Научная статья на тему 'Информационное общество и информационная безопасность'

Информационное общество и информационная безопасность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2704
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / информационное оружие / информационная безопасность / стратегия информационной безопасности / information society / information weapon / information security / information security strategy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смоленский Михаил Борисович

Автор акцентирует внимание читателей на необходимости формирования информационного общества и стратегии информационной безопасности в России и обосновывает важность этого этапа в развитии современного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Information Society and Information Security

The author focuses the reader’s attention on the need for formation of information society and information security strategy in Russia and justifies the importance of this stage in the development of the modern state.

Текст научной работы на тему «Информационное общество и информационная безопасность»

Section 1. Information law

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJLPS-17-1-3-7

Smolenskiy Mikhail Borisovich, professor, doctor of sociological sciences, candidate of juridical sciences, professor of the Rostov branch of Russian customs academy civil law disciplines department, professor of Don State Technical University «Civil Law» department

E-mail: rta-sf@mail.ru

The Information Society and Information Security

Abstract: The author focuses the reader's attention on the need for formation of information society and information security strategy in Russia and justifies the importance of this stage in the development of the modern state.

Keywords: information society, information weapon, information security, information security strategy.

Смоленский Михаил Борисович, профессор, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, профессор кафедры «Гражданское право» Донского Государственного Технического Университета

E-mail: rta-sf@mail.ru

Информационное общество и информационная безопасность

Аннотация: Автор акцентирует внимание читателей на необходимости формирования информационного общества и стратегии информационной безопасности в России и обосновывает важность этого этапа в развитии современного государства.

Ключевые слова: информационное общество, информационное оружие, информационная безопасность, стратегия информационной безопасности

Эволюция общественных отношений в разви- которой стала всеобщая компьютеризация прак-

тых странах, приведшая эти страны к созданию тически всего населения развитых стран, и воз-

развитой экономики и высокого уровня потре- можности использования компьютерной техники

бления, привела и к значительному росту пото- на производстве и в быту, что дает практически

ка разнообразной информации, что неизбежно каждому человеку возможность получения любой потребовало создание и постоянного развития необходимой информации. На этой почве про-

различных информационных технологий. А это, изошли серьезные изменения в системе обще-в свою очередь, привело к созданию новейшей ственных отношений, обеспечившие реальную

формации — информационного общества. возможность самореализации личности.

Таким образом, можно говорить о том, что Само информационное общество не может

информационное общество это фаза современ- появиться из небытия. Оно зарождается в недрах ной цивилизации. Её появлению мы обязаны обычного общества, но в ходе научно-технической информационной революции, инструментом революции происходит фонтанирующий выброс

информации, которой члены общества хотели бы обмениваться. Так как в ходе обмена количество информации многократно вырастает, это приводит к быстрому витку развития цивилизации, радикально воздействует на экономику и многократно усиливает интенсивность товарно-транспортных потоков. А это, в свою очередь, является активным фактором превращения информации в крайне необходимый, а главное — легкодоступный, ресурс для широких масс, что дает возможность для широкомасштабного информационного воздействия на большие группы населения.

Опыт США, Великобритании, Франции и других экономически развитых стран продемонстрировал, что все страны развиваются очень неравномерно, опираясь преимущественно на собственные возможности, сформированные в каждой стране под влиянием её культурного развития, экономического потенциала, сложившимися политическими и экономическими условиями и возможностями. В современный период развития мировой экономики эти страны вступили с развитой и достаточно эффективно функционирующей экономикой. Это даёт им возможность обеспечивать высокий рост информационных потребностей, порождающий сбыт информационных продуктов и услуг по их созданию, за счет наличия платежеспособного среднего класса, являющегося основным потребителем информационных услуг. Тем не менее, и в этих странах назревают проблемы связанные с недостатком финансирования среднего класса, что приводит к уменьшению потребления информационных услуг, и, как следствие, порождает застой.

