Г. Молитор, О. Тоффлер, З. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит, А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн. Термин «информационное общество» раскрывает объективный процесс постепенного осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности (наряду с энергией и материей) и превращения ее в реальную производственную силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY AND VIRTUAL (DISTANCE) EDUCATION

New communication and information technologies are becoming the main force of the “new industrial revolution, which multiplies the capabilities of human intelligence”. The idea of an information society was formulated in the late 1960s - early 1970s. The term “information society” was coined by Yuri Hayashi, professor at the Tokyo Institute of Technology. Researchers and developers of the information society theory are: M. Castells, F. Webster, E. Giddens, J. Habermas, D. Martin, D. Bell, G. Molitor, O. Toffler, Z. Brzezinski, A. King, D. Nesbit, A. Touraine, P. Drucker, M. McLuhan. The term “information society” reveals the objective process of society becoming gradually aware of the importance of information as some independent fundamental entity (along with energy and matter) and its transformation into a real productive force.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ВИРТУАЛЬНОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

Научная статья

УДК 378:004

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-25-36

Григорий Михайлович Никитин

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Краснодар, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 e-mail: klgffr@gmail.com

Елена Александровна Никитина

МАОУ СОШ №45 имени Адмирала Федора Ушакова

Краснодар, Россия ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-1766-3818 e-mail: klgffr@gmail.com

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ВИРТУАЛЬНОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Главной силой «новой индустриальной революции, которая многократно увеличивает возможности человеческого интеллекта» становятся новые коммуникационные и информационные технологии. Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х г.г. XX в. Термин «информационное общество» ввел Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества являются: М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин, Д. Бэлл, Г. Молитор, О. Тоффлер, З. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит, А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн. Термин «информационное общество» раскрывает объективный процесс постепенного осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности (наряду с энергией и материей) и превращения ее в реальную производственную силу.

Ключевые слова: информационное общество, виртуальное образование, виртуализация, общественное сознание, индивидуальное сознание, информационно-коммуникационные технологии

Для цитирования: Никитин Г.М., Никитина Е.А. Информационное общество и виртуальное (дистанционное) образование. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 4. С. 25-36. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-25-36

Original article

Grigorii M.Nikitin

Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin" Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 e-mail: klgffr@gmail.com

Elena A. Nikitina

Secondary school No. 45 named after Admiral Fyodor Ushakov

Krasnodar, Russia ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-1766-3818 e-mail: klgffr@gmail.com

INFORMATION SOCIETY AND VIRTUAL (DISTANCE) EDUCATION

Abstract. New communication and information technologies are becoming the main force of the "new industrial revolution, which multiplies the capabilities of human intelligence". The idea of an information society was formulated in the late 1960s - early 1970s. The term "information society" was coined by Yuri Hayashi, professor at the Tokyo Institute of Technology. Researchers and developers of the information society theory are: M. Castells, F. Webster, E. Giddens, J. Habermas, D. Martin, D. Bell, G. Molitor, O. Toffler, Z. Brzezinski, A. King, D. Nesbit, A. Touraine, P. Drucker, M. McLuhan. The term "information society" reveals the objective process of society becoming gradually aware of the importance of information as some independent fundamental entity (along with energy and matter) and its transformation into a real productive force.

Key words: information society, virtual education, virtualization, public consciousness, individual consciousness, information and communication technologies

For citation: Nikitin G. M., Nikitina E. A. Information society and virtual (distance) education. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No. 4. P. 25-36. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-25-36 (In Russ., abstr. In Engl.).

Информационные технологии и телекоммуникации делают общедоступными знания и информацию, выступая технологической базой развития информационной модели общественного устройства Современные ученые по-разному решают вопрос о месте информационного общества в историческом развитии человечества. Одни исследователи рассматривали информационное общество в качестве синонима постиндустриального общества, другие считают, что информационное общество - это лишь одна из разновидностей постиндустриального общества. Третьи видят в информационном обществе один из этапов развития постиндустриального общества. Четвертые - выводят информационное общество за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущей на смену постиндустриальному обществу.

Информационное общество характеризуется, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими,

высокотехнологичными средствами (микропроцессорными технологиями и компьютерной сетью Интернет), в котором информация и знания приобретают новое качество, становясь основными продуктами жизнедеятельности индивидов и социальных групп.