В то же время бюджеты этих стран по-прежнему располагают серьезными свободными средствами, которые они могут направить для инвестирования более активного развития инфраструктуры изготовления информационных продуктов и услуг по их внедрению. В этих странах на сегодняшний день сложилось достаточно хорошо развитая инфраструктура производства информационных продуктов и услуг, отлаженная система компьютерного образования и обширная сфера их применения. Имея серьезный опыт построения информационного общества, все развитые страны на государственном уровне

приняли стратегии и программы построения информационного общества и обеспечили этому процессу высокую степень финансирования.

Таким образом, страны, вступившие на путь создания информационного общества, должны реально осознавать на какие ресурсы они могут рассчитывать при формировании и развитии информационно-экономического пространства, создания рынка новых информационных технологий и формирования банков данных общедоступных информационных ресурсов. Для этого необходимо реальное понимание своих финансовых и научных возможностей, так как чем больше будут вложения, тем выше окажется и результат, и наоборот. Например, по сведениям из открытых источников, в настоящее время только расходы бюджета США на информационную безопасность дойдут в 2017 году до $19 млрд., а в целом на информационные технологии расходуется около $80 млрд. Сопоставимы с США и объемы капиталовложений и в других развитых странах.

В то же время, этот путь пока ещё не совсем реален для современного российского государства и общества, так как он требует значительных капиталовложений в достаточно короткий интервал времени: не менее 7-8% ВВП и время, в течение не менее 10-15 лет, необходимые для выхода на среднеевропейский уровень информатизации и её защиты. А таких возможностей, и финансовых, и технологических у России пока нет.

Накладывает свой отпечаток и фактически экономическая блокада, которая скрывается за завесой красивых слов о «нарушениях демократии» или «высокой агрессивности», но на самом деле явная конкурентная борьба с нарождающейся экономикой крупной ядерной державы. В тоже время, запрос на построение информационного общества в России огромен и несоизмерим с ее возможностями на данном этапе развития.

Интеллектуально население намного обогнало экономические возможности страны. Но этот недостаток необходимо превратить в достоинство. Следовательно, России необходимо искать альтернативный путь, ориентированный, прежде всего, на социально-политические и культурные особенности многонационального российского общества и требующий минимума капиталовложений

со стороны государства. От государства необходимо потребовать сосредоточить максимальные усилия на задаче добиться хотя бы минимальных темпов экономического роста и убрать все преграды для быстрого развития коммерческих структур.

Для России с ее традиционно высоким образовательным уровнем и пока не растраченным интеллектуальным потенциалом присутствует реальный шанс, опираясь на не прерванный информационный поток, сделать «рывок» и добиться возрождения утраченных позиций в реальном секторе экономики, используя успехи образования и науки в качестве конкурентного преимущества. В условиях «взрывной» эволюции это дает возможность, по необходимым для страны позициям не только догнать, но и локально перегнать, не догоняя, развитые страны в полном объеме.

Однако на этом фоне многократно возрастают угрозы информационной безопасности России. Позиционная, вялотекущая информационная война в этой сфере из своей традиционной формы плавно начинает переходить в открытую информационную войну и угрозе национальной безопасности в информационной сфере.

В этих условиях, для противодействия противнику, необходимо точно определиться с характером угроз. Условно, основные угрозы информационной безопасности России можно разделить на два типа: внешние и внутренние. К внешним источникам угроз относятся: во-первых, открыто проводимая не дружественная политика многих экономически развитых государств, направленная прямо против экономических интересов РФ и, соответственно, с задачей вытеснения России с внешнего и внутреннего рынков, особенно в сфере информации, А это неизбежно приводит к обострению конкуренции в сфере производства информационных ресурсов и технологий. Во-вторых, тайная, а иногда и явная поддержка деятельности международных террористических организаций, являющихся серьезной угрозой для нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, что может привести к серьезным проблемам для ещё слабой возрождающейся экономики России.