Заметная роль информационных технологий, используемых в различных сферах человеческой жизни, особенно в сфере образования вызывает необходимость в вопросе о сущности и происхождении информационных технологий, их целях и применении в сфере образования.

Вхождение в информационную эпоху обусловило качественно новые условия, в которых происходит современный процесс антропогенеза, становления и развития человека, его телесности, сознания, жизненного мира, связей с социумом и Другой личностью.

Это вопрос, волнующий как специалистов в сфере антропологии, так и широкие круги представителей инновационной науки, призванной преобразовать мир человека с помощью информационных, био-, нано- и иных «высоких» технологий. Технологизация затрагивает в развитых обществах все больше различных сфер, влияющих на бытие человека: сферы коммуникации, производства и потребления благ, быта, искусства, здоровья. Эта область может стать углублением уже наметившегося направления научного исследования по изучению философских проблем применения компьютерных технологий.

Важнейшей тенденцией современной культуры является ее сращение с информационными технологиями, переход многих форм реальной деятельности в виртуальную, ведущий к значительным переменам для социума и человека. Цифровые аналоги объектов культуры (музей, книга, игра) уже стали привычными, как и электронные услуги, покупки, СМИ. Человек живет и действует пока еще в двух мирах: реальном и виртуальном, но последний наступает все более активно и неотвратимо. Произошла виртуализация таких сфер жизни человека, как коммуникация и поиск информации, виртуализируется сфера образования, услуг, досуга, творчества, искусства. Даже в процессе обучения получение новой информации становится все более «скользящим по поверхности», редуцируется к получению «необходимых сведений» в узком профессиональном поле.

В информационном потоке человек оказывается звеном, которое практически не добавляет новой ценности к существующей информации, лишь многократно тиражируя ее и постепенно упрощая содержание. Сквозь человека проходят огромные потоки значимой и незначимой информации, где на фоне информационного мусора все сложнее становится выявить главное, истинное. Для того чтобы защититься от информационного спама, человек устанавливает барьеры восприятия, блокирует «ненужное», в разряд которого попадает и то, что является мировоззренчески ценным. Пресыщенность информацией переходит в свою противоположность: современный человек все с большим трудом усваивает даже базовый минимум знаний. На фоне развития технологий, облегчающих решение простых и сложных задач, человек, перестает запоминать то, что раньше было необходимым: таблицу умножения, правила письма, стихи, названия, даты.

Таким образом, несмотря на увеличение объемов воспринимаемой информации, она не переходит на уровень знаний, так и оставаясь в зоне виртуального доступа.

Стоит отметить, что в последнее время назрела необходимость философского осмысления взаимоотношений между сферой образования и современными

информационно-коммуникационными технологиями. Во многом данные вопросы связаны с виртуальным образованием или если применить научное определение - дистанционным образованием.

В настоящее время виртуальное (дистанционное) образование день ото дня расширяется в образовательных системах, и распространяется довольно устойчивое мнение в общественном сознании, что информационно-коммуникационные технологии в гораздо более удобной и комфортной атмосфере предоставляет знания для конкретного человека, общества и послужат основой для дальнейшего продвижения современной науки. Но если мы будем рассматривать и пытаться понять воздействие информационно-коммуникационных технологий на процесс развития образования, то ни в коем случае нельзя его оценивать только с точки зрения технического роста. Необходимо исследовать воздействие информационно-коммуникационных технологий на изменение индивидуального и общественного сознания.

Поэтому, для более детального рассмотрения целей и методов применения виртуального (дистанционного) образования должны быть изучены философские вопросы, в которых рассматриваются взаимоотношения информации, общественного и индивидуального сознания; техники и технологий и т.д.

Философские размышления о технике (как ее называли древние греки «технэ») восходят к мысли древнегреческих философов Платона, Аристотеля [1,87]. В античной философии было различие между «techne» и «episteme». «Тэхнэ» представляло собой практическое «знание-умение», основанное на опыте, а «эпистеме» - сферу чистого теоретического познания. Появление первых зачатков технической науки (то есть некоего соединения «тэхнэ» и «эпистеме») происходит лишь в поздней античности (эллинистический период). Во многом понятия «techne» и «episteme» в древнегреческой философии были связаны с такими понятиями как «фйст^» («физис») и «Äoyoq» («логос»). Древние греки еще в самом начале зарождения философии задали очень серьезный вопрос: «Почему вообще есть сущее, а не наоборот - ничто?». Сущее греки обозначали словом «фю-зис» («фйст^»), которое переводят как «природа», используя латинское слово natura. Но данный греческий термин значит гораздо больше, чем «природа», «быть рожденным» или «рождение».