К внутренним источникам угроз информационной безопасности РФ относятся: во-первых,

недопустимо слабое состояние отечественного сектора реальных отраслей экономики и особенно в секторе промышленного производства, что многократно уменьшает наличие рабочих мест и увеличивает социальную напряженность; во-вторых, неблагоприятная криминогенная обстановка, подогреваемая возможностями получения криминальными структурами доступа к базам данных различных государственных (ГИБДД, налоговые органы и др.) и негосударственных (коммерческие банки) структур, что приводит к утрате конфиденциальной информации и снижению степени доверия граждан к государству в информационной сфере; в-третьих, это ещё недостаточная координация деятельности всех структур государственной власти и органов местного самоуправления по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ; в-четвертых, неразвитость форм общественного контроля за деятельностью государства в информационной сфере.

Эти угрозы возникли не на пустом месте и не без оснований. В настоящее время против России странами Запада, уже ведется практически открытая информационная война с использованием всех видов «информационного оружия»: СМИ, каналов Интернета, «мягких методов» влияния на состояние умов и др. Но уже предпринятые, плохо скрываемые, попытки развалить государство в России, подобно тому, как ранее был развален СССР, не увенчались успехом.

Россия оказалась более целостной, как структура, с более тесными связями между собой как территорий, так и национальных групп населения. Более того, на Западе вначале и не заметили возрождения экономического потенциала России как единого и мощного государства. И на данном этапе развития общества, победа в такой войне невозможна в принципе. Ведь речь идет о мощнейших ядерных державах, в принципе не признающих капитуляцию. Мнение о слабости России как великой державы оказалось ошибочным, так как многие западные аналитики спецслужб выдали желаемое, за действительное.

В этих условиях на современном этапе развития отношений между Россией и странами

Запада существенно возросла угроза применения информационного оружия против информационной инфраструктуры Российской Федерации. Причем, уже не скрываясь, некоторые государственные деятели прямо говорят о необходимости применения такого оружия против России, ставя её в один ряд с международными террористическими организациями. Разработка рядом государств стратегий ведения информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран, прежде всего Россию, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним является одним из реальных источников внешних угроз национальной безопасности нашего государства, не считаться с которыми, не могут себе позволить здравомыслящие политики.

Чугунова К. Ю. определяет следующие признаки информационного оружия: «а) осуществляет неправомерный доступ, уничтожение, модифицирование, блокирование, копирование, предоставление, распространение и иные неправомерные действия в отношении информации; б) нарушает порядок доступа к информации и в целом оказывает неблагоприятное воздействие на информацию; в) воздействует на средства обработки информации» [1]. Анализируя перечисленные признаки можно прийти к вводу, что одним из наиболее эффективных путей противодействия информационному оружию является совершенствование правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности российского государства.

На это в настоящее время и направлены основные усилия государственных структур, отвечающих за эту деятельность. Уже неоднократно принималась Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и сегодня дей-

ствует её крайняя версия утвержденная Указом Президента Российской Федерации 05.12.2016 № 646. Однако, как и ее предшествующие версии, она не имеет статуса федерального закона, что снижает возможность достижения запланированных целей. При этом, рассматриваемая доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов государства на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Российское общество должно, наконец, реально осознать, что информационная безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации и в современном мире всё более выходит на первый план. Это означает, что национальная безопасность РФ, зависит, главным образом, от обеспечения информационной безопасности и эта зависимость, в условиях начинающегося подъема российской экономики, будет только возрастать. Таким образом, Российская Федерация больше не может игнорировать вопросы использования информационного оружия и защиты национальных интересов в этой сфере.

Всё вышесказанное позволяет констатировать, что уполномоченными государственными структурами обеспечению информационной безопасности Российской Федерации уделяется определенное внимание, в рамках обеспечения национальной безопасности [2].

В тоже время становится всё очевиднее, что этого внимания, в условиях прямой конфронтации со странами Запада, явно недостаточно. Необходима концентрация усилий не только государственных структур, но и всего общества, что делает необходимым поднять статус принимаемых в этой области нормативных актов, так как проблема использования информационного оружия до сих пор, в основном, регулировалась Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ и оставалась за пределами рамок законодательного регулирования.

Список литературы:

1. Чугунова К. Ю. Информационное оружие как угроза национальной безопасности Российской Федерации//Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 7. - С. 59-64.

2. Проект Концепции Стратегии кибербезопасности Российской Федерации. URL: http://council. gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf (дата обращения: 20.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.