Для того чтобы понять данное слово Хайдеггер М. предлагает отвлечься от привычного нам общения речью и языком, а приблизиться к самой бытий-ствующей вещи. Он утверждает, что злоупотребление языком в обычной болтовне, в избитых выражениях и фразах лишает людей истинного общения с вещами. Поэтому, «фйст^» означает «из самого себя восхождение (von sich aus Aufgehende), прорастание (например, прорастание розы), постепенное самораскрытие, вхождении в этом раскрытии в явь и остановку и пребывание в ней, короче говоря, восходящее-пребывающее властвование (das aufgehend-verweilende Walten)» [1, 98].

Философ, анализируя понимание древними греками «фйст^», говорит, что не явления природы послужили для них источником проникновения в суть данного термина. Античным философам открылся внутренний смысл «фйст^» только «на основании поэтико-мыслительного глубинного опыта бытия» [1, 99]. В работах греческих философов - Парменида и Гераклита понимание и познание бытия сводилось к слышанию «логос» («Äoyoq»). По мысли Парменида, «Äoyoq» может быть достигнут тремя разными путями. Первый из них - это путь к бытию («не-

сокрытый» путь), который неминуем. Второй - антитеза первому, так как его невозможно пройти. Третий путь - это путь мнения в смысле кажимости и видимости. На этом пути сущее выглядит с разных сторон, поэтому здесь господствуют только воззрения людей, которые могут меняться и где настоящая суть может быть смешана с видимостью. Сама суть «Aóyoq» представляется Пармениду как метафора «троичного пути». Путь к бытию неминуем, а люди избегают его; путь к «ни-чтойности» недоступен, но люди стараются пройти по нему; путь к видимости всегда доступен и проторен и каждый человек стремится пройти по этому пути. Но, именно, эту дорогу человеку следует «обходить». Парменид отмечает, что почти все люди стремятся к «подлинному бытию» или к «со-размеренности» бытийного «со-существования», а сами очень часто следуют по пути видимости или кажимости.

В Древней Стое существовала своя система познания человеческой сущности, свои мировоззренческие ориентиры. Человеческое существо представляло собой гармоничное единство, высшей целью которого являлось достижение «блага» по отношению к миру, к людям и к себе. Составными частями человеческого естества, по мнению стоиков, являются: пролепсис («npóAn^iq»), идея («svvo^^a»), лектон («AsKióv»), внутренний «Aóyoq», понятия, «пред-ставления» («ф^таош»), пролепсис блага («npóAn^iq dyaüóv»), чувство, воля, ум («yvw^n»), мысль, справедливость, память, схватывание («катаАпф19>), ростки разума («Aóyoq onsp^dTLKOL»), ростки вечности («semina retinitatis»), троп или свернутость («Tpónoq»). Древние греки различали «подлинное бытие» - «фюзис» и «видимость» этого бытия. Философы выделяют три способа «видимости» «бытийству-ющего со-существования» в мире:

- видимость как блеск и сияние;

- видимость и свечение как свечение, вы-свечивание чего-либо;

- видимость как кажимость, впечатление, которое кто-то производит.

Например, такие философы, как С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Марсель, Ю. Хабермас, Г. Маркузе и Ж.-Ф. Лиотар оценили технологии и, в частности, информационные технологии с философской точки зрения.

Среди мыслителей, рассматривавших влияние новых технологий на человека, особенно заметно выделяется экзистенциализм (философия существования). Философия существования - одно из направлений современной западноевропейской философии, возникшей благодаря идеям таких философов как С. Кьеркегор и Ф. Ницше. Философские идеи экзистенциализма нашли свое продолжением в работах философов: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Марсель, М. Мер-ло-Понти и Ж.-П. Сартр. Философские мысли этих философов разные, но все они исследуют человеческую природу и сосредоточены на таких человеческих качествах, как осознанность, подлинность и свобода.

Мы попытаемся, основываясь на философских идеях К. Ясперса, проанализировать взаимосвязь современных технологий и образования. С одной стороны, для образования присущ своего рода коммуникативный и социальный характер, а, с другой стороны, К. Ясперс считает, что «быть собой» и «стать собой» возможно только на основе общения. Следовательно, вполне возможно изучить социальные цели образования с точки зрения философии К. Ясперса.

Необходимо начать наше исследование с двух основных идей, характеризующих виртуальное (дистанционное) образование и информационно-коммуникационные технологии:

1. виртуальное (дистанционное) образование - это новая идея, которая, с одной стороны, не достаточно изучена в современной философской литературе.

2. Информационно-коммуникационные технологии достаточно эффективно используются в таких областях человеческой жизни как промышленность, экономика, банковское дело, политические технологии и т.д.

В работе мы использовали философские методы исследования и методы контент-анализа. Необходимо было сравнить взгляды философов (представителей экзистенциализма) совместно с образовательными целями обучения. Мы использовали сравнительный анализ как одну из разновидностей кантент-анализа. Сравнительный анализ - это сравнение между субъектами, предикатами, коллекциями, отдельными лицами, группами или периодами времени, которые раскрывают сходства и различия между ними. В нашей работе философские концепции, описывающие взгляды представителей экзистенциализма на природу социальной жизни человека, сравниваются методом сравнительного анализа.

Практически всегда философы пытались выйти за рамки банальных и индивидуальных характеристик бытия и достичь неких трансцендентальных реальностей за пределами времени и места. Уже с XIX столетия представители философии экзистенциализма подчеркивали связь между мыслью человека, с одной стороны, и, с другой стороны, с глубоким реальным жизненным опытом человеческого существования. Представители экзистенциализма убеждены, что состояние каждого человека по своей природе уникально.

Например, С. Кьеркегор [3, 53] использует слово «существование» для описания человеческого существа. По его мнению, человеческое существование - это полное единство и мысли и чувств, страстей. Следовательно, если человеческое измерение отделить представить только виде некого логического (мысленного) существования, то оно будет являться одномерным или ограниченным представлением о человеке, совершенно лишенным человеческих чувств, эмоций и страстей.

К. Ясперс [2, 90] описывает философские мысли Ф. Ницше и С. Кьеркегора: «Оба поставили под сомнение разум из глубин Existenz ... [как они верят], но мысль о человеке должна быть домом, в которым он живет, иначе оно станет извращенным» [2, 36].

М. Хайдеггер, описывая человеческое существо, характеризует его как беспокойного, тревожного, смертного существа. С точки зрения М. Хайдеггера, настоящий человек - это тот, кто «храбро сохраняет беспокойство и смотрит на смерть как на возможность, которая уничтожает все остальные возможности жизни» [1, 51].

Ж.-П. Сартр [4, 49] утверждает, что человеческое существо предшествует его сущности, и поскольку человек является свободным существом, то он способен сам создавать ценности, и эти ценности формируют его человеческую сущность.

Философские идеи К. Ясперса также связаны с жизнью и человеческим существованием. К. Ясперс [2, 64], как и другие представители философии существования, в книге «Разум и экзистенция» не только связывает человека с силой «разума», но видит в нем и другую силу, трактуемую им как «существование».

Таким образом, при описании человеческого существа следует сказать, что «разум» и «существование» - это два измерения человеческого существа, которые являются необходимыми условиями друг для друга. К. Ясперс пишет: «Таким об-

разом, разум и экзистенция - это не две противостоящие силы, которые борются друг с другом за победу. Они взаимно развивают друг друга и находят друг друга, ясность и реальность ... Разум без экзистенции даже в самой богатой области, в конце концов, переходит в безразличное мышление, просто интеллектуальное движение сознания как такового или в диалектику духа. И, как он ускользает в интеллектуальную универсальность, не имея при этом корня своей историчности, он перестает быть разумом. Иррациональный Existenz, основанный на чувстве, переживании, неоспоримом порыве, инстинкте или прихоти, заканчивается слепым насилием, и, следовательно, подпадает под эмпирические законы, управляющие этими действительными силами. Без историчности, потерянный в простой особенности случайного эмпирического существования в самоутверждении, не связанном с Трансцендентностью, оно перестает быть Existenz.» [2, 38].

В другой попытке К. Ясперс пытается прояснить роль философии и ее отличие от науки. Он рассматривает философские попытки человека познать существо в таких областях, как антропология, космология и теология как неудачные попытки, которые не является конечной точкой познания, но являются началом человеческого пробуждения и сознания. Основываясь на таком взгляде, он называет результаты науки «знанием», а результат философии - «сознание». Это сознание - начало свободы, становление собой и самореализация для человеческого существа.

В результате К. Ясперс считает, что человек становится человеком только когда находится в определенных жизненных обстоятельствах, которые он не выбирал или не создавал, он может принять и использовать их в своей жизни и найти выход из сложившейся жизненной ситуации. К. Ясперс как и многие другие представители экзистенциализма, считает, что у человека нет другого пути, кроме выбора, который представляет собой своего рода риск, потому что он является результатом этого выбора.

На следующем этапе К. Ясперс исследует, как выбирать собственные обстоятельства, становиться собой и выходить за рамки жизненных обстоятельств. По его мнению [2, 41], стать самостью и превзойти можно двумя способами «экзистенциальное общение» и переживание «пограничной ситуации». «Экзистенциальное общение» - это общение с другими людьми, людьми, у которых есть традиции, культура и история. Как утверждает К. Ясперс, еще одним необходимым условием для «обретения себя» и «становления собой» является переживание «пограничного состояния». Переживая «пограничную ситуацию», человек как бы переживает границу своего человеческого бытия, поэтому он может в такие минуты испытывать страсти, счастье, горе, печаль, недоумение, смерть, войны, эпидемии, дискомфорт, любовь и даже присутствие Бога. В таких условиях человек осознает, кем он является на самом деле. Столкнувшись с таким опытом «выхода за пределы себя» или, как утверждает К. Ясперс, «трансцендентности бытия».

По мнению К. Ясперса, историческая душа сообщества раскроется через характеристики и поведение людей в этом сообществе. В связи с этим одна из социальных целей образования должен пробуждать и оживлять историческую душу сообщества в его учениках такими способами, как сотрудничество в повседневной жизни, опыт общения, методы и взаимодействия лицом к лицу, такие как взаимодействие с человеческой личностью учителя.

К. Ясперс утверждает, что «обучение учащихся как нужных членов общества», с одной стороны, означает их подготовку к работе и будущей жизни, а, с

другой стороны, это означает пробуждение, поддержание и развитие традиций и исторической души сообщества через подобное сотрудничество в повседневной жизни. Например, опыт взаимодействие с человеческой личностью учителя, которое К. Ясперс называет «экзистенциальным отношением» [2, 71] и утверждает, что «быть собой» и «стать собой» возможно только на основе такого человеческого общения, то есть, отношения с другими людьми, традициями, культурой и историей.

К. Ясперс [2, 25], подчеркивая роль коммуникации в эволюции человека, вспоминает тот факт, что до определенного времени глухие дети считались не способными к дальнейшему интеллектуальному развитию, которое связывалось с человеческой речью и только после создания языка жестов для ученых стала понятна ошибочность их научных взглядов.

К. Ясперс считает, что человеческое измерение является уникальными характеристиками социального сообщества и признаком его подлинности, которое не может быть достигнуто только научным планированием, но, с точки зрения К. Ясперса, с помощью пробуждения и развития исторической души сообщества. Человеческое измерение достигается путем сотрудничества и обширного личного и социального взаимодействия в реальных жизненных обстоятельствах.

Подлинная личность может определяться по отношению к «аутентичному сообществу». Аутентичное сообщество - это то сообщество, которое знает о своем прошлом и зависит от него, и признаки этого осознания и зависимости очевидны в повседневной жизни этого сообщества для каждого из людей.

Таким образом, люди могут воспользоваться шансом осознать свое прошлое и получить новый опыт социального взаимодействия путем сотрудничества и личного социального взаимодействия.

Виртуальное (дистанционное) образование с философской точки зрения, обладает некоей «силой ускорения» от «сущего» к «должному», то есть вполне может ускорить процесс обучения. Но не нужно излишне надеется на достоинства виртуального (дистанционного) образования, так как можно выделить и отрицательные стороны этого образования.

В последнее время в особенности продвигается и усиленно лоббируется идея особой важности виртуального (дистанционного) образования, как будто оно является панацеей от всех «бед» современного образования. Конечно благодаря виртуальному (дистанционному) образованию появилась возможность получить быстрый доступ практически к любой информации; экономия времени на сбор информации и ускорение процесса научного производства.

Естественно, данная возможность предоставила человеку комфорт. Каждый день люди становятся свидетелями достижений информационно-коммуникационных технологий: излечение человека от болезней, обогащение его жизни обучением, искусством, спортом и отдыхом и т.д. Например, виртуальное (дистанционное) образование, во многом «облегчило» обучение навыкам вождения и пилотирования. При обучении вождению виртуальное (дистанционное) образование помогает человеку представить себе автомобиль применительно к дороге и объектам окружающей среды.

Виртуальное (дистанционное) образование изменило образ жизни учителей и учеников. Например, вместо человеческого личного общения они полагаются на «виртуальное общение» (чат, электронная почта) для удовлетворения информационных и даже социальных потребностей.

В настоящее время все большую популярность приобретает именно форма «виртуального общения», но довольно часто полностью исчезает личное взаимодействие между учителем и учениками. Например, данные явления были особенно характерны для периода пандемии.

Но историческая душа общества раскрывается только через личность учителя во взаимодействиях и личном общении между учителем и учениками. Стоит отметить, что именно личное общение является одним из необходимых для пробуждения и роста исторической души общества в каждом человеке.

Критика, направленная против виртуального (дистанционного) образования, сосредоточена на том факте, что оно не предполагает личного взаимодействия лицом к лицу, что является единственным необходимым условием для пробуждения и роста исторической души общества в каждом человеке.

Pan tic [5, 69] указывает на необходимость взаимодействия лицом к лицу в интерфейсе. Он считает, что лицо предлагает набор признаков, таких как структура, выражение лица (морщины, плач, красноватые щеки), которые необходимы для человеческого общения и общественной жизни. Но виртуальное общение не имеет того, что присуще человеческому общению. Prosser, B. T.,& Ward, A. [6, 63] считают «виртуальную коммуникацию» искусственной и бестелесной и, следовательно, более поверхностной и безответственной, в которой отсутствует страсть, глубина и ответственность личного взаимодействия. Они называют «виртуальное общение» - удобным, контролируемым и неограниченным общением.

Одним из основных моментов философии К. Ясперса является его акцент на «разуме» и «существовании» как двух измерений человеческого существа.

К. Ясперс [2, 94], делая акцент на человеческом существовании, указывает, что для обнаружения «я» и становление собой необходимо такое мышление, которое не является универсальным и достоверным с научной точки зрения. К. Ясперс убежден, что выявляют человеческую сущность именно «пограничные ситуации». К. Ясперс утверждает, что только в пограничных ситуациях люди понимают, кто он на самом деле. Социальный опыт субъективен и уникален для каждого человека. С точки зрения К. Ясперса человеческое существо должно осознавать свое человеческое существование в реальной жизни. В процессе образования человеческое существо должно быть сосредоточено не только на рациональных, но и на эмоциональных аспектах современной жизни. В результате человек должен раскрыть и развить свои навыки, чувства, даже желания, помимо методов мышления, так как в реальной человеческой жизни будут необходимы как рациональные, так и эмоциональные аспекты современного бытия.

Ozman, H., & Craver, S. [7, 55] предполагают, что экзистенциальное образование поможет человеку понять свои собственные чувства и связать свои мысли с его реальной жизнью. Как считает Pallasmaa [8, 22] данная точка зрения не совсем похожа на традиционную рационалистическую позицию, ограничивающую человека только биологическими аспектами. Именно данная точка зрения помогает человеку, познавая реальность, постепенно ощущать такие чувства как радость, боль, страх, надежда и т.д. Чувства боли и скуки тоже необходимы для человеческого существа, так как являются признаками телесных ограничений человека. Человек, осознавая эти ограничения своего человеческого бытия, пытается взять на себя ответственность перед реальными событиями, чтобы они не причиняли ему вреда.

Универсальная точка зрения показывает, что любые физические потребности приводят к неким телесным переживаниям.

Основное различие между виртуальным и личным обучением в познании мира заключается в том, что происходит «дистанцирование» в процессе виртуального взаимодействия. В этом виде обучения человек не в состоянии получить полного физического присутствия, но вполне сможет ощущать реальный мир через экран своего монитора. Следовательно, «виртуальный опыт» не может являться настоящим эмпирическим опытом человека.

Laurie [9, 16] считает «виртуальный опыт» не полным опытом человеческого понимания мира. С точки зрения Лори, «виртуальный опыт» снижает роль «воплощения», что может стать проблемой для понимания людьми себя как рациональных и эмоциональных существ и их физического сотрудничества в реальной жизни.

Некоторые современные мыслители пытаются охарактеризовать современную действительность не только как «постиндустриальное общество», но и как «постбиологическую эру» человечества, для которой особенно необходим «виртуальный опыт». Но таким образом без физического присутствия «тела» мы принижаем роль человеческих взаимоотношений, таких как любовь, горе, счастье, дружба и т.д.

Виртуальное (дистанционное) образование можно разделить на онлайн и офлайн образование. В работе выявлена связь между виртуальным (дистанционным) образованием и социальными целями образования. Виртуальное (дистанционное) образование предоставило большие возможности для работы и будущей жизни. Но сохранение традиций, исторической и специфической культуры каждого сообщества возможно только через коммуникацию и социальное общение.

Для достижения этой цели современная система образования должна готовить специалистов, которые представляют традиции и подлинную историческую культуру этого конкретного сообщества. Виртуальное (дистанционное) образование является межпространственным и не имеет присутствия, ограничивает возможность взаимодействия между людьми и, следовательно, ограничивает сохранение и развитие исторической души общества в человеке.

В заключение хотелось бы отметить важные моменты социальных последствий виртуального (дистанционного) образования. Если с расширением виртуального (дистанционного) образования возникнет необходимость развития образовательной системы, то современные информационно-коммуникационные технологии помогут «освободить» человеческое существо. Но, по мнению авторов, данная свобода для большинства людей не будет являться «ценностной свободой» (окружающая жизнь будет полна просто «бесцельной свободой», свободой «без смысла»).Поэтому виртуальное (дистанционное) образование нельзя рассматривать как определяющий фактор современного обучения, а только как некое средство обучения.

К. Ясперс другие представители философии существования, делает упор на осознание, изменение взглядов и переосмысление текущей ситуации и таких понятий, как эффективность, цель, этика и смысл жизни в философии.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют облегчить процесс обучения и являются удобным сервисом новых образовательных идей. Например, легкий доступ к огромному объему информации, проектирование об-

разовательных мультимедиа и виртуального образования. К. Ясперс подчеркивает, что информационные технологии должны помогать сфере образования, что ни коем случае не меняет основных социальных целей образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Хайдеггер М. Бытие и время. М. Хайдеггер. М. : Ad Marginem, 1997. 367p.

2. Jaspers K. Reason & existenz. Trans. W. Earle. 1956. London: Rout Ledge & Kegan Paul.

3. Kierkegaard S.A. The present age. Trans. A. Dru. 1962. New York: Library Fontana.

4. Sartre J-P. Being & nothingness: An essay on phenomenological ontology. Trans. H. E. Barress. 1966. New York: Washington Square Press.

5. Pan tic M. Face for Interface. In Pagani, M. Encyclopedia of multimedia, technology & networking. 2005. Vol.1. Bocconi: I-LAB Centre for Research on Digital Economic Bocconi University Press.

6. Prosser B. T., Ward A. Kierkegaard & the internet: Existential reflections on education & community. 2000. Journal of Ethics & Information Technology, 1(2), 167180.

7. Ozman H., Craver S. Philosophical foundations of education. 1995. New York: Merrill publishing company.

8. Pallasmaa, J. (2007). Embodied Experience & Sensory Thought. Journal of Educational Philosophy & Theory, 39(2), 769-772.

9. Laurie R. Virtual reality: An empirical - metaphysical test bed. In massage board school of journalism & mass communication. 1997. North Carolina: University of North Carolina Press.

Информация об авторах: Никитин Григорий Михайлович - доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» Краснодар, Россия Автор, ответственный за переписку ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 klgffr@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никитина Елена Александровна - учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №45 имени Адмирала Федора Ушакова Краснодар, Россия

ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-1766-3818

SPIN-code:  3156-7907

klgffr@gmail.com

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Nikitin G. M. - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin Corresponding author Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 klgffr@gmail.com

Nikitina E. A. - Teacher of Russian Language and Literature Secondary school No. 45 named after Admiral Fyodor Ushakov Krasnodar, Russia

ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-1766-3818

SPIN-code:  3156-7907

klgffr@gmail.com

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 04.07.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 11.08.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 23.08.2020

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.